У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Возрастные различия восприятия природы у детей
Количество страниц 63
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 28434.doc 
Содержание СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ПРИРОДЫ У ПОДРОСТКОВ 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика процесса восприятия у школьников 7
1.2 Особенности возрастного восприятия природы у детей 13
1.3 Развитие экологического сознания школьников 22
2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ВОРАСТНЫХ РАЗЛИЧИЙ ВОПРИЯТИЯ ПРИРОДЫ У ШКОЛЬНИКОВ 31
2.1. Условия и методика проведения исследования 31
2.2. Результаты диагностики восприятия природы у подростков 5-8 классов 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 50




ВВЕДЕНИЕ

Я стараюсь психологизировать обучение, стара-юсь привести его в соответствие с природой моего ума, моего положения и условиями моего суще-ствования.
Иоганн Генрих Песталоцци. «Метод». 1800 г.

Экологические проблемы в последнее время занимают особое место среди проблем современного общества. Так, достаточно часто в качестве ос-новной задачи, которую должна решить современная цивилизация, называется преодоление глобального экологического кризиса и построение постиндустри-ального, информационно-экологического общества [9, С. 7].
Однако в результате непродуманной деятельности людей у систем разных уровней организации жизни изменяются структурные компоненты, разрушаются взаимосвязи между ними, утрачиваются характерные и приобретаются новые признаки, из-за которых искажаются функции, выполняемые ими на протяжении длительной эволюции. Это обстоятельство во многом обусловливает ухудшение состояния окружающей среды и затрудняет нормальное существование всего живого, включая и человека.
Экологический кризис мыслится как нечто внешнее по отношению к че-ловеку, а не как то, что заключено в нем самом. В массовом сознании прочно господствует так называемая стратегия технологического реформизма [24, С. 41]. Более того, такое отношение отражается даже в документах междуна-родных организаций, которые профессионально и на самом высоком уровне за-нимаются охраной природы — показательно, что в «Стратегии сохранения природы» Международного Союза Охраны Природы (1998 г.) такой пункт, как экологическое воспитание людей, находится лишь на седьмом, последнем месте. Но ведь действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в ко-нечном счете, определяется реальным поведением людей, их экологическим со-знанием.
Поэтому особое значение сегодня имеет формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к природе. Как известно, благодаря дея-тельности живых систем, на Земле поддерживаются сбалансированные условия для существования их самих и человека.
Новое экологическое сознание должно быть пронизано духом равнопра-вия человека и природы, отдельных природных объектов, партнерского харак-тера взаимодействия с ними, оно базируется на идее «экологической этики» — распространения сферы действия этики на мир природы. Но очевидно, что по-настоящему партнерское, равноправное взаимодействие возможно только с тем, кто воспринимается как субъект, в противном случае оно носит характер использования. Тем более это касается применения этических принципов, по-скольку они возникли как «надприродные» механизмы регуляции поведения и, по определению, охватывают систему субъект-субъектных отношений.
Таким образом, психологической основой преодоления глобального экологического кризиса является формирование эксцентрического обществен-ного, группового и индивидуального экологического сознания, а одна из важ-нейших его составляющих — формирование у человека восприятия природных объектов в качестве субъектов. Соответственно, требуется изучение субъектного восприятия природных объектов, выявление психологических механизмов, делающих его возможных, определение социальных и психологических истоков современного восприятия природы, закономерностей его развития в онтогенезе, включая дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, и т.д.
Существует ряд работ, в которых на философском уровне рассматрива-ется вопрос о возможности восприятия природных объектов в качестве субъек-тов (Каган М.С. [17], Брунер Дж., Хесле В. [5] и др.). В то же время собственно психологических работ, посвященных проблемам взаимодействия человека с миром природы, изучению различных аспектов экологического сознания крайне мало. Среди них можно назвать следующие: исследование отражения экологических проблем в сознании населения (Шаргаев М.А. [46]); исследование психолого-экологических аспектов формирования отношений учащихся к природе (Саутин Е.А. [38]); разработка критериев и методов изучения и форми-рования отношения к природе у школьников (Сидельковский А.П. [39]). Особое значение имеет цикл исследований субъективного отношения к природе, про-веденный В.А. Ясвином [13, 52, 53].
Однако развернутых работ, непосредственно посвященных субъектному восприятию природных объектов, в отечественной психологической литературе практически нет. Можно назвать только несколько кандидатских диссертаций, в которых в определенной степени затрагивается эта проблема: наиболее близко к ней исследование формирования представления о живом у дошкольников (Петяева Д.Ф. [31]); в определенной мере она затрагивается при рассмотрении влияния общения с природой на нравственное становление подростков (Шейнис Г.В. [47]) и формировании ценностного отношения к живой природе у старшеклассников (Марков П. Г. [23]).
Таким образом, с одной стороны, в рамках самой психологии существует очевидный «пробел», выражающийся в том, что до сих пор специфика вос-приятия подростками природы оказалась практически неисследованной. С дру-гой стороны, формирование субъект-субъектного взаимодействия с миром при-роды является одним из условий преодоления глобального экологического кри-зиса. В связи с этим изучение особенностей восприятия природы подростками является актуальным.
В данной работе анализ возрастных особенностей восприятия природных объектов подростками велся на основе представлений, сформулированных в фундаментальных трудах по возрастной и педагогической психологии Л.И.Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В.Давыдова, А.В. Запорожца, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Д.И. Фельдштейна, Д.Б.Эльконина и др.
Цель исследования — теоретическое и экспериментальное изучение возрастных особенностей восприятия природы у подростков 12-15 лет.
Задачи исследования:
1. теоретический анализ литературы по проблеме восприятия;
2.изучение возрастных особенностей восприятия природы у подростков;
3.экспериментальное исследование возрастных различий восприятия природы школьниками 5-8 классов.
Объект исследования: возрастные различия восприятия природы уча-щихся 5-8 классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования: процесс восприятия природы у детей подростко-вого возраста.
Гипотеза исследования состоит в том, что в процесс восприятия природы школьниками меняется в онтогенезе.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что содер-жание работы, ее теоретические выводы и практические разработки по итогам экспериментального исследования представляются важными для изучения вли-яния возраста на процесс восприятия природы у подростков 12-15 лет.
Методы исследования:
− анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
− констатирующий и формирующий эксперимент;
− методы статистической обработки полученной информации (табличный и графический методы).
Экспериментальное исследование проводилось на базе школы №20 г.Йошкар-Ола, в марте 2009 года.
Для исследования были выбраны 4 класса этой школы, в которых учатся дети разного возраста — с 5 по 8-й класс. Численность учеников, участвовавших в экспериментальном исследовании в каждом классе — 15 человек. Возраст школьников — 11-15 лет.
Список литературы ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, по результатам исследования мы пришли к следующим выводам.
Восприятие — это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Так же как и ощуще-ние, восприятие относится, преимущественно, к тому анализатору, через кото-рый окружающая действительность влияет на нервную систему субъекта
Возрастные изменения восприятия природы школьниками 10-17 лет происходят неравномерно. Интенсивность отношения к природе имеет тенден-цию к некоторому снижению от младшего подросткового к старшему подрост-ковому возрасту, а затем резко падает до своего минимального уровня у стар-ших подростков; к юношескому возрасту наблюдается некоторый рост.
Возрастные изменения восприятия природы носят гетерохронный харак-тер. От младшего подросткового возраста к юношескому снижается роль ко-гнитивного компонента и повышается значение эмоционального компонента отношения. К природоохранной деятельности школьники наиболее предраспо-ложены в среднем подростковом возрасте, когда на максимальном уровне находится доминантность отношения. Прагматическое восприятие природы до-стигает максимума в старшем подростковом возрасте, а затем снижается к юношескому.
В юношеском возрасте отношение к природе все более приобретает ха-рактер субъект-объектных связей вместо субъект-субъектных, которые свой-ственны младшим подросткам. Преобладающий тип отношения к природе у дошкольников и младших школьников может быть обозначен как субъектно-познавательный; в младшем и среднем подростковом возрасте — как субъектно-этический, у старших подростков — как объектно-прагматическнй, в юно-шеском возрасте — как объектно-эстетический.
Таким образом, в онтогенезе личностного отношения к природе каждый возрастной период имеет свои специфические особенности, представление о которых позволяет установить четкое соответствие педагогического процесса экологического воспитания психологическому процессу формирования лич-ностного отношения к природе.
В решении проблем экологического воспитания подростков важнейшая роль принадлежит образованию. Цель экологического образования и воспитания — формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспе-чивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности, формирование экологической культуры.
Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка сред-ствами природы подчеркивали великие педагоги, среди них — Ж.Ж. Руссо, И.Г. Пестолоцци, Ян Амос Коменский, Д. Ушинский и др.
В теории педагогики обоснованы и развиты положения о содержании научных знаний о природе и способах их раскрытия, о формировании мировоз-зрения в процессе познания природы, о нравственно-эстетическом развитии школьника под воздействием природы, о месте и значении общения ребенка с природой в системе его образования.
Теоретические положения и данные исследования позволяют также под иным углом зрения взглянуть на проблему экологического образования. Они могут служить основой для конструирования нетрадиционных педагогических приемов формирования экологического сознания.
Экспериментальное исследование проводилось на базе школы №20 г.Йошкар-Ола, в марте 2009 года.
Для исследования были выбраны 4 класса этой школы, в которых учатся дети разного возраста — с 5 по 8-й класс. Численность учеников, участвовавших в экспериментальном исследовании в каждом классе — 15 человек. Возраст школьников — 11-15 лет.
Экспериментальная работа со школьниками состояла из нескольких эта-пов:
- диагностика восприятия природы учащихся в 5 классе (констатирующий эксперимент);
- диагностика восприятия природы учащихся в 6 классе (констатирующий эксперимент);
- диагностика восприятия природы учащихся в 7 классе (констатирующий эксперимент);
- диагностика восприятия природы учащихся в 8 классе (констатирующий эксперимент);
- сравнение и анализ полученных результатов.
Для исследования была выбрана методика контент-анализа Дерябо С.Д.
Экспериментальное исследование показало, что количество категорий мировосприятия неодинаково в различных возрастных группах:
 максимальное количество категорий мировосприятия содержится в текстах 12-летних и 15-летних подростков. Именно в эти возрастные периоды, как уже отмечалось, может происходить трансформация актуализированных об-разов мира;
 минимальное количество категорий мировосприятия содержится в текстах 13-14-летних подростков. На этом этапе развития происходит освоение мира прежде всего как совокупности необходимых индивиду предметов и вещей.
В заключение надо отметить, что школьное образование и воспитание в области экологического воспитания должны выполнять следующие задачи:
- формировать у учащихся субъектное отношение к окружающей среде;
- вооружать их хотя бы необходимым минимумом знаний в этой области.
Чем раньше для себя ребенок начнет усваивать такие навыки и привычки, которые положили бы начало дальнейшему совершенствованию восприятия природы, тем легче оно будут восприниматься им как нечто само собой разу-меющееся.
Рассмотренная модель субъектификации и выявленные механизмы ее возникновения дают возможность педагогам, занимающимся экологическим образованием, целенаправленно влиять на характер формирующегося у детей восприятия природных объектов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Ананьев Б.Г. Становление системы человекознания //Избранные психоло-гические труды: В 2 т. — Т. 1. — М.: Наука, 1980. — 378 с.
2. Артеменко Н. М. Природа и эстетическое воспитание школьников. — М.: Педагогика, 1978. — 134 с.
3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Психо-логия, 1982. — 298 с.
4. Борейко В.Е. Введение в природоохранную эстетику. — М.: Педагогика, 1987. — 439 с.
5. Брунер Дж., Хесле В. Психология познания. За пределами непосредственной информации. — М.: Прогресс, 1977. — 450 с.
6. Вильсон Р. Экологическое образование в неразрывной связи с общим вос-питанием детей //Играя, обучаемся. — 1999. — Вып.1. — С. 126-128.
7. Волкова А. С. Эстетическое воспитание в процессе изучения географии. — М.: Педагогика, 1976. — 315 с.
8. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М.: АПН СССР, 1960. — 670 с. С. 197-199.
9. Глазачев С.Н. Экологическое образование — веление времени //Вузовские вести. — 1998. — №9. — С. 7-15.
10. Гордиенко Л. Н. Воспитание и экология. — М.: Педагогика, 1984. — 102 с.
11. Дерябо С.Д. Психологические особенности восприятия природных объектов школьниками: Автореф. канд. дис. — М., 1993. — 56 с.
12. Дерябо С.Д. Феномен субъектификации природных объектов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. — М.: МГППУ, 2002. — 16 с.
13. Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. — Ро-стов-на-Дону: Феникс, 1996. — 480 с.
14. Захлебный А.Н., Зверев И. Д., Суровегина И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии. — М.: Педагогика, 1977. — 213 с.
15. Зверев И. Д. Экологическое и эстетическое образование школьников. — М.: Педагогика, 1984. — 140 с.
16. Зверев И.Д. Экологическая педагогика и психология. — Ростов-на-Дону, 1996. — 215 с.
17. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М.: Психология, 1988. — 458 с.
18. Кон И.С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. — 429 с.
19. Краткий словарь по психологии /Под ред. М. Ф. Овсянникова. — М.: Про-свещение, 1983. — 223 с.
20. Крутецкий В. А. Психология. Учеб. для учащихся пед. уч-щ. — 2-е изд., прераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 336 с.
21. Линник Ю. В. Природа и эстетическое воспитание /В кн.: Основы эстетиче-ского воспитания. — М., 1975. — С. 167-202.
22. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Психология, 1984. — 430 с.
23. Марков П. Г. Формирование ценностного отношения к живой природе у старшеклассников: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Астрахань, 2007. — 23 с.
24. Мелехова О. П. Экологическое образование и нравственное воспитание //Высшее образование в России. — 1994. — №4. — С. 40-43.
25. Молодова Л. П. Экологические праздники в школе: Учебно-метод. пос. — М.: Асар, 1997. — 128 с.
26. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л., 1960. — 461 с.
27. Об экологическом образовании: Обзоры //Вестник высшей школы. — 1990. — №9. — С. 47-55.
28. Палий В. Ф., Щербина В. Ф. Диалектика духовно-практического освоения природы. — Л.: Север, 1980. — 256 с.
29. Педагогика: Учеб. пос. /Под ред. Л. Р. Болотиной. — М.: Просвещение, 1987. — 288 с.
30. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 187 с.
31. Петяева Д.Ф. Развитие представлений о живой природе у дошкольников: Автореф. канд. дис. — М., 1991. — 113 с.
32. Пиаже Ж. Избр. психол. произв. — М.: Прогресс, 1967. — 560 с.
33. Плахов И. А. Возрастные особенности познания природы детьми //Биология в школе. — 1996. — №3. — С. 36-41.
34. Полунина В. Н. Природа и дети. — М.: Педагогика, 1982. — 109 с.
35. Романова Э. Экологическое воспитание — проблема нравственная //Народное образование. — 1986. — №5. — С. 57-59.
36. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1976. — 694 с. С. 222.
37. Рубинштейн С. Л. Человек и мир //В кн.: Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1969. — 592 с. С. 349-350.
38. Саутин Е.А. Психолого-экологические аспекты формирования отношений учащихся к природе //Психолого-педагогическое сопровождение образова-тельного процесса: теория и практика. Региональный сборник научных трудов. — 2 выпуск. — Елабуга: Елабужский гос. пед. ун-т, 1989. — 167 с.
39. Сидельковский А.П. Критерии, методы и методики изучения и формирова-ния отношений школьников к природе. — Ставрополь, 1988. — 112 с.
40. Старостин В. И. Природа в системе эстетического воспитания /В кн.: Со-временные проблемы теории эстетического воспитания и критика буржуаз-ных концепций. — М., 1987. — С. 56-115.
41. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — К.: Радуга, 1974. — 512 с.
42. Тарасов С.В. Образ мира: Опыт изучения категориальных структур миро-восприятия школьников. — СПб.: ИОВ РАО, 1996. — 174 с.
43. Тихеева Е. Современный детский сад, его значение и оборудование. — М.: Педагогика, 1986. — 389 с.
44. Ушакова Л.Г. Значение природы в формировании творческой направленно-сти личности. — Рига: РГПУ, 1996. — 198 с.
45. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М.: Пси-хология, 1989. — 340 с.
46. Шаргаев М. А. Экологическая этика и культура. — Улан-Удэ: Бурят. кн. изд.-во, 1993. — 25 с.
47. Шейнис Г.В. Развитие отношений подростков с природой как условие нравственного становления личности: Автореф. канд. дис. — М., 1993. — 76 с.
48. Экологическая культура и экологическое воспитание: Кн. для учителя /Н.И.Кнященко, Н. Л. Лейзеров, М. С. Каган. — М.: Просвещение, 1983. — 303 с.
49. Экологическое образование и воспитание: Метод. пособ. — К.: Веселка, 1990. — 29 с.
50. Экология, культура, образование: Материалы к конференции /Под ред. Н.М. Мамедова. — М.: БК, 1989. — 242 с.
51. Южакова Т. П. Воспитание любви к природе на уроках биологии //Биология в школе. — 1996. — №5. — С. 19-25.
52. Ясвин В.А. Личностное отношение к природе у школьников: Автореф. канд. дис. — Даугавпилс, 1993. — 92 с.
53. Ясвин В.А. Психолого-педагогическая коррекция субъектного отношения к природе в процессе экологического образования //Вопросы психологии. — 1994. — С.45-58.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1000
Скачать бесплатно 28434.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.