У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Использование народных промыслов в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста
Количество страниц 71
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 28458.doc 
Содержание Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения народных промыслов……………..6
1.1. Сущность и характеристика понятия «народные промыслы»………6
1.2. Роспись по дереву как один из видов народного промысла………..12
1.3. Роспись по дереву в работе с детьми младшего школьного возраста……………………………………………………………………...19
Глава 2. Творческие способности детей младшего школьного возраста…….24
2.1. Творческие способности как феномен развития личности………….24
2.2. Специфика творческих способностей детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………..32
2.3. Методы и приемы работы по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста……………………………………..39
Глава 3. Использование народных промыслов в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста…………………………..47
3.1. Характеристика групп испытуемых и методов исследования……...47
3.2. Динамика развития зрительной памяти и восприятия у детей младшего школьного возраста……………………………………………..50
Заключение………………………………………………………………………58
Список используемой литературы……………………………………………..61
Приложение 1……………………………………………………………………65
Приложение 2……………………………………………………………………69







Введение
Среди разнообразных задач воспитания младших школьников на первый
план в современных условиях самим ходом развития нашего общества выдвинуто формирование их художественно-творческих способностей. Практика показывает, что в массовой начальной школе работа по формированию художественно-творческих способностей проводится нередко бессистемно, а предложенные механизмы реализации данного процесса требуют модернизации в сфере начального образования. Учителя испытывают трудности в организации работы в данном направлении, так как в условиях вариативных образовательных технологий сложно найти адекватные средства формирования художественно-творческих способностей.
Актуальность исследования обусловлена изменением политики государства в области образования и его ориентацией, с одной стороны, на модернизацию содержания образования, с другой - на сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного
отношения к традициям, культурному наследию народа. Эти изменения нашли свое отражение в Законе РФ «Об образовании» и Национальной доктрине образования, которые указывают на то, что в период модернизации необходимо сохранить историческую преемственность народных традиций поколений; формировать у детей и молодежи целостное миропонимание и современное научное мировоззрение; воспитывать в духе высокой нравственности, активной жизненной позиции; формировать успешную социализацию ребенка.
Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. А. Ситаров, В. А. Сластенин, Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин и др. установили, что формирование активности происходит в детском возрасте. Именно в этот период закладывается фундамент личности, формируется отношение ребенка к людям, к различного рода деятельности, к самому себе. В связи с этим за последние годы проблема активности стала предметом исследования философов, социологов, психологов и педагогов. При формулировании проблемы и темы исследования мы исходили из того, что важное место в формировании художественно-творческих способностей активности в процессе изучения народного декоративно-прикладного искусства занимает период младшего школьного возраста.
Проблема соотношения личности и творчества представлена в работах Д. Б. Богоявленской, Л. Б. Ермолаевой - Томиной, Н. Н. Поддъякова. Изучению художественно-творческой деятельности детей предшкольного и младшего школьного возраста посвятили свои работы Д. Б. Богоявленская, Н. А. Ветлугина, В. Я. Воронова, Л. С. Выготский, И. Л. Лернер, Д. Б. Эльконин. В работах таких психологов, как Л. А. Венгер, Н. Е. Веракса, Л. С. Выготского, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева процесс творческой деятельности рассматривается как один из основополагающих аспектов развития личности уже на начальном этапе её становления.
Необходимо отметить, что не до конца исследованными остаются вопросы содержания обучения в начальной школе в плане формирования художественно-творческих способностей младших школьников, а также остаются неразработанными педагогические условия становления данного свойства личности.
Целью данной работы является изучение роли народных промыслов в развитии зрительной памяти и восприятия у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: педагогический процесс развития зрительной памяти и восприятия у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: содержание, методы и приёмы развития зрительной памяти и восприятия у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей, а именно: зрительной памяти и восприятия у детей младшего школьного возраста будет успешным в результате целенаправленных, систематических занятий росписью по дереву.
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние проблемы развития творческих способностей у детей средствами анализа философской, психолого-педагогической, искусствоведческой и методической литературы.
2. Разработать методическую систему развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста на основе использования народных промыслов.
3. Экспериментально проверить эффективность методической системы развития художественно-творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретические – анализ литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические – методы сбора данных (эксперимент).
3. Методы математической (статистической) обработки результатов.
Экспериментальная база нашего исследования – МОУ ДОР «Центр детского технического творчества» поселка Медведево республики Марий Эл. В исследование участвовали две группы детей младшего школьного возраста: экспериментальная группа – 25 детей и контрольная группа – 25 детей; всего – 50 детей в возрасте 7-9 лет.
Список литературы Заключение
Среди разнообразных задач воспитания младших школьников на первый
план в современных условиях самим ходом развития нашего общества выдвинуто формирование их художественно-творческих способностей.
Актуальность выбранной нами темы обусловлена усилением интереса педагогов и детских психологов к возможностям изобразительных способностей детей в целом, и частности – к возможностям развития зрительной памяти и восприятия. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Это объясняется тем, что художественная творческая деятельность в силу своей специфики представляет собой естественную «школу творческого развития».
Современные художественные промыслы - это собственно художественные производства, в отличие от народного искусства прошлого. Уже само их название, заменившее ранее признанное - «кустарные промыслы», характеризует их направленность на первоочередное
решение художественных задач. Такое доминирование художественной функции в немалой степени является следствием развития нашей культуры, ответом на проблемы современной предметной среды. Разумеется, оно не соответствует синкретической природе традиционной культуры прошлого, отражая те большие изменения, которые произошли в нашем обществе.
Современные художественные промыслы развиваются на основе традиций декоративно-прикладного искусства. Поэтому, чтобы понять природу и сущность такого явления, как народные художественные промыслы, необходимо уяснить, что такое народное искусство.
Отражая коллективное мировоззрение, произведения народного искусства в то же время обязательно несут на себе отпечаток личности мастера. Не выходя из рамок традиций, мастер творчески относится к своей работе: он не создает точной копии с уже готового изделия, а хоть в чем-то видоизменяет его. Эта вариантность в работе мастера - одна из характерных черт народных художественных промыслов.
Федеральным законом устанавливается статус народных художественных промыслов. Но, несмотря на то, что им отведена роль одной из форм народного творчества, не стоит забывать, что они также являются и производством.
Цель обучения младших школьников росписи по дереву – способствовать формированию основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, через вживание в национальную культуру; развитию творческих способностей и задатков через освоение народной живописи.
Обучающийся должен быть заинтересован и способен к постоянному росту и усовершенствованию своего мастерства. Должен знать основы своего культурного наследия, ценить и уважать народное искусство. Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Главная ценность ребенка заключается не в знании, которое он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает. Развитие индивидуальности каждого ребенка, независимо от художественных способностей, есть главный путь развития творчества в изобразительной деятельности.
Одним из средств развития зрительной памяти и восприятия, как основы изобразительных способностей, является дидактическая игра с использованием нетрадиционных изобразительных технологий, поскольку де-тям легче усвоить задачу, запомнить, опосредованную игровым мотивом.
В экспериментальной части нашей работы мы решили изучить развитие изобразительных способностей у младших школьников, чтобы подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу о том, что развитие изобразительных способностей, а именно: зрительной памяти и восприятия у детей младшего школьного возраста будет успешным в результате целенаправленных, систематических занятий росписью по дереву.
Экспериментальная база нашего исследования – МОУ ДОР «Центр детского технического творчества» поселка Медведево республики Марий Эл. В исследование участвовали две группы детей младшего школьного возраста: экспериментальная группа – 25 детей и контрольная группа – 25 детей; всего – 50 детей в возрасте 7-9 лет.
Мы провели исследование зрительной памяти и восприятия в двух группах детей (результаты первичной диагностики представлены в приложении № 1). Дети в одной из групп систематически посещают занятия росписи по дереву. Дети из другой группы не посещают занятия.
Спустя полгода после этого мы провели контрольное исследование в двух наших группах, сделали сравнительный анализ и сделали следующие основные выводы:
1) В процессе проведения формирующего эксперимента, зрительная память и восприятие у детей из экспериментальной группы значительно улучшились, вырос процент детей со средним и высоким уровнями.
2) В контрольной группе также наблюдается положительная динамика в развитии зрительной памяти и восприятия. Число детей со средним уровнем несколько увеличилось за счет уменьшения числа детей с низким уровнем.
3) Итак, мы видим, что в группе детей, с которыми проводились целенаправленные, систематические занятия росписью по дереву, уровень развития зрительной памяти и восприятия значительно увеличился.
Таким образом, проведенное нами экспериментальное исследование действительно выявило значительное увеличение уровня зрительной памяти и восприятия у детей из экспериментальной группы в результате целенаправленных, систематических занятий росписью по дереву, что полностью подтверждает нашу гипотезу о том, что развитие творческих способностей, а именно: зрительной памяти и восприятия у детей младшего школьного возраста будет успешным в результате целенаправленных, систематических занятий росписью по дереву. Гипотеза исследования подтверждена, стоявшие перед работой цели и задачи решены.




Список используемой литературы

1. Абраменкова В. В. Совместная деятельность дошкольников как условие развития познавательной сферы. \\ Вопр. Психологии. – 1980 - №5. С. 60—64.
2. Аткинсон В., Скот Дж. Познай себя: Развитие памяти и интеллекта. СПб.: Респекс. - 1994. – 384с.
3. Афонькина Ю, Урунтаева Г. Дидактическая игра как средство развития зрительной памяти у дошкольников. \\ Дошкольное воспитание. - 1992. №1. С.12-22.
4. Богуславская З. М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.: Книга для воспитателей детского сада. –М.:Просвещение. - 1991.-207с.
5. Блонский П.П. Произвольное и непроизвольное запоминание в дошкольном возрасте.\\ Вопр. психологии.- 1989. №7. С.36-40.
6. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников.\\ Дошкольное воспитание. - 1979. - №5. - С.45-49
7. Возрастные и индивидуальные различия способностей у дошкольников.\\ Под ред. А.А. Смирнова - М: Просвещение,-1967. - 300с.
8. Волосова Е., Рошкина Г. Что и почему запоминает ребенок.\\Дошкольное воспитание, - 1986, -№3, С.30-33.
9. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Память примитивного человека. Культурное развитие специальных функций: память \\ Психология памяти./ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М: ЧеР,- 1998. - с.816
10. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. \\ Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М: ЧеР, -1998. -816с.
11. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т.2 - М.: Педагогика,- 1982.-504с.
12. Детская психология: Учебное пособие / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; - Минск: Университетское изд.,-1998. - 399с.
13. Джонс Э. Жизнь и творения великих психологов. М.: Гуманитарий.-1997, -368с.
14. Дошкольная педагогика. В 2 ч./Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.-М, София, -1988.-364с.
15. Дошкольная педагогика./Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - М,-1986.-246с.
16. Житникова Л.Н.Художественные способности у дошкольников. - М: Просвещение,- 2002.- 96с.
17. Зальцман Б.Н. Развитие познавательных процессов ребенка в группе детского сада.// Дошкольное воспитание.-1977. № 2. С. 12—19.
18. Зинченко П.И.Развитие способностей к рисованию. - М: Просвещение,- 2004.- 96с.
19. Истомина З.М. возрастные и индивидуальные различия в детей в дошкольном возрасте. - М: Просвещение,-2003.- 156с.
20. Как сохранить и улучшить память. Практические рекомендации и упражнения. - М: Евразия, -2000. - 320с.
21. Ковалева Е., Синицина Е. Готовим ребенка к школе. – М.: Лист-Нью,-2000.-336с.
22. Козаренко В.А. Память, мышление, речь. //Дошкольное вос¬питание.-1977. № 2. С. 19—21.
23. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия.-2000-416с.
24. Краткий психологический словарь. Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение.- 1998, - 230с.
25. Лезер Ф. Психология личности и деятельности дошкольника. М.: София,- 2005. – 362с.
26. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М: Смысл,-2000. - 512с.
27. Леонтьев А.Н. Пробелы развития психики. - М: Из-во Моск. Ун-та,-1981.- 584с.
28. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памя-ти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М: ЧеР,- 1998. - 816с.
29. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: Просвещение,- 1980 – 473с.
30. Маслова В.И., Вайберг М.И. Игры и упражнения по развитию познавательных способностей у дошкольников. – Чебоксары: «КЛИО»,-1997.- 16 с.
31. Матвеева Л.Г., Выбойщик И.В., Мякушкин Д.Е. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. М.: АСТ-ПРЕСС, Южно- Уральское книжное издательство,- 1999. - 330с.
32. Матюгин И.Ю. Тактильная память. -М: Эйдос.- 1991. – 288с.
33. Мухина B.C. Психология дошкольника. Учеб. Пособие для студентов. /Под ред. Л.А. Венгера. - М: Просвещение,- 1975. – 239с.
34. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение,-1991-246с.
35. Немов Р.С. Практическая психология: Пособие для учащихся. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,- 1998. -320с.
36. Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студ. высш. и средн. спец. учеб. заведений. - М: ТЦ «Сфера», -2000. - 528с.
37. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: в 2-х книгах М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – кн.1: система работы психолога с детьми разного возраста.-384с.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер,- 2000. - с.720
39. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. - М: Просвещение, -1979.- 156с.
40. Тесты для детей: сборник тестов и развивающих упражнений. / Сост.: Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева И.Я. - СПб: «Дельта», -1998. -384с.
41. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей - Ярославль: Академия развития, -1996. — 288 с.
42. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие для студ. М: Издательский центр «Академия», -1999. -336 с.
43. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти Золушку: Занимательные дидактические задания для детей старшего дошкольного воз¬раста. - М: Просвещение, -1994. - 144с.
44. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов высших и средних учебных заведений. - М: Издательский центр «Академия», -1998. - 304с.
45. Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа. Одесса, 1987. – 96с.
46. Чистякова М.Н. Психогимнастика. - М: Просвещение,-1990. - 128с.
47. Эльконин Д.Б. Развитие высших психических функций. Екатеринбург. Деловая книга,-1998 – 346с.
48. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: ЛЕНАТО АСТ; Фонд «Университетская книга»,-1996. -288с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1500
Скачать бесплатно 28458.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.