У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Теоретические аспекты формирования системы научных понятий. Практическая часть
Количество страниц 57
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 26846.doc 
Содержание СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ
1.1. Сущностная характеристика системы научных понятий………….......... 5
1.2. Основы запоминания терминов………………………………………….... 12
1.3. Система терминологической работы при изучении биологии в 7 классе по УМК Н.И. Сонина………………………………………………………..
24
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………. 31
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Сопоставительный анализ программы по биологии 7 класса по УМК под редакцией Н.И.Сонина и по УМК под редакцией И.Н.Пономаревой…...
35
2.2. Конспект урока биологии по УМК под редакцией Н.И.Сонина………… 36
2.3. Конспект урока биологии по УМК под редакцией И.Н.Пономаревой….. 45
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………… 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………… 56



ВВЕДЕНИЕ

Биология занимает одно из ведущих мест в системе школьного образования и в частности в системе естественно-научных дисциплин как важное средство формирования биологических знаний в прикладных направлениях развития общества и духовно-мировоззренческой сфере людей. В соответствии с этим преподавание биологии в общеобразовательных учреждениях должно быть направлено на овладение учащимися как умениями и практическими навыками, необходимыми для подготовки к жизни и продолжению образования, так и на овладение системой знаний о живой природе.
Именно биология призвана формировать у подрастающих поколений понимание жизни как величайшей ценности – основу гуманистического мировоззрения. Изучение биологии способствует осознанию того, что сохранность биосферы – непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое образование играет важную роль в решении основной задачи школы – обучения и воспитания учащегося. Оно способствует развитию нравственного, психического и физического здоровья человека. При изучении биологии закладываются основы экологической культуры, формируется экологический стиль мышления, обеспечивается понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека.
Одной из важнейших задач школы является обеспечение усвоения школьниками системы знаний основ наук. Научные понятия являются ключевым компонентом систем научных знаний. Поэтому формирование понятий занимает центральное место в обучении. Биология же располагает тем багажом общенаучных понятий, который необходим для формирования экологической культуры, стиля экологического .мышления
Особенностью обучения учащихся в настоящее время является то, что современные дети приходят на урок с довольно обширными и разнообразными представлениями, полученными вне школы. Жизненный опыт, т.е. представления и понятия, приобретаемые вне организованного процесса обучения, оказывает все возрастающее влияние на формирование научного мировоззрения ребенка. Практика учета и использования жизненного опыта в обучении выдвигает перед учителем ряд сложностей. Для их решения в данной работе делается попытка раскрыть сущность жизненного опыта ученика по уровню приближения его к научным знаниям, и рассмотреть доступные и эффективные методы для его выявления. А также решается проблема: как органически сливать жизненный опыт учащихся с научными знаниями, чтобы опыт служил опорой при их усвоении и, в свою очередь, систематизировался, осмысливался с позиции науки, а в необходимом случае перестраивался.
Цель данной выпускной квалификационной работы: раскрыть сущность научных понятий и проанализировать возможности обучения в формировании научных понятий.
Объектом исследования является процесс обучения общебиологическим понятиям.
Предметом является формирование научных понятий.
Для достижения цели в работе решались следующие задачи:
1) проанализировать сущность научного понятия;
2) раскрыть виды научных понятий и психолого-педагогические основы их формирования;
3) рассмотреть этапы и методы работы над формированием общебиологических понятий на уроках биологии;
4) рассмотреть, как организуется работа над понятиями на конкретных уроках и провести анализ полученных результатов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных литературных источников.
Список литературы ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ проблемы формирования научных понятий показал, что понятие – это форма рационального познания, психическое явление, присущее только человеку как элемент мышления и элементарная форма существования мысли: отражение наиболее существенных свойств, связей и отношений предмета, явления, закрепленное словом. Чтобы составить понятие о предмете, человек из всего количества свойств и признаков выделяет наиболее существенные, без которых понятие о нем составить нельзя, что и находит отражение в термине.
Термин неразрывно связан с понятием, без понятия он не существует. Как правило, термин служит названием понятия и отражает содержание его. Отсюда вытекает, что, осуществляя терминологическую работу в учебном процессе, следует выяснить смысловое значение термина, так как это будет способствовать выделению главных признаков соответствующему термину понятия. Это особенно важно при усвоении учащимися основ науки и познании ее сложного языка.
Понятия подразделяют на научные и житейские. Научные понятия отражают сущность предмета, они более осознаны и в развитом виде включают не только обобщения предметов, но и обобщения своей мысли.
Научное понятие представляет собой словесное условное название известного объекта или какого-либо уникального мирозданного объекта и соответствующее обозначенному объекту словесное описание, выраженное на известном языке и зафиксированное письменно. Научное понятие создается путем предварительного выбора одного конкретного типичного образца из многих одинаковых объектов и последующего исследования и описания этого образца.
Мы рассмотрели два подхода к формированию научных понятий у учащихся. Один из них опирается на эмпирическую теорию обобщения, другой - на теорию содержательного обобщения. Также рассмотрели такие методы формирования научных понятий как дедуктивный, индуктивный, ассоциативный и инвентивный.
В практической части мы рассмотрели два урока, проведенных по двум разным УМК: первый урок – по УМК под редакцией Н.И. Сонина, второй урок – по УМК под редакцией И.Н.Пономаревой. Анализ проведенных уроков показал, что система терминологической работы в первом случае является более качественной, несмотря на сложность и научность представленного материала.
Итак, качество и эффективность усвоения научного языка биологии связаны с системой терминологической работы, состоящей из своевременной, систематической и логической комбинации как традиционных, так и нетрадиционных приемов и методов. Все это приводит к глубокому запоминанию терминов и, как следствие, позволяет понять суть предмета, глубже проникнуть в определенную область науки.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Арсеньев А. С., Библер В. С., Кедров Б. М. Анализ развивающего понятия. - М.: Наука, 1977. - 439 с.
2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - М: Академия, 2000. – 192 с.
3. Войшвилло Е.К. Понятие. - М.: МГУ, 1967. – 286 с.
4. Войшвилло Е. К. Понятие как форма мышления. Логико-гносеологический анализ. - М.: МГУ, 1989. - 239 с.
5. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. - М.: Эксмо, 2003. - 512 с.
6. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». - М., 1965.
7. Горский Д. П. К вопросу об образовании и развитии понятий //Вопросы философии. - 1952. - №4. - С.93-142
8. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. - М.: Пед. общество России, 2000. – 480 с.
9. Диалектическая концепция понятий /Под ред. А. П. Шептулина. - Минск, 1982. - 352 с.
10. Киссель В.Л. Наукоучение как философия научного познания / Философские исследования. – 2001. - №1. – С.73-92
11. Лушников И.Д. Формирование научных понятий у шкодников с учетом их жизненного познавательного опыта. - Свердловск, 1976. – 69 с.
12. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: АСТ, 2009 – 736 с.
13. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высшая школа, 1990. – 381с.
14. Оконь В. Процесс обучения. - М., 1962. – 170 с.
15. Пакулова В.М. Работа с терминами на уроке биологии. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.
16. Педагогические технологии /Под ред. B.C. Кукушина. - Ростов н/Д.: Март, 2002. – 320 с.
17. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия - Мн.: Современное слово, 2005. – 720 с.
18. Рузавин Г. И. Логика. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. – 351 с.
19. Свинина Н. Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно-ориентированного образования //Педагогика. – 2001. - № 7. - С.27 – 31.
20. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М: Изд -во МГУ, 1975. – 344 с.
21. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений.-3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 288с.
22. Усова А.В. Психолого-дидактические основы формирования физических понятий. - Челябинск: Издательство ЧГПИ, 1988. – 90 с.
23. Усова А. В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. - М.: Знание, 1987. - 80 с.
24. Шардаков М.Н. Мышление школьника. - М.: Учпедгиз, 1963. - 255 с.
25. http://bio.1september.ru/article.php?ID=200404202
26. http://festival.1september.ru/articles/213012/
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
3000
Скачать бесплатно 26846.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.