У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Режиссура мультимедиа
Количество страниц 303
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25142.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...4

Глава 1. Техника и экранное творчество: эволюция взаимодействия...16

1.1. Аудиовизуальные революции: зарождение и развитие кино и телевидения...17

1.2. Новые технологии в экранных искусствах...35

1.3. Феномен интерактивных мультимедиа... 47

1.4. Виртуальная реальность — новый тип аудиовизуальной

реальности...67

Глава 2. Эстетические особенности интерактивных мультимедиа...76

2.1. Образная природа интерактивных художественных сред...76

2.2. Пространственно-временная особенность природы мультимедиа...99

2.3. Специфика восприятия интерактивных сред...107

Глава 3. Режиссура мультимедиа как новый вид творческой

деятельности ...125

3.1. Становление и утверждение режиссуры зрелищных искусств...127

3.2. Природа сценической и экранной режиссуры...140

3.3. Особенности режиссерского творчества при создании интерактивных мультимедийных произведений...162

3.4. Различные грани творческого сотрудничества режиссера и коллектива создателей мультимедиа...171

Глава 4. Интеграция творческих и технологических факторов

в режиссуре мультимедиа...184

4.1. Режиссерский замысел как основа идейно-художественной

целостности мультимедийного произведения...184

4.2. Художественно-выразительные средства режиссуры...192

4.3. Работа режиссера над созданием интерактивного мультимедийного проекта...220

4.4. Техническая палитра режиссерского творчества...234

Глава 5 Основы профессиональной подготовки режиссеров

мультимедиа...246

5.1. Генезис профессионального образования режиссера мультимедиа...246

5.2. Профессиональные качества режиссера мультимедиа...255

5.3. Концепция профессиональной подготовки режиссера мультимедиа...264

5.4.Анализ опыта профессиональной подготовки режиссерских

кадров для сферы интерактивных мультимедиа...270

Заключение...288

Библиографический список используемой литературы...303

Введение



Введение

Актуальность темы

Революционные преобразования XX века в области информационно-коммуникационных технологий ознаменовались появлением и интенсивным развитием мультимедиа1 как нового аудиовизуального средства массовой коммуникации, обращенного к отдельной личности (пользователю компьютером) и вместе с тем обеспечивающего охват массовых аудиторий (например, посредством сети Интернет или CDROM-дисков). Благодаря уникальным возможностям синтеза разнообразных «сред» и свойствам интерактивности мультимедиа позволяют моделировать всю полноту человеческих ощущений, предоставляя зрителю возможность соучаствовать в процессе создания аудиовизуального пространства, взаимодействуя с разнородными данными интерактивной структуры в диалоговом режиме. Мультимедиа, опираясь на технологию виртуальной реальности, помогают раздвинуть границы экрана, создать иллюзию реальности происходящего.

Мультимедиа-индустрия развивается столь стремительно, что новые технологии устаревают в течение одного года. Ситуация, при которой специалисты аппаратных и программных средств информационно-коммуникационных технологий берут на себя функции «художников», лишь замедляет процесс становления мультимедиа как новой формы художественного творчества. Сегодня, когда первая волна восхищения открывшимися возможностями мультимедийных технологий уже идет на спад, необходимо серьезное осмысление этого явления с эстетических и художественных позиций, определение роли мультимедиа в эволюции аудиовизуальных искусств.

Насущной задачей становится формирование ведущих творческих профессий в этой области и прежде всего — режиссеров мультимедиа, способных создавать интерактивные произведения, на практике осваивать

1 Мультимедиа от англ. multi — много и media — средства.

возможности компьютерной техники и развивать язык новых художественных сред.

Воспитание режиссера мультимедиа невозможно без формирования целостной эстетической системы режиссуры, изучения сложных законов творчества в его связях с восприятием интерактивных художественных пространств. Важно не только зафиксировать характерные функции и формы режиссуры мультимедиа в определенный момент развития аудиовизуальных искусств, но и понять основные тенденции в эволюции языка экрана, выяснить художественные возможности и общеэстетические закономерности интерактивных сред. Благодаря такому подходу режиссура мультимедиа может быть представлена не как универсальный набор приемов и форм, но как динамичный художественный процесс, охватывающий многое из того, что, казалось бы, лежит за пределами собственно режиссерской профессии.

Профессия режиссера мультимедиа многоаспектна. Ее специфика может быть раскрыта и воплощена в теорию при условии сочетания богатейшего опыта, накопленного режиссурой в сфере театра, кино и телевидения, с использованием наиболее общих закономерностей, уже проявивших себя в развивающемся виде творчества — мультимедиа.

Профессиональная подготовка специалистов возможна только при наличии целостной системы знаний в этой области.

Степень разработанности темы

Феномен развития интерактивных мультимедиа как вида художественного творчества и его проникновения в сферу уже традиционных экранных искусств практически не изучен. Лишь немногочисленные искусствоведческие труды таких теоретиков, как Я. Б. Иоскевич, Н. Б. Маньковская, А. М. Орлов, Н. Петрова, К. Э. Разлогов и других [125, 126; 166 - 168; 199, 200; 338, 339; 220, 221] посвящены новым технологиям и эволюции аудиовизуальной культуры, интерактивной виртуальной реальности, компьютерной графике и анимации. Неоценимый вклад в изучение средств кинематографической

выразительности внесли выдающиеся мастера кино, основатели отечественной кинематографической школы, ее наставники: С. М. Эйзенштейн, В. И. Пудовкин, Л. В. Кулешов, А. П. Довженко, Г. М. Козинцев, М. И. Ромм, С. И. Юткевич, С. А. Герасимов, А. Д. Головня [304 - 306; 214, 215; 150 - 152; 95 -97; 137, 138; 230 - 238; 313, 314; 49 - 50; 56 - 57]. В работах теоретиков искусства (Р. Арнхейм, Ю. М. Лотман, М. С. Каган и др.[6, 7; 160 - 162; 127 -128, 4, 13, 64, 121]), кино (Б. Балаш, И. В. Вайсфельд, О. И. Дворниченко, С. В. Дробашенко, В. Н. Ждан, 3. Кракауэр, И. М. Шилова, С. И. Фрейлих, Р. Н. Юреневидр. [12; 24, 25; 66, 67; 98; 114, 115; 145; 302; 285; 309, 310; 5, 27, 28, 36,52, 117-119, 129-133, 185, 191, 222, 243, 250, 251, 296]) и телевидения (Р. А. Борецкий, А. С. Вартанов, В. Вильчек, Н. Л. Горюнова, В. В. Егоров, Р. Д. Копылова, В. И. Михалкович, С. А. Муратов, В. С. Саппак, Б. М. Сапунов, Н. И. Утилова, А. Я. Юровский и др. [21, 311; 26; 33; 62; 103 - 107; 142; 182, 183; 186; 244, 245; 275, 276; 311, 312; 9-11; 111, 112, 165, 172,202,271,300,301, 320, 324]) разработаны вопросы, посвященные эволюции выразительных средств экрана, аудиовизуального языка, восприятия звукозрительного образа. Перечисленные направления бесспорно интересны, однако ни одно из них не дает комплексного анализа эстетической природы интерактивных сред, без которого невозможно осмысление специфики режиссуры мультимедиа.

В отечественной и зарубежной литературе отсутствуют работы, посвященные режиссуре мультимедиа. Однако есть исследования, раскрывающие сущностные характеристики режиссерского творчества в зрелищных искусствах. Театроведческие исследования и фундаментальные работы практиков драматического театра (К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов, М. А. Чехов, А. Я. Таиров, А. Д. Попов, Г. А. Товстоногов, А. Ф. Эфрос, Ю. П. Любимов, М. О. Кнебель и др. [253 -256; 189 - 190; 176 - 177; 29; 297; 259, 260; ПО, 204, 205; 265, 266; 307; 135; 143, 148]), а также теоретиков (Б. В. Алперс, С. В. Владимиров, Н. Я. Берковский и др. [2; 37, 38; 17; 32, 61, 134, 147, 249; 258]) рассматривают профессию театрального режиссера, специфику творческого

процесса создания спектакля, взаимоотношения драматурга и режиссера, режиссера и актера и т. д. В фундаментальных работах практиков режиссуры игрового кино, руководителей творческих мастерских кинорежиссуры (С. М. Эйзенштейн, Л. В. Кулешов, В. И. Пудовкин, С. А. Герасимов, М. И. Ромм, А. П. Довженко, Г. М. Козинцев и др. [304 - 306; 150 -152; 215; 50; 231 - 238; 91 - 96]) разработаны основы кинорежиссуры, принципы воспитания кинорежиссера, определены общие законы кинематографического процесса, ориентированные на развитие творческой индивидуальности. В теоретических трудах и литературных очерках режиссеров кино и телевидения" (С. И. Юткевич, А. А. Тарковский, А. С. Михалков-Кончаловский, А. Н. Митта, Ф. Феллини, М. Рабигер и др. [137, 138; 313, 314; 261; 181; 180; 278, 216 - 218; 101, 102; 178, 179, 227, 239, 240]) представлены размышления о профессии режиссера кино и телевидения, описаны приемы и методы этого вида режиссуры. Вопросам эстетики кино- и телережиссуры, посвящены искусствоведческие работы ряда исследователей (И. В. Вайсфельд, А. С. Вартанов, И. Н. Гращенкова, О. И. Дворниченко, А. Я. Юровский и др. [24; 26; 63; 66, 67; 275, 277; 311; 48, 60, 157, 193, 223, 310, 252]). Эти исследования, представляя бесспорный интерес, тем не менее, не решают проблемы комплексного осмысления режиссуры мультимедиа как нового вида творчества.

Таким образом, потребность в расширении предметных границ деятельности режиссера в эпоху мультимедийных технологий, необходимость создания теоретической базы режиссуры мультимедиа, концепции профессиональной подготовки новых творческих кадров и полная теоретико-методологическая неразработанность системы режиссуры мультимедиа, послужили основанием для выбора темы исследования «Режиссура мультимедиа: генезис, специфика, эстетические принципы».

Гипотеза исследований включает несколько предположений:

1. Современный уровень развития интерактивных мультимедиа свидетельствует о потенциальной возможности нового средства массовой коммуникации занять достойное место среди аудиовизуальных искусств. Многие из мультимедийных продуктов уже сегодня можно отнести к художественным произведениям, которые характеризуются драматургическим единством в сочетании с нелинейностью и интерактивностью повествования; выразительной множественностью средств в синтезе; вариативностью пространства и времени; монтажом анимационных и видеофрагментов; высокой эмоциональной и информационной насыщенностью кадра (в том числе благодаря использованию полиэкрана).

2. Интерактивность является принципиальной и уникальной особенностью мультимедиа, в значительной мере определяющей специфику эстетической природы интерактивных художественных сред (своеобразие художественного образа, выразительных средств, пространственно-временной организации материала, восприятия).

3. Успешное становление мультимедиа в сфере аудиовизуального творчества невозможно без художественного управления процессом создания интерактивных произведений. Необходим художник — режиссер мультимедиа, исповедующий принципы интерактивной режиссуры, вооруженный прогрессивным образным мышлением, владеющий современными компьютерными технологиями.

4. Режиссура мультимедиа является областью профессиональной и творческой деятельности, направленной на эстетическую и смысловую организацию интерактивного художественного пространства как образного целого. Последовательно воплощая идейно-художественный замысел этого целого, режиссура мультимедиа предполагает соподчинение всех компонентов содержательной формы создаваемого мультимедийного произведения и в соответствии с этим — руководство коллективным творческим процессом.

5. Режиссура мультимедиа обладает своей спецификой, обусловленной эстетической природой интерактивных художественных сред, особенностями их восприятия, выразительными возможностями мультимедиа, нелинейной драматургией, а также тесным взаимодействием творчества с передовыми компьютерными и информационно-коммуникационными технологиями.

6. Творческое и профессиональное становление режиссера мультимедиа, мастерство которого определяется яркой художественной выразительностью, широкой эрудицией и высокой технической грамотностью, невозможно без создания системы профессиональной подготовки данного специалиста.

Объект исследования — мультимедиа как интерактивная художественная среда.

Предмет исследования — режиссура мультимедиа как новый вид творчества, обладающий специфическими чертами, особыми эстетическими принципами.

Цель диссертационной работы — разработка теоретической базы режиссуры мультимедиа, исследование эстетической природы интерактивных художественных сред.

В число исследовательских задач входит:

— выявление закономерностей взаимодействия техники и творчества, обогащения языковой сферы и звукозрительной образности экранных искусств в процессе их эволюции;

— комплексное исследование нового синтетического явления — интерактивной художественной среды: выявление основных характеристик, эстетической природы, образных компонентов произведения и пространственно-временных особенностей его организации; специфики восприятия;

— анализ природы художественного творчества режиссера мультимедиа, выявление ее характерных черт, формирование эстетических принципов;

— выявление специфических особенностей развития режиссерской мысли от момента возникновения замысла до его воплощения в мультимедийном

произведении;

— определение профессиональных качеств режиссера мультимедиа, его профессиональной компетентности; особенностей профессиональной подготовки.

Методология и методы исследования

Ввиду многогранности поставленных задач работа носит комплексный, системный и междисциплинарный характер. В ней используются методологические принципы и подходы современных наук — философии, эстетики, искусствознания, психологии творчества, теории кино и телевидения, так как без привлечения знаний из других дисциплин сложно постичь такой многогранный и сложный феномен, как творчество режиссера мультимедиа.

В своей работе диссертант опирается на общенаучные методы: аналитический, сравнительный, логический, структурный, типологический, экспериментальный.

В диссертации использованы социологические методы исследования: интервьюирование, анкетный и экспертный опросы.

Анализ проблем ведется в диссертации на трех взаимосвязанных уровнях: теоретико-методологическом, теоретическом и эмпирическом.

Большое значение в решении поставленных вопросов имели труды теоретиков, рассматривающих специфику художественной образности, художественной интерпретации, а также работы, которые посвящены природе восприятия (Г.Э. Лессинг, Р. Арнхейм, М. Хайдеггер, Г. Г. Гадамер, М. С. Каган, Ю. М. Лотман, М. Е. Марков и др. [158; 6, 7; 287 - 290; 43 - 46; 127, 128; 160-162; 169; 3,4, 175,206,298]).

В своем исследовании автор опирается на мысли теоретиков, повлиявших на формирование эстетики новой художественной среды — виртуального мира (Ж. Бодрийар, Ж. Деррида, Н. Б. Маньковская и др. [19, 92, 166 - 168]), а также использует работы по психологии творчества, в которых были выявлены

10

общепсихологические основы художественного творчества, структура творческого процесса и творческие методы (Б. Г. Ананьев, Д. Д. Абрамян, А. В. Брушлинский, Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, Ю. П. Платонов, Я. А. Пономарев, П. А. Просецкий, 3. Фрейд, К. Г. Юнг и др. [2; 3; 22; 41; 203; 283, 284; 308; 213]).

Несомненную ценность для автора имели труды теоретиков, одновременно являвшихся практиками театра и кино и способствовавших созданию эстетической системы режиссуры (К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, А. Я. Таиров, А. Д. Попов, С. М. Эйзенштейн, Л. В. Кулешов, В. И. Пудовкин и др. [253 - 255; 190; 260; 204, 205; 304 - 305; 152; 215]).

Научная новизна

Предлагаемый труд — первое исследование в отечественном и зарубежном искусствознании, разрабатывающее проблематику режиссерского творчества в интерактивных художественных системах.

Автором впервые предложен комплексный анализ эстетической природы интерактивных мультимедиа: особенностей художественного образа и его восприятия, пространственно-временной организации произведения, специфики выразительных средств.

Впервые рассматриваются особенности художественной интерпретации феномена интерактивных мультимедиа, показана роль реципиента2 (пользователя компьютера) в творческом процессе интерактивного взаимодействия с художественным объектом.

Предпринят сравнительный анализ природы режиссерского творчества в различных видах зрелищных искусств, определены типологические признаки режиссуры и раскрыты принципиальные изменения в ее развитии,

2 Вряд ли сложный, включающий в себя многомерные личностные характеристики, процесс общения человека с искусством можно описать психофизиологическими понятиями «восприятие», «реципиент». Тем не менее, мы пользуемся этим терминологическим аппаратом, как это принято в нашей психологической, искусствоведческой и эстетической литературе.

11

обусловленные внедрением в аудиовизуальные средства коммуникации новых мультимедийных технологий. Выявлены специфические особенности режиссуры интерактивных художественных сред.

В работе акцентируется внимание на характерном для режиссуры мультимедиа синтезе творчества и техники: процесс создания мультимедиа-произведения основан на использовании широкого спектра возможностей современной технической палитры.

Впервые предложена целостная система профессиональной подготовки режиссера мультимедиа: определены функциональные особенности нового вида творческой деятельности, специфически важные качества режиссера мультимедиа, его профессиональная компетентность, содержание образовательной программы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Интерактивные мультимедиа, обладающие ярко выраженной полифункциональностью, выступают одновременно и как аудиовизуальное средство массовой информации, коммуникации, и как многообещающий, перспективный вид художественного творчества с собственной образностью, пространственно-временной организацией материала, особенностью восприятия.

2. Несмотря на нелинейную структуру, целостность интерактивного мультимедийного произведения определяется композиционной завершенностью многовариантных сюжетных линий, зафиксированных на носителе. Созданная автором композиция в сочетании с интерактивными свойствами мультимедиа предполагает не только интерпретацию реципиентом художественного образа, но и активное взаимодействие с художественным объектом в диалоговом режиме.

3. Режиссура мультимедиа — новый этап в общем развитии режиссерского мастерства, симптоматичное проявление процесса синтеза

12

современной аудиовизуальной техники, информационно-коммуникационных технологий и художественного творчества в интерактивных средах.

4. Сохраняя типологические (родовые) признаки, характерные для режиссерского творчества, новый вид режиссуры проявляет яркие специфические свойства, обусловленные:

— эстетической природой интерактивных художественных сред;

— особым характером взаимоотношения со зрителем — пользователем компьютера;

— разнообразием выразительных средств и их спецификой;

— художественно-творческим и производственным процессами создания мультимедийного произведения (своеобразием отдельных этапов разработки и реализации режиссерского замысла, составом творческой группы, быстроразвивающимися техническими средствами и компьютерными технологиями);

— особенностями видов и жанров мультимедийных произведений.

5. Режиссер мультимедиа на основе авторской идеи или литературного сценария создает концептуальную модель звукозрительного образа мультимедийного произведения и руководит созданием интерактивного художественного пространства, объединяя и направляя при этом творчество художника, аниматора, видеооператора, фотографа, композитора или музыкального оформителя, звукорежиссера, программиста и т. д.

6. Для достижения высокого уровня художественного зрелища, занимающего самостоятельное место в современной аудиовизуальной культуре, новому средству коммуникации требуется время, а также профессиональная подготовка творческих кадров — режиссеров мультимедиа.

7. Сочетание фундаментального профессионального образования в области режиссуры экранных искусств со спецификой режиссуры мультимедиа и практическим освоением передовых компьютерных технологий, обеспечение учебного процесса самой современной технической

13

базой для широкой возможности творческого самовыражения — основа подготовки специалистов нового направления.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии. Содержит 3 таблицы, 14 рисунков. Основной текст — на 302 страницах.

Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цель, задачи, гипотеза, объект и предмет исследования, его методологическая основа, отражается научная новизна, а также положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Техника и экранное творчество: эволюция взаимодействия» выявляются закономерности преобразования взаимоотношений техники и творчества в кинематографе и телевидении, анализируется специфика интерактивных мультимедиа и систем виртуальной реальности.

Во второй главе «Эстетические особенности интерактивных мультимедиа» исследуется эстетическая природа интерактивных художественных сред, пространственно-временная организация мультимедийного произведения, особенности восприятия.

В третьей главе «Режиссура мультимедиа как новый вид творческой деятельности» исследуется генезис режиссерского искусства, анализируются типологические признаки сценической и экранной режиссуры, раскрывается специфика режиссерского творчества при создании интерактивных мультимедиа.

В четвертой главе «Интеграция творческих и технологических факторов в режиссуре мультимедиа» рассмотрены различные аспекты режиссерского творчества от замысла до реализации.

14

В главе пятой «Основы профессиональной подготовки режиссеров мультимедиа» раскрывается авторская концепция подготовки режиссерских кадров для интерактивных мультимедиа.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования и формулируются основные выводы.

15

Глава 1. Техника и творчество: эволюция взаимодействия

Вся история кинематографа и телевидения, а также новых средств аудиовизуальной коммуникации представляет собой историю непрекращающихся поисков новых форм и творческих решений, технологических приемов и выразительных средств.

На протяжении последнего столетия аудиовизуальные искусства прошли несколько революционных этапов технологических преобразований: от «живой фотографии» братьев Люмьер до цифрового кинематографа и телевизионной виртуальной реальности, сформировав свой специфический язык общения со зрителем — язык экрана, определив особый характер звукозрительного мышления.

Отчетливой тенденцией последних десятилетий стало интенсивное развитие и широкое проникновение информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни общества, включая аудиовизуальную культуру и искусство. Представление, преобразование, хранение и распространение огромных массивов информации в электронной форме, функционирование глобальных сетей, мгновенная передача сообщений в любую точку планеты и многие другие возможности современных технологий способствовали созданию качественно новой информационной структуры — общемирового информационного пространства.

Благодаря появлению и стремительному развитию компьютерной индустрии к существующим аудиовизуальным средствам массовой коммуникации добавились новые перспективные мультимедийные системы в виде синтеза разнообразных «сред», управляемых интерактивными приложениями. Мультимедиа, опираясь на интенсивно развивающиеся технологии виртуальной реальности, раздвинули границы экрана, создавая иллюзию полной реальности происходящего.

Способность к непрестанному и стремительному развитию является одной из первейших особенностей «индустриальных муз», в которых

16

технический фактор в значительной степени влияет на всю систему художественных средств. Анализ специфики мультимедиа как нового средства аудиовизуальной коммуникации и вида художественного творчества не может обойти вопроса о роли техники в становлении экранных искусств, изобразительные и выразительные средства которых развивались в сложном взаимодействии художественных и технических факторов.

Сегодня, когда кинематограф и телевидение используют новейшие достижения цифровой и компьютерной техники, важно понять, являются ли интерактивные мультимедиа и системы виртуальной реальности принципиально новой формой художественного творчества? На примере эволюции экранных искусств и звукозрительного мышления важно определить существующие закономерности, которые позволят мультимедиа достигнуть уровня художественного зрелища, занимающего отдельное место в современной аудиовизуальной культуре.

Несмотря на то, что «младенческий» (по сравнению с экранными искусствами) возраст мультимедиа и непрекращающаяся эволюция художественного языка кино и телевидения (в значительной степени под влиянием мультимедийных технологий) осложняют анализ, обращение к истории позволяет вскрыть закономерности, необходимые для понимания современного этапа взаимоотношений творчества и техники и для прогнозов развития средств аудиовизуальной коммуникации хотя бы на самое ближайшее будущее.

1.1. Аудиовизуальные революции: зарождение и развитие

кино и телевидения

Кинематограф. В конце XIX века созрели технические предпосылки для получения на экране движущейся фотографии и обеспечения массовости и комфортности зрительского восприятия. В конкурентной борьбе различных способов записи и воспроизведения изображения победил кинематограф,
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25142.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.