У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Ленинградский Малый оперный театр (1927-1948) организация и творчество
Количество страниц 262
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25111.doc 
Содержание Оглавление

Введение 3
Глава 1. Ленинградский Малый оперный театр (1927-1948): организационные аспекты развития. 18

1.1.Этапы развития и эволюция организационной структуры. 18

1.2. Формирование и развитие творческого коллектива. 66

1.3. Аудитория театра - состав и методы организации. 99

1.4. Репертуарная политика и творческий метод 121 Глава 2. Творческие поиски Малого Оперного театра в контексте культурной политики советского государства 168 2.1. «Новости дня»: МАЛЕГОТ, Хиндемит и Мейерхольд — несостоявшееся сотрудничество 170

2.3.«Великая дружба»: спектакль и постановление. 214

Заключение 246

Список использованных источников 262

Введение



Введение

Осознание советского периода как завершившегося цикла исторического развития нашей страны вызывает сегодня полярные реакции: от ностальгии по ушедшей эпохе до полного отторжения ее ценностей. К числу исторических лакун относится период конца 1920-х - конца 1940-х годов - время значительных изменений как в области художественного языка театра и музыки, так и во взаимоотношениях между государством и театром. v? Сегодня очевидно, что политическая ангажированность авторов книг и

статей, созданных в советский период, столь велика, что не позволяет воссоздать процессы, происходящие в сфере музыкального театра, без пересмотра ключевых оценок и проверки фактов. Вместе с тем, если художественный авангард первого послереволюционного десятилетия привлек исследователей уже в 1960-1980-х годах, то интерес к развитию художественной культуры в период наивысшего идеологического контроля,

< к тем неоднозначным процессам, которые происходят в советском искусстве

в это время, обнаружил себя лишь в последние десятилетия.

История Ленинградского Малого оперного театра (МАЛЕГОТа) становилась объектом изучения в значительно меньшей степени, нежели творческий путь Большого или Кировского театров. Такую ситуацию следует признать парадоксальной, ибо именно в этот период в МАЛЕГОТе был создан целый ряд спектаклей, позволяющих говорить о нем как об одном из

m мировых центров художественных поисков в оперном жанре XX века.

Некоторые из этих постановок ("Леди Макбет Мценского уезда", "Пиковая дама") стали объектами исследований и публикаций, другие ("Джонни наигрывает", "Фальстаф", "Война и мир" и другие) изучены гораздо меньше.

Малый оперный театр осуществлял новаторские поиски на стыке оперы, оперетты, драматического спектакля, балета, ревю, смело заимствовал элементы в «низших» жанрах и архаичных театральных формах. Обращаясь к классическим произведениям, часто не самым известным, театр активно привлекал к сотрудничеству композиторов, художников, режиссеров с разнообразными стилистическими ориентирами. Результатом стали столь непохожие музыкально-театральные сочинения, впервые осуществленные в Малом оперном театре, как радикально-авангардный «Нос», одна из вершин оперы XX века «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Д.Шостаковича, (режиссер — Н.В.Смолич, дирижер — С.А.Самосуд, художник — В.В.Дмитриев) и яркий образец традиционалистской «песенной оперы» «Тихий Дон» И.И. Дзержинского (режиссер - М.А.Терешкович, дирижер —

<•• С.А.Самосуд, художник - Г.П.Руди).

Новаторством характеризовался и подход к организационным проблемам. Особый интерес представляют сегодня особенности творческо-производственного процесса в Малом оперном театре, где спектакль создавался не на традиционном постановочном «конвейере», когда творческие функции строго соответствуют характеру специализации постановщика, но в процессе сотворчества. Устремленность к коллективному

• творчеству, отраженная в создании бригад, включающих композитора,

драматурга, художника, музыковеда, дирижера, режиссера, работающих над спектаклем с самого момента зарождения драматургического замысла, не нивелировала личные дарования и художественные тяготения, определяя высокий уровень синтеза выразительных средств.

Особую роль в развитии театра сыграла уникальная творческая индивидуальность дирижера С.А.Самосуда - музыкального руководителя театра с 1926 по 1936 годы. Период его художественного руководства, которому указанные тенденции были присущи в полной мере, изучен лучше, чем годы, последовавшие за его переводом в Большой театр. С 1936 по 1943 годы художественное руководство осуществлял главный дирижер Б.Э.Хайкин, с 1943 по 1956 годы - главный дирижер Э.П.Грикуров. Значительные отличия их творческих индивидуальностей от индивидуальности Самосуда не стали причиной разрыва линии творческой преемственности. МАЛЕГОТ еще длительное время оставался нестандартным художественным, социальным и институциональным

• явлением. Его история представляет значительный интерес в контексте генезиса сегодняшних исканий оперного театра.

Малый оперный театр представлял собой пример театра с четко выраженной художественной концепцией, сознательно избирающий репертуарные и стилистические направления. Вместе с тем из ряда бывших императорских театров он выделяется и нестандартностью типа формирования творческого коллектива, форм организации творческого

¦ процесса и организации зрительской аудитории, репертуарной политики и

принципов музыкально-сценического синтеза. Нестандартные организационные решения сложным образом повлияли на избранную театром творческую стратегию. Настоящее исследование призвано проявить и интерпретировать механизм этого влияния.

МАЛЕГОТ 1920-1940-х во многом выделялся из ряда советских музыкальных театров. Между тем в ходе исследования выявляются черты, сближающие данный театр с современными ему западными труппами Германии и Англии (в частности, берлинской Кролль-Оперой под * управлением О.Клемперера). В таком контексте исследуемый театр никогда

не рассматривался искусствоведами. Сближающими оказываются не только художественные факторы, творческая общность, но и предпочтение студийным формам организации творческого процесса, активный поиск новых форм взаимоотношений со зрителем.

Творческий метод театра был унифицирован лишь после печально известного постановления ЦК ВКП (б) «Об опере "Великая дружба"» в 1948 • году. Поэтому в диссертации важное место заняла проблема влияния

нивелировки организационных форм на художественное обезличивание театра. Присутствует в работе анализ творческих и организационных проблем театра, в годы войны работавшего в эвакуации. Эта тема, также не становившаяся предметом исследования, представляет сегодня значительный исторический интерес, обладает существенным этическим звучанием.

В современных изданиях история и творческое развитие Малого 9 оперного театра часто занимает неадекватное масштабу явления место. Так, в

словаре «Опера», вышедшем в самом конце XX века, составитель не находит нужным выделить для этого театра статью1; в основательной монографии Кшиштофа Мейера о Шостаковиче спектакли Малого оперного «Прыжок через тень» и «Джонни наигрывает» приписываются Государственному Академическому театру оперы и балета и т.д.

Настоящая работа призвана выявить историческое место МАЛЕГОТА

в развитии европейского оперного театра, определить те черты организации

творческого процесса и формирования художественной стратегии, которые

* были в определенной степени вновь актуализированы в российском театре

последней четверти XX века.

Период исследования ограничен 1927-1948 годами. Первая веха связана с прекращением постоянного показа на сцене Малого оперного драматических спектаклей и началом этапа последовательного обращения театра к современной европейской и отечественной опере, во многом определившего индивидуальность его творческого метода. Последняя определена значительной утратой этой индивидуальности, ставшей результатом культурной политики государства, отраженной в Постановлении ЦК ВКП(б) «Об опере "Великая дружба"».

Тема исследования представляется актуальной, поскольку без анализа развития музыкального театра 1920-1940-х годов в контексте культурной политики этого периода научное представление о музыкально-

См.: Цодоков Е.С. Опера: Энциклопедический словарь. М, 1999. 2 Мейер К. Шостакович: Жизнь. Творчество. Время. СПб., 1998. С.71.

8 театральном искусстве XX века не может быть полноценным. Актуальность

исследования во многом определена и его методологией. Параллельное изучение творческих и организационных факторов театрального процесса, анализ их сложной взаимозависимости сегодня своевременны. В данном случае такой подход представляется особенно плодотворным, так как развитие новых художественных форм в МАЛЕГОТе происходило одновременно со становлением его как организации. Вместе с тем опыт МАЛЕГОТа помогает осмыслить современный театральный процесс, создать ¦* организационные модели, позволяющие оптимизировать его.

Цель исследования - анализ организационных аспектов развития Ленинградского Малого оперного театра в 1927-1948 годах и выявление взаимосвязей между эволюцией институциональных форм и характером творческого поиска театра. Цель определила задачи исследования: воссоздать этапы становления организационной структуры театра, проанализировать специфические особенности формирования творческого

• коллектива, аудитории и соотнести их с репертуарной политикой и творческим методом, отличающим исследуемый театр; рассмотреть воздействие на развитие творческо-производственного процесса существовавшей культурной политики.

Объектом диссертационного исследования стал процесс развития отечественного музыкального театра в 1920-1940-х годах, рассматриваемый в контексте становления организационных форм оперного и балетного театра и

• советской культурной политики. Предмет исследования - организационные

9

* аспекты развития Ленинградского Малого оперного театра и их взаимосвязь с

уникальным художественным методом этого театрального коллектива.

Научную новизну диссертации определяет проведенное впервые в отечественном искусствознании комплексное исследование развития Малого оперного театра, охватывающее анализ его институционального развития и художественного метода. Организационные аспекты развития Малого оперного театра не становились предметом специального анализа. Исследование истории театра в период 1941-1948, взаимозависимостей

* организационных аспектов развития и эволюции художественного стиля в его деятельности также предпринято автором впервые. Вместе с тем исследование впервые вводит в научный обиход ряд архивных материалов, содержащих новые факты и сведения.

Методология исследования основывается на принципах историзма,

выработанных отечественной театроведческой школой. Вместе с тем, изучая

институциональные аспекты существования театра, автор использовал

• методы, сложившиеся в дисциплинарных рамках менеджмента сценических

искусств.

Материалом работы стал прежде всего широкий спектр архивных материалов, связанных с историей Малого оперного театра, многочисленные статьи из периодики исследуемого периода, театроведческая и музыковедческая литература, мемуары.

Литература вопроса. Довоенный период развития Малого оперного ¦• театра нашел отражение в работах историков советского оперного театра.

10 Труды А.А.Гозенпуда и В.М.Богданова-Березовского в значительной мере не

были дополнены более поздними исследованиями, они содержат ряд важных сведений и использовались в процессе исследования с учетом очевидной идеологизированности, неизбежной в период их создания и свойственной в различной степени подавляющему большинству работ, опубликованных в 1920-1970-х годах1.

Высокой научной ценностью и информативной насыщенностью отмечены широко использованные в процессе исследования сборники документов и материалов, посвященные С.А.Самосуду и И.Э. Шерману, составленные О.Л.Данскер2. Биографические статьи, письма, свидетельства современников, содержащиеся в них, были привлечены наряду с аналогичными материалами, вошедшими в сборники и юбилейные буклеты, изданные театром в 1930-1960-х годах, статьи в сборниках, связанных с театральной и музыкальной жизнью Ленинграда3.

Первым масштабным трудом, охватывающим всю историю Малого • оперного театра в XX веке, стала коллективная монография «Санкт-

Петербургский государственный академический театр имени М. П.

1 Гозенпуд А.А. Русский советский оперный театр. Очерк истории. 1917-1941. Л., 1963. Богданов-Березовский В.М. Советская опера. Л.; М., 1940.

2 С.А.Самосуд: Статьи. Воспоминания. Письма / Сост.: вступ. статья и комм. О.Л. Данскер. М.; Л., ЛГИТМиК, Сов. композитор, 1984; Дирижер И.Э. Шерман: Из фондов рукописного отдела. Вып.З. / Сост., вступ. статья и комм. О.Л.Данскер. СПб.: Российский институт истории искусств, 2002.

Двадцать лет Государственного Академического Малого оперного театра. 1918-1938. Л.: 1939; Ленинградский Малый театр оперы и балета. Л., 1960; Ленинградский Малый театр оперы и балета. 1918-1968. Л.,1968; Музыкальная жизнь Ленинграда: Сборник статей. Л„ 1961.

11

Мусоргского»1. Раздел этой книги, охватывающий хронологически 1918-1940 годы и впервые дающий широкое представление об основных вехах этого важнейшего периода в развитии оперной труппы, создан Е.В.Третьяковой. История балетной труппы с момента ее основания в 1933 до 1959 года, освещена в разделе, написанном А.А.Соколовым-Каминским. Раздел, посвященный истории театра в 1940-1959 годах, принадлежит автору настоящей работы. Период от зарождения театра до 1940 года нашел широкое, подробно документированное отражение и в других исследованиях Третьяковой2, посвященных созданию советской оперы и ее творческой интерпретации в МАЛЕГОТе, формированию новаторских режиссерских подходов к оперному спектаклю, воссоздающих первую в мире постановку оперы «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича.

Книга-альбом «Художники сцены», составленная Л.С.Овэс, впервые широко охватило художественно-постановочную историю Малого оперного театра, отразило многообразие стилистических направлений 3. Вступительная статья к альбому и биографические тексты представляет историю Малого

1 Санкт-Петербургский Государственный академический театр оперы и балета имени М. П. Мусоргского / Авторский коллектив: Третьякова Е.В., Учитель К.А., Чепуров А.А., Махрова Э.В., Соколов-Каминский А.А., Кузовлева Т.Е. Ред. колл.: Е.Б.Амербекян и др. СПб., 2001. (Далее - Санкт-Петербургский государственный академический театр имени М. П. Мусоргского).

2 Третьякова Е.В. Проблемы сценического воплощения советской оперы. Опыт МАЛЕГОТа в 1920-1930-ые годы: Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. иск.-вед. Л., 1985; Третьякова Е.В. Н.В.Смолич - главный режиссер МАЛЕГОТа // Оперная режиссура: История и современность. Сб. статей и публикаций. Отв. ред. Е.В.Третьякова. СПб., 2000. С. 121-150. Третьякова Е.В. О двух постановках «Катерины Измайловой» Д.Шостаковича // Театр и литература: Сб.ст. к 95-летию А.А.Гозенпуда / Отв. ред.-сост. В.П.Старк. СПб., 2003. С.130-152.

3 Художники сцены. Наследие Санкт-Петербургского Государственного академического театра оперы и балета им. М.П.Мусоргского / Автор вступительной статьи, биографических описаний и составитель Л.С.Овэс. СПб., 2004.

12 оперного театра в контексте развития отечественного искусства сценографии.

В работе были использованы также репродукции эскизов декораций и костюмов.

В процессе исследования привлекались публикации и исследования, посвященные отдельным спектаклям. В их числе — составленный Г.В.Копытовой сборник документов и материалов о «Пиковой даме» П.И.Чайковского, поставленной В.Э.Мейерхольдом, глава о том же спектакле в монографии об оперном творчестве Мейерхольда, принадлежащей

* И.Д.Гликману1. В литературе, посвященной истории советского балета и

оперетты, присутствуют фрагменты, связанные с МАЛЕГОТом. Спектакли Малого оперного театра в жанре оперетты и актеры, тесно связанные с этим жанром в своем творчестве, нашли отражение в книгах историка театра оперетты М.С.Янковского2. История балетной труппы, особенности ее репертуара, хореографического языка, страницы творческих биографий выдающихся танцовщиков - в трудах Ю.И.Слонимского, В.М.Красовской3.

> Необычайно методологически важны для настоящего исследования

труды театроведов-историков советского периода развития отечественного театра, прежде всего Д.И.Золотницкого, К.Л.Рудницкого, Г.В.Титовой, А.Я.Трабского, А.З.Юфита. Вместе с тем характер исследования сделал

1 В.Э. Мейерхольд. «Пиковая дама». Замысел. Воплощение. Судьба. Сборник документов и материалов / Сост. Г.Копытова. СПб., 1994; Гликман И.Д. Мейерхольд и музыкальный театр. Л., 1989.

2 Янковский М.О. Михаил Антонович Ростовцев. Пятьдесят лет сценической деятельности. Л., 1940; Янковский М.О. Советский театр оперетты: Очерк. Л.: М., 1962.

Слонимский Ю.И. Советский балет Материалы к истории советского балетного театра. М.; Л.: Искусство, 1950; Н.А.Зубковский: Статьи и воспоминания. Творческое наследие / Сост. Б.В.Бланков, В.А.Звездочкин, авт. вступ. статьи В.М.Красовская. СПб, 1993.

13 необходимым широкое обращение к музыковедческой литературе,

посвященной опере и балету XX века, в первую очередь к трудам Б.В.Асафьева, М.С.Друскина, Т.Н.Левой, О.Т.Леонтьевой, И.В.Нестьева, И.И.Соллертинского и др.

Организационно-экономическая проблематика исследования, анализ структуры и типов управления театра, особенностей формирования творческого коллектива, репертуара, аудитории, обусловили необходимость использования литературы по истории отечественного театрального дела, книг и статей, посвященных отдельным аспектам театрального менеджмента. В процессе исследования были широко использованы труды Н.К.Вагановой, Г.Г.Дадамяна, В.Н.Дмитриевского, А.И.Дымниковой, В.С.Жидкова, Е.А.Левшиной, Ю.М.Орлова, Б.Ю.Сорочкина, Л.Г.Сундстрема и других специалистов в сфере менеджмента исполнительских искусств. Среди немногих исследований, специально посвященных советской культурной политике сталинского периода, следует выделить труды Л.В.Максименкова . Использованы также нормативные акты, партийно-государственные документы исследуемого периода и иные материалы, позволяющие воссоздать реалии культурной политики этого периода и институционального развития театра.

В процессе работы активно привлекались многочисленные статьи критического и информационного характера, опубликованные в

' Максименков Л.В. Сумбур вместо музыки. Сталинская культурная революция 1936-1938. М., 1997.

14 исследуемый период в ленинградских журналах и газетах. Важнейшее место

среди них заняли статьи В.М.Богданова-Березовского, Ю.Я.Вайнкопа, А.А.Гвоздева, М.С.Друскина, А.И.Пиотровского, И.И.Соллертинского и др. Однако многие статьи и рецензии менее известных авторов ранее не были востребованы исследователями. Естественно, что определенная политическая тенденциозность, черты «эзопова языка», обязательные ритуальные элементы и лексические клише эпохи подчас затрудняли объективную репрезентацию описываемых театральных явлений. Однако, * воспринимая данный материал как документы эпохи, автор ставил своей

задачей воссоздать атмосферу времени и выявить многообразность смыслов используемых текстов. Множество ценной информации содержат подготовленные в 1930-х годах к премьерам Малого оперного театра буклеты.

Особое внимание в процессе исследования вызвали воспоминания современников описываемых событий, в том числе — А.Г.Алексеева, * Н.Л.Вельтер, Э.П.Грикурова, П.А.Гусева, Э.И.Каплана, К.П.Кондрашина,

Ф.В.Лопухова, Н.В.Петрова, Б.А.Покровского, С.А.Самосуда, Б.Э.Хайкина, М.И.Чулаки и др., а также непосредственные свидетельства, полученные автором от С.Б.Вакман, Н.Р.Миримановой, Б.А.Покровского, М.Л.Ростроповича, любезно поделившихся своими воспоминаниями с автором или уточнившими ряд важнейших обстоятельств, значимых при написании работы.

15 Важнейшим источником в процессе исследования стали материалы

Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПБ), Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (СПБ ГМТиМИ), кабинета рукописей Российского института истории искусств (РИИИ); музея Санкт-Петербургского Государственного академического театра оперы и балета имени М.П.Мусоргского, личного архива семьи Э.П.Грикурова, в том числе протоколы и стенограммы заседаний, кадровая и иная деловая документация и переписка, планово-финансовые документы, а также фотографии, эскизы декораций и костюмов, звукозаписи.

При цитировании протоколов заседаний художественного совета, дирекции и т.д. орфография, в особенности словоупотребление и синтаксис по мере возможности сохраняются в первоначальном виде, так как формы высказывания и его документирования нередко не менее ярко характеризуют и автора слов, и описываемую эпоху. Однако в целом ряде случаев реализовать такой подход к использованию архивных документов оказалось невозможным, и в некоторые тексты внесены коррективы - при значительных расхождениях между орфографией и пунктуацией оригинала с правилами правописания, принятыми сегодня. Среди цитируемых документов многие оформлены в весьма свободной форме. Нередко в них отсутствует дата написания, что вынуждало при восстановлении событий пользоваться косвенными данными.

16

Практическая значимость настоящей работы связана с введением в российское театроведение новых сведений и формированием новой концепции развития отечественного музыкального театра, которая может быть использована в курсах лекций по истории театра, истории театрального дела в России, государственной культурной политике. Результаты исследования призваны углубить представления о художественных процессах, характеризующих сложный период развития отечественной культуры. Кроме того, ее результаты могут способствовать * совершенствованию организационных моделей функционирования театра.

Апробация исследования. Диссертация подготовлена на кафедре менеджмента исполнительских искусств Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. По теме диссертации опубликованы четыре работы, в том числе раздел в книге «Санкт-Петербургский Государственный академический театр оперы и балета имени М.П.Мусоргского». Отдельные положения исследования были изложены в

* докладах на научных конференциях «Театральные взаимосвязи во времени и в пространстве» (Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 1999) «Художественная культура на пороге III тысячелетия» (Санкт-Петербургский университет культуры и искусств, 1999), «Музыкальный театр XX века» (Всероссийский институт искусствознания, Москва, 2001), использованы при разработке и чтении курсов лекций «Введение в театроведение» и «Дирижер в музыкальном театре» в Санкт-Петербургской

¦ академии театрального искусства.

17 Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав,

Заключения и списка использованной литературы, включающего 280 названий, а также перечня архивных материалов (59, значительная часть из них впервые введены в научный оборот).

Автор считает своим долгом отметить, что данная работа не могла бы состояться без доброжелательной поддержки вдовы дирижера Э.П.Грикурова, выдающейся пианистки Софьи Борисовны Вакман (1911-2000), которая, предоставив доступ к ряду материалов, проявила к его замыслам живой интерес, имевший решающее значение при выборе темы исследования.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25111.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.