У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Физиологические особенности влияния средств российской отечественной системы самозащиты на физический статус человека
Количество страниц 156
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25188.doc 
Содержание ВВЕДЕНИЕ... 4

ГЛАВА I ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ (обзор литературы)... 10

1.1 Влияние двигательной активности на организм детей

и подростков... 10

1.2 Реакция на физическую нагрузку организма юношей и мужчин зрелого возраста... 21

1.3 Влияние физических нагрузок на женский организм...34

ГЛАВА II КОНТИНГЕНТ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ... 44

ГЛАВА III ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ РОСС НА СОСТОЯНИЕ НЕРВНО-МЫШЕЧНОГО АППАРАТА И ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

В ОНТОГЕНЕЗЕ...49

3.1 Быстрота... 49

3.2. Мышечная сила... 56

3.3 Скоростно-силовая подготовленность... 60

3.4 Гибкость... 63

3.5 Ловкость... 65

ГЛАВА IV ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ РОСС НА СОСТОЯНИЕ ВЕГЕТАТИВНЫХ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА В ОНТОГЕНЕЗЕ

4.1 Состояние вегетативных систем...67

4.2 Состояние сенсорных систем... 76

4.2.1 Вестибулярная устойчивость... 76

4.2.2 Поле зрения...80

4.2.3 Проприоцептивная сенсорная система...82

ГЛАВА V ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ РОСС НА ФИЗИЧЕСКИЙ СТАТУС

ОРГАНИЗМА ЖЕНЩИН 26-35 ЛЕТ...88

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...97

ВЫВОДЫ...ПО

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ...112

БИБЛИОГРАФИЯ...114

ПРИЛОЖЕНИЯ...156

Введение



СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

РОСС

ВФРБИ

ЧСС

АД

цнс

ВПДР ВСДР АЦР ФР

мпк

отжимание

— Российская отечественная система самозащиты

— Всероссийская федерация русского боевого искусства

— частота сердечных сокращений

— артериальное кровяное давление

— центральная нервная система

— время простой двигательной реакции

— время сложной двигательной реакции

— антиципирующая реакция

— физическая работоспособность

— максимальное потребление кислорода

— максимально быстрое разгибание рук в упоре лежа

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.

Поддержание высокого уровня состояния здоровья населения является важной государственной задачей, полноценное решение которой в условиях отсутствия необходимой двигательной активности человека практически невозможно.

Гиподинамия, табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков и токсических веществ в юношеском, подростковом и, особенно, в детском возрасте способствуют возникновению ряда заболеваний, ранее не свойственных молодому организму (В.К.Бальсевич, 2000; Л.Д.Назаренко, 2001). По данным Министерства здравоохранения всего 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35 - 40 % - хронические заболевания. К началу юношеского периода около 20 % призывников признаются непригодными к военной службе, 50 % не выполняют армейские нормативы (В.И.Лях, 2000). Не менее важным является поддержание необходимого состояния здоровья в зрелом и сохранение его в пожилом возрасте.

Занятия спортивными и боевыми единоборствами в нашей стране за последнее время обрели широкую популярность как среди мужского, так и женского населения. При этом занимающиеся, в подавляющем большинстве, преследуют цель овладения необходимыми навыками самообороны. Внимание занятиям единоборствами, как способу борьбы с гипокинезией, формирования двигательной культуры в детском и подростковом возрасте и методу оздоровления на более поздних этапах онтогенеза уделяется значительно меньше. Установлено, что влияние разных единоборств на функциональное состояние систем организма человека и физические качества на разных этапах онтогенетического развития неоднозначно (В.И.Сиваков, 2003).

В последнее время в России активизировались попытки возрождения русского рукопашного боя (А.Н.Медведев, 1996; С.А.Селиверстов, 1997; СЯ.Ашкинази с соавт., 1999 и др.). Одним из самостоятельных направлений

5

в развитии русского боевого искусства является Российская отечественная система самозащиты (РОСС), разработанная и внедренная президентом ВФРБИ, мастером спорта А.И.Ретюнских (2001, 2002). Движения в РОСС отличаются своей естественностью, универсальностью, экономичностью, биологической целесообразностью, что дает возможность их применения в других спортивных специализациях (различные виды борьбы, ударные единоборства, фехтование, спортивные игры), обеспечивает отсутствие возрастного ценза при отборе в спортивные секции.

В настоящей работе представленный вид моторной деятельности рассматривается, в большей степени, не с позиций профессионального усвоения специализированных приемов обороны, а как метод формирования способности владения собственным телом, повышения уровня общей двигательной культуры, поддержания здоровья, высокого физического статуса организма человека в детском, подростковом, юношеском и зрелом возрастах. Преимущество такого подхода заключается в сочетании занятий русским рукопашным боем - одного из самых популярных увлечений молодежи на сегодняшний день - с решением важной государственной задачи - оздоровлением нации.

Необходимость физиологического обоснования влияния многолетних занятий РОСС на физический статус человека продиктована наличием специфических особенностей данного вида единоборств, обеспечивающих возможность занятий людям разного возраста и пола. РОСС, в отличие от других единоборств, кроме боевой направленности, может быть использована как метод функциональной подготовки и, тем самым, участвовать в разрешении проблемы сочетания физической нагрузки, вызывающей повышенный интерес у разных слоев населения, с решением вопросов по снижению гипокинезии и оздоровлению населения нации.

6

Цель работы: физиологически обосновать возможность использования занятий Российской отечественной системой самозащиты как средства повышения физического статуса организма человека в детском, подростковом, юношеском и зрелом возрасте.

Научная гипотеза.

Предполагается, что многолетние занятия РОСС, которая характеризуется реализацией специфических моторных программ с элементами танцевальной гимнастической техники, включением сложнокоординированных движений, не сопровождающихся значительными мышечными напряжениями, использованием большого объема многоплоскостных вращений в подготовительных и специальных упражнениях, направленных на дестабилизацию позы, различных рабочих ситуаций в условиях отсутствия визуальной обратной связи, может являться мощным фактором в адаптации зрительной, вестибулярной и проприоцептивной сенсорных систем организма в восходящем онтогенезе. При регулярных занятиях РОСС высокий уровень координационных способностей и физических качеств может сохраняться у мужчин и женщин, вплоть до пожилого возраста.

Задачи исследования.

1. Определить особенности адаптации моторной, сенсорных и вегетативных систем организма у детей, подростков, юношей и лиц зрелого возраста в связи с многолетними занятиями РОСС.

2. Выявить влияние занятий РОСС на уровень развития физических качеств у лиц 8-60 лет в сравнении со сверстниками, не занимающимися спортом.

3. Определить влияние нагрузок, используемых в РОСС, на функциональное состояние некоторых систем организма и развитие физических качеств у женщин 26-35 лет.

7 Научная новизна.

В работе на большом количестве лиц в возрастном диапазоне от 8 до 60 лет выявлены особенности развития основных физических качеств, физиологической адаптации сенсорных, соматических и вегетативных систем организма при многолетних занятиях РОСС. К середине пубертатного возраста обнаружен кумулятивный эффект от формирования общей моторной базы в период второго детства, когда объективные критерии влияния занятий на уровень развития систем организма еще отсутствуют. Впервые физиологически обоснована эффективность занятий в РОСС, определены особенности ее оздоровительного влияния на физические качества и функциональное состояние организма женщин и мужчин зрелого возраста.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Физиологическая адаптация моторной системы организма к тренировочным нагрузкам в РОСС у детей и подростков обеспечивает формирование высокого уровня двигательной культуры, необходимой человеку в более поздние периоды онтогенеза.

2. У мужчин 36-60 лет и женщин 26-35 лет направленность физиологической адаптации к тренировочным нагрузкам носит оздоровительный характер, что обеспечивает РОСС в этом возрасте статус эффективного средства поддержания оптимального уровня деятельности основных физиологических систем, продления активного долголетия.

Теоретическая значимость.

Данные, полученные в настоящем исследовании, значительно дополняют представления о физиологических механизмах адаптационных изменений уровня развития физических качеств, сенсомоторной интеграции, функционального состояния вегетативных и сенсорных систем у лиц разного пола и возраста в процессе занятий РОСС по сравнению со сверстниками, не ис-

8

пользующие данную систему единоборств в качестве средства оздоровительной физической культуры.

Онтогенетические особенности функциональной адаптации различных систем организма у лиц, занимающихся РОСС, могут служить теоретической основой для дальнейших научных изысканий в области возрастной и спортивной физиологии, а так же адаптивной физической культуры.

Практическая значимость.

Полученный материал может быть использован в тренировочном процессе при подготовке специалистов по спортивным единоборствам с учетом возрастной динамики развития физических качеств, соматических, сенсорных и вегетативных систем организма. Выявленные возрастные особенности адаптационных реакций являются дополнительной информацией для специалистов в области физической культуры и тренеров в разных видах спорта в плане отбора, построения и коррекции учебно-тренировочного процесса.

Возможно использование научного материала, полученного при проведении исследования с участием лиц разного возраста, методов регистрации физиологических параметров организма в теории и методике физического воспитания, нормальной физиологии и физиологии спорта, при написании учебно-методических пособий по разным видам боевых и спортивных единоборств, для реабилитации инвалидов.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов, практических рекомендаций и актов внедрения. Список литературы включает 384 наименования, из них 75 - на иностранных языках. Общий объем диссертации составляет 153 страницы компьютерного текста, включая 11 таблиц, 4 рисунка и 16 диаграмм.

Материалы диссертационного исследования нашли свое отражение в 6 публикациях, докладывались на Международной научно-практической кон-

9

ференции «Спортивные единоборства и боевые искусства в XXI веке» (Москва, 2001) и на научно-практической конференции, посвященной юбилею образования Всероссийской федерации русского боевого искусства (Санкт-Петербург, 2002). Выпущено одно методическое пособие.

10

ГЛАВА I ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИИ СПОРТОМ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ

(обзор литературы)

1.1 Влияние двигательной активности на организм детей и подростков.

Обобщенные результаты исследований, проведенные у нас в стране и за рубежом, свидетельствуют об увеличении дефицита двигательной активности у детей школьного возраста. Изменение условий жизни, растущая урбанизация и интенсифицированный процесс обучения не позволяет реализо-' вать генетическую потребность детей и подростков в движении (И.И.Пономаренко, 1990; З.В.Абдишева, 19991; Ю.В.Высочин, В.И.Шапошникова, 1999; В.К.Бальсевич, 2000). Гиподинамия приводит к задержке роста и развития организма ребенка, снижает его функциональные и адаптивные возможности (Н.А.Агаджанян, А.Ю.Кратков, 1990; О.Н.Баранков, 1991; С.В.Воробьев, 1996; С.П.Евсеева, В.П. Шапкова, 2000). Попытки оптимизации двигательной деятельности путем внедрения комплексных программ физического воспитания и реабилитации детей в систему образования требуют научного обоснования своей эффективности (Л.И.Лубышева, 1996; В.П.Лукьяненко, 1999; В.И. Лях, 2000; Л.Д.Назаренко, 2001). Неадекватные объемы умственных и физических нагрузок, суммируясь часто негативным образом, отражаются на состоянии здоровья детей и подростков (А.ШНапков, 1991; Ф.И. Собяниян, 1994; В.И. Сиваков, 2003; Wilmore, Costill, 1994).

Анализ научно-методической литературы по вышеизложенным проблемам, указывает на необходимость углубленных научных исследований в поиске новых форм и методов физического воспитания подрастающего поколения, соответствующих требованиям времени (О.Н. Сидорова, Т.Н. Тро-

11

фимова, 1990; В.В.Лысенко, А.Б.Трембач, 1999; Part, 1990; De Tony, 1990; Jurimae, Colterman, 1992).

Целесообразная физическая деятельность в период онтогенеза совершенствует работу функциональных систем жизнеобеспечения, расширяет адаптивные и резервные возможности организма, оказывает общий оздорав-ливающий эффект (Я.С. Войнбаум, 1991; С.С. Кветинский, 1993; * А.Д.Дмитриев, 1994; Shefard, 1985).

Исследования в области возрастной физиологии, посвященные изучению кардиодинамики детей и подростков, указывают на положительное влияние физических нагрузок на адаптивные изменения со стороны сердечно-сосудистой системы (В.И.Прокопенко с соавт.,1992; С.Н.Блинков с соавт., 1996; Л.Г.Шахлина, 1999; 2000).

Регулярные занятия спортом в 10-11 лет способствуют гипертрофии Ф миокарда, что повышает нагнетательную функцию сердца и оптимизирует

процесс кровообращения в целом (Э.С.Величковская, 1989; В.Б. Розанов с соавт., 1990; С.А.Сарана с соавт., 1991; Н.В.Левинченко, 1993). Морфо-функциональные изменения в сердце на ранних стадиях занятий спортом зависят от направленности тренировочного процесса. В скоростно-силовых видах спорта адаптация миокарда у детей происходит за счет гипертрофии левого желудочка при незначительном увеличении объема полости (Н.А. Фомин с соавт., 1991). У юных спортсменов, тренирующихся на выносливость, физиологическая гипертрофия миокарда диагнозцируется в 11-12 лет у 31%, в 13-14 лет - в 32 %; в 15-16 - в 35%; в 17-18 лет в 69 % случаев . (А.И.Колтун, 1988; Ф.А. Иорданская и др., 1993; 2000).

Снижение ЧСС с ростом тренированности у детей менее выражено, поскольку совпадает с возрастной динамикой этого показателя. В период второго детства ЧСС покоя составляет 75-80 ударов в минуту, при умеренных нагрузках возрастает до 100-200 в мин. (Н.Д.Недбаева, В.Ф.Осипов, 1989;

12

Э.Гриндель, В.Ю.Вайткявичус, 1990; Е.К.Аганянц с соавт., 1991; Kelly et all., 1989).

Величина АД у юных спортсменов в связи с биологическим возрастом - увеличивается, с ростом тренированности — снижается, в итоге имеет место лишь тенденция к снижению показателя (Н.А.Цыбульская, 1998; М.В. Махи-нова, 2000).

У тренированных подростков определяется большой функциональный резерв кардиореспираторной системы и высокая эффективность сердечной деятельности при значительных нагрузках. У 12-13 летних спортсменов МОК при обеспечении моторной деятельности повышается в 1,5-2 раза за счет увеличения ЧСС и объема сердечного выброса (МОК). Экономичность «тренированного» сердца проявляется в увеличении систолического объема (СОК), удлинении фазы изгнания, функциональной брадикардии. В период пубертатного скачка (14-15 лет) наблюдается некоторое снижение относительных показателей производительности сердечной деятельности, связанных с менее выгодным соотношением морфофункциональных данных и рос-то-весовых показателей. Гетерохронизм в адаптивных перестройках сердечно-сосудистой системы усиливается при увеличении продольных размеров тела и является причиной юношеской гипертонии. По данным Э.С. Саблиной (2002) у 1/3 спортсменов 13-15 лет, гормональные перестройки приводят к вегетососудистой дистонии. Обнаружена тенденция к снижению функциональных показателей сердечной деятельности с высоким напряжением регу-ляторных систем у девочек и мальчиков 13-14 лет. Патологические состояния и адаптивные срывы в 77% случаев в этом возрасте являются результатом форсированных тренировок и методических нарушений (В.А. Сарана с соавт., 1991).

Использование постепенно нарастающих объемов продолжительной работы умеренной мощности, обеспечивает накопление энергетических и функциональных потенциалов организма, способствует развитию регулятор-

13

ных механизмов обеспечения, сглаживают неблагоприятные моменты в адаптивных перестройках сердечно-сосудистой системы и создают фундамент всесторонней физической подготовки (В.А. Сарана с соавт., 1991).

К 8-12 годам завершается дифференцировка легочной ткани. Параллельно интенсивному развитию паренхимы увеличиваются легочные объемы, растяжимость легких и грудной клетки. Общая емкость легких в период • второго детства колеблется от 1800 до 3400 мл, МОД - 3,8 - 4 л/мин, погло-

щение кислорода - 4,8-5 мл/мин/кг (В.А.Бурков, Р.А.Фельбаум, 1980; С.Б.Тихвинский, В.И.Аулик, 1980; В.А.Левандо, 1986; Т.А.Борисова, И.П.Самбурова, 1998; В.Д.Сонькин, 1990; С.В.Стеценко, 1990; Cooper, 1984; De Rbuyn-Prevos, Sturbois, 1984; Hibbert et all, 1989; Nasretall., 1991). Объем легких ребенка в период второго возрастного скачка (11-14 лет) увеличивается в 2 раза. Функциональные показатели дыхания у подростков по-9 вышаются, но экономичность кислородных режимов при физических нагруз-

ках значительно ниже, чем у взрослых (В.В.Чемоданов, М.С.Философова, 1989; Bowyer et all., 1988; Sherill et all., 1989). Юные спортсмены имеют достоверное преимущество перед нетренированными сверстниками в эффективности и экономичности респираторной функции (С.Б.Тихвинский с соавт., 1976; 1991; Т.Д.Кузнецова с соавт., 1991). Показатели МПК у детей занимающихся спортом на 25-50% выше, чем у не тренированных (В.С.Мищенко, 1990) и могут достигать величин 70-73 мл/кг/мин, свойственных для взрос-лых спортсменов высшей квалификации.

Величины ЖЕЛ, МОД, МВЛ, глубины и задержки дыхания коррелируют с тотальными размерами тела, поэтому необходимо учитывать темпы биологического созревания и половую принадлежность. Половой деморфизм в показателях дыхания наиболее отчетливо проявляется в постпубертатный период. В 15-16 МВЛ девушек составляет в среднем 32,2 при частоте дыхания 30,0 и глубине - 1128 мл, у юношей соответственно - 45,3л , 26.2 и 1816 мл, что свидетельствует о более эффективном дыхании у мужчин (3. Дроз-

14

довски, 2000). Подобная закономерность прослеживается и в пробах Штанге и Генчи: задержка дыхания на вдохе у девушек равна 40,3 , выдохе - 24,5 с, у юношей соответственно — 57,1 и 28,1 с. О более низком уровне газообмена у женщин свидетельствует и меньший (примерно на 7%) уровень основного обмена (В.А.Безбородов, 1974).

Дети 8-11 лет успешно справляются с длительными динамическими нагрузками умеренной мощности. За счет специальных физических упражнений у мальчиков 8-10 лет можно достичь прироста выносливости на 21,4% (И.В.Аулик, 1990).

Возраст 9-12 лет многие авторы отмечают, как благоприятный для увеличения аэробных возможностей организма, прироста ФР и МПК (О.В.Коркушко, Ю.Т.Ярошенко, 1996; Bland, Williams, 1998; Tonino, Dricoll, 1988). Форсированные, чрезмерные физические в раннем школьном возрасте приводит к преждевременному исчерпыванию генетических и пластических резервов, снижению его адаптивных возможностей и снижению спортивных результатов (А.К.Москатова, 1984). Длительные гиперфункции исполнительных органов и систем обеспечения высокой ФР приводит к локальному изнашиванию и функциональной недостаточности (Меерсон, 1963; 1981). Значительные стрессовые напряжения, которые испытывают высококвалифицированные юные спортсмены и неадекватные физические нагрузки приводят к нарушению метаболических и восстановительных процессов в нервной тка-ни, клетках мозга и печени, молекулярно-генетическим патологическим изменениям.

Темпы возрастной динамики ФР определяются биологической зрелостью отдельных органов и систем, уровнем двигательной активности ребенка, спецификой используемых средств физического воспитания (Н.И.Мамчур, 1993; В.И.Макарова, 1995; Е.К.Аганянц с соавт., 1998). Воз-растной период от 5 до 7 лет характеризуется высокой генетической детер-

15

минированностью вегетативных изменении, гетерохронным повышением абсолютной и относительной ФР (А.К.Москатова, 1984).

По данным Ю.А.Афанасьева (1992) средний показатель абсолютной и относительной ФР у боксеров 12-13 лет составляет 807,5 кгм/мин, 18,1 кгм/мин/кг и зависит от периода соревновательного цикла. ФР юных гимнастов не превышает в среднем 1245,0 у пловцов и баскетболистов 1442,3 и 1498,3, бегунов и десятиборцев 1671,0 и 1734,8 кгм/мин (И.В.Аулик, 1990; Е.Б.Сологуб с соавт., 1993).

Способность адаптации детей к физическим нагрузкам во многом предопределяет хроногенетические процессы, определяющие скорость созревания отдельных органов и систем жизнедеятельности (Г.Л.Драндров, В.А.Сальников, 1996; Ferguson, 1965; Me. Bride et all., 1996). В возрастном диапазоне 8-13 лет интенсивно развивается статическая выносливость (А.Л.Дулин, 1992; И.А.Нестерова, 1993; Drabik, 1990). Э.А Городниченко (1987) выделяет два сенситивных периода повышения силовой выносливости у мальчиков: 9-12 и 14-16 лет. В.П. Филин и Н.А. Фомин (1980) указывают на более поздние этапы: 10-13 и 15-18 лет. Самый большой прирост выносливости к работе умеренной мощности отмечается в 7-12 лет, субмаксимальной - в 12-17 лет, аэробной производительности от 15-16 до 17-18 лет (А.П.Матвеев, 1984). В пубертатном периоде темпы прироста снижаются. Скоростная выносливость отчетливо проявляется в подростковом, общая — в юношеском возрасте (А.А.Маркосян, 1969; Д.Харре, 1971; Н.А.Фомин с соавт., 1991). Существенное влияние волевого компонента на показатели выносливости отмечается у юношей 15-16 лет.

Статическая выносливость повышается в меньшей степени, чем динамическая. Первая в различных мышцах флюктуирует — в 11-14 лет повышается в икроножных, в 13-14 снижается в разгибателях туловища. Имеются данные о более выраженной статической выносливости у детей в предпубер-татном периоде по сравнению с пубертатным.. Существенную роль в способ-

16

ности адаптации детей к физическим нагрузкам играет наследственный фактор и волевой компонент выносливости, который развивается только к 15-16 годам (Г.Л.Драндров, В.А.Сальников, 1996; Ferguson, 1965; Mc.Bride et all., 1996).

Морфологическая и функциональная готовность нервно-мышечной системы позволяет в 8-9 лет целенаправленно повышать силовые качества. Становая сила у 8-9 летних детей составляет 34-45 кг; у 10-11 летних -32-60; у 12-14-летних- 70-120; у 15-16-летних-90-155 кг(Т.С.Шуплецова, 1990; А.И.Михеев, В.И.Сиваков, 1993).

Спортивная специализация вносит существенные коррективы в силовые показатели ребенка. У юных лыжников 11-12 лет сила кисти и мышц разгибателей туловища соответствует 15,8 и 108,1 кг (С.Н. Блинков с соавт., 1996), у боксеров - сверстников соответственно 34,2 и 93,8 кг (Ю.А. Афанасьев, 1992). Воспитание силы за счет использования статических усилий, в этом возрасте весьма проблематично из-за недостаточного развития мышечной массы. Большие силовые нагрузки могут отрицательно сказаться на формировании костей скелета, состоянии связочного и суставного аппарата, положении внутренних органов (З.Ф.Виксне, 1987; Э.А.Городниченко, 1987; А.И.Сальникова, 1990; Л.П.Дадонова, 1994; Jones et all., 1981). Расширение моторной подготовки с преобладанием динамических навыков способствуют гармоничному развитию скелетной мускулатуры, формированию мышечного корсета и улучшают пространственную координацию (Л.С.Дворкин с соавт., 1998; Н.А.Цыбульская, 1998). Возрастной период от 8 до 13 лет считается наиболее благоприятным для развития гибкости и сложнокоординированных движений связанных с преодолением защитных позных реакций, ломкой двигательных стереотипов (В.И.Ильин, 2000).

В пубертатном периоде, в связи с нарастанием мышечной массы - увеличиваются силовые показатели. Более интенсивный ее прирост приходится на 14-17 лет. А.А.Гужаловский (1979) рекомендует использовать для разви-

17

тия силы в детском возрасте сенситивные периоды: 13-14 и 16-17 лет. Оптимальные физические нагрузки могут повышать силу разгибателей туловища у мальчиков с 12 до 14 лет в среднем с 72,0 до 91,0 кг, с 14 до 17 лет до 144,0 кг (В.К.Кузнецова, 1977; Kovanen et all., 1984). В.А.Сальников (1993) выделяет более ранние периоды ускоренного развития разгибателей туловища — 9-10 и 13-14 лет; и сгибателей кисти — 8-9; 11-12; 14-15 лет, что согласуется с данными (В.А.Арсланов, Л.М.Арсланова, 1990; Jones et all., 1989). По мнению многочисленных авторов, развитие силовых качеств имеет жесткую генетическую детерминированность (В.М.Волков, 1993; И.Б.Назаров с соавт., 2000; В.А.Рогозкин с соавт., 2000). В процессе онтогенеза сила различных мышечных групп развивается гетерохронно. Сила мышц нижних конечностей интенсивно увеличивается с 10 до 15 лет, кистевая в 14-17, становая в 16-18 лет. Динамическая сила, в отличие от статической, не завершается в юношеском возрасте. Топография силы, характерная для взрослых, формируется примерно к 18 годам (Е.Б.Сологуб с соавт., 1993). Максимальная производительная сила, которая определяется как сумма максимальных силовых проявлений основных мышечных групп у представительниц женского пола в 14-16 лет в 1,6 раза меньше, чем у юношей (Ryrd, Jenes, 1982). В силовых проявлениях верхними конечностями девушки уступают на 40-70% сверстникам, нижними - всего на 27% (Я.М.Коц, 1982). Вес максимально допустимого груза у них составляет от 49 до 62% от результатов мужчин (Ayob, Deivanayagam, 1997).

Параметры, характеризующие качество быстроты в период второго детства возрастают и составляют прочную основу для ее дальнейшего развития (Е.Б.Сологуб с соавт., 1993; Л.С.Дворкин, Н.И.Младинов, 1992). Динамика ВПДР руками у мальчиков составляет в 9 лет - 325-358 мс, в 10 лет — 315-345 мс, в 12 лет - 256-285 мс, в 14 лет - 235-257 мс (В.А.Сальников, 1993). Время простой слухомоторной реакции у юных футболистов составляет 171-174 мс (Г.С.Лалакова, 1995). Быстрое выполнение теппинг-теста становится

Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25188.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.