У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Особенности адаптационный процессов у детей и подростков 11-15 лет, занимающийся спортивными Бальными танцами
Количество страниц
143
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
25108.doc
Содержание
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 11
1.1. Особенности танца как средства двигательной активности и 11 укрепления здоровья в критические периоды развития
1.2. Влияние физических упражнений на Физиологические 6 особенности детей и подростков в сенситивные периоды онтогенеза
1.3. Влияние спорта на адаптацию организма детей и подростков 30
1.4. Физиологические предпосылки особенностей проведения 40 занятий спортивными танцами
1.5. Физиологические и гигиенические особенности организации 47 занятий спортивными танцами
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 52
211. Организация исследования 52
2.2. Методы исследования 53
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННЫХ 62
ПРОЦЕССОВ У ЮНЫХ ТАНЦОРОВ 11-14 ЛЕТ ПЕРВОГО ГОДА ОБСЛЕДОВАНИЯ
3.1. Ключевые антропометрические характеристики и результаты 65 тестирования физических качеств
3.1.1. Половы различия основных антропометрических параметров: 65 юных танцоров; 1 Г-12 лет
3.1.2. Оценка физической подготовленности и работоспособности 73 подростков 11-12 лет, занимающихся спортивными бальными
танцами
3.2. Регуляция функционального состояния кардио- и гемодинамики 81 представителей бальных спортивных танцев 11-12 и 13-14 лет в состоянии относительного покоя и при активном ортостазе
3.3. Реакции сердечно-сосудистой системы на тестовую нагрузку 89 (функциональные пробы) у 11-12 и 13-14 летних танцоров
3.4. Изменение показателей сердечно-сосудистой системы 102 спортсменов под воздействием ортопроб
3.5. Ключевые антропометрические показатели танцоров 12-13 лет 107 второго года обследования
3.6. Спектральный анализ показателей центральной и 111 периферической гемодинамики танцоров 1 и 2 года обследования
(11-15 лет)
3.7. Состояние вегетативной нервной системы учащихся, 120 занимающихся бальными спортивными танцами по данным фоль-диагностики и оценка устойчивости к гипоксии пробами Штанге и
Генча
3.7.1. Оценка самочувствия, активности, настроения у юных 124
танцоров
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132
ВЫВОДЫ 140
ПРАКТИЧЕСКИЕ РКОМЕНДАЦИИ 142
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 143
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Исследования последних лет свидетельствуют о значительном ухудшении состояния здоровья учащихся [18, 212, 107]. Имеет место ухудшение по таким параметрам, как индекс здоровья, число острых заболеваний, количество длительно и часто болеющих детей уровень физического развития [126, 251]. Нарастает число детей с наличием; «пограничных состояний» 3 -й и 4-й групп здоровья. Количество здоровых детей- составляет по данным различных авторов в зависимости от региона проживания от 10-12% до 0,5-1% [119, 34, 35, 105].
В результате уровень физического развития большей части учащихся; (51%) оценивается как «низкий» и. «ниже среднего». Отклонения в физическом развитии, статусе питания сопровождаются, как правило, различными отклонениями в состоянии; здоровья. Вот поэтому большое внимание уделено технологиям повышения личного здоровья [141, 80; 53].
Одним из важнейших факторов риска развития * заболеваний § сердечнососудистой, костно-мышечной \ и других систем является гипокинезия; в то время как адекватный возрасту и состоянию здоровья уровень и режим двигательной активности - мощный фактор профилактики заболеваний и укрепления здоровья [153, 204, 106, 108]. Одна из ключевых социально значимых задач - решение вопроса об оптимальной «фазе» двигательной? активности (ДА), т.е. поиска диапазонов» функционирования, при? которых организму занимающегося ДА приносит положительный результат [46].
Регулярные занятия- физическими упражнениями/ при достаточной их интенсивности ведут к усилению деятельности нервной;, мышечной и кардиореспираторной систем. Общими условиями для достижения эффекта являются цикличность и динамичность в выполнении физических упражнений. Для развития аэробной выносливости предпочтение отдается ? изотонической динамической нагрузке, при которой потребление кислорода намного больше, чем при- изометрической нагрузке, и гемодинамическая реакция пропорциональна аэробным потребностям [225, 224].
Всемирная; Ассамблея Здравоохранения; (32 сессия - 1979) утвердила Глобальную стратегию достижения здоровья для всех к 2000 году, а Государственный Совет и; Минздрав РФ приняли документы, о здоровье здорового человека (2003). Основной идеей стратегии является участие населения! в формировании собственного здоровья^ как наивысшей индивидуальной и общественной ценности. Важнейшее условие решения этой задачи - выполнение политических обязательств государства, несущего ответственность за здоровье народа. В концепции стратегии определены три важнейших организующих принципа здоровья, в частности широкий доступ к профилактическим службам [271,269, 145]. Стратегия «Здоровье для всех к 2000 году», «Здоровье здорового человека (2003)» определила новый аспект медицинских и физиологических исследований, проводимых в рамках ВОЗ.
Интегральным показателем отражающем состояние человека в динамике времени и средовых воздействий, является жизнеспособность [246, 251] или способность сопротивляться, приспосабливаться [ 140], реализовать свои биологические и социальные функции'[267, 254, 29];
Среди конкретных компонентов здоровья выделяются следующие:
уровень и гармоничность физического развития;
функциональное состояние организма;
резервные возможности основных функциональных систем; - уровень неспецифической резистентности и иммунной защиты;
личностное качество? человека: ценностно-мотивационные установки, эмоциональные особенности, самовыражение.
Подобная структуризация здоровья [246, 251] достаточно обоснована и перекликается с критериями выделения групп здоровья у детей и подростков [250]. Сходные компоненты здоровья выделяют и некоторые зарубежные авторы, делая, однако, упор на социально-психологические качества: психологические; социальные, ролевые, общее восприятие благополучия [287,290,255,265,286,29].
Не отрицая важности и обоснованности выделяемых, компонентов здоровья, отметим^ что функциональное состояние организма, или резервные возможности основных физиологических систем, как элементы здоровья определяют его способность активно адаптироваться' к условиям окружающей среды, то есть адаптационные возможности организма (Все: о здоровом образе жизни, 1993). Несмотря на утвердившуюся концепцию единства социального и биологического в человеке, взаимопроникновение социального и биологического фило- и онтогенезе, в медицинской науке, особенно в вопросах, связанных с проблемой здоровья отмечается явное отставание в изучении биологического фактора закономерностей развития
организма [246].
Одним из интересных направлений» физического ш психического развития учащихся могут являться спортивные бальные танцы. Например, Н.В. Рубштейн [185]' рассматривает спортивный танец как один из самых элитарных и почетных, красивых и сложных, развивающих гармонично все группы мышц: и мозг, реакцию и музыкальность, пластичность и самоконтроль.
Общая, цель работы: комплексная оценка: и обоснование физиологического влияния занятий спортивными бальными танцами.
Объект исследования:. полипараметрические характеристики кардио-и гемодинамики и физического развития танцоров.
Предмет исследования: возрастные и половые особенности адаптации; резервные возможности организма учащихся занимающихся спортивными бальными танцами;
Анализ специальной- литературы позволил определить возрастные ключевые проблемы этого вида спорта. При этом целесообразно выделить важные, имеющие профессиональное, социальное и медико-биологическое значение:
I... He выяснены особенности адаптивных процессов и не разработаны физиологические критерии определения соответствия величины нагрузки на занятии адекватные функциональным возможностям спортсмена-танцора.,
2. Не определены специфические факторы риска повреждения опорно-двигательного аппарата, кардиореспираторной, вегетативной нервной систем и адекватности физического развития требованиям вида спорта.
3. Интенсивные нагрузки падают на период пубертатного развития характерный дисбалансом между скоростью роста и развития сердца, сосудов, скелета и мышечной массы, глубокими нейроэндокринными изменениями, что требует индивидуализации подготовки с учетом возрастных и половых особенностей.
Поставленная проблема позволила сформулировать гипотезу, цель и задачи исследования.
Гипотеза исследования: предполагалось, что занятия спортивными бальными танцами выявляют физиологические особенности учащихся и обосновывают адекватность или; неадекватность применяемых воздействий; состоянию и уровню здоровья юных спортсменов. Это позволит оптимизировать физическую подготовленность, работоспособность, устойчивость к гипоксии и психоэмоциональное состояние при условии адекватности тренировочных воздействий, функциональным возможностям занимающихся.
Цель: физиологическое обоснование специфичности занятий спортивными бальными танцами и создание возрастного, физиологического портрета танцоров.
Задачи работы:
1. На основе изучения литературных источников оценить возможности применения спортивных бальных танцев для улучшения физического и психического состояния учащихся 11-15 лет.
2. Определить динамику физического развития, подготовленности и работоспособности под воздействием занятий спортивными бальными танцами.
3. Провести психологическое тестирование самооценки психоэмоционального состояния- по методике «САН»; личностной и реактивной тревожности..
4. Оценить состояние, процессы регуляции волновой активности и резервы кардио- и гемодинамики у юных танцоров.
5. Изучить состояние вегетативной нервной системы при применении психомышечной тренировки (ПМТ) и оценить устойчивость к гипоксии юных танцоров.
Теоретическая и медико-биологическая значимость исследования? состоит в том, что анализ состояния позволяет выделить группы риска, высказать свое мнение о механизмах формирования и укрепления здоровьяв различные возрастные периоды. Выявить влияние специфических нагрузок спортивных бальных танцев на особенности адаптивных процессов подростков и воздействия чрезмерных нагрузок, вызывающих нарушение функций физиологических систем.
Научная: новизна исследования заключается в том, что впервые проведена комплексная оценка функционального и психологического состояния, физической работоспособности юных танцоров иг выявлены специфические особенности адаптивных изменений. Проведена диагностика функционального состояния, впервые определены волновые особенности регуляции; кровообращения, показаны возможности применения ПМТ в подготовке юных танцоров.
Внедрение в практику. Апробированы; и физиологически обоснованы учебно-тренировочные программы, проведена комплексная оценка морфофункциональных характеристик, волновой; активности кровообращения, реакции на ортопробы и воздействие ПМТ на электрокожное сопротивление и уровень вегетативной регуляции. функций.
8
Предложены тренировочные нагрузки аэробного характера (ЧСС по Карвонену)..
Материалы исследования используются в учебном процессе Южно-Уральского государственного университета по дисциплинам физиология, физиология физического воспитания и спорта, спортивная медицина, гигиена физических упражнений. Результаты работы докладывались на областных и Республиканских (г. Москва) - и Международных конгрессах и семинарах тренеров, преподавателей, менеджеров (Англия, Италия, Ирландия, Голландия, Дания).
Положения, выносимые на защиту.
На защиту выносятся возрастные особенности адаптационных процессов юных танцоров, создающие предпосылки для их индикации и прогнозирования в сопоставлении с уровнем здоровья:
- изучение механизмов функциональных проявлений и их оценка в связи с: занятиями спортом в пубертатном периоде относят к ключевым возрастной; физиологии;
-комплекс прогрессивных воздействий! спортивно-танцевальных упражнений, способствует повышению работоспособности, в том числе с помощью ПМТ, устойчивости к гипоксии организма подростков в онтогенезе;
- выявление адаптивных норм с помощью индикаторов функционального состояния организма юных танцоров позволяет прогнозировать спортивную результативность.
Обоснованность и? достоверность полученных результатов подтверждается репрезентативным объемом выборок, современными, методами математико-статистической работы материалов.
Имеются 5 актов внедрения результатов в практику спорта.
По теме диссертации опубликовано 12 работ, в том числе 7 в лицензированной ВАК РФ печати.
9
Объем и структура диссертации: диссертация (172 стр.) состоит из введения, обзора литературы, организации и методов исследования, результатов физиологических исследований и врачебно-педагогического комплексного контроля. Обзор литературы включает 290 первоисточников, в том числе 38 на иностранных языках. В работе представлено 36 таблиц и 8 рисунков.
10
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
L11, Особенности: танца как средства двигательной активности и укрепления здоровья в критические периоды развития
Спортивные бальные танцы являются молодым: развивающимся видом спорта, каковым они официально признаны в 1995 году. Однако, как социокультурное явление, танцы этого направления существуют в России с середины 50-х годов. Длительный период бальные танцы являлись частью культурно-досуговой деятельности и развивались в рамках художественной самодеятельности. Они получили распространение не только в крупных центах (Москва, Ленинград, Киев и т.п.), но ив самых отдаленных регионах России. Однако, силой объективных и субъективных обстоятельств, развитие бальных танцев стало уделом > энтузиастов • со всеми вытекающими из этого последствиями [120]. На этом фоне почти отсутствует медико-биологическое обоснование этого вида спорта и его влияние на здоровье детей;
Отечественный специалист по возрастной физиологии И.А. Аршавский [22] выдвинул и экспериментально доказал положение об1 энергетическом^ правиле скелетных мышц, согласно которому двигательная активность стимулирует повышение обмена веществ, что способствует росту и развитию таких физиологических систем ребенка как нервно-мышечная, сердечнососудистая, дыхательная и других.
В трудах выдающихся физиологов и психологов И.М. Сеченова, П.К. Анохина, Н:А. Бернштейна, Л.С. Выготского,Ж. Пиаже имеются указания о важном значении; мышечной деятельности для укрепления здоровья, в первую очередь,, психического и моторного развития. В экспериментах показано, что увеличение двигательной? активности (ДА) оказывает стимулирующее воздействие на перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы детей [12; 20]; А;А;. Ухтомский [223, с.289]; писал, что «суровая истина о нашей природе в том, что в ней ничего не проходит бесследно». И что «природа наша делается из следов прошлого
11
возрастают доминанты и побуждения* настоящего для того, чтобы предопределить будущее. Если не овладеть вовремя зачатками: своих доминант они завладеют нами». По мнению, автора, «орган» тем более активен, чем; более разнообразную информацию в окружающей среде он *> способен воспринимать и усваивать (с. 299-300);
Танец — совершенно особый вид искусства. Он отражает чувства. Через танец человек познает окружающий мир и учится взаимодействовать с ним. Танцы — «прекрасное лекарство, помогающее избавиться от. многих заболеваний и укрепить здоровье» [185].
Современные спортивные танцы. — синтетический вид спорта высших достижений. Подготовка спортсменов-танцоров высокой квалификации требует интегрального развития эстетических и этических качеств личности, гармонии психики, высокого технического мастерства, всестороннего функционального и физического развития. Вместе: с тем танцевальный спорт, как и другие виды спортивной деятельности высших достижений — ^,, занятие далеко не самое благоприятное в смысле формирования у человека
идеального здоровья. Специальные медико-биологические исследования, показывают,, что «Между спортом высших достижений и здоровьем спортсмена мало общего» (спортивный врач Э; Дойзер), что большой спорт сокращает жизнь, ведет к преждевременному изнашиванию сердечнососудистой, иммунной, нервной и: эндокринной систем человеческого организма,, приводит к инвалидности,, причем не только в результате физических травм; [78,77,49].
Каждый из видов танца имеет свои физиологические, биомеханические и музыкально-ритмические особенности.. Классические танцы обладают математической выверенностью, точностью и логичностью линий; чего порой очень не достает спортивному танцу. Они требуют развития, прежде всего, аэробных возможностей организма человека.
Пост-модерн и джаз являются более прогрессивными видами пластики. по сравнению с классикой, и несут в себе более глубокий потенциал с точки
12
зрения развития психофизиологических и эстетических возможностей человеческого тела как средство художественной и духовной выразительности. Богаче лексика, свободнее пластика, отсутствие присущего классике консерватизма [121].
Характерный и народно-сценический; танец незаменим в плане воспитания у танцоров скоростно-силовых качеств, навыков. сценического образа, актерского мастерства,. передачи характера, свойственного каждому танцу в, отдельности. Каждому режиссеру, психологу, хореографу, балетмейстеру известны практически все жесты, отражающие весь спектр физиологических и психоэмоциональных состояний человека, взаимодействий его с окружающим миром - это то, что в спортивных танцах практически не используется [136].
В спорте, так же как ив хореографии; существуют методики тренинга, усовершенствованные многими поколениями тренеров. В спортивном танце с точки зрения физиологии спорта необходимо достичь сразу нескольких компонентов: быстроты движения, скоростно-силовых действий; специальной выносливости, экономичности энергетических затрат, внутримышечной и> межмышечной координации; скорости двигательных реакций, гибкости и пластичности, максимального КПД работы, мускулатуры, правильного дыхания, красивого физического развития и конституции [42]. Направленность физиологического совершенствования' разрешается с помощью разнообразных физических упражнений. Наиболее целесообразные для спортивного танца, с точки зрения общей, физической подготовленности виды спорта: гимнастика, бег, восточные единоборства, бодибилдинг, шейпинг, фигурное катание, синхронное плавание [193].
Спортивные танцы крайне разнообразны по физиологической нагрузке, форме и ритмам. Физическое развитие в обследуемой возрастной период (11-15 лет) изменяется постоянно, но неравномерно. Наибольшие количественные сдвиги происходят в подростковом и юношеском возрасте
13
[224]. Процессы роста и развития; организма заканчиваются у юношейк 18 годам, у девушек - к 16.
По данным • А.М: Мкртумяна [155] повышенные цифры артериального давления1 наблюдались у 27% учащихся, 12% обследованных имели избыточную массу тела. До 40% учащихся при? наличии гипокинезии имели; по данным KHF признаки напряжения сердечно-сосудистой системы (COG), а у 35% выявлено дезадаптивное реагирование на ортопробу. По мнению автора, на разных этапах онтогенетического развития: гомеостаза оказывает ряд факторов, которые динамично изменяются с возрастом и это положение необходимо учитывать при коррекции ДА, питания, БАД, нежелательных возрастных отклонений, влияние социально-демографических факторов. В частности, в 11-12 лет доминируют факторы физического развития (34%), пубертатного характера (28%), мощности биологической активности; (15%);, ...моторной активности (9%). В 12-13 лет соответственно: функциональные (38%), морфометрические (27%), скоростно-силовые качества (11%), компоненты опорно-двигательного аппарата (ОДА) (19%). В 13-14 лет на? первый план выдвигаются компоненты двигательной и соматовегетативных функций (44%), функциональных резервных возможностей (25%), ОДА (19%). У юношей 14-15 лет фактор развития подготовленности составил 36%, функциональной устойчивости (26%), функциональной реактивности (10%), стабильности ОДА (9%).
Представленные данные характеризуются влиянием- прогрессивных технологий здравостроения на скачки пубертатного развития.
Социальная и биологическая значимость, проблемы заключается* в необходимости создания: типовых биологических критериев «паспортизации» возраста, необходимости оптимизировать возрастное развитие путем снижения* остроты критических периодов и повысить на каждом этапе полноценность его функций [246].
Наиболее полно раскрыта сущность теории критических периодов? онтогенеза в работах. Т.В.- Карсаевской [118] считающей важным в процессе
14
изучения? человека признание существование критических периодов морфофизиологического и биологического развития и гетерохронности созревания его систем.
В критические периоды повышается чувствительность к тем или иным аспектам внешней среды, причем к действию как повреждающих факторов, так и оптимальных условий; Выявление сущности, значения и границ критических периодов - важнейшее условие прогресса медицины, педагогики и психологии- [75].
Критические периоды характеризуются; повышенным риском возникновения болезней наблюдаются кризисы психического развития; и парапубертатный (2-3^5 года), пубертатный: (12-15 лет), климактерический инволюционный. Физиологические сдвиги, происходящие в это время, как: правило, отражаются; на свойствах личности. Это связано * с морфологическими и функциональными перестройками, с новыми формами интеграции внутреннего мира субъекта, изменениями его отношений с внешним миром, в то время как прежний стереотип его существует [246];
Значение темпа роста скоростно-силовых качеств в прыжках отмечаются у мальчиков в 12-13 лет, а в метаниях в 13-14 и 16-17 лет [74,124, 227].
Весь цикл индивидуального развития человека неоднороден; он дискретен. Поэтому его принято делить на определенное число этапов, фаз, периодов. Новая фаза, период развития включает цепь событий в комплексе клеток (физиологически подготовленных к этому) ведущая к развертыванию в них процессов детерминации. Некоторые из указанных периодов развития, характеризующиеся повышением «реактивности» организма на воздействия? внешней среды издавна получили название критических (благоприятных) или чувствительных (сенситивных) периодов развития. Под критическими периодами развития' в психофизиологии в настоящее время понимают обусловленные генетически и внешней средой. Взаимосвязанные во времени периоды интеграции процессов, регулирующих: клеточный, метаболизм, в;
15
результате чего наступает стойкий морфологический или физиологический сдвиг [79, 102, 276]. В критическом периоде факторы риска в развитии заболеваний рассматриваются без их учета.
В критическом периоде развития; занятия; спортивными бальными танцами оказывают специфическое воздействие, которое сохраняется на протяжении всей жизни. В; целом сущность приспособления детей к окружающей среде нельзя считать достаточно изученной [129,160,18, 76], тем более с учетом регионального подхода [144, 85,134,220,181].
Прогрессивная тренировка с адекватным физиологическим обоснованием и - в критические периоды; развития детей позволит не только ¦ совершенствоваться в спорте, но и сохранить, развитие адаптационных возможностей детей и подростков и их здоровье.
1.2: Влияние физических упражнений на Физиологические особенности детей и подростков в сенситивные периоды онтогенеза:
Пубертатный период охватывает возраст от 11 до 15 лет и связан с развитием эндокринной системы, половым созреванием^ что сопровождается изменениями в морфофункциональном и психофизиологическом статусе индивида [246]. У девочек этот период начинается раньше и заканчивается быстрее. Характерным для этого возрастного5 периода является увеличение масса-ростовых характеристик, энергичного роста внутренних органов, в том числе позвоночника. Увеличиваются размеры миокарда при более медленном развитии сосудистой, системы, что часто является- причиной- повышения артериального давления* в подростковом^ возрасте и более раннего проявления утомления [40].
При воздействии неблагоприятных факторов • среды у детей действительно- чаще, чем у взрослых, появляются; функциональные и патологические расстройства. Объясняется это повышенной чувствительностью к ним в пубертатном < периоде [ 140, 39] j а не снижением адаптационных способностей; Поэтому практическую значимость имеет
16
установление сенситивных (наиболее чувствительных) и критических (наиболее благоприятных) к отдельным воздействиям периодов развития, причем они могут означать как отрицательную, так и положительную сенситивность [73]. Известно, что повышенная сенситивность возникает, как правило, при переходе от одного возрастного периода к другому [183]. Сроки таких периодов в онтогенезе пока определены лишь к немногим биологическим и социальным факторам [196, 81, 259, 274].
В" работах Б.А. Никитюка [163], В.Б. Шварца [240]> показана неодинаковая значимость наследственных и средовых факторов в различные периоды роста и развития; организма; человека. Роль наследственных факторов снижается во время полового созревания, затем вновь повышается.. Пубертатный период характеризуется усилением экзогенных факторов [246].
Заслуживает внимания учение о сенситивных периодах и в связи а проблемой физических качеств человека: [ЗГ, 33]. В; конце младшего школьного возраста, по мнению автора, формируется осознанная мотивация о разумном режиме ДА. В: пубертатном периоде 11-14 лет наблюдается-кризис психического развития\ [246].
Временное несоответствие в развитии различных систем организма-вызывает напряженную работу высшей нервной системы и отражается на психике человека. Незнание или игнорирование знаний о сенситивных периодах отвлекает нас от решения ключевой проблемы - управления развитием человека как организма и личности [11:7] i.
Основными отличиями функционального обеспечения мышечной работы в детском и подростковом возрасте являются:
1. Относительно небольшой диапазон резервных возможностей как нервно-мышечных, психологических, функциональных, вегетативных, так и метаболических систем организма;
2. Относительно невысокая эффективность систем транспорта кислорода и вегетативного обеспечения спортивных двигательных действий.
3. Незавершенностью физического развития и полового созревания.
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
25108.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
15.04.24
Задачи, условия и этапы организации экспериментальной работы
15.04.24
Критерии качества преподавания
15.04.24
Категория нормы в обучающей деятельности
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.