У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Художественные коллекции Симбирского края. Собиратели. Мастера. Хронисты.
Количество страниц 346
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25159.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение... 3

Глава I. Частные художественные коллекции Симбирского края конца XVIII - первой половины XIX века. Крепостные мастера...17

1.1. Предпосылки зарождения художественного коллекционирования в Симбирском крае...19

1.2. Мемуары, литературные произведения как источник сведений о частных художественных коллекциях в Симбирском крае (конец XVIII-первая треть XIX века)...30

1.3. Усадебный портрет XVIII-первой половины XIX века в частных художественных коллекциях Симбирского края...37

1.4. Крепостные художники Симбирского края...45

1.4.1. Симбирские «домашние живописцы». Н.П. Козлов - крепостной симбирских дворян Ивашевых...46

1.4.2. Провинциальные художники - выходцы из

крепостной среды...60

1.4.3. В.Г. Худяков (1826-1871)- крепостной симбирских дворян Поливановых...66

Глава П. Систематические художественные коллекции Симбирского края второй половины ХГХ-начала XX века. Собиратели. Хронисты.

2.1 Усадебные и городские художественные коллекции второй половины Х1Х-начала XX века. Общая характеристика...78

2.2 Поливановы в истории культуры Симбирска...99

2.2.1. В.Н. Поливанов (1848-1915) - автор первого проекта художественного музея в Симбирске. 1880-е годы...109

2.2.2. Музей В.Н. Поливанова в Акшуате...116

2.3. А.В. Жиркевич (1857-1927) - коллекционер и летописец культуры.

2.3.1. А.В. Жиркевич и симбирские художники

1

1910-1920-х годов...130

2.3.2. Коллекция А.В. Жиркевича...138

^ Глава III. Создание художественного музея в Симбирске.

* 1895-1920-е гг.

3.1. Хроника художественной жизни Симбирска конца XIX - начала XX

века...146

.a 3.2. Симбирский художественный музей. Дореволюционная коллекция (1895-1917)...156

3.3. Национализация произведений искусства на территории Симбирской губернии (1918-1926 гг.)...165

3.4. Симбирский-Ульяновский художественный

музей (1918-1931)...183

Заключение...194

Примечания...198

Источники. Литература...202

* Приложение 1...243

Приложение П...256

Приложение III...261

Приложение IV...276

_ Приложение V...291

Приложение VI...322

Приложение VII...346

Введение



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования определяется тем огромным вниманием к культурным ценностям Российской федерации, которое нашло отражение в Федеральном законе «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» (24.04.1996), в Положении о музейном фонде Российской Федерации (12.02.1998). Одна из важнейших задач, стоящая перед музейным сообществом, - создание базы данных для Государственного Каталога музейного фонда Российской Федерации (Положение от 12.02.1998).

Основу музейного фонда Российской Федерации составляют музейные предметы и музейные коллекции, которые в большинстве своем восходят к частным дореволюционным коллекциям. В последние десятилетия изменился взгляд на многие аспекты российской истории, исследуются ее малоизвестные страницы. В искусствоведческих и музееведческих исследованиях в настоящее время прослеживается особый интерес к истории формирования музейных коллекций. В центре внимания оказываются частные художественные коллекции, входящие в них группы памятников или отдельные произведения.

В связи с возросшим вниманием к истории дореволюционного частного коллекционирования опубликованы фундаментальные справочники, словари, посвященные русским коллекционерам, меценатам, основателям музеев [Полунина, 2003], труды об истории коллекций, положивших основание крупнейших музеев страны [Неверов, Пиотровский, 1997; Левинсон-Лессинг, 1986; Разгон, 1972; Вздорнов, 1986; Брук, 1981; Гольдштейн, 1981; Овсянникова, 1960, 1961; Боханов, 1986; Думова, 1992]. Важную роль в осмыслении феномена частного дореволюционного коллекционирования сыграли научные конференции, прошедшие в 1990-е годы в крупнейших музеях страны (ГЭ, 1995; ГМИИ им А.С. Пушкина, 1995; ГМЗ «Царское село», 2000). Сборники статей и публикаций о коллекционерах, меценатах и

благотворителях выпустили ГРМ (1995), Институт живописи, скульптуры и

архитектуры им. И.Е. Репина PAX (1996), Саратовский Государственный

^ художественный музей им. А.Н. Радищева (1999). В 2001 году в Одессе

W

состоялась Международная научно-практическая конференция «Н.К. Рерих и его современники. Коллекции и коллекционеры».

Коллекционирование во многих областях европейской части России

Ф связано с богатейшими традициями усадебной культуры. Изучению усадебной культуры посвящены труды известных исследователей [Турчин, Шередега, 1979; Греч, 1994; Лихачев, 1991; Евангулова, 2003; Кириченко, 1994; Марасинова, Каждан, 1998]. В сборниках возрожденного в 1992 году Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ) опубликованы многочисленные материалы, авторы которых исследуют мир дворянской усадьбы в самых

^ различных аспектах. Художественные коллекции и их место в культурном пространстве усадьбы тоже неоднократно становились объектом изучения. Предметом интенсивного исследования в современном искусствоведении является личность собирателя как феномен культуры. Важными в освоении

'* проблематики изучения художественного мира усадьбы, необходимыми в методологическом аспекте являются труды Государственного института искусствознания, посвященные художественной культуре России второй половине XIX века (отв. редактор Г.Ю. Стернин).

_ В создании усадебных собраний в провинции конца XVIII-первой

половины XIX века большую роль играли крепостные художники — создатели галерей фамильных портретов. Симбирские художественные коллекции содержат большое количество произведений безымянных мастеров. Осмыслению этого значительного слоя произведений в составе

,ф симбирских коллекций способствовали труды А.В. Лебедева, В.Н. Прокофьева, Г.Г. Поспелова, И.Е. Даниловой, Г.В. Вдовина, Л.И. Тананаевой, Г.С. Островского, О.С. Евангуловой.

В конце XVIII - первой половине XIX века симбирское дворянство достигло высокого уровня благосостояния. Именно в это время

складываются крупные художественные коллекции, обширные библиотеки. Новая формирующаяся разновидность культуры - усадебная - становится ^^ достоянием самых широких слоев симбирского дворянства.

О многообразии и богатстве художественных коллекций, начало формирования которых относится к концу XVIII - первой половине XIX века, красноречиво свидетельствует собрание Ульяновского областного

Ф художественного музея. Его основу составляют глубоко укорененные в истории края национализированные усадебные коллекции. Изучение музейного собрания показало, что в сравнении с опытом столичных музеев и музеев Поволжья (Саратов, Самара, Казань) симбирские художественные коллекции нуждаются в основательном исследовании. История возникновения частных художественных коллекций, их состав,

Ф количественные характеристики - проблемы, недостаточно исследованные специалистами. В целом актуальность избранной темы определяется следующими факторами: - Художественное коллекционирование в дореволюционном

'*' Симбирском регионе как целостный процесс, имеющее предпосылки развития, различные стадии, и в итоге заложившее основу современного собрания Ульяновского художественного музея, пока еще не является сферой научного знания.

А - Растворенные в музейном собрании частные коллекции утратили изначально присущие им уникальность и неповторимость, персонифицированные черты, определяемые индивидуальными предпочтениями собирателя. До недавнего времени эта тема оставалась за чертой научных интересов исследователей музейных коллекций. Назрела

Ф настоятельная необходимость реконструкции крупнейших коллекций симбирского региона. Требует специального изучения роль коллекционеров в становлении и развитии художественной жизни в регионе, образовании областного художественного музея.

- В истории культуры Симбирска отсутствуют исследования, посвященные местным крепостным живописцам, работы которых в конце

^ XVIII - первой половине XIX века, во время зарождения симбирских

W

коллекции, являлись их неотъемлемой частью.

- Требует серьезного исследования история возникновения и становления художественного музея в Симбирске, собрание которого, вобрав

ф в себя частные художественные коллекции, является ныне частью Государственного музейного фонда страны.

Хронологические рамки исследования определены самой логикой развития избранной темы. Как известно, вторая половина XVIII века в России

- время расцвета дворянской культуры, пережившей кульминацию своего подъема в первой трети XIX века. Именно в этот период интенсивно строятся

Ф дворянские усадьбы в Симбирском крае, зарождается традиция собирательства произведений искусства. Самые ранние по времени исполнения произведения, поступившие в музей из частных собраний, относятся к последней четверти XVIII века. Верхняя дата традиционно в

* исследованиях русской культуры определяется годом октябрьского переворота. Однако в нашем случае временные рамки отодвигаются до конца 1920-х годов, так как именно в эти послереволюционные годы происходит глобальное перераспределение художественных ценностей в масштабах всей страны, в том числе и в Симбирской губернии. В 1920-е годы в основном сложилась коллекция Ульяновского художественного музея, сумевшего аккумулировать в своих фондах многие их тех произведений искусства, которые входили в состав симбирских художественных коллекций.

Территориальные границы исследования выходят далеко за пределы

ф современной Ульяновской области. Понятие «Симбирский край», которым

пользуются краеведы и регионоведы, не совпадает и с определением «Симбирская губерния», границы которой неоднократно менялись на протяжении XVIII-начала XX веков. Возникший в 1648 году город Симбирск и Симбирский уезд подчинялся Приказу Казанского дворца, с 1708 года

входил в состав Казанской губернии. После целого ряда административных изменений в 1780 году было образовано Симбирское наместничество. В него вошли тринадцать уездов. В 1796 году приказом Павла I была утверждена Симбирская губерния, в составе которой были десять уездов - Алатырский, Ардтовский, Буинский, Карсунский, Курмышский, Самарский, Сенгилеевский, Ставропольский, Сызранский и Симбирский. В таком виде Симбирская губерния просуществовала в течение первой половины XIX века. В 1851 году Самарский и Ставропольский уезды отошли к вновь образованной Самарской губернии, однако территория Самарской Луки со знаменитой усадьбой Усолье Орловых-Давыдовых оставалась в пределах Симбирской губернии. В таком виде губерния, до 1920 года сохранившая в своем составе восемь уездов, встретила национализацию - «перераспределение» культурных и художественных ценностей. В 1920-е годы от Симбирской губернии отошли уездные города с землями: Ардатов (к Мордовской республике), Алатырь (к Чувашской республике), Буинск (к Татарской республике), Курмыш (к Нижегородской области). В 1928 году Симбирская (с 1924 года - Ульяновская) губерния была упразднена. Ее территория вошла в состав вновь созданной Средневолжской области. Ульяновская область образована в 1943 году.

Степень научной разработанности проблемы исследования.

Специального комплексного исследования симбирских художественных коллекций XVIII - первой четверти XX века до настоящего времени не проводилось. Анализ искусствоведческой и краеведческой литературы показал, что в большей степени проблема разработана применительно к отдельным коллекциям и коллекционерам, отдельным мастерам, но работ, ориентированных на исследование регионального своеобразия процесса художественного собирательства в Симбирской губернии, не существует.

Однако представляют огромную ценность работы, связанные с описанием владельческих коллекций, характеризующие личность конкретного собирателя [Верещагина, 1994; Смирнова, 1996; Козлов, 1996;

7

Морозова, 1998; Алексушина, 1999; Жиркевич-Подлесских, 2000; Вискалин, 2003; Сивопляс, 2004;]. В ряде работ рассматриваются фрагменты целостных ^ коллекций или отдельные группы произведений [Спешилова, 1978; Котова, 1998; Сергеева, 2002; Королева, 2002; Малкович, 2003; Воронова, 2003; Егорова, 2005].

Цель исследования: проанализировать художественное

ф коллекционирование в Симбирском крае как целостное явление,

развивавшееся во времени, имеющее различные стадии развития,

рассмотреть симбирские художественные коллекции как часть

национального музейного фонда страны

Для достижения этих целей в диссертационной работе были поставлены следующие задачи:

ф. - исследовать предпосылки становления художественного коллекционирования в Симбирской губернии;

- раскрыть особенности симбирских коллекций конца XVIII-первой половины XIX века и симбирского усадебного портрета как важнейшей части художественной коллекции дворянского дома;

- выявить круг провинциальных и крепостных мастеров, участвовавших в создании частных художественных коллекций;

- проанализировать структуру крупнейших симбирских художественных ^ коллекций второй половины XIX - начала XX века, изучить факты

биографии владельцев;

- рассмотреть процесс становления и развития художественной жизни в регионе на рубеже XIX-XX веков в зависимости от наличия крупных художественных коллекций в Симбирске.

10 - исследовать историю создания художественного музея в Симбирске. Объект исследования - художественные коллекции Симбирского края, собиратели, мастера, хронисты.

Предмет исследования - объективный процесс возникновения и бытования художественных коллекций на территории Симбирской губернии в период со

8

второй половины XVIII века по 20-е годы XX века, явившийся условием развития художественной жизни в регионе и создания Симбирского

^ художественного музея.

Источниковая база исследования. Поскольку исследование посвящено анализу художественных коллекций, то, безусловно, основным материалом являются предметы художественного творчества, происходящие из Ф дореволюционных симбирских коллекций, которые в настоящее время хранятся в фондах Ульяновского областного художественного музея, Ульяновского областного краеведческого музея имени И.А. Гончарова, Ульяновской областной научной библиотеки, Сызранского краеведческого музея, Пензенской областной картинной галереи им. К.А. Савицкого. При написании работы использовалась документация отдела учета и

Ф хранения Ульяновских областных художественного и краеведческого музеев — инвентарные книги, книги поступления, различные картотеки.

Решение поставленных в данном исследовании задач потребовало привлечения значительного количества опубликованных и

- неопубликованных источников.

Опубликованные источники

К обширной группе относятся справочные, научные издания, энциклопедии, словари, каталоги, содержащие информацию

^ общероссийского и регионального уровня.

В диссертации использовались сборники документов по вопросам музейного дела, охране памятников истории и культуры в России, законодательных актов о культуре, культурному строительству в Ульяновской области.

у{0 Важное значения для исследования имели материалы различных

статистическо-справочных сборников, периодически издававшихся в Симбирске в конце XIX - начале XX века: «Систематический сборник постановлений Симбирского губернского земского собрания», «Вестник Симбирского земства», Памятные книжки Симбирской губернии и Адрес-

календари (1861 - 1916 гг.). Огромную роль в реконструкции дореволюционной коллекции Симбирского художественного музея сыграли издания Симбирской губернской ученой архивной комиссии (СГУАК): Журналы заседаний СГУАК и Отчеты СГУАК за 1895-1916 годы.

В процессе работы над диссертацией изучены материалы, опубликованные в различных журналах за период конца XVIII - начала XX века, таких как: «Экономический магазин», «Аглая», «Московский журнал», «Вестник Европы», «Санкт-Петербургский вестник», «Сын Отечества», «Современник», «Русская старина», «Исторический вестник», «Художественные новости», «Искусство и художественная промышленность», «Столица и усадьбы», в газетах 1910-х годов - «Санкт-Петербургские новости», «Новое время», «Биржевые ведомости», в симбирской периодической печати: «Симбирские губернские ведомости», «Симбирянин», «Симбирское слово», «Заря», «Экономический путь», «Пролетарский путь».

Важным источником явились воспоминания, переписка, мемуары, литературные произведения деятелей культуры, жизнью и творчеством связанных с Симбирским краем (Н.М. Карамзин, И.И. и М.А. Дмитриевы, СТ. Аксаков, Д.Н. Свербеев, А.И. Тургенев, И.А. Гончаров, В.А. Соллогуб, O.K. Буланова, М.Д. Беляев).

К неопубликованным источникам, составившим основу диссертационного исследования, относятся документы из Государственного архива Ульяновской области (ГАУО). В диссертации использовались документы различных учреждений и организаций Симбирска-Ульяновска (около 20 фондов). Особенно важными для исследования явились фонды Ульяновского областного художественного музея (Ф. Р-3283), Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова (Ф. Р-968), Симбирской городской управы (Ф. 137), Симбирского губернского дворянского депутатского собрания (Ф. 45), Симбирского губернского предводителя дворянства (Ф. 477),

10

Симбирского окружного суда (Ф. 1), Симбирского губисполкома (Ф. 200), Симбирского губернского отдела народного образования (Ф. 190), фонд Поливановых (Ф. 644), личный фонд А.В. Жиркевича (Ф. Р-3868).

Значительно расширили источниковую базу документы, хранящиеся в Рукописном отделе Российской Государственной библиотеки (РО РГБ), в Российском Государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (РГИА), Центральном Государственном архиве Республики Татарстан (ЦГА РТ), в архивах Государственного Русского музея, Ульяновского областного краеведческого музея имени И.А. Гончарова (УОКМ), в Отделе редкой книги Ульяновской областной научной библиотеки (ОРК УОНБ)

В РО РГБ изучены документы фонда симбирских дворян Ивашевых (Ф.-112). Значительная информация о симбирских художниках была выявлена в РГИА в фонде Императорской академии художеств (Ф-789). Важные сведения о симбирских коллекциях и крепостных мастерах были почерпнуты в архиве УОКМ им. И.А. Гончарова (Книга документов о поступлении, материалы Е.К. Решко). В Отделе редкой книги УОНБ получены сведения о некоторых частных симбирских библиотеках конца XVIII-первой половины XIX века. Научная новизна исследования состоит в следующем:

- впервые на основе введенных в научный оборот новых архивных и литературных источников проведено комплексное исследование дореволюционных художественных коллекций Симбирского края, выявлена историческая динамика возникновения и развития симбирских художественных коллекций, реконструированы крупнейшие из них. Определена роль личных художественных коллекций в культурной жизни Симбирска конца Х1Х-начала XX века;

- определены некоторые важные черты, составляющие своеобразие усадебного портрета конца XVIII - первой половины XIX века как части ранних симбирских художественных коллекций; введены в научный оборот имена забытых крепостных художников, авторов усадебных портретов,

11

исследованы творческие биографии «домашнего» живописца Ивашевых Н.П. Козлова и бывшего крепостного Поливановых художника академического направления В.Г. Худякова;

- рассмотрены наиболее значительные в историческом и художественном отношении систематические коллекции второй половины XIX века. Исследованы произведения В.Г. Худякова из коллекции В.Н. Поливанова, альбомная графика Н.И. Поливанова из коллекции В.Н. Поливанова; рисунки К.П. Брюллова и мастеров русского классицизма из коллекции А.В. Жиркевича, в процессе изучения коллекций атрибутированы произведения оригинальной русской графики первой половины XIX века.

- впервые прослежена история художественного музея Симбирска-Ульяновска от возникновения в 1880-х годах первого проекта художественно-промышленного музея, создания дореволюционной коллекции, собирания произведений в процессе национализации и до образования полноценного художественного собрания в 1920-годах. Понятийно-терминологический инструментарий.

В соответствии с современным толкованием понятия «художественная коллекция», последняя определяется как совокупность однородных либо подобранных по определенному признаку разнородных предметов, которые, независимо от эстетической ценности каждого из них, собранные вместе имеют художественное, историческое, научное или иное культурное значение. В практике часто понятием «художественная коллекция» обозначают случайную общность предметов, приобретавшихся с утилитарными целями. Исследователи предлагают таковую общность называть «собранием» [Фролов, 1996], группу предметов, творчески подобранную по какому-либо основанию, - «коллекцией». По-видимому, такой подход мало применим в изучении провинциальных художественных коллекций, поскольку на ранних этапах они в большинстве своем складывались как бессистемные собрания бытовых предметов, предметов «роскоши», мемориальных предметов, лишь со временем и в редких случаях

12

осмысляемых владельцами как коллекция, требующая изучения, развития, презентации. С другой стороны - даже небольшая группа фамильных портретов, исполненных с мемориальной целью, или группа предметов утилитарного характера (мебель, фарфор, стекло и пр.) сегодня воспринимаются как целостное образование, отмеченное чертами определенного стиля той или иной эпохи, несущее отпечаток личностных вкусовых предпочтений, обусловленное финансовыми возможностями владельца. Поэтому в данной работе любая совокупность художественных предметов, некогда принадлежавшая частному лицу, будет называться «частной художественной коллекцией». В данном определении находит отражение принадлежность или происхождение совокупности произведений художественного творчества, подобранных в соответствии с мотивациями владельца [Бессонова, 2003]. При этом мотивации могут быть далекими от собственно собирательского интереса. Для коллекции, творчески формируемой по определенному замыслу, систематизированной по различным признакам и основаниям, вполне применим термин «систематическая художественная коллекция». Для первого периода симбирского коллекционирования конца XVIII-первой половины XIX века более характерны частные художественные коллекции. Систематические художественные коллекции появляются в середине - второй половине XIX века. Однако для простоты изложения автор оставляет за собой право использовать традиционный термин «коллекция» и в том и в другом случае, равно как и термин «собрание» в качестве синонима.

Методологической основой диссертации является комплексное использование нескольких подходов, применяемых в современном искусствознании: культурно-исторический, персонологический,

когнитивный, аксиологический. Исследование, проводимое на основании комплексной методологии, позволяет глубже понять природу художественного коллекционирования, представляющего собой

13

многогранное явление, и своеобразие художественных коллекций, объединяющих различные исторические пласты художественной культуры. ^ Поскольку своеобразие объекта исследования в конечном счете

определяют составляющие художественную коллекцию самостоятельные художественные произведения, для их изучения применяются методы традиционного искусствоведения, ориентированные на конкретный предмет. ? Основные положения, выносимые на защиту

1. Важную роль в распространении художественно-эстетических знаний в среде симбирского дворянства сыграли литераторы, писатели, поэты, жизнью и творчеством связанные с Симбирским краем. В конце XVIII-начале XIX века во многом благодаря их влиянию большое распространение в Симбирске получают журналы, гравюры, книги -

Ф огромный пласт печатной продукции, содержавший информацию о

художественных объектах и их создателях.

2. Своеобразие частных художественных коллекций Симбирского края заключается в том, что важное место в их составе занимает усадебный

W портрет, важнейшая функция которого связана с темой памяти. Такие

общие для провинциального портрета свойства как каноничность и парсунность сохраняются в симбирском портрете вплоть до середины XIX века.

л 3. В истории симбирского коллекционирования на первом этапе, то есть

до середины XIX века, большую роль играли крепостные мастера, участвовавшие в создании фамильных портретных галерей. В симбирских коллекциях представлены произведения крепостных художников всех трех уровней: 1) низового слоя «домашних

ф живописцев; 2) художников-профессионалов, значимых на

региональном уровне; 3) художников, чье творчество входит в магистральную линию развития русского искусства.

4. Собиратель второй половины XIX века, как правило, хронист, летописец культуры, исследователь различных пластов региональной

14

культуры и искусства, он консолидирует всю художественную жизнь региона, поддерживает мастеров не только своими средствами, но всей

^ мерой своего знаточества, эстетического вкуса, знания истории

искусства. В этот период, отмеченный чертами историзма как способа мышления и мировидения, происходит систематизация и классификация коллекций, возникает стремление к публикации

,ф, коллекций в виде каталогов, музейных и выставочных экспозиций

5. В конце XIX столетия видоизменившаяся, утратившая свою замкнутость и элитарность усадебная культура активно влияла на развитие городской художественной культуры. Художественная жизнь Симбирска рубежа XIX - XX веков получила мощный импульс к развитию благодаря наличию богатых художественных коллекций и

Ф культурно-просветительской деятельности коллекционеров.

6. В 1920-е годы художественное достояние Симбирского края, во многом утраченное, рассредоточилось по нескольким музеям Самарско-Симбирского региона, в этот период в основном сложилась коллекция Ульяновского художественного музея, сумевшего аккумулировать в своих фондах большую часть обширных дворянских коллекций, национализированных в 1918-1926 годах. Именно эти коллекции составляют своеобразие современного собрания музея.

^ Теоретическая значимость исследования определяется как самим его

объектом, так и содержанием ряда положений и выводов работы. Диссертация является первым исследованием, посвященным изучению художественных коллекций Симбирского края во второй половине XVIII-первой четверти XX века. Значительная часть архивных источников и

{ф опубликованных материалов введена в научный оборот впервые.

Практическая значимость данного исследования определяется возможностями использования его как основы для дальнейшего изучения истории, каталогизации, создания баз данных художественных коллекций

'' Симбирского края. Сведения о коллекциях, собирателях и мастерах

15

Симбирского края могут быть использованы в подготовке профильных справочников и энциклопедий, обобщающих трудов.

Материалы диссертации могут служить основой разделов в учебниках по истории художественной культуры в Симбирской губернии и регионоведению, могут быть использованы в разработке методик по курсу «Региональная культура».

Апрбация работы.

Материалы исследования были представлены на различных региональных научно-практических конференциях - Первой научной конференции, посвященной ученому и краеведу С.Л. Сытину (Государственный историко-мемориальный заповедник «Родина В.И. Ленина», 2003); I, II, III Поливановских чтениях (Ульяновский областной художественный музей, 2001, 2002, 2003), 10 областной научной конференции «История и современность Симбирско-Ульяновского края» (Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова, 2004);на всероссийских научных конференциях - «Петербургская Академия художеств и ее роль в формировании коллекций отечественных музеев» (Санкт-Петербург, 2001), «Россия и Европа: диалог культур» (Ульяновский Государственный педагогический университет, 2001), «Открытые культуры» (Ульяновский государственный университет, 2002).

Структура диссертации обусловлена задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25159.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.