У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Динамика межполушарнык отношений и мотивация целенаправленного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Количество страниц 162
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25193.doc 
Содержание Содержание
Введение...4

Глава 1. Обзор литературы...14

1.1. Виды асимметрии...14

1.1.1. Функциональная и морфологическая асимметрия ... 14

1.1.2. Сенсорная и моторная функциональная асимметрия как разновидности функциональной межполушарной асимметрии ... 17

1.1.3. Динамика функциональной межполушарной асимметрии . 19

1.1.4. Динамика межполушарных отношений...20

1.1.5. Развитие межполушарной асимметрии в онтогенезе ... 22

1.2. Физиологические основы латерализации функций и медленные электрические процессы...26

1.2.1. Стационарные и оперативные биоэлектрические процессы 27

1.2.2. Медленные потенциалы...28

1.2.3. Уровень постоянных потенциалов...31

1.2.4. Функциональная межполушарная асимметрия и межполушар-ные отношения по показателям медленной электрической активности мозга...40

Глава 2. Материалы и методы исследования...45

2.1. Объект исследования...45

2.1.1. Распределение детей по признаку моторной асимметрии руки ...45

2.1.2. Медицинские требования к детям...45

2.2. Моделирование учебной нагрузки...49

2.3. Методы...52

2.3.1. Физиологические методы... 52

2.3.2. Психологические методы... 58

2.3.3. Методы статистической обработки... 59

2.4. Валидность и надежность результатов... 60

2.5. Исследуемые характеристики... 61

2.5.1. Физиологические показатели...61

2.5.2. Психологические показатели...63

Глава 3. Результаты исследования...72

3.1. Половые различия...72

3.2. Группы динамики межполушарных отношений (асимметрии уровня постоянных потенциалов)...72

3.3. Динамика межполушарных отношений и моторная / сенсорная функциональная межполушарная асимметрия...78

3.4. Различия между группами динамики межполушарных отношений по психологическим показателям...93

3.4.1. Первая группа динамики межполушарных отношений . . 93

3.4.2. Вторая группа динамики межполушарных отношений . . 95

3.4.3. Третья группа динамики межполушарных отношений . . 97

3.4.4. Четвертая группа динамики межполушарных отношений 100

3

3.4.5. Пятая группа динамики межполу тарных отношений . . 102

3.4.6. Шестая группа динамики межполушарных отношений . 104

3.4.7. Показатели уровня притязаний...106

3.4.8. Показатель активности...ПО

Глава 4. Обсуждение результатов...111

4.1. Проблема исследования функциональной межполушарной асимметрии и межполушарных отношений...111

4.2. Причины динамики межполушарных отношений...121

4.3. Роль специализации полушарий мозга в динамике межполушарных отношений ...126

4.4. Социальные факторы и динамика межполушарных отношений . ...132

Практические рекомендации...137

Заключение...138

Выводы...140

Приложение...142

Научные публикации по теме диссертации...160

Литература...162

Введение



Сокращения

ЛПА - левополушарная асимметрия

МО - межполушарные отношения

ППА - правополушарная асимметрия

УД - уровень достижений

УП - уровень притязаний

УПП - уровень постоянного потенциала

ФМА - функциональная межполушарная асимметрия

ЦО - целевое отклонение

Введение

Проблема межполушарных отношений (МО), также как и проблема функциональной межполушарной асимметрии (ФМА) (Адрианов О.С., 1986, 1999), весьма актуальна для изучения целостной деятельности головного мозга, включающей как физиологический, так и психологический аспекты.

Представления о ФМА исторически сложились под влиянием двух групп фактов: исследования локальных поражений мозга, показавших, что повреждение симметричных областей полушарий сопровождается различной клинической симптоматикой (когда односторонние нарушения в каждой из симметричных структур мозга приводят к разным функциональным последствиям), а также из вполне очевидного наблюдения за моторной асимметрией рук человека. Эти группы фактов объединило то, что они совместно указывали на наличие высокостабильной латерализации функций в мозге человека. Такого рода представления поддерживаются морфологическими и, отчасти, нейрохимическими данными о наличии структурных различий в строении правого и левого полушария (Боголепова И.Н., Малофеева Л.И., 2003; Вартанян Г.А., Клементьев Б.И., 1991; Луценко В.К., Карганов М.Ю., 1985; Foundas A.L., et al., 1998; Geschwind N., Levitsky W., 1968).

Устойчивые структурные различия, несомненно, являются существенным фактором стабильности ФМА. ФМА, собственно, и обозначает устойчивое различие функций в симметричных образованиях головного мозга. И формируются эти устойчивые различия, как правило, в самом начале онтогенеза.

Вместе с тем, изменения ФМА возможны и после завершения начального периода онтогенеза, но, в большинстве случаев, это происходит как следствие компенсаторной перестройки структурно-функциональных отношений при поражениях головного мозга различной степени тяжести.

Казалось бы, вполне очевидно, что стабильность ФМА должна найти свое отражение и в устойчиво асимметричных МО. Действительно,

5

такое положение дел имеет место при некоторых видах стимуляции, по-разному влияющей на специализированные центры левого или правого полушария. В этом случае асимметрия функций выявляется как элек-трофизиологически, так и при помощи современных компьютерных методов биохимического картирования (Давыдов Д.В., Михайлова Е.С. 1999; Haynes W.,1980;. Grabow J. et al., 1979; Leblanc R. et al., 1992).

Вместе с тем, многочисленные данные, полученные при регистрации электрофизиологической активности мозга здоровых людей без использования специфической стимуляции, не выявляют качественной и стойкой латерализации, сохраняющейся при смене функциональных состояний (Гончарова И.И., 1991; Жирмунская Е.А., и др. 1981; Giannitra-pani D., 1979).

Существует также закономерная связь асимметрии электрофизиологических показателей с функциональным состоянием головного мозга (Русалова М.Н., 2003; Симонов П.В. 2004; Тараканов П.В., 2000; Butler S., Glass A., 1974; Kayser J. et al., 2000; Nielson Т., Abel A. et al., 1990). При одних функциональных состояниях асимметрия электрофизиологических характеристик может достигать статистически значимого уровня, тогда как при других подобной асимметрии не наблюдается. Таким образом, асимметрия МО может оказаться связанной и с функциональным состоянием человека.

Многими исследователями функциональные состояния описываются в рамках двухфакторной модели - таких как сон-бодрствование или релаксация-стресс. Влияние первого фактора связывают с активацией стволовой ретикулярной формации мезэнцефалического уровня, влияние второго — с активацией неспецифических образований диэнцефаль-ного уровня. При этом предполагается большая связь стволовой ретикулярной формации с левым, а образований диэнцефального уровня - с правым полушарием. Такая схема поддерживается множеством клинических и нейропсихологических данных, хотя не имеет пока четких морфологических подтверждений.

Сильной стороной этой гипотезы, впервые выдвинутой Т.А.Доброхотовой и Н.Н.Брагиной (1977), является то, что благодаря ей

6

становится понятна относительная независимость ФМА и МО. Если следовать этой гипотезе, то при одном и том же типе ФМА могут встречаться различные МО, особенно если они определяются преимущественно уровнем неспецифической активации. Например, у правшей в зависимости от функционального состояния уровень неспецифической активации может быть больше либо в правом, либо в левом полушарии.

Меняющаяся асимметрия МО ранее была названа динамическими свойствами ФМА (Фокин В.Ф., 1982). Принципиальным отличием ФМА от асимметрии МО (динамических характеристик ФМА) является ее стабильность. ФМА при этом оказывает несомненное влияние на преимущественный тип МО. Нетождественный характер отношений между ФМА и асимметрией МО отмечен и другими авторами (Хомская Е.Д., Бианки Е.А., 2002).

Таким образом, ФМА и МО - это два феномена, базирующиеся на сравнении деятельности полушарий. МО практически всегда рассматриваются в контексте физиологических, чаще электрофизиологических, исследований. ФМА трактуется, в основном, как нейропсихологический, клинический или поведенческий феномен. Основное отличие ФМА от МО состоит в том, что даже устойчивые МО изменяются при смене функционального состояния и всегда носят количественный, статистически выраженный характер. Тогда как ФМА — это качественный, в значительной мере нечувствительный к изменению функционального состояния феномен. По отношению к ФМА МО выступают как некоторый более или мене регулярно меняющийся фон, на котором реализуется ФМА (Фокин В.Ф., Пономарева Н.В. с соавт., 2004).

Если взять за основание классификации асимметрий обследуемую при регистрации часть организма и разделить свойства этой части на пространственные и временные, то все виды асимметрий организма можно разделить на структурную и функциональную. При этом придется обращать больше внимания либо на пространственную, либо на

временную организацию исследуемой части. Например, можно иметь дело с морфологическими, либо функциональными различиями рук, ног, полушарий мозга целиком или выделенных в них отделов мозга и так далее.

Табл. 0.1. Классификация различных видов асимметрий человека по основаниям структура-функция и центральные отделы ЦНС-периферия ЦНС

Виды асимметрий Асимметрия головного мозга Асимметрия периферийных органов

Функциональная асимметрия человека Межполушарные отношения Функциональная межполушарная асимметрия или сенсорная/моторная асимметрия

Структурная асимметрия человека Межполушарная асимметрия структур мозга Асимметрия парных частей тела, парных органов и систем организма человека

Каждая из этих двух видов асимметрии, в свою очередь, может быть поделена на асимметрию периферии организма и асимметрию его центральных структур - асимметрию головного мозга. В случае периферии мы имеем дело с асимметрией парных частей тела, парных органов чувств и систем организма. В случае асимметрии головного мозга человека - с межполушарной асимметрией. Традиционно в функциональной асимметрии периферийных органов выделяют сенсорную и моторную асимметрии. Межполушарные отношения выступают в рамках этой схемы как динамическое свойство ФМА, изменяемое со временем и регистрируемое преимущественно электрофизиологическими методами (табл.

0.1.).

Кроме того, использование для классификации фактора времени позволяет не только отделить структурную асимметрию от функциональной асимметрии, как связанную преимущественно с фактором пространства, но и выделить градации в рамках самого временного фактора. Это дает возможность разделить показатели функциональной асиммет-

8

рии по их временной протяженности, по степени устойчивости и неизменности во времени. В измерениях подобного рода фиксация параметров асимметрии может проводиться неоднократно, через определенный период времени, что и позволяет в ряде случаев выявить изменения, то есть динамику асимметрии.

В противном случае предельно ограничивают временной фактор, регистрация асимметрии носит характер «среза времени» и ее проводят однократно. При таком подходе часто подразумевается практическая неизменность фиксируемой величины в течение длительного времени. Ряд сенсорных и моторных проб традиционно именно таким образом и рассматриваются (например, пробы на использование руки при письме или еде).

В случае функциональных асимметрий разделение межполушарной и сенсорной/моторной асимметрии (головного мозга и периферийных органов) может показаться недостаточно корректным, поскольку организм человека представляет собой единую морфофункциональную систему. Тем не менее, необходимость такого разделения есть. Она, в частности, диктуется тем, что понятие «доминантности полушарий», по своей сути относящееся к межполушарному критерию, довольно часто определяется только по результатам выявления сенсорной или моторной асимметрии, что снижает «чистоту» использования результатов эксперимента.

Довольно часто в подобных ситуациях получается так, что при регистрации функциональной периферической асимметрии все равно подразумевается исключительно функциональная межпопушарная асимметрия, определяемая, с учетом перекреста нервных проводящих путей, по контралатеральному принципу (Смирнов В.М., Резникова Т.Н., 1988; Яворский А.Б., 1996). Но ведь определенные несоответствия между межполушарной и сенсорной/моторной асимметриями, несомненно, присутствуют. Такое несоответствие может оказаться возможным, на-

9

пример, в силу индивидуальных различий испытуемых. Больший или меньший приоритет контралатеральных (либо ипсилатеральных) проводящих путей любой парной функции уже создает основу таких различий.

В случае традиционного синкретического объединения этих понятий, разделение на собственно межполушарную асимметрию и периферическую функциональную сенсорную/моторную асимметрию становится весьма проблематичным, поскольку происходит смешение классификационных оснований для выделения типа асимметрии: функциональной асимметрии периферийных органов и систем с предполагаемыми механизмами функционирования этих систем на уровне головного мозга. Подобного рода исследования ФМА отличаются тем, что логический переход к собственно «межполушарной» асимметрии (в каждом конкретном случае) не подкрепляется экспериментально, и потому носит гипотетический, до конца не подтвержденный, характер. Поэтому введение понятия МО (в отличие от ФМА) позволяет исследовать асимметрию полушарий, опираясь только на реально зафиксированные внутримозговые процессы.

Электрофизиологические исследования показали, что уровень постоянных потенциалов (УПП) непосредственно представляет МО, поскольку отражает процессы энергетического обеспечения деятельности полушарий головного мозга. Поэтому регистрация сдвига УПП представляет собой вполне адекватный электрофизиологический метод исследования асимметрии биоэлектрической активности головного мозга у детей во время имитации учебных нагрузок.

Можно утверждать, что разным типам МО соответствуют различные функциональные состояния человека, поскольку имеются данные о функциональных различиях в состоянии организма человека как в ситуации успеха, так и в ситуации неудачи (Батурин Н.А., 1999).

Настоящее исследование посвящено изучению МО в процессе вы-

10

полнении задания, имитирующего учебную нагрузку на школьном уроке. Используемая при этом методика такова, что позволяет определять особенности эмоциональной вовлеченности ребенка в выполняемое задание.

Одной из основных целей работы было выявление нейрофизиологических показателей, характеризующих готовность дошкольников к обучению в школе. Поэтому вместе с физиологическими показателями исследовался ряд существенных мотивообразующих характеристик, влияющих на особенности очередного выбора в цепочке целей в деятельности ребенка в ситуации успеха или неуспеха. В предлагаемом эксперименте такими характеристиками выступали уровень притязаний, уровень достижений и целевое отклонение, полученные на материале исследования динамических особенностей внимания как высшей психической функции.

Ряд исследований показал наличие связи показателя УПП с определенными значимыми физиологическими механизмами. Выявлена зависимость УПП от возраста (Фокин В.Ф., Пономарева Н.В., Букатина Е.Е., 1985, 1986), наличия заболеваний (Пономарева Н.В., Фокин В.Ф., 1983, 1985; Пономарева Н.В., 1986; Пономарева Н.В., Селезнева Н.Д., Воскресенская Н.И., 1989; Fokin V.F., Ponomareva N.V., 1996; Ponomareva N.V., Fokin V.F., Selezneva N.D., 1996; Пономарева Н.В., Фокин В.Ф., Селезнева Н.Д., 1999). Установлена связь УПП с наличием ряда биохимических агентов (Клименко Л.Л., Деев А.И., Фокин В.Ф., 1987;Клименко Л.Л., Коломина Л.Н., Фокин В.Ф., 1987; Клименко Л.Л., 1987). Выявлена чувствительность к биофизическим воздействиям (Gorodensky N.G., Sharmina S.L., 1996;), а также связь с моторной асимметрией (Фокин В.Ф., Федан В.А., 1977; Фокин В.Ф., Габриэльян А.С., 1981; Фокин В.Ф., 1982; Фокин В.Ф., Пономарева Н.В., 1982, 1983; Пономарева Н.В., Фокин В.Ф., 1985; Фокин В.Ф., 1988). Есть данные о связи значений УПП с такими личностными характеристиками, как смелость, тревожность и

11

работоспособность (Gorodensky N.G., Sharmina S.L., 1996), отмечается взаимозависимость с психоэмоциональными реакциями (Боравова А.И., Галкина Н.С., Фокин В.Ф., 2000).

УПП, в отличие от других показателей деятельности головного мозга (ЭЭГ, ВП), отражает энергетические характеристики работы мозга, которые демонстрируют устойчивые различия в работе полушарий. Сравнение результатов исследования различных физиологических процессов при эмоциогенных тестах и эмоциональных спонтанных реакциях показало, что наиболее адекватными физиологическими показателями для изучения изменений в мозгу при эмоциональных реакциях и состояниях являются сверхмедленные физиологические процессы милли-вольтного диапазона. Эти процессы сохраняют свою устойчивость в течение минут, а то и десятков минут. В литературе они известны под названиями: постоянный потенциал, устойчивый потенциал, стабильный потенциал, потенциал постоянного тока, квазиустойчивый потенциал, омега-потенциал, DC-potential, Steady Potential (Илюхина В.А., 1982, 1988; Бехтерева Н.П., Камбарова Д.К., 1988).

Приведенные выше результаты, их количество, а также надежность и высокая валидность метода при исследовании мотивационных процессов, побудили использовать метод регистрации УПП для исследования уровня притязаний.

Научные работы по исследованию уровня притязаний и мотивации достижения успеха или избегания неудачи периодически привлекали внимание исследователей. Определенные сложности при проведении эксперимента (например, проблема построения мотивирующей ситуации), возможно, и способствовали тому, что интерес к исследованиям такого рода периодически остывал, но важность этой тематики для понимания механизмов мотивации человека приводила, пусть и по прошествию какого-то времени, к появлению новых работ в этом направлении. Первоначально это были исследования притязаний и высших психиче-

12

ских функций, связанных с притязаниями (Зейгарник Б.В., 1998). Затем на первый план в подобных исследованиях выступила непосредственно тема мотивации достижения успеха или избегания неудачи.

Актуальность работы. Изучение динамики межполушарных отношений в процессе моделирования учебного задания представляется актуальным не только в связи с неизученностью этой проблемы, но также в силу значимости характеристик МО для формирования устойчивых личностных характеристик ребенка.

Наблюдение динамики уровня постоянных потенциалов головного мозга проводилось во время имитации учебной нагрузки на уроке в школе. Такая постановка эксперимента помогла установить связь медленно меняющихся показателей МО с мотивационными процессами у детей при формировании новых функциональных систем, обеспечивающих навыки успешного обучения в школе. Это исследование позволяет ответить на вопрос, в какой мере относительно устойчивые физиологические характеристики связаны с психологическими состояниями, возникающими в процессе автоматизации человеческой деятельности и формирования новых функциональных систем (Леонтьев, 1977; Гальперин П.Я., 1998).

В работах современных авторов неоднократно подчеркивается роль функциональной межполушарной асимметрии и межполушарных отношений при исследовании различных эмоционально-мотивационных процессов (Батова Н.Я., 1986; Привалова Н.Н., Хомская Е.Д., 1995; Давыдов Д.В., Михайлова Е.С., 1997; Михайлова Е.С., Давыдов Д.В., Олейчик И.В., 1997; Сидорова О.А., Цыганок А.А., Куликов М.А., 1997; Симонов П.В., 1997). Однако связь динамики межполушарной асимметрии и мотивации достижения успеха или мотивации избегания неудачи в этих работах не исследуется и поэтому, вызывает научный интерес к ее изучению.

13

Цели и задачи исследования. Целью данной работы является исследование динамической организации межполушарных отношений, обеспечивающей преобладание мотивации достижения успеха или мотивации избегания неудачи.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Определение межполушарных отношений (МО) и особенности их динамики по результатам измерения уровня постоянных потенциалов в височных отделах головного мозга в процессе деятельности.

2. Исследование взаимосвязи МО с моторной и сенсорной функциональной межполушарной асимметрией (ФМА).

3. Определение показателей мотивации целеполагания у детей в каждой из выделенных групп динамики МО.

4. Выявление отличий между группами динамики МО по показателям мотивации целеполагания.

5. Установление психологических характеристик, свойственных каждому типу динамики МО.

Работа состоит из введения, четырех глав, практических рекомендаций, заключения, выводов и приложения. Список литературы содержит сто девяносто три публикации. Содержание работы изложено на ста семидесяти семи страницах текста. Диссертация иллюстрирована одной схемой, сорока шестью таблицами и восемнадцатью рисунками.

14

ГЛАВА 1. Обзор литературы 1.1. Виды асимметрии

1.1.1. Функциональная и морфологическая асимметрия

Проблема соотношения функциональной и морфологической асимметрии в научной литературе решается комплексно. Морфологическая асимметрия рассматривается как структурная предпосылка функциональной межполушарной асимметрии (Адрианов О.С., 1999). Согласно этой точке зрения, вопрос о функциональной межполушарной асимметрии есть, по существу, часть более общей проблемы функционального межполушарного межкоркового и корково-подкоркового взаимодействия.

Структурные критерии латерализации функций на уровне коры головного мозга человека имеют достаточно сложный и разнообразный характер. В качестве таких критериев различия правого и левого полушарий можно отметить площадь того или иного поля или области, степень вертикальной упорядоченности нейронной структуры такой области, интрасулькальный компонент, а также ширину или выраженность того или иного слоя. Как правило, структурную асимметрию полушарий исследуют в связи с речевой функцией.

Так, в исследовании Е.П. Кононовой (1935) было показано, что суммарная величина площади нижней лобной извилины, а также площадь 45 и 47 полей у правшей значительно больше в левом полушарии. В другой работе того же автора (Кононова Е.П., 1940) отмечается более выраженная динамика роста площади 45 поля в левом полушарии относительно правого в процессе начального онтогенеза (от 14 дней до 12 лет).

По данным И.А. Станкевич и Ю.Г. Шевченко (1948) интрасуль-

15

кальный компонент, как один из существенных признаков развития структуры по относительным величинам, чаще преобладает в левом полушарии (поля 40 и 39), тогда как по показателю площади асимметрия не наблюдается.

Также в левом полушарии у правшей отмечается более высокая упорядоченность вертикальной организации клеток в третьем слое в 44 и 45 полях по сравнению с симметричными участками этих же полей в правом полушарии. (Адрианов О.С., 1999)

Кроме того, можно привести еще дополнительный перечень данных о том, что целый ряд структур левого полушария мозга характеризуется сравнительно большими размерами по сравнению с симметричными отделами правой гемисферы. Имеются указания на то, что левая височная доля на одну треть больше правой не только у взрослых (Geschwind N., Levitsky W., 1968), но и у детей (Wada J.A., Clark R. et al., 1975; Witelson S.F., Pallie W., 1973). При этом наибольшая разница в семь раз обнаруживается во вторичных отделах слуховой коры (Galaburda A.M., LeMay М. et al., 1978). Подобного рода отличия характерны также и для задней части постцентральных извилин, области, которая связана с кинестетической афферентацией артикулярного аппарата (LeMay M., Culebras A., 1972), а также для премоторной области (Galaburda A.M., 1980). При этом важно отметить, что аналогичные нейроанатомические различия связаны не только с речевыми зонами, но и с другими структурами мозга - с затылочными (Galaburda A.M., 1978) и верхнетеменными (Gurevich М.О., Khachaturian A.A., 1960). Кроме того, результаты измерения объема желудочков мозга (McRae et al., 1968) и артериографические исследования (Hochberg F.N., LeMay M., 1975; LeMay M., Culebras A., 1972) непосредственно согласуются с данными о поверхности коры. Отмечается заметно больший объем левого бокового желудочка и преобладание веса правого полушария (LeMay M., 1976). Кроме того, также наблюда-

16

ется пропорционально большее количество серого вещества по отношению к белому в левом полушарии (Gur R.C., Packer I.K. et al., 1980). (По Спрингер С, Дейч Г., 1983; Гольдберг Э., Коста Л.Д., 1995).

Наряду с левополушарным доминированием, имеется и противоположная тенденция в структурной асимметрии головного мозга человека. В правом полушарии более явно выражены области ассоциативных зон, объединяющих различные модальности восприятия. Например, отмечается большая величина правого лобного полюса относительно левого (Le May M., 1976), ассоциативная часть лобной коры, простирающаяся кпереди от зоны Брока, в правом полушарии представлена в большем объеме (Wada J.A., Clark R. et al., 1975; Galaburda A.M., 1980). Среди других анатомо-морфологических диспропорций между полушариями можно отметить тот факт, что левый затылочный полюс длиннее и часто выходит за среднюю линию по сравнению с правым. В то же время, правое полушарие шире левого в центральных и фронтальных отделах, а правый фронтальный полюс нередко выпячивается вперед (LeMay M., 1976). (По Гольдберг Э., Коста Л.Д., 1995).

Таким образом, можно отметить, что сенсорные и моторные области больше представлены в левом полушарии, в то время как для правого полушария характерна репрезентация ассоциативных зон. Кроме того, в левом полушарии наблюдается преобладание интрарегиональных связей, а в первом - интеррегиональных. На этом основании Э.Гольдберг и Л.Д.Коста (1995) предполагают, что правое полушарие обладает большими возможностями для обработки сложной информации и структурными особенностями, позволяющими задействовать несколько вариантов репрезентации внутри одной когнитивной задачи.

Кроме того, было установлено существование различий в диаметре правой и левой сонных артерий, снабжающих кровью соответственно правое и левое полушарие мозга. У правшей во всех возрастных группах

17

диаметр правой внутренней сонной артерии больше, чем левой (Carmon A., Gombos G.M., 1970). Асимметрия системы кровоснабжения проявляется также и по показателям кровяного давления в правой и левой сонных артериях. У подавляющего большинства правшей кровяное давление в правой внутренней сонной артерии выше, чем в левой. У левшей наблюдается обратная картина, и более высоким у них является систолическое давление в левой внутренней сонной артерии.

По данным других авторов (Ratckiff G., Dila С. et al., 1980), доминантность полушарий по речи коррелирует с тем, насколько выражена морфологическая асимметрия сосудов средней мозговой артерии. В тех случаях, когда доминантным по речи является левое полушарие, эта асимметрия выражена значительно более отчетливо, чем при билатеральном или правополушарном представительстве речевых функций (по Симерницкой Е.Г., 1985).

1.1.2. Сенсорная и моторная функциональная асимметрия как разновидности функциональной межполушарной асимметрии

Особенности межполушарной асимметрии отдельных составляющих поведенческого акта — восприятия и моторно-двигательного компонента - широко изучены и продолжают активно разрабатываться в настоящее время. Ученые естественно-научных и гуманитарных специальностей, несмотря на разнообразие подходов в изучении биологических и психологических особенностей человека, обращаются к явлению асимметрии, чаще всего, именно как к сенсомоторной асимметрии. Это явление настолько распространено, что функциональную межполушарную асимметрию (ФМА) довольно часто отождествляют исключительно с сенсорной и моторной асимметрией. (Фокин В.Ф., Пономарева Н.В. с соавт., 2004)

Наличие ФМА, как правило, объясняется межполушарными особенностями локализации речевой функции, которая проявляется у чело-

Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25193.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.