У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Когнитивные аспекты интерпретации современной музыки
Количество страниц 294
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25140.doc 
Содержание ВВЕДЕНИЕ. Цели, задачи и перспективы когнитивного музыкознания

Концептуальная система и когнитивные модели...4

ГЛАВА 1. Между чувством и разумом.

Методы, принципы и матрицы когнитологии...23.

1Л.Прототшшческая семантика в музыкознании...23

1.2. Концепт и прототип: параллели толкования в философии, семиотике, культурологи...36

1.3. Внутренний лексикон как элемент когнитивного анализа...58

1.4. Понятие фрейма в современной научной парадигме. Род, вид, фрейм

ванализе стиля... 74

ГЛАВА 2. Между семантикой и прагматикой... 95

• 2.1. Внутренняя форма музыкального произведения — когнитивная

интерпретация...95

2.2. Стилизация и таксономия: разница в мыслительных процедурах и

различие в стиле...123

2.3. Стилевые и стилистические значения в музыке...145

ГЛАВА 3. Между семантикой и синтаксисом...156

3

3.1. Синтаксические принципы смыслообразования. Предикация, номинация

и пропозиция в музыкальном синтаксисе... 156

3.2. Когнитивные принципы стилеобразования в музыкальном искусстве. 186

3.3. Между предикацией и номинацией или поэтика метафорического синкретизма...204

3.4. К понятию валентности в музыкальном языке... 243

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...256

БИБЛИОГРАФИЯ...266

НОТНЬШ ПРИМЕРЫ... 294

Введение



ВВЕДЕНИЕ

Цели, задачи и перспективы когнитивного музыкознания. Концептуальная система и когнитивные модели.

Во второй половине XX века произошёл подлинный переворот в понимании музыкальной выразительности, самого музыкального языка. Индивидуальные проекты авангардистов сменились открытой формой в алеаторике, минималистские паттерны заменили собой классическую лексику, слияние тембра, фактуры, пространственности привело к новым принципам композиционной организации. Открытие "иного" синтаксиса и отказ от классицисткой каузальности с насущной необходимостью поставил перед музыкознанием вопрос: что же стало организующим началом в музыкальном языке и как должен измениться метаязык, т.е. само музыкознание, чтобы овладеть новой культурной ситуацией?

Ещё более актуальны поиски способов интерпретации, связывающих логико-структурный и процессуальный планы музыки с её смыслом. Вновь насущным становится решение вопроса о связи семантики и стиля, реальности и музыки, языка культуры и "языков" человеческого сознания. Это тем более необходимо, что и в методологии гуманитарного знания произошёл кардинальный переворот. Если в период, когда доминировала абсолютизация языка как самодостаточной автономной сущности, смысл часто выступал лишь как некоторое факультативное явление, находящееся на периферии интересов исследователей, то при обращении к речи, тексту, дискурсу смысл начинает фигурировать как одна из наиболее фундаментальных категорий.

В свою очередь, интерес к смыслу повлёк за собой проникновение во все сферы гуманитарных наук принципов когнитивного анализа Когнитивные исследования популярны в западном музыкознании.1 Однако, если

На Западе проблемам когниции в музыке посвящены отдельные исследовательские программы: — Music Research at Sony Computer Science Laboratories in Paris. The Centre for Computational Musicology -r

5

современная когнитивная наука (как свод междисциплинарных исследований) ориентируется на достижения лингвистики, философии мышления и психологии, то когнитивное музыкознание в США и Европе — прежде всего — на психологию (нейропсихологию) и информатику. Круг интересов ведущих западных музыковедов-когнитивистов сосредоточен на исследования тональной функциональности (Krumhansl С. L., Shepard, R. N.), корковой топографии тональных структур (Janata P, Birk JL, Van Horn JD, Leman M, Tillmann B, Bharucha JJ.). Ряд исследований посвящен математическим и вычислительным методам анализа музыкального языка (JJ.Bharucha), психологии восприятия звуковой и тембровой акустики (Stephen McAdams).

Работ, изучающих взаимозависимость смыслообразующих моделей и стиля художественных произведений на сегодняшний день крайне мало. Этой проблематике - анализу когнитивной специфики музыкального мышления - целиком посвящена данная диссертация. В центре нашего внимания оказались не поиски определённых музыкально-языковых единиц с закрепившейся за ними в слуховом опыте семантикой (чем и занималась долгие годы музыкальная семиотика), а проецирование слышимой музыки на образно-понятийные системы человеческого сознания. Актуальность исследования обусловлена назревшей необходимостью перехода от анализа

and Computer Music at the University of Limerick. The Centre for Computer Research in Music and Acoustics (CCRMA) at Stanford. The Centre for New Music and Audio Technology (CNMAT) at Berkeley. The Centre for the Study of Music Cognition at Ohio State University. The Centre for Research into Music Performance and Perception (CRMPP) at the University of Sheffield. The Computer-Based Music research group at the Austrian Research Lnstitute for AI. The Computer Music research group at the University of Huddersfleld. The Computer Music Project at CMU.,

работа целых институтов: The European Society for the Cognitive Sciences of Music (ESCOM). The International Computer Music Association (ICMA). The Society of Music Perception and Cognition (SMPC). The Society for Education, Music and Psychology Research (SEMPRE).

специализированные издания, журналы: The Computer Music Research Lab in Lyon. The Information Structures in Music research group at Karlsruhe University. The Institut de Recherche et Coordination Acoustique/Musique (IRCAM) in Paris. The Machine Listening Group at the МГГ media lab. The Music Informatics research group in the Division of Informatics, University of Edinburgh. The M} Group in the Faculty of Music, University of Edinburgh. The Music, Minds and Machines research group at the Nijmegen Institute for Cognition and Information. The Music Psychology research group at the University of Leicester. The Psychology of Music research group at Royal Holloway, London. The Unit for the Study of Musical Skill and Development at the University of Keele. The Music Cognition Group at the University of Jyvaskyla, Finland. Journals Computer Music Journal. Journal of New Musical Research. Leonardo. Music Perception.

6

стилевых систе*м, отдельных направлений, течений и школ — к анализу когнипгоно обоснованных механизмов зарождения и функциошфования того или иного способа смыслообразования (а значит — стилеобразования). Сам акт смыслополагания мы трактуем как динамический процесс. По определению А.В.Смирнова: «...устойчивым здесь является не «форма», не «идея», не конкретное содержание, а способ его выстраивания, который, в свою очередь, представляет собой не фиксированный способ выстраивания вот-этого-содержания, а указание на способность трансляции (как оказывается, бесконечной) этого содержания в другие».(273,24). И далее: «Смысл — это становящееся содержание. ...Этот процесс становления назван процедурой смыслополагания».(273,35).

Данная установка позволяет сформулировать и основную идею нашей монографии: стилевые особенности формируются не только различными принципами смыслополагания, приоритетными в той или иной культуре, но и «способами» мышления, характерными для конкретной авторской личности. Поэтому предметом нашего исследования становится не художественный стиль как таковой, а когнитивно обусловленные принципы его образования.

Существует много терминов, используемых для определения разных уровней интерпретации: образ, представление, понятие, абстракция. Тем не менее, сам процесс зарождения и оформления впечатлений в познавательную схему еще не объяснен удовлетворительным образом. Подобного рода задачу и ставит перед собой когнитология — сфера междисциплинарных наук,' изучающая процессы смыслообразования.

Анализ процессов познания и отражения действительности всегда занимал центральное место в гносеологии, философии, логике и психолопш, но с появлением когнитологии многие го проблем, изучаемых в рамках упомянутых научных дисциплин, стали ставиться и решаться по-новому, были переформулированы с более широких позиций. Что же такое когнитология сегодня и что она может дать музыкальной науке? Что обозначает само

7

название, и какие возникают коннотации из анализа его внутренней формы? Как соотносятся здесь латинское COGNITIO — (knowledge, cognition, acquaintance, consideration, conception, notion, idea - знание, познание, знакомство, постижение, рассмотрение, концепция, понятие, идея) и SCIENTIA — (knowledge, scientific knowledge, science - знание, умение, наука), то есть знание и наука?

Когнитология — это наука об общих принципах, управляющих мыслительными процессами. Своей первостепенной задачей приверженцы новой методологии считают выявление способов, которыми человек перерабатывает и трансформирует огромные массивы знаний в крайне ограниченные промежутки времени.

Основные идеи и принципы, которыми автор руководствовался (или которые автор принимал во внимание) в общетеоретическом плане принадлежат сразу трём отраслям когнитивной науки: когнитивной лингвистике, антропологии и психологии. Кратко изложим основные, ставшие уже классическими, положения когнитологии.

В исследованиях когнитивного толка смысл уравнивается с концептуализацией.(393,394). Язык не отражает действительность, как это предполагалось почти до середины XX века, а выражает мир отражённый, т.е. строение концептуальной системы человека. В когнитивной грамматике подчеркивается, что значение целиком относится к ведению когнитивной переработки, - это и есть концептуализация. Отсюда и имеющий далёкие методологические последствия вывод: на сегодняшний день самой предпочтительной единицей измерения взаимообусловленности смыслообразования и стилеобразования в языках искусства является понятие концепта. Почему? Концепты - это не только представления, отражающие наше понимание мира. Прежде всего, концепты — это мыслительная потенция, свёртки и «растягивания» процессов смыслообразования, для которых допустим спектр разных путей развития. Сами способы развития (это должен

8

учитывать интерпретатор!) определяются особенностями мышления. Поэтому можно сказать, что конкретные модели смыслополагания определяют собой индивидуальные (авторские) предпочтения в строении текста. Другими словами, понятие концепта объемлет собой не только наиболее употребительные контексты «слов» в той или иной художественной системе — национальной, этнической, но и особенности «внутреннего» — концептуального лексикона автора. Таким образом, в когнитивном характере процесса смыслообразования обнаруживайся три плана: не только привычные в семиотике выражения и содержания, но и план интерпретации.

Сам факт существования концептуальной системы ныне признаётся и описывается как в научных трудах с четко выраженной когнитивной ориентацией, так и в исследованиях, далёких от проблем когнитологии. В какой степени акцент на особенностях функционирования концептуальной системы облегчает разговор о смыслообразовании в музыке, чем подтверждаются когнитивные составляющие музыкального искусства как языка?

Общие закономерности интеллектуальной деятельности человека, которые взяла на себя смелость изучать когнитология, следует понимать достаточно широко: саму когницию не следует ограничивать сферой мышления - знаниями, отложенными в памяти, логическими выводами, умением классифицировать и т.д. Искусство и лежащий в его основе творческий акт предполагают более "земные", не умозрительные, а связанные с эмоциональным тонусом компоненты: это сомнения и вера, полёт фантазии и игра смысловой многозначностью в двоении (троении) возможных миров... Поэтому цель и актуальность данного исследования заключается в определении взаимосвязи и взаимозависимости отношений не только между миром и человеком, но и между мыслью и чувством. Если семиотические системы анализа в какой-то мере игнорировали знания человека о мире, то когнитология, совершив революционную замену основного аналитического

инструментария — "концепт" вместо "знака" — и саму семантику стала рассматривать под углом зрения эпистемологии, т.е. того, что принадлежит внутреннему миру человека — его представлениям, верованиям, предположениям и даже ошибкам.

Концептуальный анализ произведения искусства основан на интерпретации не только текста, но и тех энциклопедических знаний, неявно подразумеваемых ещё до акта восприятия художественного явления. В терминологии аналитической философии эти знания называются пресуппозициями (Р. С. Столнейкер: 288, 419-438) у Г.-Г. Гадамера та же самая предрасположенность человека к восприятию произведения искусства именуется пред-рассудком. Таким образом, когнитивный анализ многоаспектен и может совмещать в себе как стерильно-точный лингвистический аппарат, так и одухотворённый и одушевлённый теплом любви к человеку (к творцу и зрителю-слушателю) герменевтический подход.

Из признания концепта планом содержания языкового знака следует, что он включает в себя, помимо предметной отнесенности, всю коммуникативно-значимую информацию. Современное философское знание также постулирует мультистабильность концептуальных структур, проявляющуюся вопреки суперподвижности его бытия: «В концепте всегда есть составляющие, которыми он и определяется. Следовательно, в нем имеется шифр. Концепт — это множественность, хотя не всякая множественность концептуальна. Не бывает концепта с одной лишь составляющей... Всякий концепт является как минимум двойственным, тройственным и т.д.». (90,26)

Еще одним немаловажным компонентом концепта является 'этимологическая', она же 'культурная', она же 'когнитивная память слова' — смысловые характеристики языкового знака, связанные с системой духовных ценностей носителей языка, их менталитетом.

10

Основополагающим принципом когнитивного подхода является мысль о том, что функции языка как орудия коммуникации и как орудия познания мира связаны неразрывно. (Р. Лангаккер, Дж. Лакофф, А. Вежбицка, Р. Джекендофф и др.) Культуре данного этноса, отношениям в данном социуме противостоит не просто язык как таковой, а присущая человеку целостная информационно-когнитивная система, которую образуют тесно взаимосвязанные друг с другом мышление, сознание и язык. Занимаясь изучением способов приобретения, переработки и хранения информации специалисты по когнитивной науке выдвинули идею о существовании неких форм репрезентации этих способов в мозгу человека — в виде определенных структур сознания.

За каждым поверхностным и единичным фрагментом текста лежат глубинные и универсальные проявления, носящие когнитивный характер (это так называемые ментальные модели — фреймы, схемы, сценарии, семантические пространства).

Используя понятие фрейма, Ч. Филлмор определяет его как когнитивную структуру, знание которой предполагается (ассоциировано с) концептом, представленным тем или иным словом.(367,59-81) В настоящее время фреймовая семантика — это метод исследования взаимодействия семантического пространства языка (языковых значений) и структур знания, мыслительного пространства. (Проблематике принципов зависимости стиля от способов действия когнитивных моделей посвящена первая глава диссертации — "Принципы, методы, матрицы когнитологии").

Современные модели памяти возникли на стыке двух мощных течений, вызванных к жизни самим когнитивным "духом времени": компьютерной наукой (разработками по созданию машинного интеллекта) и лингвистикой. Какие же существуют когнитивные модели строения семантической системы? Их несколько: сетевая, кластерная, прототипическая. Попробуем обрисовать некий инвариант, не противоречащий этим концепциям по своему составу.

It

Семантическая память в когнитивных моделях представлена в виде сложной сети узлов и линий. Узлы означают понятия или события, а линии — смысловые связи. По мнению сторонников данной концепции, понятия существуют в памяти как независимые единицы, объединённые в сеть. Сама мыслительная деятельность человека определяется тем, что сами эти концепты хранятся и воспроизводятся в сложной системе взаимосвязанных пропозиций — отношений. Таким образом, с точки зрения когнитивной психологии, пропозиция — принцип упорядоченности в памяти человека (его информационном тезаурусе) содержимых "единиц". (342,261-295).

В лингвистике пропозицию принято трактовать как абстракцию, которая передаёт фразу и похожа на неё. Но скорее, это мыслительная структура, связывающая идеи, понятия и даже образы. Долговременная память человека представляет собой огромную сеть взаимопересекающихся пропозициональных деревьев, каждое го которых включает некоторый набор узлов памяти с помеченными связями. Благодаря пропозиционной сети с таким концептом (узлом) соединены все связанные с ним знания. (342).

Назначение долговременной памяти человека — записывать информацию о мире и обеспечивать доступ к хранимым данным. Основная форма записи информации в пропозициональных репрезентациях — это конструкция "субъект-предикат". Наряду с семантическими сетями долговременная память включает в себя образные репрезентации — прототипы, в которых фиксируются вьщеляющиеся свойства некоторых типичных, образцовых примеров нечётких понятий.

Когнитивные модели — образные схемы, фреймы пропозиции, сценарии и концептуальные метафоры - имеют самое непосредственное отношение к проблеме интерпретации. Исследователи в рамках разных дисциплин — когнитивной психологии, лингвистики и антропологии — пришли к общему выводу, что адекватное описание культурных символов от словесного уровня

12

до уровня широких систем познания требуют объяснения основных когнитивных схем, которые стоят за этими стимулами. Культуры и субкультуры различаются в области опыта, который предполагает манипуляции с приобретёнными и специфично организованными моделями, следовательно, индивиды, принадлежащие к различным культурам, "мыслят" по-разному. Теория когнитивных моделей способна дифференцировать приемлемые или неприемлемые в данной культуре принципы смыслополагания. (352, 47).

Главная роль, которую играют ментальные схемы в мышлении, — это категоризация, позволяющая группировать объекты, имеющие определенные сходства, в соответствующие классы. Способы классификации по-разному структурируют смысл в естественных языках и стиль — в художественных системах. В диссертации подробно исследуется взаимообусловленность родовидовых классификаций в классическом европейском искусстве, фреймовых - в восточном, также анализируются кластерные модели — столь характерные для пограничных (во временном и пространственном отношении) культурных регионов.

Какие факторы допускают применение когнитивного подхода к проблемам музыкальной науки?

С первых дней существования когнитологии, основная область её интересов была определена как исследование познания через анализ вербальной и невербальной информации в человеческом сознании. То, что музыкальное искусство давно и плодотворно рассматривается в своей языковой (хоть и не вербальной) ипостаси — факт, ныне не требующий доказательств.

Провозглашавшийся совсем недавно тезис о неразрывной связи языка и мышления — ныне значительно поколеблен. И если раньше основные формы мышления — суждения и умозаключения — рассматривались только лишь сквозь призму языка, то теперь эта традиция, значительно модифицировавшись,

13

формулируется иначе: какие когнитивные структуры моделируют эти процессы? Само собой при этом подразумевается, структуры эти не всегда имеют вербальный характер.

В настоящее время сфера интересов когнитивной психологической науки сосредоточена на репрезентационных моделях сознания. Сами ментальные репрезентации событий реальности рассматриваются как некое символическое пространство, в котором разворачиваются процессы мышления. Таким образом, ментальные репрезентации — то, что мы знаем, думаем о реальных событиях, — детерминируют процессы мышления. Если раньше наука обращала внимание на знания об объектах и отношений между ними, то для когнитивного анализа объекты и отношения являются компонентами событий — более целостных структур, имеющих динамическую природу и развивающихся во времени. (400,3). Во главу угла исследовательской стратегии становятся структурная целостность и изменения структурных отношений во времени — т.е. в онтологической ипостаси музыки как вида искусства.

Очень часто интересы когнитологии бывают сфокусированы на том "эмбриональном" уровне — уровне порождения речи — когда ещё не известен "пол" будущего высказывания, то есть на том жизненесущем (и смыслообразующем) этапе, который необходим и для литературы, и для музыки, и для живописи. Поэтому можно сказать, что с помощью новой методики можно заглянуть туда, где нет возможности для определений, потому что там нет готовой содержательности — она ещё только формируется. Лингвокультурологии (одному из ответвлений новой когнитивной науки) удалось показать, как различная содержательность продуцируется в ходе одних и тех же моделей смыслополагания.(См. работы Воркачёва, Карасика, Масленниковой, Слышкина).

Что мы можем ещё противопоставить в защиту своей позиции потенциальным противникам возможности когнитивного подхода в

14

музыкознании? Когда говорят, что в музыке главное — эмоция, образность, а не смысл, следует привести в качестве контраргумента высказывание Г.-Г. Гадамера: "Бытие могущее быть понятым, есть язык. Не может быть ничего, что не говорило мысли о чём-то". ?757, 60).

Композитор, создавая произведение, использует знания не только общефоновые (энциклопедические), но и, конечно же, определённого имманентно-музыкального рода: знания особенностей строения и организации музыкального языка - его грамматики, интонационного словаря, композиционных структур, видов процессуальности. С другой стороны, классическое положение эстетики — сколько людей, столько и произведений искусств, — непоколебимо, но верно лишь до определённого предела. Так как и здесь существуют объективные (подчеркнём — когнитивные) закономерности смыслообразования и понимания, которые позволяют прогнозировать разницу восприятий художественных явлений. Прежде всего, это особенности ментального характера - возраст (следовательно, обогащенная временем культурно-историческая память), точка нахождения (пространственная локализация) в культурном ареале реципиента и т.д.2 Такой подход к закономерностям творческих систем и интерпретирующего сознания обеспечивает комплексный характер освещения широкого круга проблем как культурного, так и интеллектуального характера. Именно на пересечении этих общечеловеческих и личностных закономерностей и находятся предмет и область применения когнитивного подхода в музыкознании.

Отдавая решающую роль в процессе коммуникации различного типа знаниям, прошлому опыту (на основе которого ведётся обработка дискурса и конструируется его ментальное представление), когнитивная наука подчёркивает вместе с тем первостепенную и фундаментальную значимость

2Л.Г.Бергер констатирует: "Исследования 80-х годов показали, что для слухового восприятия человека необходим целостный образ — гештальт, и наш мозг создаёт его. Со всей очевидностью было доказано, что проблема слухового восприятия - когнитивная, а не психо-акустическая». (51,338).

15

языка как системы, основополагающей для получения, хранения и развития наших знаний о мире и о себе. Добавим, что верно для языка вербального — в той же степени закономерно и в сфере "действия" языка музыкального, ибо в этом виде искусства существуют свои (во многом - те же) принципы функционирования (отображения и воспроизведения) человеческого опыта — чувственного и интеллектуального, но опыта слухового. Объективный характер этих мыслительных актов (ментальных репрезентаций) для всех родов языков, как естественных, так и художественных — языков искусств — (музыки, живописи, литературы и архитектуры) заключается в том, что все они отражают и выражают закономерности не только окружающего мира — мира реальных объектов и физических процессов, а мира — (вот в чём новизна когнитивного подхода!) — отражённого, мира, проецируемого нашим сознанием3.

Одна из последних новаций в методологии гуманитарного знания основывается на том допущении, что между духовной и материальной культурой нет непроходимой границы: духовным смыслом обладают не только слова, но и "вещи". Поэтому вводится в понятие "концептуализированной предметной области": это такая сфера культуры, "в которой объединяются в одном общем представлении (культурном концепте) — слова, вещи, мифологемы и ритуалы..." . (286, 74-75).

Таким образом, насущная необходимость введения в методологический аппарат музыкознания понятия концепта (и всего смыслового объёма этого термина, т.е. его значимости) определяется двояко: от человека (здесь концепт выступает как мыслительный элемент концептуальной системы), и от мира культуры, в котором даже материальные предметы несут духовный смысл.

В этом контексте весьма показательна эстетика постмодернизма, утверждающая, что всё принимаемое за действительность, на самом деле не что иное, как представление о ней. Как пишет Жак Лакан "...то самое, что в информации является избыточным, в речи выполняет функцию резонанса. Ибо функция языка не информировать, а вызывать представления". (157,69).

16

В плане методологии и принципов исследования автор исходил го поиска возможного единства различных философских и лингвистических методов, иногда даже противоположных по отправным посылкам, но приводящим к сходным или взаимно проецируемым результатам. В общефилософском плане базу монографии составляют исследования в области философии языка и мышления, в которых подробно рассматривается диалектика идеи и вещи, рода и вида, эйдоса и логоса, внутренней и внешней формы в разных культурных и исторических традициях.

Между тем, и в музыковедении накопилось немало идей, предвосхищающих программные положения когнитивной науки. С позиций когнитологии совершенно в новом ракурсе видятся работы М.Г.Арановского, В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, А.С.Соколова, Ю.Н.Холопова, в которых рассматривается природа художественного мышления. Ассимиляция некоторых идей музыкознания в лоно когнитивной парадигмы науки — задача сегодня не только возможная, но даже необходимая. Поэтому в данном исследовании когнитивный анализ музыки опирается на классические положения из трудов виднейших российских музыковедов.

Удивительный феномен, связывающий в единый смысловой узел философские, семиотические и музыковедческие дискурсы — это интерпретация — бесконечно интересный процесс, свершающийся между текстом и его интерпретатором. Именно искусство толкования и те текстуальные стратегии, которые оказываются вовлеченными в эту систему смыслополагания, создают то проблемное поле, на котором будет исследоваться творчество современных композиторов. Следует также уточнить, что под "контекстом" в данном случае имеется в виду не общий социокультурный фон или культурно-историческая ситуация определенного периода и определённого ареала и даже не столько the state of the art — состояние проблемы рецепции музыкального текста в теории

17

музыки в 1980—90-х гг., сколько эволюция взглядов современной науки на проблемы художественного дискурса и его интерпретации.

Понимание музыкального языка-как* когнитивного процесса стало возможным благодаря новой методологической установке, утверждающей присутствие вербализованных и невербализованных знаний в сознании человека. Новая когнитивная исследовательская парадигма принципиально ставит знак равенства между энциклопедическими знаниями о мире и знаниями о языке. Иными словами, значение и знание начинают изучаться совместно, в их соотнесённости и постоянном взаимодействии. А это значит, что невозможно анализировать произведение музыкального искусства, закономерности музыкального творчества и искусства интерпретации вне обращения к миру и к энциклопедическим знаниям человека о мире. В этом смысле когнитивный подход, с его приравниванием значения (слова, выражения, текста) к концептуализации, может дать музыкознанию ключ к пониманию процессов смыслообразования и в музыкальном языке, и в интерпретации художественных явлений.

Цель исследования состоит в определении общих методологических принципов анализа художественных явлений (в особенности — музыкальных) на основе когнитивного подхода, определении природы механизмов, управляющих процессами мышления и интерпретации, исследование зависимости различных способов стилеобразования от разных процедур смыслополагания.

Интерес диссертации сфокусирован не на форме, не на идее, и даже не на конкретном содержании того или иного произведения, а на способах его выстраивания — неодинаковых в различных стилевых системах. Более всего нас интересовало: как возможен смысл в бессловесном произведении искусства, как взаимообусловлены (и подчиняются одним и тем же законам) принципы смыслообразования в различных языках искусства? Допустимы (и насколько)
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25140.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.