У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Физиологическое обоснование и оценка эффективности внедрения вариативного компонента учебной программы по физической культуре с оздоровительно-реабилитационной направленностью
Количество страниц
173
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
25205.doc
Содержание
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ...5
ВВЕДЕНИЕ...6
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ...12
1.1. Физиологические аспекты профилактики и коррекции основных отклонений в состоянии здоровья школьников средствами физической культуры...12
1.2. Психофизиологические и психологические особенности учащихся младшего и среднего школьного возраста...35
1.3. Актуальные проблемы укрепления и коррекции здоровья школьников в рамках современных тенденций совершенствования системы физического воспитания в школе...44
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, МАТЕРИАЛ И
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ...58
2.1. Организация исследования и характеристика
обследуемого контингента детей...58
2.2. Методы исследования...60
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ...65
3.1. Дифференцированный подход к разработке вариативного компонента учебной программы по физической культуре с учетом состояния здоровья
школьников в общеобразовательной школе...65
3.1.1. Обоснование распределения детей по группам занятий физической культурой от уровня состояния
здоровья школьников...65
3.1.2. Особенности содержания вариативного компонента
учебной программы по физической культуре с учетом
3 состояния здоровья школьников
в общеобразовательной школе...68
3.1.3. Организация занятий физической культурой учащихся с учетом состояния здоровья в условиях общеобразовательной школы...72
3.2. Динамика физического развития, физиологических показателей и физической подготовленности учащихся основной, подготовительной и реабилитационной групп, занимающихся физической культурой
по экспериментальной программе...77
3.2.1. Физическое развитие школьников,
занимающихся в реабилитационной группе...77
3.2.2. Динамика показателей сердечно-сосудистой системы у учащихся среднего школьного возраста,
занимающихся в группе реабилитации...81
3.2.3. Динамика показателей дыхательной системы у учащихся младшего и среднего школьного
возраста, занимающихся по экспериментальной программе...84
3.2.4. Динамика физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста, занимающихся
по экспериментальной и основной программам...90
3.2.5. Динамика физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста, занимающихся
в основной, подготовительной и
реабилитационных группах...101
3.3. Сравнительный анализ психофизиологических параметров контрольной и экспериментальной групп
в начале и конце эксперимента...106
3.4. Результаты, полученные в ходе факторного
анализа и их интерпретация...125
4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...130
ВЫВОДЫ...133
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ...135
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...136
ПРИЛОЖЕНИЯ...163
Приложение 1. Общие рекомендации по распределению учащихся школ на медицинские группы (основная, подготовительная, специальная и группа физической
реабилитации - ГФР)...163
Приложение 2. Перечень болезней, при которых занятия
физической культурой в школе противопоказаны до
специального разрешения врача...173
5
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
ФФК - факультет физической культуры
ФК - физическая культура
ФЭП - федеральная экспериментальная площадка
СГМУ - Северный государственный медицинский университет
ПГУ - Поморский государственный университет
МОУ - муниципальное образовательное учреждение
ЖЕЛ - жизненная емкость легких
ОФВ1 - объем форсированного выдоха за первую минуту
ПОС - пиковая объемная скорость
МОС - максимальная объемная скорость
сек. - секунды
м/с — метров в секунду
см — сантиметры
м - метры
усл. ед. - условные единицы
О - основная группа
П - подготовительная группа
Р - реабилитационная группа
К - контрольная группа
Э - экспериментальная группа
др. - другие
6
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Укрепление здоровья подрастающего поколения, оптимизация процесса формирования здоровой, гармонично развитой личности, мобилизация усилий на преодоление влияния негативных социально-экономических явлений в обществе - важнейшие задачи физического воспитания школьников.
Их значимость возрастает в связи с ухудшением состояния здоровья, ростом проявлений социальной дезадаптации и нервно-психических нарушений в структуре заболеваемости детей и подростков [4, 167].
По данным специалистов [20, 37, 98], около 90 % детей и подростков в России имеют отклонения в физическом и психическом здоровье; 30-35 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в 4 раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в 3 раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения; до 80 % юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы к службе в Вооруженных Силах.
За последние 10 лет отмечено сокращение числа здоровых детей в 4 -5 раз и ухудшение здоровья школьников на 47% [14, 19, 102]. Из-за плохого состояния здоровья около 1 млн. детей школьного возраста полностью освобождены от занятий физической культурой [176].
В связи с этим необходимо более полно использовать оздоровительные возможности физического воспитания в целях сохранения и коррекции здоровья школьников в образовательном процессе, повышения уровня их физического развития и физической подготовленности, формирования у них здорового образа жизни путем применения новых форм организации занятий физическими упражнениями, использования современных физкультурно-оздоровительных технологий.
7
Актуальным проблемам совершенствования физического воспитания в общеобразовательной школе посвящено достаточное количество работ [16, 22, 52, ПО, 111, 116, 140, 154, 162, 163, 164, 188, 224]. Большое внимание уделяется подбору и использованию средств и методов физического воспитания при работе с детьми, ослабленными различного рода заболеваниями [66, 70, 90, 112, 122, 130,168, 169, 189, 212, 232].
Однако организации дифференцированного физического воспитания школьников с различным уровнем здоровья, рациональному сочетанию базового и вариативного компонентов учебной программы по физической культуре, включению в содержание уроков физической культуры средств с оздоровительно-реабилитационной направленностью уделено, на наш взгляд, недостаточное внимание. Такие работы носят единичный и фрагментарный характер [26, 30, 31, 35, 48, 50, 247].
Противоречия между необходимостью совершенствования физкультурного образования и отсутствием научно обоснованных подходов в области индивидуализации и дифференциации физического воспитания школьников [115] обусловили актуальность научной проблемы, которая заключается в определении того, каким образом должен оптимизироваться образовательный процесс по физической культуре в школе при использовании технологий дифференцированного физкультурного воспитания.
Предмет исследования: учебно-воспитательный процесс дифференцированного физического воспитания, организованный по учебной программе при рациональном сочетании базового и вариативного компонента с оздоровительно-реабилитационной направленностью с учетом состояния здоровья учащихся младшего и среднего возраста.
Объект исследования: учащиеся 2-х и 7-х классов МОУ № 10 г. Архангельска.
g
Цель исследования: дать физиологическое обоснование необходимости внедрения в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы вариативного компонента учебной программы по физической культуре с оздоровительно-реабилитационной направленностью с учетом состояния здоровья школьников младших и средних классов.
Задачи:
1. Разработать оптимальное содержание вариативного компонента учебной программы по физической культуре с оздоровительно-реабилитационной направленностью для учащихся с различным уровнем здоровья и оценить эффективность его внедрения в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы.
2. Определить динамику физического развития и физической подготовленности учащихся основной, подготовительной и реабилитационной групп, занимающихся физической культурой с введением оздоровительно-реабилитационного компонента учебной программы.
3. Изучить физиологические показатели дыхательной системы учащихся, занимающихся раздельно на уроках физической культуры в группах с учетом состояния здоровья.
4. Оценить психологический и психофизиологический аспекты эффективности внедрения вариативного компонента учебной программы по физической культуре с оздоровительно-реабилитационной направленностью в учебный процесс общеобразовательной школы.
Гипотеза. Занятия по оздоровительно-реабилитационной программе (вариативный компонент) в основной, подготовительной и реабилитационной группах позволят гармонизировать физическое развитие, повысить физическую подготовленность и оптимизировать психофизиологический статус школьников с отклонениями в состоянии здоровья.
9 Положения, выносимые на защиту.
1. Оптимальное содержание и эффективность вариативного компонента учебной программы по физической культуре с учетом состояния здоровья школьников определяется, прежде всего, уровнем здоровья учащихся, оздоровительно-реабилитационной направленностью физических упражнений, индивидуально-дифференцированной системой обучения, при систематическом врачебно-педагогическом контроле.
2. Динамика физического развития и физической подготовленности учащихся младших и средних классов, занимающихся физической культурой раздельно в группах с учетом состояния здоровья характеризуется увеличением количества детей с гармоничным физическим развитием и повышением уровня их физических способностей.
3. Функциональное состояние дыхательной системы учащихся, занимающихся физической культурой по учебной программе с оздоровительно-коррекционным компонентом, оптимизируется и способствует улучшению проходимости дыхательных путей.
4. Дифференцированный подход при формировании групп для занятий физической культурой в зависимости от состояния здоровья позитивно сказываются на изменениях психофизиологических показателей и психоэмоциональной сфере учащихся.
Новизна исследования. Впервые в условиях общеобразовательной школы проведено исследование физического развития, физической подготовленности, изменений физиологических и психофизиологических показателей учащихся младших и средних классов, занимающихся физической культурой раздельно в группах с учетом состояния здоровья по учебной программе при рациональном сочетании базового и вариативного компонента с оздоровительно-реабилитационной направленностью.
10
Обоснована эффективность дифференцированного физического воспитания детей и подростков с учетом состояния здоровья в основной, подготовительной и реабилитационной группах на уроках физической культуры.
Установлена положительная динамика показателей физического развития и физической подготовленности учащихся в общеобразовательной школе при введении вариативного компонента с оздоровительно-реабилитационной направленностью, где формируется дополнительная группа для занятий - «группа реабилитации».
Впервые установлено, что при дифференцированном подходе к занятиям физической культурой у школьников оптимизируется функция дыхания за счет улучшения проходимости дыхательных путей.
Выявлено, что при рациональном подходе к учебной программе по физической культуре с введением вариативного оздоровительно-реабилитационного компонента у школьников увеличивается скорость ответной реакции на раздражитель и отмечается рост устойчивости и стабилизации личностных свойств учащихся.
Практическая значимость. Вариативный компонент учебной программы по физической культуре с оздоровительно-реабилитационной направленностью при проведении уроков физической культуры в основной, подготовительной и реабилитационной группах с учетом состояния здоровья младших и средних школьников используется в учебно-воспитательном процессе МОУ «Общеобразовательная средняя школа № 10» г. Архангельска (Акт внедрения от 17 сентября 2001 г.) и может быть рекомендован для городских школ северного региона с целью укрепления, сбережения и коррекции физического и психического здоровья учащихся.
Данные диссертационной работы внедрены в учебный процесс на кафедрах гигиены и медицинской экологии, на кафедре физической
11
культуры Северного государственного медицинского университета (Акт внедрения от 7 сентября 2003 г. по СГМУ).
Содержание вариативного компонента учебной программы по физической культуре с оздоровительно-реабилитационной направленностью используется в преподавании теории и методики физического воспитания студентам факультета физической культуры Поморского государственного университета имени М.В.Ломоносова (Акт внедрения от 3 октября 2002 г. по ПГУ).
Апробация работы. Основные положения работы доложены и обсуждены на Международной научно-практической конференции «Совершенствование системы физического воспитания и оздоровления детей, учащейся молодежи в условиях Северо-Запада» (Петрозаводск, 2001г.), П-й научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире» (Коломна, 2001г.), Ломоносовских научных чтениях (Архангельск 2001,2002, 2003г.г.), Всероссийской конференции с международным участием «Здоровая образовательная среда — здоровый ребенок» (Архангельск, 2003), региональной научно-практической конференции «Современные проблемы и развитие физической культуры и спорта» (Архангельск 2003 г.).
По материалам диссертации опубликовано 10 печатных работ.
Структура и объем работы. Диссертация изложена на 173 страницах машинописного текста и состоит из введения, 3 глав, заключения, выводов, и приложений. Работа иллюстрирована 21 таблицей и 38 рисунками. Библиография включает 250 отечественные и 22 зарубежные публикации.
12 ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Физиологические аспекты профилактики и коррекции основных отклонений в состоянии здоровья школьников средствами физической культуры
Влияние социальных, средовых и биологических факторов на состояние здоровья детей и подростков
Состояние здоровья и его динамика - надежный критерий оценки влияния организации обучения, соответствия величины учебной нагрузки морфофункциональным особенностям учащихся [229].
Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе под влиянием многочисленных факторов, здоровье детей ухудшается в 4-5 раз, только 10% учащихся заканчивают школу практически здоровыми, до 30% имеют стойкие хронические заболевания, 50% - различного рода патологию, 55% школьников имеют проблемы с психикой [230].
Ухудшение состояния здоровья школьников - результат длительного неблагоприятного воздействия не только социально-экономических и экологических, но и ряда педагогических факторов , таких, как:
• стрессовая тактика авторитарной педагогики;
• интенсификация учебного процесса (постоянное увеличение темпа и объема учебной нагрузки;
• раннее начало дошкольного систематического обучения;
• несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся, несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;
13
• недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;
• массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
• провалы в существующей системе физического воспитания и частичное разрушение служб школьного врачебного контроля..
Поэтому состояние здоровья не может рассматриваться без учета процессов адаптации организма к окружающей среде [194], так как последние направлены на выработку оптимальной стратегии живой системы, обеспечивающей гомеостаз. Поэтому перспективным направлением является донозологическая диагностика, основа которой заключается в измерении качества и количества здоровья мерой адаптации [193]. Идеи неэнтропийности процессов адаптации живых систем являются основой для количественной характеристики интегральных адаптационных резервов организма обучающихся и воспитанников [28]. Это обуславливает зависимость заболеваемости человека как от среды, в которой он находится, так и от генотипа и биологических законов роста и развития [114, 196].
Факторами, отрицательно влияющими на здоровье школьников, являются:
- ухудшение экологической обстановки;
- последствия социально-экономических реформ;
- факторы внутришкольной среды;
- отставание теории и методики физического воспитания от требований школьной практики;
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям ребёнка;
- нерациональная организация учебного процесса;
- нарушение санитарно-гигиенических условий обучения [47, 49].
14
Значимость этих факторов определяется длительностью, систематичностью, и непрерывностью их воздействия на ребёнка [121, 265].
Широкое внедрение педагогических технологий осуществляется, как правило, без предварительных физиолого-гигиенических исследований. Свидетельством этого являются публикации, в которых приводятся сведения о негативном влиянии инновационных методик обучения на функциональное состояние и здоровье школьников [55].
Таким образом, детское население подвергается действию многообразных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются как факторы риска развития неблагоприятных изменений в организме. Определяющую роль в изменении состояния здоровья детей и подростков играют три группы факторов, характеризующие генотип популяции, образ жизни и состояние окружающей среды. Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в сочетании с биологическими (в том числе наследственными) факторами.
Для каждого возраста характерно преобладание тех или иных факторов, что определяет необходимость дифференцированного подхода к оценке роли и вклада факторов риска, планирование и осуществление профилактических и оздоровительных мероприятий. Для этих целей пользуются условной классификацией социально-гигиенических факторов, оказывающих наибольшее влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма:
1. Благоприятные (оздоровительные) — соответствие окружающей среды гигиеническим нормам, оптимальный двигательный режим, закаливание, сбалансированное питание, рациональный суточный режим, здоровый образ жизни;
2. Неблагоприятные (факторы риска) - нарушение гигиенических требований к окружающей среде и условиям жизнедеятельности, недостаточная или избыточная двигательная активность, нарушение
15
режима дня и учебно-воспитательного процесса, недостатки в организации питания, отсутствие гигиенических навыков и здорового образа жизни, неблагоприятный психологический климат в семье и коллективе.
При оценке факторов, воздействующих на организм ребенка в процессе обучения, большая роль отводится суммарной учебной нагрузке, в которой чрезмерно выражен компонент статической нагрузки, обусловленный «школьной гиподинамией». В связи с этим отмечается благоприятное влияние динамической физической нагрузки на организм школьников [148, 231, 292].
В соответствии с неблагоприятным воздействием вышеизложенных факторов, необходимо более полно использовать возможности, которыми располагает система физического образования для решения задач укрепления здоровья, улучшения двигательной подготовленности и воспитания здорового стиля жизни у школьников.
Физиологическое обоснование двигательной активности в укреплении здоровья школьников
Давно известно, что правильно организованная физическая активность один из основных факторов, помогающим детям управляться с высокой интеллектуальной нагрузкой, стрессами и неблагоприятной экологией, трудными климатическими условиями.
Однако, по статистическим данным, ежедневно физической культурой занимается только 18% учащихся, 50% занимаются нерегулярно и 32% вообще не занимаются [230]. Причина такого снижения двигательной активности школьников, на наш взгляд, кроется как в содержании, так и в организации их физкультурного образования.
Общепризнанно, что оптимальный уровень двигательной активности - определяющий фактор профилактики заболеваемости и поддержания высокого психофизиологического состояния школьников. Причем достижения современной физиологии убедительно свидетельствуют о том,
16
что оптимум любой функции, в том числе и двигательной активности, имеет отчетливые индивидуальные особенности [5].
Поэтому важное значение в укреплении и коррекции здоровья имеют меры по оптимизации образа жизни детей и подростков, правильно организованной физической активности, должному сочетанию учебы и отдыха, развитию устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодолению трудностей, связанных с отклонениями в состоянии здоровья, устранению гипокинезии [256].
Методика оценки физической активности детей школьного возраста как элемента стиля жизни рассматривается в качестве диагностического и прогностического инструментария проблем оздоровления детей средствами физической культуры, а также изучения влияния на указанные процессы социальных и педагогических факторов [98, 99, 101, 102].
В настоящее время остро стоит проблема дефицита двигательной активности школьников, что отрицательно сказывается на многих функциях растущего организма и является патогенным фактором в возникновении ряда заболеваний [196].
Многочисленными исследованиями установлено, что школьники с низкой двигательной активностью имеют повышенный уровень заболеваемости вследствие снижения общего уровня функциональных возможностей и иммунитета организма [244]. Снижение двигательной активности приводит к нарушению слаженности в работе мышечного аппарата и внутренних органов вследствие уменьшения интенсивности проприоцептивной импульсации из скелетных мышц в центральный аппарат нейрогуморальной регуляции (стволовый отдел мозга, подкорковые ядра, кору полушарий большого мозга). На уровне внутриклеточного обмена гипокинезия приводит к снижению воспроизводства белковых структур: нарушаются процессы транскрипции и трансляции (снятие генетической программы и ее реализация в биосинтезе). При гипокинезии изменяется структура скелетных мышц и
17
миокарда, падает иммунологическая активность, а также устойчивость организма к перегреванию, охлаждению, недостатку кислорода [226].
Двигательная активность относится к числу факторов физиологического воздействия, эффект которого зависит от силы, длительности и частоты. Являясь незаменимым фактором жизнедеятельности человека, она оказывает оздоровительное влияние на растущий организм только в диапазоне оптимальных величин. Путем ее оптимизации можно корректировать неблагоприятные изменения состояния здоровья учащихся [240].
Устранение гиподинамии рассматривается как перспективное направление в профилактике заболеваний детей и подростков [270].
Показано, что на характере двигательной активности школьника (а на уровне организованного режима - двигательной деятельности) сказывается комплекс разнообразных факторов наследственности, социальной и природной среды, выражающихся в конечном итоге в организации двигательного режима [174].
Нормой ежедневной двигательной активности школьника принято считать 15000-30000 шагов, продолжительностью 2-4 часа (включая выполнение бытовых и физических нагрузок). Для сохранения здоровья учащимся необходим двигательный режим с затратой энергии как минимум 2500 моторных килокалорий (1 ккал=4,184 кДж). Однако в большинстве случаев этот показатель составляет примерно 600 моторных килокалорий.
Рядом исследований установлена тенденция снижения уровня физической активности школьников с возрастом и ее взаимосвязь с элементами образа жизни [260, 261, 262].
Согласно проведенным социологическим исследованиям, двигательная активность младших школьников на 50 % меньше, чем у дошкольников, а у старшеклассников составляет только 25 % от времени бодрствования. Школьные уроки физкультуры не могут полностью
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
25205.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
15.04.24
Задачи, условия и этапы организации экспериментальной работы
15.04.24
Критерии качества преподавания
15.04.24
Категория нормы в обучающей деятельности
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.