У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Изучение способностей к изобразительной деятельности у детей среднего дошкольного возраста
Количество страниц 74
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 28460.doc 
Содержание Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы изучения способностей к изобразительной деятельности у детей среднего дошкольного возраста………………..7
1.1. Характеристика развития способностей в дошкольном возрасте…………………………………………………………………..7
1.2. Механизмы развития детских способностей………………… 15
1.3. Нетрадиционные техники как средство развития изобразительных способностей в детском дошкольном возрасте……………………….22
2. Экспериментальное изучение уровня изобразительной деятельности у детей среднего дошкольного возраста………………..………………29
2.1. Диагностика уровня развития способностей на первом этапе исследования…………………………………………………………….29
2.2. Описание формирующего эксперимента…………………………35
Заключение………………………………………………………………….47
Литература…………………………………………………………………..49
Приложения…………………………………………………………………54



Введение
В настоящее время основным приоритетом образования выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребёнка, становится год от года всё разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Формирование творческой личности начинается уже в дошкольном возрасте. Игнорирование или формальный подход к творчеству в раннем детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Дошкольный возраст — лучшее время для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому воспитание творческих способностей — одна из главных задач дошкольной педагогики.
Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е. А. Флёрина и др.) доказали, что творческие способности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Развитие этих способностей происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально-организованного обучения. Поэтому одной из определяющих проблем современного образования является проблема формирования и развития творческой личности.
Проблема соотношения личности и творчества представлена в работах Д. Б. Богоявленской, Л. Б. Ермолаевой - Томиной, Н. Н. Поддъякова. Изучению художественно-творческой деятельности детей предшкольного и младшего школьного возраста посвятили свои работы Д. Б. Богоявленская, Н. А. Ветлугина, В. Я. Воронова, Л. С. Выготский, И. Л. Лернер, Д. Б. Эльконин. В работах таких психологов, как Л. А. Венгер, Н. Е. Веракса, Л. С. Выготского, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева процесс творческой деятельности рассматривается как один из основополагающих аспектов развития личности уже на начальном этапе её становления.
В 60-70-х годах и по настоящее время проблемой
целенаправленного и активного воздействия на развитие
художественно - творческих способностей у детей среднего дошкольного
и младшего школьного возраста занимались Н. П. Сакулина, Н. Б.
Халезова (в области лепки), Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Г. В. Лабунская (в выделении этапов формирования детского художественного творчества в области рисунка). Учёными был введён термин «художественно-творческие способности», исследовалось детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы работы с детьми. Специально ни содержание, ни структура художественно-творческих способностей ими не определялись.
Актуальность выбранной нами темы обусловлена усилением интереса педагогов и детских психологов к возможностям изобразительных способностей детей в целом, и частности – к возможностям развития зрительной памяти и восприятия. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Это объясняется тем, что художественная творческая деятельность в силу своей специфики представляет собой естественную «школу творческого развития».
Цель исследования: изучение процесса развития способностей к изобразительной деятельности у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: изобразительные способности детей 4-5 лет.
Предмет исследования: влияние нетрадиционных технологий на развитие изобразительных способностей у детей 4-5 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование вариативных изобразительных технологий у детей среднего дошкольного возраста будет способствовать развитию таких компонентов изобразительных способностей как зрительной памяти, восприятия и воображения.
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние проблемы развития художественно-творческих способностей у детей средствами анализа философской, психолого-педагогической, искусствоведческой и методической литературы.
2. Изучить уровни развития изобразительных способностей у детей 4-5 лет.
3. Разработать программу развития способностей у детей 4-5 лет на занятиях изобразительной деятельности.
4. Экспериментально проверить эффективность программы развития художественно-творческих способностей у детей 4-5 лет на занятиях изобразительной деятельности.
Практическая значимость результатов исследования: разработанная диагностика развития изобразительных способностей у детей 4-5 лет в изобразительной деятельности и разработанные критерии анализа и уровни содержания предметно-развивающей среды могут быть использованы педагогами и руководителями изостудий в организации и проведении учебно-воспитательной работы с детьми среднего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования послужили общепсихологическая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); деятельностный подход к развитию личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, A.B. Петровский, С.Л. Рубинштейн), системный подход в обучении (Ю.К. Бабанский, П.И. Пидкасистый, В.П. Симонов, В.А. Сластёнин); личностно-ориентированный подход в обучении к воспитаннику (Ш.А. Амонашвили, Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, Т.Б. Лаврентьева, В.А. Сухомлинский и др.), теория развития способностей человека и способности к изобразительной деятельности (В.В. Киреенко, А.Г. Ковалёв, Б.М. Теплов), исследования по проблеме детского восприятия и подходы к развитию изобразительных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста (Л.А. Венгер, H.A. Ветлугина, В.А. Езикеева, A.B. Запорожец, Е.И. Игнатьев, Т.Г. Казакова Т.С. Комарова, Г.В. Лабунская, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина).
Список литературы Заключение
Актуальность выбранной нами темы обусловлена усилением интереса педагогов и детских психологов к возможностям изобразительных способностей детей в целом, и частности – к возможностям развития зрительной памяти, воображения и восприятия. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Это объясняется тем, что художественная творческая деятельность в силу своей специфики представляет собой естественную «школу творческого развития».
Изобразительные способности — система врожденных и выработанных операциональных качеств, обеспечивающих успешное художественное творчество. Способности, которые не развиваются, которыми на практике человек перестает пользоваться, со временем теряются. Для приобретения и закрепления у человека новых форм поведения, необходимо научение, а оно без соответствующего подкрепления не происходит. Становление и развитие способностей — это результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Главная ценность ребенка заключается не в знании, которое он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает. Развитие индивидуальности каждого ребенка, независимо от художественных способностей, есть главный путь развития творчества в изобразительной деятельности.
Таким образом, одним из средств развития зрительной памяти и восприятия, как основы изобразительных способностей, является дидактическая игра с использованием нетрадиционных изобразительных технологий, поскольку де¬тям легче усвоить задачу, запомнить, опосредованную игровым мотивом.
Целью нашего экспериментального исследования стало изучение процесса развития способностей к изобразительной деятельности у детей среднего дошкольного возраста.
Экспериментальную и контрольную группы в нашем исследовании составили дошкольники 4-5 лет из ДОУ № 3 «Сказка» города Йошкар-Олы. В каждой группе было по 25 детей. С детьми из экспериментальной группы ежедневно, в течение месяца, проводились игры и упражнения по развитию зрительной памяти, воображения и восприятия. После этого мы провели контрольное исследование в двух наших группах, сделали сравнительный анализ и сделали следующие основные выводы:
1) В процессе проведения формирующего эксперимента, зрительная память и восприятие у детей из экспериментальной группы значительно улучшились, вырос процент детей со средним и высоким уровнями.
2) В контрольной группе также наблюдается положительная динамика в развитии зрительной памяти и восприятия. Число детей со средним уровнем несколько увеличилось за счет уменьшения числа детей с низким уровнем.
3) Итак, мы видим, что в группе детей, с которыми проводились целенаправленные, систематические занятия по развитию зрительной памяти, воображения и восприятия, уровень их развития значительно увеличился.
Таким образом, проведенное нами экспериментальное исследование действительно выявило значительное увеличение уровня зрительной памяти, воображения и восприятия у детей из экспериментальной группы в результате целенаправленных, систематических занятий по развитию этих процессов, что полностью подтверждает нашу гипотезу о том, что использование вариативных изобразительных технологий у детей среднего дошкольного возраста будет способствовать развитию таких компонентов изобразительных способностей как зрительной памяти, восприятия и воображения. Гипотеза исследования подтверждена, стоявшие перед работой цели и задачи решены.
Список литературы

1. Абраменкова В. В. Совместная деятельность дошкольников как условие развития познавательной сферы. // В.В. Абраменкова – Вопросы психологии. – 1980 - №5. С. 60—64.
2. Аткинсон В., Скот Дж. Познай себя: Развитие памяти и интеллекта./ В. Аткинсон ., Дж.Скот - СПб.: Респекс. - 2004. – 384с.
3. Афонькина Ю, Урунтаева Г. Дидактическая игра как средство развития зрительной памяти у дошкольников. // Ю.Афонькина, Г. Урунтаева . - Дошкольное воспитание. - 1992. №1. С.12-22.
4. Богуславская З. М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. /З.М. Богуславская , Е.О.Смирнова – М.:Просвещение. - 2001.-207с.
5. Блонский П.П. Произвольное и непроизвольное запоминание в дошкольном возрасте. // П.П. Блонский Вопр. психологии.- 1989. №7. С.36-40.
6. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников.// Л.А. Венгер - Дошкольное воспитание. - 1979. - №5. - С.45-49
7. Возрастные и индивидуальные различия способностей у дошкольников. Под ред. А.А. Смирнова - М: Просвещение,-1967. - 300с.
8. Волосова Е., Рошкина Г. Что и почему запоминает ребенок.//Е.Волосова, Г. Рошкина. - Дошкольное воспитание, - 1986, -№3, С.30-33.
9. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Память примитивного человека. Культурное развитие специальных функций: память // Л.С. Выготский, А.Р. Лурия. - Психология памяти./ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М: ЧеР,- 2000. - с.816
10. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М: ЧеР, - 2000. -816с.
11. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т.2 /Л.С. Выготский - М.: Педагогика,- 2002.-504с.
12. Детская психология: Учебное пособие / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; - Минск: Университетское изд.,- 2003. - 399с.
13. Джонс Э. Жизнь и творения великих психологов. М.: Гуманитарий.-2001 -368с.
14. Дошкольная педагогика. В 2 ч./ Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.-М, София, -2003.-364с.
15. Дошкольная педагогика./ Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - М,-2004 -246с.
16. Житникова Л.Н.Художественные способности у дошкольников. / Л.Н. Житникова - М: Просвещение,- 2002.- 96с.
17. Зальцман Б.Н. Развитие познавательных процессов ребенка в группе детского сада.//Б.Н. Зальцман - Дошкольное воспитание.-1977. № 2. С. 12-19.
18. Зинченко П.И. Развитие способностей к рисованию./ П.И. Зинченко - М: Просвещение,- 2004.- 96с.
19. Истомина З.М. возрастные и индивидуальные различия в детей в дошкольном возрасте. /З.М. Истомина - М: Просвещение,-2003.- 156с.
20. Как сохранить и улучшить память. Практические рекомендации и упражнения. - М: Евразия, -2000. - 320с.
21. Ковалева Е., Синицина Е. Готовим ребенка к школе. / Е. Ковалева., Е. Синицина – М.: Лист-Нью,-2000.-336с.
22. Козаренко В.А. Память, мышление, речь. // В.А. Козаренко - Дошкольное вос¬питание.-1977. № 2. С. 19—21.
23. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. / С.А. Козлова ,Т.А. Куликова - М.: Академия.-2000-416с.
24. Краткий психологический словарь. Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение.- 1998, - 230с.
25. Лезер Ф. Психология личности и деятельности дошкольника./ Ф.Лезер М.: София,- 2005. – 362с.
26. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии./ Леонтьев А.Н. - М: Смысл,-2000. - 512с.
27. Леонтьев А.Н. Пробелы развития психики./ А.Н. Леонтьев - М: Из-во Моск. Ун-та,-2001.- 584с.
28. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памя-ти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. / А.Н. Леонтьев - М: ЧеР,- 1998. - 816с.
29. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. / Лурия А.Р. - М.: Просвещение,- 2000 – 473с.
30. Маслова В.И., Вайберг М.И. Игры и упражнения по развитию познавательных способностей у дошкольников./ В.И Маслова., М.И. Вайберг– Чебоксары: «КЛИО»,-2005 - 16 с.
31. Матвеева Л.Г., Выбойщик И.В., Мякушкин Д.Е. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке./ Л.Г Матвеева., И.В Выбойщик., Д.Е. Мякушкин.- М.: АСТ-ПРЕСС, Южно- Уральское книжное издательство,- 2003 - 330с.
32. Матюгин И.Ю. Тактильная память./ И.Ю. Матюгин -М: Эйдос.- 2005 – 288с.
33. Мухина B.C. Психология дошкольника. Учеб. Пособие для студентов. /Под ред. Л.А. Венгера./ В.С. Мухина - М: Просвещение,- 1975. – 239с.
34. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека./ В.Д. Небылицын - М.: Просвещение,-1991-246с.
35. Немов Р.С. Практическая психология: Пособие для учащихся./ Р.С. Немов – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,- 1998. -320с.
36. Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студ. высш. и средн. спец. учеб. заведений. - М: ТЦ «Сфера», -2000. - 528с.
37. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: в 2-х книгах /Е.И. Рогов -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – кн.1/ система работы психолога с детьми разного возраста.-384с.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии./ С.Л. Рубинштейн - СПб: Питер,- 2000. - с.720
39. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии./ Б.А. Сосновский - М: Просвещение, -1979.- 156с.
40. Страунинг А.М. Методы фокальных объектов: / О приемах развития творческого мышления дошкольников// Дошкольное воспитание, - 1997 -№1. – С.8-17.
41. Страунинг А. М. Методв активации творческого мышления дошкольников. // Дошк. Воспитание. – 1997 - №3.- С.46-55.
42. Тесты для детей: сборник тестов и развивающих упражнений. / Сост.: Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева И.Я. - СПб: «Дельта», -1998. -384с.
43. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л.Ф, Тихомирова - Ярославль: Академия развития, -1996. — 288 с.
44. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие для студ./ Г.А, Урунтаева. - М: Издательский центр «Академия», -1999. -336с.
45. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти Золушку: Занимательные дидактические задания для детей старшего дошкольного воз¬раста / Г.А. Урунтаева , Ю.А, Афонькина. - М: Просвещение, -1994. - 144с.
46. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов высших и средних учебных заведений./ Г.А. Урунтаева , Ю.А, Афонькина - М: Издательский центр «Академия», -1998. - 304с.
47. Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа./ А.Фрейд -Одесса, 1987. – 96с.
48. Чистякова М.Н. Психогимнастика. / М.Н. Чистякова - М: Просвещение,-1990. - 128с.
49. Эльконин Д.Б. Развитие высших психических функций./ Эльконин Д.Б. - Екатеринбург. Деловая книга,-1998 – 346с.
50. Эриксон Э. Детство и общество./ Э. Эриксон СПб.: ЛЕНАТО АСТ; Фонд «Университетская книга»,-1996. -288с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1200
Скачать бесплатно 28460.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.