У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Башкирская академическая музыка
Количество страниц 473
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25181.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр. ВВЕДЕНИЕ... 5

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ФОЛЬКЛОР И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО СТИЛЯ.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ИСТОРИЯ ЭТНОСА - ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ... 39

ГЛАВА ВТОРАЯ. ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА БАШКИРСКОГО

МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.

2.1.К вопросу классификации жанров башкирского музыкального фольклора...53

2.2.Жанры с доминирующей функцией вербального текста...56

2.3.Озон-кюй: господство имманентно-музыкальных закономерностей...68

2.4.Традиционный инструментарий. Жанры инструментальной музыки...80

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ И ФОЛЬКЛОРНОЙ ТРАДИЦИЙ В БАШКИРСКОЙ МУЗЫКЕ 20-60-Х ГГ.

3.1.К проблеме стадиальности...92

3.2.Предпрофессиональная стадия...96

3.3. Первая профессиональная стадия...106

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. СТИЛЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ БАШКИРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКОВ.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. СТАДИЯ « НОВОГО ВРЕМЕНИ».

4.1. Предпосылки стилевого перелома...118

4.2. Новая концепция фольклора... 123

4.3. Аналитический этюд: Д.Хасаншин. «Айтыш»...143

ГЛАВА ПЯТАЯ. КОМПОЗИТОРСКИЕ ТЕХНИКИ XX ВЕКА И БАШКИРСКИЙ ФОЛЬКЛОР В МУЗЫКЕ «НОВОГО ВРЕМЕНИ»: ПУТИ СОПРЯЖЕНИЯ...152

5.1. Серийная техника... 155

5.2. Пуантилизм... 169

5.3. Алеаторика... 174

5.4. Репетитивная техника... 179

ГЛАВА ШЕСТАЯ. СОНОРИСТИКА КАК ФАКТОР МЫШЛЕНИЯ

6.1. Принципы сонорного письма...185

6.2. Особенности трактовки оркестра...217

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВОЙ СИСТЕМЫ

7.1. Ведущие направления в развитии жанров • ...235

7.2. Хоровая музыка...239

7.3. Камерно-инструментальная...245

7.4. Жанры симфонической музыки:...250

- оркестровые пьесы;...250

- оркестровая сюита; ...252

- увертюра и симфоническая поэма;... 256

ГЛАВА ВОСЬМАЯ. БАШКИРСКИЙ КОНЦЕРТ

8.1. Основные пути развития жанра...261

8.2. Аналитические этюды...270

8.2.1. Л. Исмагилова. Концерт для скрипки с оркестром...270

8.2.2. Р.Газизов. Концерт для фортепиано, струнных и

ударных (Тема и вариации). ... 278

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. БАШКИРСКАЯ СИМФОНИЯ

9.1 .Основные пути развития жанра. Типы симфонизма...285

9.2. Содержание, поэтика...299

9.3. Принципы драматургии...313

9.4. Особенности композиционных решений...324

9.5. О микстовых тенденциях в современной башкирской симфонии...343

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. ИНТЕРСТИЛЕВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРСКОЙ МУЗЫКЕ... 353

10.1 .Неоромантические тенденции...354

10.2.Необарокко и фольклорный канон башкирской музыки...364

10.3. Неоэтнографизм... 370

10.4.К вопросу претворения джаза...379

10.5.Полистилистика в музыке башкирских композиторов...387

10.6. Новая моностилистика...403

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВПЕРЕД, К МОНОДИИ...412

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...424

ПРИЛОЖЕНИЕ №1. ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В БАШКИРСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ (Очерк)... 453

ПРИЛОЖЕНИЕ №2. НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ... 473

Введение



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Башкирская музыкальная культура на рубеже второго-третьего тысячелетий представляет целостное, национально-самобытное ' явление - текст, основными компонентами которого оказываются народное • творчество, глубинные исполнительские традиции, сложившаяся , композиторская школа, развитая театрально-концертная и образовательная системы. Разнообразные механизмы сопряжений с мировой и, прежде всего, с отечественной музыкальной культурой Х1Х-ХХ веков позволяют в полной мере оценить масштабность, динамику процессов, происходящих в культурной жизни республики и, в частности, творчестве композиторов Башкортостана.

Проблемы взаимоотношений национального и общечеловеческого, индивидуального, специфического и всеобщего, универсального, актуальные для разных гуманитарных наук, объединяют литературоведение и искусствоведение, культурологию и социологию, исторические науки. Рассмотрение синтеза национального и интернационального образует одно из сквозных направлений отечественного музыкознания. Обострение данной проблемы к концу XX века связано с поляризацией двух взимосвязанных тенденций, порожденных современной исторической ситуацией. Первая тенденция - к интеграции мирового сообщества, глобализации социальных, экономических, а следовательно, и национальных, культурных отношений (например, создание Европейского Союза). Другая, — к самосохранению, самоидентификации нации через культуру, музыкальное искусство, творчество - возникает как своего рода «защитная реакция», антитезис, носит дифференцирующий характер и сопряжена с ростом национального самосознания (особенно ярко в бывших республиках СССР), утверждением суверенитетов в республиках Российской Федерации и т.п.

Музыка является, пожалуй, одним из самых чутких барометров, реагирующих на подобные процессы, начиная с XIX века, когда в Западной и Восточной Европе одна за другой возникали новые национальные школы (польская, чешская, венгерская, норвежская...).

Постепенно формируется амбивалентный взгляд на национальную культуру, характерный для многих отечественных исследований: как на самостоятельную систему, организованную на основе индивидуальных закономерностей, результат исторического развития этноса, начиная с древнейших времен, — и как на часть мирового культурно-исторического процесса, отражение всеобщих законов развития (контекстуальный подход). При этом компоненты дихотомии «национальная культура» - «мировая культура» вступают между собой в отношения типа диалога (часто полилога), осуществляемые не только диахронически («по горизонтали»), но также синхронически («по вертикали»), на основе свободных манипуляций пространством и временем.

Такой, по сути, метафизический взгляд, сложившийся в современных науках о культуре, искусстве и, в частности, в музыковедении, позволяет создать целостное, системное представление о национальной культуре, национальной психологии, национальном стиле в контексте интеркультурных взаимодействий, взаимовлияний. Именно этот путь избирается рядом музыковедов, исследующих музыкальное творчество разных народов: Ф.Абуковой, Н.Гавриловой, В.Галайку, В.Дулат-Алеевым, А.Маклыгиным, С.Саркисян, Г.Янгибаевой, У.Джумаковой и др.

Кроме того, одно из направлений, пришедшее из культурологии в музыковедческие исследования, посвященные проблемам национальных культур, связано с рассмотрением культуры как текста, организованного на основе определенного комплекса правил грамматики, синтаксиса (17, 170).1 Выработанные на протяжении тысячелетий, под воздействием неких общих законов, эти «правила» существуют как данность и раскрываются на всех

уровнях текста культуры: от лексического до Метатекста (17, с.77). Национальная культура представляет собой «феномен всемирного Текста культуры, его структурообразующую единицу» (170, с. 16).

Изучение башкирской музыкальной культуры с подобных позиций дает возможность рассмотреть механизмы взаимодействия данного «текста национальной культуры» (В.Дулат-Алеев) с текстами других культур, выявить его структурно-семантические компоненты.

Актуальность обращения к такой проблематике заметно возрастает, если принять во внимание отсутствие системных, обобщающих исследований по башкирской академической музыкальной культуре, что составляет специфику ситуации, сложившейся в башкирском музыковедении. Особенно наглядно это проявляется в сравнении с музыковедением других республик бывшего СССР: Закавказья, Средней Азии, Казахстана, Татарстана, - представленным разнообразными фундаментальными , трудами, созданными на протяжении 50-90-х гг. Имеются в виду работы Н.Янов-Яновской (545-550), Т.Вызго (100), И.Вызго-Ивановой (101-103), З.Сайдашевой (408), М.Нигметзянова (340), М.Рухкян (390, 391), С.Саркисян (413) и др.2

В существующей литературе, посвященной башкирской музыке, выделяются две основные области: фольклористики и академического музыкознания, получившие, однако, неравномерное развитие на протяжении XX века.

Основы первой, хронологически наиболее ранней, заложенные первыми русскими музыкантами, путешественниками, историками, в ХУШ-Х1Х веках (И.Лепехин, С.Рыбаков, Р.Игнатьев и др.), связаны с традицией собирания и изучения произведений народного творчества. Собиранием фольклора в 20-30-е годы XX века занимаются первые башкирские композиторы: Г.Альмухаметов, К.Рахимов, С.Габяши, А.Ключарев, позднее - Х.Ахметов, музыканты-фольклористы и др. Большую роль в данном процессе по сей день играет деятельность ученых-этнографов созданного в 1932 г. Башкирского НИИ национальной культуры (современное название и академический

статус - Институт истории, языка и литературы - с 1951 г.), в значительной степени взявших на себя функции музыковедов-фольклористов в изучении национального фольклора.

Развитие данного направления в первой половине XX века приводит к появлению первого масштабного труда Л.Лебединского о башкирском музыкальном фольклоре (276) с последущим продолжением данной ветви фольклористики в монографиях М.Фоменкова (479), Р.Сулейманова (458, 459).

Следующий этап развития науки о башкирском фольклоре сопряжен с научной деятельностью в 70-80-е гг. новой плеяды национальных исследователей-фольклористов: Х.Ихтисамова, Ф.Камаева, Н.Ахметжановой и др.

Комплексные экспедиции, предпринимаемые фольклористами института искусств, Института истории, языка, литературы, способствовали изучению всего многообразия фольклорных жанров, систематизации накопленного материала, расширению представлений о башкирском фольклоре. При этом происходит обогащение научной методологии современными методами исследования:

культурологическим, системным, сравнительно-аналитическим, что нашло наиболее яркое проявление в статьях 70-80-х годов Х.Ихтисамова (217-220), Ф.Камаева (229).3

Однако и в данной области нельзя не отметить отсутствия - до последнего времени - обобщающих фундаментальных исследований по проблемам лада, жанров, формообразования, стиля башкирской монодии, которые могли бы пополнить теорию монодии, разработанную Х.Кушнаревым (271), С.Галицкой (112), А.Затаевичем (188), Б.Ерзаковичем (182), Ф.Кароматовым (232), М.Нигметзяновым (340), З.Сайдашевой (408) и др.

В последние годы этот пробел отчасти восполняют работы Р.Галимуллиной «Башкирская протяжная песня» (108) и Р.Рахимова «Фактура башкирской инструментальной монодии» (383). Башкирское академическое музыкознание представляет собой молодую

область науки, последовательное развитие которой относится преимущественно к последней трети XX века и связано главным образом с педагогической, научно-исследовательской деятельностью преподавателей кафедр истории и теории музыки Уфимского института искусств.4

Можно выделить четыре группы работ, сложившиеся к рубежу ХХ-ХХ1 веков и посвященные композиторскому творчеству.

Первую — наиболее многочисленную - образуют статьи, исследования, предметом , изучения которых оказываются ведущие области

профессионального композиторского творчества: Н.Еловской - о симфонической музыке (174-177), Т.Угрюмовой, Э.Давыдовой - о национальной опере (150, 473, 474), Г.Ахмадеевой - о балете (46-48), Р.Исламгуловой, М.Фоменкова - о хоровом творчестве (207, 208, 480), Н.Гариповой - о фортепианном (114-117) и т.д. К этой же группе относятся и работы, в которых рассматриваются отдельные сочинения разных жанров (228, 473), творческие портреты композиторов (152-155, 40, ПО, 111, 421, 422, 423, 426.).

Вторая, представленная преимущественно газетными публикациями, включает рецензии на премьеры, музыкально-критические обзоры произведений, звучащих на концертах фестивалей, пленумов, съездов композиторов Башкортостана разных лет (260, 179, 336, 425).

Значимость отмеченных работ башкирских музыковедов обусловлена накоплением, осмыслением и анализом фактов композиторского творчества, выявлением признаков национального музыкального языка и стилистики, стремлением к выходу за рамки региональной культуры. Однако в то же время общими свойствами публикаций первой-второй групп становится описательный подход, широко утвердившийся в музыковедении 30-60-х годов, недостаточная подчас выявленность историко-стилевого контекста, отсутствие ценностного анализа, незначительная роль обобщений, направленных на выявление национальной специфики композиторского творчества, национальной культуры. Неизбежные, в процессе эволюции национального музыковедения, данные проблемы, исторически мотивированы всем ходом развития культуры, образования,

композиторского творчества в Башкортостане и в значительной степени связаны с необходимостью репрезентации новых сочинений. Они же

10

возникали на определенных этапах истории формирования национального музыковедения и в других республиках бывшего СССР (164, с.25-26). . .

К третьей группе следует отнести работы, отражающие тенденцию к историческим обобщениям. Особую роль в этом направлении сыграли главы о музыкальной культуре республики в коллективном семитомном исследовании История музыки народов СССР (213) под редакцией Ю.Келдыша (тома первый-пятый), И.Нестьева (шестой том) и Г.Головинского (седьмой).5 Башкирская музыка предстает здесь как значительное звено многонациональной культуры Советского Союза* подчиняясь принятой в советской историографии тех лет периодизации по десятилетиям. Последняя в целом сохраняется и в Очерках по истории башкирской музыки (349). Изданная (первая) часть посвящена основным этапам развития башкирской музыкальной культуры, однако без обзора и анализа стилевых направлений композиторского творчества, в то время как вторая часть (рукопись) содержит лишь обзор основных областей академической музыки с учетом хронологии их развития. И хотя такая структура, описательно-хронологический подход, представленный в первой части Очерков, не дают целостного системного представления о феномене национальной музыкальной культуры, тем не менее их появление стало важным событием в башкирском музыковедении. В частности, ценность сборника обусловлена освещением и систематизацией значительных фактов истории башкирской музыкальной культуры в их переплетениях с русской культурой. Важным представляется и новый взгляд на многие события недавнего прошлого.

Наконец, в последнюю группу можно включить труды о башкирской музыке, появившиеся на рубеже тысячелетий, обнаруживающие новые, современные методологические тенденции и подходы, которые выводят национальное музыковедение на более высокий уровень научно-теоретического, исторического обобщения. Так, изучение национальной

11

музыки с культурологических позиции прослеживается в кандидатских диссертациях З.Имамутдиновой - по проблеме взаимовлияния башкирского фольклора и мусульманской музыкальной традиции (205) и С.Махней - о принципах взаимодействия башкирской и русской культур в процессе становления национальной композиторской школы (309).

Таким образом, объектом данного исследования стала башкирская национальная музыкальная культура как единый текст. '

Главным предметом исследования явилось композиторское творчество 1920 - начала 2000-х гг. - с акцентом на инструментальных произведениях, среди которых доминирующую роль играют симфония и концерт (хотя затрагиваются и области хоровой, камерно-инструментальной музыки). Десятки произведений разных жанров были изучены по рукописям партитур Р.Муртазина, Н.Сабитова, Р.Касимова, Л.Исмагиловой. Р.Газизова, Р.Сабитова, Д.Хасаншина и т.д. Причем, выбор произведений для анализа диктовался избирательно-репрезентативным подходом и осуществлялся на основе таких параметров, как художественно-эстетическая цельность и значительность сочинений, индивидуально-стилевая характерность, наглядность и показательность с точки зрения рассматриваемой проблематики. Также учитывался фактор востребованности сочинений в исполнительской и слушательской практике.

Значительную роль в процессе изучения новейшей музыки играли беседы, интервью автора диссертации, других музыковедов с композиторами Р.Сабитовым, Р.Касимовым, Д. и А.Хасаншиными, проливающие свет на многие художественные концепции.

В результате была сформулирована главная цель диссертации: . выявление индивидуальных, специфических свойств башкирской национальной музыкальной культуры как текста; определение путей ее становления и принципов функционирования в культурно-музыкальном, стилевом пространстве XX века. Основное внимание концентрируется на

12

музыкальных событиях последней трети минувшего — начала нынешнего столетий.

Для достижения поставленной цели оказалось необходимым решение ряда научных задач:

- обозначить предпосылки возникновения феномена национального в башкирской культуре, исходя из общих и специфических особенностей этногенеза народа, модуса его жизни, среды, главных исторических, общественно-экономических этапов развития, формирования языка, религии и - как результат - культуры в целом;

- осмыслить эволюцию башкирской музыки как явления самобытного в контексте отечественной и мировой культуры XIX-XX веков;

- дать краткий обзор основных жанров башкирского музыкального фольклора, наиболее востребованных композиторским творчеством, репрезентирующих специфические, инвариантные свойства национального стиля, художественного мышления и - шире - башкирской культуры, в их соотнесении с культурно-музыкальными традициями народов Татарстана, Средней Азии и др.;

- сформулировать основные «параметры» фольклорного канона, который, взаимодействуя с канонами иных культур (прежде всего, европейской), будет выполнять в условиях профессионального композиторского творчества функцию инварианта, стержня национальной культуры как текста; .

- определить основные этапы развития башкирской профессиональной музыки в аспекте взаимодействия фольклорной и академической традиций;

- выявить закономерности становления и развития жанровой системы национальной академической музыки на протяжении 20-90-х гг. XX века;

- проследить пути развития национального симфонизма от первых опытов XX века до наших дней;

13

- изучить принципы сопряжения в башкирской музыке «нового времени» фольклорного канона с композиторскими техниками XX века, неостилями;

— раскрыть на примерах наиболее ярких произведений (с позиции поставленных задач) принципы синтеза, диалога, полилога в соотношении национального канона и «всеобщих» методов художественно-музыкального мышления, стилистики, техник.

Методология. Цели и задачи, поставленные в диссертации, обусловливают выбор методологических «инструментов», их комплексный характер. Основой подходов к феномену башкирской музыкальной культуры в настоящем исследовании послужили методы культурологического, функционального, семантического, стилевого, сравнительного, а в некоторых случаях - целостного анализа. Автор следовал принципу историзма как одному из важнейших в отечественной музыкальной науке. Этим определяется необходимость апелляции к смежным гуманитарным дисциплинам (истории, культурологии, поэтике), различным областям музыкознания, связанным с изучением истории музыки XX века, проблем национальных культур, теорией жанра и стиля, тематизма и формообразования. Наконец, важным звеном методологии также явилось этномузыковедение.

Поиск предпосылок феномена национального в башкирской культуре потребовал изучения особенностей происхождения, главных исторических этапов развития башкирского народа, формировния языка, религии и - как результат - культуры в целом. Отсюда - обращение к фундаментальным трудам по проблемам этногенеза, истории, теории и типологии культуры Ю.Лотмана (290, 291, 292), А.Лосева (287, 288), В.Бернштейна (66, 67, 68), Ю.Бромлея (80, 81, 82), М.Кагана (222, 223, 224), Г.Гачева (120), Д.Лихачева (282, 283), А.Першица (354) и др., а также башкирских исследователей: И.

14

Акманова (6), Н.Мажитова (295), А.Усманова (276), Г. Умурзакова (275), Р.Кузеева (262, 263), Ф.Кузбеков (261) и др.

В этом ряду особое место принадлежит работам в области этнологии Л.Гумилева (145, 146, 147), где изучаются механизмы влияния природных условий (этносферы) на историю развития цивилизации, проблема кочевничества, этногенетические процессы, происходящие в течение трех тысячелетий «на территории Великой степи: от Китайской стены до Карпат» (146, с.518). В таком контексте этногенез определяется Л.Гумилевым как «учение о происхождении и исчезновении народов <...> процесс активной адаптации человеческих коллективов к среде этнической и природной» (145, с.39).

Обращаясь к историческим категориям этнос, народность, мы основываемся на определениях Ю.Бромлея: этнос есть «совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка и культуры, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований, <...> фиксированным в самоназвании (этноним)» (82, с.5). Народность же представляет собой «небольшие по численности, но занимающие общие территории <...> этносы» (там же, с.9).

Многообразие подходов к проблеме типологии культуры, как известно, проявляется в различных способах ее классификации. Такова дифференциация типов культуры на традиционную, каноническую - и динамическую, плюралистическую (68, с.131-133), «общемировую», европейскую — и этническую (80, с 15), каноническую и неканоническую (291, с. 16-17), традиционную и нетрадиционную, коллективную и личностно-креативную (222), материальную и духовную (275, с.75), магическую и религиозную (290, с.З).

В нашей работе избирается классификация типов культуры по формам человеческой деятельности, изложенная в работе М.Кагана «Историческая типология художественной культуры» (224). Данный подход позволяет

15

выделить тип кочевой культуры, особенно актуальный для башкир, в его последующих взаимодействиях на разных этапах общественно-исторического развития с иными типами: земледельческим, ремесленническим'и т.д. Причем, отдельно следует подчеркнуть формулу онтологической картины бытия, выведенную М.Каганом: «природа — общество - человек - культура» (222), - и позволяющую соотносить универсальные и специфические тенденции в развитии национальной культуры башкирского народа.

Изучение музыкальных процессов в контексте культуры, как известно, является одним из ведущих направлений отечественного, западноевропейского и американского музыкознания. В частности, плодотворность культурологического подхода к музыкальным явлениям акцентируется в статьях Б.Каца (235), Б.Мейлаха (317), монографии В.Вальковой (88) и др. Рассмотрение музыки как социокультурного феномена в свете интеграции основных направлений теории культуры во второй половине XX века становится главной целью фундаментальной работы «Музыка и теория культуры» Й.Шеферда и П.Уайта (563, с.5). Близкий ракурс обнаруживается и в коллективном исследовании «Введение в музыку: Процесс и стиль» (569). С таких позиций для изучения башкирской музыки значительной областью науки явилась историческая поэтика как один из компонентов общей теории культуры. В разнообразных по направленности исследованиях С.Аверинцева (2, 3), Л.Баткина (56, 57), Б.Бернштейна (67, 68), Б.Гаспарова (118), В.Гацака (119), М.Храпченко (505) и др. дается широкий спектр определений данного феномена: от «науки, изучающей поэзию как искусство» (цит. по': 505, с. 12) - до «одного из проявлений истории человеческого сознания» (148, с. 156).

Автор основывается на понимании поэтики как науки, изучающей «эволюцию способов и средств образного освоения мира, их социально-исторического функционирования, исследование судеб художественных

16

открытий» (505, с. 13). Кроме того, методологически важной становится трактовка исторической поэтики как «исторической грамматики языка» (118, с. 189), системы правил, по которым строится текст культуры. Рассмотрение в данном аспекте творчества башкирских композиторов позволяет выявить специфические особенности его содержания, стиля, художественной, ментальности и т.п.

Принципиальное значение в контексте диссертации имеет ряд положений, сформулированных в работе Ю.Лотмана «Культура и взрыв», в частности, взгляд на культуру как «сложно устроенный текст, распадающийся на иерархию «текстов в текстах» и образующий сложные переплетения текстов» (292, с. 121). Кроме того, по отношению к специфике развития национальных культур в пространстве Советского Союза и, в частности, башкирской, оказалось актуальным также следующее наблюдение: «Текст культуры составляется из пластов разной скорости развития <...> обнаруживает одновременное присутствие различных ее стадий. Взрывы в одних пластах могут сочетаться с постепенным развитием в других. Это не исключает взаимодействия пластов...» (там же, с.25). Данный тезис объясняет, к примеру, многочисленные поли-тенденции, возникающие на всех стадиях эволюции башкирской культуры от древности до современности, о чем речь пойдет далее.

Особую важность для решения поставленных задач представляет монография М.Арановского «Музыкальный текст: Структура и свойства» (17). Прежде всего, имеются ввиду: определение феномена музыкального текста (17, с.35), принципы иерархического соподчинения системы структурных уровней - от аксиоматического до Метатекста {с.76-77), соотношение понятий текст и контекст, текст и музыкальный язык и т.д. Механизмы разнообразных интертекстуальных взаимодействий: лексических, композиционных, стилевых, - выявленные в исследовании М.Арановского, оказываются актуальными при изучении процессов

17

становления текстов национальных культур. С такой точки зрения показательно одно из обобщений: «Тексты притягивают из

интертекстуального космоса элементы, когда-то принадлежавшие другим текстам, "и превращают их в свои с помощью контекста» (17, с. 290).

Данная позиция, например, применительно к процессу формирования татарской музыкальной культуры порождает взгляд на последнюю как на взаимодействие, сложение текстов разных культур: фольклорной, исламской, русской, европейской (170). Аналогичные составляющие (плюс языческий компонент) образуют также структуру текста башкирской национальной культуры.

Концепция культуры как текста неизбежно порождает одну из наиболее значительных в области культурологии, исторической поэтики -проблему канона («порождающая модель» - И.Земцовский, «ментальная структура» - В.Романов, «модель культуры» - А.Лотман, «инвариант» -Б.Бернштейн, Ю.Бромлей, «национальная матрица» - В.Галайку, «типовая матрица» - В.Юнусова, «канон национальной культурной традиции» -Н.Гаврилова).

Базовой для настоящей работы является формулировка А.Лосева: «канон есть количественно-структурная модель художественного произведения такого стиля, который, являясь определенным социально-историческим показателем, интерпретируется как принцип конструирования известного множества произведений <...> оказывается образцом и критерием <...> оценки произведения искусства» (288, с.8 - Курсив мой. -

Е.С.).

В диссертации, исходя из общей теории канона, определяется система канонов разных уровней, охватывающая текст башкирской музыкальной культуры (см. с.33-34 дис). При этом фундаментом оказывается изначально универсальный, иерархический характер
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25181.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.