У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Экспериментальное изучение уровня сформированности экологической культуры младших школьников
Количество страниц 53
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 28462.doc 
Содержание Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы изучения экологической культуры…….5
1.1. Экологическое воспитание в школе как следствие экологической проблемы……………………………………...5
1.2. Сущность экологической культуры у младших школьников……………………………………………………10
1.3. Экологическое воспитание младших школьников на уроках природоведения………………………………………16
Глава 2. Экспериментальное изучение уровня сформированности экологической культуры младших школьников………………………….26
2.1. Описание базы и методик исследования……………….26
2.2. Диагностика и анализ результатов изучения сформированности экологической культуры у младших школьников……………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………….33
Литература…………………………………………………………………..35
Приложение 1…..…………………………………………………………...37
Приложение 2………………………………………………………………44
Приложение 3………………………………………………………………54


Введение
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.
Современная школа находится в поиске моделей учебно-воспитательного процесса, которые могли бы обеспечить всестороннее развитие личности школьников. В настоящее время многие авторы экспериментальных образовательных программ подтверждают необходимость преобразования педагогического процесса в школе с таким расчетом, чтобы обучение в современной школе способствовало экологическому воспитанию уже в младших классах.[7, c.26].
Актуальность обусловлена противоречием между увеличивающимся негативным воздействием антропогенных факторов на окружающую среду и отсутствие эффективных экологических технологий экологического образования и воспитания.
Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей. Изучением проблемы экологического воспитания в школе занимались Плешаков А.А.[21], Руднянская Е.И.[24], Седых В.И. [25], Цветкова И.В. [32], и другие.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе [23, c.115]. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.
Поэтому цель данной работы: изучение сформированности экологической культуры младших школьников.
Гипотеза исследования: у младших школьников существуют возможности формирования ответственного отношения к природе.
Объект - процесс формирования экологической культуры у младших школьников.
Предмет - экологическая культура младших школьников в учебной деятельности.
Исходя из поставленной цели, определим следующие задачи:
1) Теоретический анализ проблемы сформированности экологической культуры у младших школьников;
2) Подбор диагностических средств для изучения субъективного отношения к природе у младших школьников;
3) Проведение экспериментального исследования уровня сформированности экологической культуры у младших школьников;
4) Психологический анализ результатов экспериментального исследования сформированности экологической культуры младших школьников.
Экспериментальная база исследования: 10 учеников 2-го класса Косолаповской средней школы Мари-Турекского района РМЭ.
Методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, связанной с темой исследования; анкетирование школьников, анализ полученных результатов.
Методики исследования:
1. Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «натурафил»
2. Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП»
Список литературы Заключение
Проблема экологического воспитания существовала и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.
Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы.
Образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Поэтому изучение существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием становления ответственного отношения к природе.
Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста
Через познание экологических связей и отношений на уроках природоведения, ученики изучают окружающий мир. Большое значение имеет раскрытие связей между природой и человеком, как частью природы, так как он существует внутри природы и неотделим от нее. Это позволяет школьникам приобрести основы диалектико-материалистического мировоззрения, способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.
Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе.
В целях изучения сформированности экологической культуры у младших школьников, мы провели экспериментальное исследование на базе второго класса Косолаповской средней школы Мари-Турекского района РМЭ. Мы предположили, что у младших школьников существуют возможности формирования ответственного отношения к природе.
В результате психологической диагностики мы выяснили, что большинство младших школьников имеют достаточно высокий уровень развития интенсивности субъективного отношения к природе и показывают высокую натуралистическую эрудицию. Преобладающей установкой в отношении природы, у младших школьников, является - эстетическая, когда природа воспринимается, как объект охраны. Следующие по популярности установки в отношении природы, когда она воспринимается как объект красоты и объект изучения. Лишь пятая часть младших школьников имеют прагматическую установку, то есть относятся к природе, как к объекту пользы. Более того, у пятой части испытуемых установка на природу, как объект пользы, не проявляется вообще.
Таким образом, изучив полученные в ходе психологического эксперимента данные, мы пришли к выводу, что у младших школьников существуют возможности формирования ответственного отношения к природе. Что полностью подтверждает нашу гипотезу. Цель исследования достигнута, задачи выполнены.
Однако, данная работа не претендует на окончательный результат. Для более полного изучения проблемы формирования экологической культуры, на наш взгляд, будет целесообразно изучить зависимость ответственного отношения к природе с другими качествами личности младших школьников. Для того, чтобы развивать и поощрять эти качества на протяжении всего периода школьного обучения.



Литература
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М, 2006
2. Биологический энциклопедический словарь./Под ред. Гилярова В.Н. М.: Советская энциклопедия, 1986.
3. БогдановаТ. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. – М., 2004.
4. Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Наша планета земля. Учебники 1,2,3,4 классов. М. Баласс. 2001.
5. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М, 2001.
6. Виноградова Н.Р., Калинова Г.С. Окружающий мир. Учебники 1,2,3,4 классов. М.2003.
7. Гардеева Т.Н. Экологическое образование и воспитание учащихся. Начальная школа №2 2004. с.75
8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М, 2006.
9. Клепинина З.А. Я и мир вокруг нас. Учебники 1,2 классов. Смоленск 2002.
10. Клепинина З.А. Природоведение. Учебники 3,4 классов. Смоленск 2001.
11. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие.- М.: Педагогика, 1989.
12. Крайг Г. Психология развития. – Санкт-Петербург, 2002.
13. Крюкова Н.С. Праздник «Птицы – наши друзья». Досуг в школе №3 2002. с.16.
14. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М, 2002.
15. Мельник Е.Л., Исаева Л.А. Интегрированные уроки при изучении природы. Начальная школа №5 с.74. 1998.
16. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. М.: 2002.
17. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М, 2002.
18. Огонькова Т.В. Интегрированное обучение в начальной школе на основе сюжетного построения учебных занятий. Начальная школа плюс до и после. №1 с.40. 2003.
19. Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. М.: 2000.
20. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М, 2000.
21. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебники 1,2,3 классов. М.: 2003.
22. Плешаков А.А. Природоведение. Учебник 4 класса. М.: 2002.
23. Развитие мотивов у детей 6 – 7 лет. Особенности психического развития детей 6 – 7- летнего возраста// Ред. Д. Б. Эльконин, А. Л. Вегнер. – М, 2004.
24. Руднянская Е.И. Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в начальных классах. Волгоград. 2003.
25. Седых В.И. Формирование у младших школьников ответственного отношения к природе. \Начальная школа №5, с.34, 1995.
26. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. – М, 1996.
27. Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников. /Начальная школа №2, с.42, 1988/
28. Смирнова И.В. Из опыта интегрированного преподавания. Начальная школа плюс до и после. №4, с.47, 2003.
29. Ушинский К.Д. Собр. Соч. – М., 1948, Т.4.
30. Ушинский К.Д. Собр. Соч. – М., 1949, Т.6.
31. Ушинский К.Д. Собр. Соч. – М., 1988, Т.11.
32. Цветкова И.В. Экология и культура. 1998.
33. Шиндина В.М. Сказка «Теремок» на экологический лад. Педсовет. №6 2003.
34. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М, 2002
35. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний. – М, 2004.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1200
Скачать бесплатно 28462.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.