У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Акцентуации характера у трудных подростков
Количество страниц 60
ВУЗ МГУЭСИ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 27611.doc 
Содержание Содержание
Введение……………………………………………………………………3-6
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы акцентуации характера у трудновоспитуемых подростков..……………………………………….6-25
1.1. Характеристика психологических особенностей трудновоспитуемых подростков………………………………………..6-11
1.2. Особенности акцентуации характера в подростковом возрасте...11-14
1.3. Явная и скрытая акцентуация характера………………………….14-16
1.4. Основные типы акцентуаций характера…………………………..16-21
1.5. Динамика акцентуаций характера………………………………...21-25
ГЛАВА II Экспериментальные исследования по определению типов акцентуации характера у различных категорий трудновоспитуемых подростков………………………………………………………………26-28
2.1. Организация и проведение исследования. Описание групп испытуемых и методов исследования…………………………………26-28
2.2 Обработка и анализ результатов эмпирического исследования…28-43
2.3 Рекомендации по коррекции выраженных акцентуаций характера у трудновоспитуемых подростков……………………………………….43-48
Заключение………………………………………………………………48-50
Библиография…………………………………………………………...50-54
Приложение 1…………………………………………………………...54-57
Приложение 2…………………………………………………………...57-60
Приложение 3…………………………………………………………...60-61



Введение
Исследование акцентуаций характера является сложнейшей социально – психологической и медицинской проблемой. Многие подростки имеют аномальные проявления характера, что, безусловно, сказывается на их поведении в обществе, взаимодействие с окружающими, успеваемости в учебной деятельности и др.
Актуальность данного вопроса заключается в том, что в период становления характера, его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом в подростковом возрасте, выявляются очень ярко. Со временем черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволяет говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера» [Личко А. Е., 1977].
Вопрос изучения подростковой трудновоспитуемости имеет междисциплинарный характер, поскольку исследование этой проблемы ведется в рамках таких наук, как социология, психология, педагогика, патопсихология, право, каждая из которых имеет свои методологические подходы к ее определению, изучению, свою терминологию и свое понимание механизмов образования трудновоспитуемости в подростковом возрасте.
А. Е. Личко в своих работах отмечал тот факт, что акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера подростков чрезмерно усилены. Вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повы¬шенной устойчивости к другим.
Актуальность поставленных проблем обуславливает выбор темы исследовательской работы - «Акцентуация характера у трудновоспитуемых подростков».
Этой проблеме посвящены работы следующих авторов: Кочетова А.И. «Перевоспитание подростка» [20], Белёчевой С.А. «Основы превентивной психологии» [6], Степанова В.Р. «Психология трудных школьников» [52].
Предмет исследования: особенности акцентуации характера у трудновоспитуемых подростков.
Объект исследования: акцентуации характера подростков.
Цель работы: изучение особенности акцентуаций характера у трудновоспитуемых подростков.
Гипотеза исследования: у трудновоспитуемых подростков имеются особенности акцентуации характера, которые можно выявить уже в младшем подростковом возрасте.
Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:
• Проведение теоретического анализа в зарубежной и отечественной литературе.
• Подбор диагностического материала.
• Проведение исследования.
• Анализ полученных результатов.
Исходя из поставленной цели, определим следующие задачи:
1. Теоретический анализ проблемы акцентуаций характера у трудновоспитуемых подростков.
2. Подбор диагностических средств для изучения особенностей мотивационной сферы подростков мужского пола 15-17 лет.
3. Проведение экспериментального исследования акцентуации характера у подростков, учащиеся первого курса училища №8 г. Йошкар-Олы.
4. Психологический анализ особенностей мотивационной сферы (мотивации учения, мотивации достижения и мотивации общения) несовершеннолетних правонарушителей.
Методы исследования:
1. Теоретические – анализ литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические – методы сбора данных (эксперимент).
3. Методы математической (статистической) обработки результатов.
Были использованы следующие экспериментальные методики:
1. Карта психологического развития личностного развития подростка (Вильдавской Л.З.).
2. Опросник Б.И. Додонова по изучению эмоциональной направленности личности.
3. Патохарактерологический диагностический опросник - (ПДО) - (Личко А.Е.) для выявления и определения типа акцентуации характера подростка, определение признаков нарушения поведения, склонности к алкоголизации, дезадаптации, склонности к делинквентности, к злоупотреблению наркотических и токсических веществ;
Список литературы Заключение
Итак, исследование акцентуаций характера является сложнейшей социально – психологической и медицинской проблемой. Многие подростки имеют аномальные проявления характера, что, безусловно, сказывается на их поведении в обществе, взаимодействие с окружающими, успеваемости в учебной деятельности и др.
Трудновоспитуемые подростки не признают своей принадлежности к категории «плохих», внутренне приравнивая себя по своим личностным качествам к хорошим ученикам. Негативизм к моральным идеалам нашего общества, часто проявляемый трудными подростками, обусловлен не отрицательным отношением ученика к их содержательной стороне, а тем, что он сам не соответствует нравственным эталонам. Демонстративное противопоставление своих ценностей социальным выступает здесь как механизм психологической защиты. Таким образом, существует защитный механизм личности, состоящий в искажении представлений подростка о реально существующих отношениях.
Будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера сами по себе не могут быть клиническим диагнозом. В этих случаях от типа акцентуации зависит как избирательная чувст¬вительность к определенного рода психогенным факторам, так и особенностям клинической картины.
Трансформации типов акцентуаций с возрастом могут быть обусловлены как эндогенными закономерностями, так и факторами экзогенными – как биологическими, так и особенно социально-психологическими. Мощным трансформирующим фактором являются продолжительные неблагоприятные социально-психологические влияния в подростковом возрасте, т. е. в период становления большинства типов характера.
В результате экспериментального исследования по определению типов акцентуации характера у различных категорий трудновоспитуемых подростков, нами были сделаны следующие выводы:
• у педагогически запущенных подростков наблюдаются проявления на уровне асоциального поведенческого характера, а также в отношении к учебной деятельности и в отношении требований, предъявляемых учителями и классными коллективами.
• наряду с диагностически значимыми признаками позволяющими различать педагогическую и социальную запущенность, в ходе исследования личностного развития подростка по методике Вильдавской Л.З., удалось выявить также и сходные признаки, различия по которым не значимы. Эти проявления выступают в роли «сигналов - признаков», на основе которых происходит формирование стереотипа «трудный подросток».
• у большинства учащихся возникают проблемы во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, учителями), сверстниками; присутствует наличие низкой успеваемости и безразличного отношения к учебе, больше половины испытуемых характеризуются неадекватными формами поведения и проявлением агрессии.
• в данной выборке налицо основные признаки трудновоспитуемости.
• в результате исследования эмоциональной направленности личности по методике Додонова, мы можем сделать вывод о том, что эмоции наших респондентов базируются на потребностях: в общении, дружеских отношениях, сочувствующем собеседнике; потребности в преодолении опасности, на базе которой возникает позднее интерес к борьбе; телесном и душевном комфорте; и стремлении ко всему необычному, таинственному.
• по результатам акцентуации характера с помощью патохарактерологического диагностического опросника А.Е. Личко, были выявлены четыре доминирующих типа акцентуаций характера у трудновоспитуемых подростков: эпилептоидный: лабильный: гипертимный: лабильно-неустойчивый:
Таким образом, у трудновоспитуемых подростков имеются особенности акцентуации характера, которые можно выявить уже в младшем подростковом возрасте, что подтверждает нашу гипотезу.




Библиография
1. Аистова Л.С. Квалификация хулиганства: Учеб.-практ. пособие. СПб., 1998.-264с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Издательство Московского университета, 1980.- с.416.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000.-326с.
4. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступле¬ния и наказания. М.: ПЕНАТЕС-ПЕНАТЫ, 2000. -428с
5. Асмолов А. Г. Психология личности. — М., 1990. —276с.
6. Безруких М. Я и другие, или Правила поведения для всех. М.: Маяк, 1991.- 348с.
7. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Редакционный центр Консорциума , Социальное здоровье России», 1993.- с. 85-93.
8. Беличева С.А. Сложный мир подростка. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1984.- с.129.
9. Бодалев А.А. Личность в общении. – М.: Педагогика, 1983.- с.268-272.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.:
Просвещение, 1968.-464 с.
11. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. М., 1984.-348с.
12. Ганин А.Л. Личность и творчество. Творческие этюды. – Новосибирск, 1989.- с. 38-43.
13. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – 2-е издание. – Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1988.- с. 58.
14. Долгинова О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юноше¬ском возрасте. Дис. канд. психол. наук. - СПб. Нева, 1996.
15. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. – М.: Знание, 1989. – с. 64.
16. Дымнова Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психо¬логии. 1998. №2.-с.65-68.
17. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. М., 1996. -436с.
18. Захаров А.И. Как предвидеть отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 1991.- с. 127.
19. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методическое пособие. – М.: «Фолиум», 1994- с. 3-47.
20. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение. 1980. - 207 с.
21. Кон И.С.Психология юношеского возраста. – М.: просвещение, 1979.- с. 176.
22. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. – М.: педагогика, 1989.- с. 120.
23. Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. М., 2001.-326с.
24. Кудрявцев В. Н. О противоправности преступлений // Правоведение. 1999, № 1.
25. Леонгард К. Акцентуировенные личности. – К.: Высшая школа Головное издательство, 1989.- с.53-67.
26. Лидерс А.Г. Три модуса групповой психологической работы с подростками // Журнал практического психолога. - 2000. - № 10-11. - С. 68-238с.
27. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. – Л.: Медицина, 1979.- с. 26-49.
28. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1983.- с. 256.
29. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подрост¬ков. Л., 1983.-358с.
30. Личко А.Е. Эти трудные подростки. Записки психиатора. – Л.: Лениздат, 1983.- с.78.
31. Малышева С.В. «Образ Я» и представление о сверстнике у подростков, переживающих одиночество. Автореф. канд. психол. наук. - М., 2003. – 265с.
32. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. – Пермь, 1990- с. 131.
33. Методические указания по исследованию черт характера. – Алма-Ата, 1990.- с. 83.
34. Миронов А.И. Критические периоды детства. – М.: Знание. 1989.- с. 24-27.
35. Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика общественного поведения. – М.: Просвещение, 1990.- с.76.
36. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера. – Тбилиси, 1989.- с. 24-89.
37. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопр. психоло¬гии. 1992. № 1.
38. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1998.-296с.
39. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: ТУ «Сфера», 2000.- с. 148-157.
40. Пахальян В.Э. Изучение акцентуаций характера у подростков в работе школьного психолога. – М.: МИП NB Магистр, 1992.- с. 56-123.
41. Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. - М.: Генезис, 1997. - 287с.
42. Практическая психология образования. \ Под ред. Дубровиной И.В,- М.: ТЦ «Сфера»,1997.-528с.
43. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. А.М. Столяренко. М., 2001.-362с.
44. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.- с. 158.
45. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Николаенко М., 2001.-336с.
46. Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982.-337с.
47. Психология современного подростка./ Под редакцией Д.И. Фельдштейна – М.: Педагогика, 1978.- с. 15-73.
48. Психология: Словарь. Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. -468с.
49. Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Эксмо, 1999.-315с.
50. Ремшилдт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994. - 317с.
51. Рождественская Н.А. Как понять подростка. - М.: Знание, 1995. - 74 с
52. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зару¬бежной психологии // Вопр. психологии. 2001. № 1.с.34.
53. Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. Уч. пособие. Под ред. Л.А. Головиной, - СПб, «Речь», 2002. -604с.
54. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.- с. 178-195.
55. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. М., 2004. — 351 с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1000
Скачать бесплатно 27611.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.