У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Изменения представлений о профессии старшеклассников
Количество страниц 90
ВУЗ Московский Психолого-педагогический Социальный Институт
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 28464.doc 
Содержание Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Проблема профессионального и личного самоопределения в старшем школьном возрасте………………………………………………………………..6
1.1. Особенности личности в старшем школьном возрасте………………6
1.2. Профессиональное самоопределение: сущность…………………….12
1.3. Психологические особенности профессионального самоопределения………………………………………………………………...15
1.3.1. Мировоззрение…………………………………………………..15
1.3.2. Самосознание……………………………………………………19
1.3.3. Самооценка………………………………………………………20
1.3.4. Учебная мотивация……………………………………………..22
1.3.5. Планирование……………………………………………………23
2. Исследование представлений и социальных установок в психологии……27
2.1. Особенности социальных и профессиональных установок………...27
2.2. Представления старшеклассников о будущей профессии………….30
3. Особенности представлений о будущей профессии у старшеклассников..35
3.1. Возрастная направленность профориентационной работы………35
3.2. Описание групп испытуемых и методов исследования…………...37
3.3. Результаты диагностики……………………………………………..39
3.4. Проект профориентационной работы……………………………….49
Заключение……………………………………………………………………….51
Литература……………………………………………………………………….55
Приложения……………………………………………………………………...60





Введение
В настоящее время в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране особенно важным стал вопрос о профессиональном самоопределении старшеклассников, условиях и факторах, способствующих успешности этого процесса. Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждений и самореализации.
Актуальность и постановка проблемы исследования. Социально-экономические изменения в стране, переход командно-административной системы к рыночной настолько качественно меняют все параметры в социальной жизни российского общества, что эффективная социализация, социально-профессиональная адаптация выпускника школы возможна только на основе целенаправленной подготовки к жизнедеятельности.
Анализ практики общеобразовательных учреждений показывает, что старшеклассники испытывают значительные затруднения при выборе будущей профессии вследствие незнания технологий профессионального самоопределения, неумения проектировать свой жизненный и профессиональный путь в современных рыночных условиях. Выбираемые выпускниками профессии не в полной мере соответствуют, с одной стороны, потребностям рынка труда, а с другой, личностным качествам самих учащихся. Решение данной проблемы предполагает поиск новых подходов к организации профессиональной ориентации с учетом тех изменений, которые произошли в образовательной системе: появление новых видов образовательных учреждений, разноуровневых образовательных программ, реализация профильного обучения, вариативности образования и пр. В настоящее время от школы требуется создание условий для формирования у подростка индивидуального образовательного запроса, личностной потребности в выборе профессиональной деятельности, готовности к профессиональному самоопределению и последующей самореализации в новых экономических и социокультурных условиях.
Проблема формирования профессиональной направленности учащихся в теории профессиональной ориентации рассматривается в трудах А.Е. Голомштока, Л.А. Йовайши, Е.А. Климова, Е.М. Павлютенкова, К.К. Платонова, В.А. Полякова, Н.Н. Чистякова, С.Н. Чистяковой, определяющих концептуальные положения, условия и педагогические технологии подготовки обучающихся к жизни и выбору профессии. Разработка теоретических и методологических основ профориентации представлена в работах П.П. Блонского, С.И. Вершинина, В.И. Журавлева, Е.А. Климова, Н.Н. Чистякова, С.Т. Шацкого и др.
Гуманистические идеи развития личности и формирования готовности растущего человека к принятию решения о профессиональном выборе нашли отражение в работах А.Г. Асмолова, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. Пути профессиональной ориентации учащихся в условиях общеобразовательной школы раскрыты в исследованиях М.А. Добрынина, Н.К. Елаева, В.В. Кревневича, В.Р. Ленгвинаса, П.Т. Магмузова, Г.П. Никова, А.П. Сейштева и др., в которых определены содержание, формы и методы профориентационной работы.
Возможности профильного обучения, направленного на личностно-ориентированную подготовку учащихся к выбору будущей профессии, рассматриваются в работах Л.М. Аболина, Э.А. Аксеновой, Л.К. Артемовой, И.С. Артюховой, Л.В. Байбродовой, А.И. Влазнева, Б.С. Гершунского, М.И. Губановой, В.Г. Каташева, В.С. Леднева, П.С. Лернера, Н.Ф. Родичева, М.М. Фирсовой, А.В. Хуторского, И.Д. Чечель, С.Н. Чистяковой и др.
Все вышеперечисленное и обусловило актуальность избранной темы исследования «Педагогическая поддержка старшеклассников в выборе будущей профессии в условиях профильного обучения», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы содержание и организация педагогической поддержки старшеклассников в выборе будущей профессии в условиях профильного обучения?
Объект исследования: профессиональный выбор старшеклассников.
Предмет исследования: анализ изменения представлений о профессии у старшеклассников.
Цель исследования: Изучить изменение представлений о профессии у старшеклассников
Исходя из поставленной цели, определим задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме профессионального и личного самоопределения в старшем школьном возрасте.
2. Изучить и проанализировать представления и социальные установки в психологической литературе.
3. Экспериментальным путем выявить и проанализировать особенности представлений о будущей профессии у старшеклассников.
Проведенный анализ теории и практики педагогической поддержки старшеклассников на этапе выбора профессии в условиях профильного обучения позволил выдвинуть следующую гипотезу: старшеклассники, выбравшие будущую профессию, отличаются изменениями в формировании мотивационной сферы и имеют активную жизненную позицию.
Методологическую основу исследования составили: принцип системности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.); принцип развития (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин, И.Б. Котова и др.); принцип активности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.В. Петровский и др.).
Теоретической основой исследования явились идеи гуманизации на основе единства обучения и воспитания (Г. Адлер, Г.Ю. Айзенк, Ф.А.В. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, А. Шопенгауэр), положения о развитии человека в деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, Л.Н. Коган и др.), оценки качества и эффективности образования (В.П. Беспалько, С.Г. Верниловский, В.А. Кальней, В.П. Панасюк, С.Е. Шишов и др.), аксиологический, деятельностный и личностный подходы в образовании и управлении образовательными системами (М.Н. Берулава, Ю.П. Ветров, Н.К.Сергеев, В.В. Сериков и др.); положения о целостности образовательного процесса (Б.Т. Лихачев, Ю.К. Бабанский, Т.А. Ильина, В.С. Леднев, В.Я. Ляудис, Л.И. Новикова, В.А. Сластенин, А.И. Мищенко и др.), исследования в области профессиональной ориентации (Л.А. Йовайша, Э.Г. Костяшкин, Н.Н. Чистякова и др.), профильного обучения (И.С. Артюхова, Л.В. Байбродова, А.И. Влазнев, Б.С. Гершунский, М.И. Губанова, В.Г. Каташев, В.С. Леднев, П.С. Лернер, Н.Ф. Родичев, М.М. Фирсова, А.В.)
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивались совокупностью методов, соответствующих предмету исследования, адекватных поставленных целям и задачам; методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных; непротиворечивостью теоретических положений и эмпирических данных, полученных в ходе исследования.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
1. Обзорно-аналитический метод – анализ педагогической, психологической, философской литературы; сопоставление и обобщение исследований по проблемам выбора профессии на этапе обучения в старших классах, а также педагогические возможности образовательной среды школы для оптимизации этого выбора.
2. Диагностические методы: беседа, анкетный опрос, тестирование.
3. Методы математической обработки полученных данных.
Экспериментальная база исследования: школа-гимназия № 26 им. А.Мальро г.Йошкар-Олы.
Список литературы Заключение

Итак, формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.
Профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.
Отсутствие мировоззренческого выбора в юности, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений, затрудняет процесс профессионального самоопределения и не способствует таким образом ее психическому здоровью.
Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и т.д.
Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном «Я». Существуют такие личностные свойства и качества, которые не включаются в сферу осознания и самооценки, человек просто не может оценить себя по ряду параметров.
Доминирующая мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию. К моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций.
Помимо собственного социального опыта личности, установка может быть продуктом стихийной или целенаправленной коммуникации, особенно тех видов массовой коммуникации, которые предполагают высокую степень сопереживания происходящим событиям.
Профессиональные установки выражают собой личностную активность субъекта деятельности и относятся к смысловым установкам, возникающим в ходе общего и профессионального развития.
Выражают собой личностную активность субъекта деятельности и относятся к смысловым установкам, возникающим в ходе общего и профессионального развития.
Для эффективного профессионального выбора необходимы: дифференцированность Я-концепции субъекта профессионального развития, доверие к себе; рациональность решения жизненных задач; достижение автономии; ориентация на будущее; сформированность профессиональных интересов и общих трудовых навыков; некоторый опыт практической работы. На основе описания зрелых профессиональных установок конструируются средства диагностики их индивидуальноспецифических проявлений.
Личные профессиональные планы выпускника школы, его способности и склонности часто не учитываются при выборе специальности. У большинства молодых людей выбор профессии основывается на существующих в обществе стереотипах, что мешает найти себя в мире профессий и создает психологические трудности.
В ходе экспериментального исследования изменения социальных представлений мы получили следующие результаты:
• Полученные данные говорят о широте диапазона интересов школьников, не определившихся с выбором. Те школьники, которые уже выбрали профессию, отдают предпочтение категориям «человек-техника» и «человек-знак».
• В группе школьников, выбравших будущую профессию, нет явного доминирования определенного типа темперамента. Преобладающий тип темперамента – холерики и сангвиники. В контрольной группе школьников, не определившихся с выбором, напротив, преобладают меланхолики и сангвиники.
• Школьники, выбравшие профессию, склонны к сотрудничеству и компромиссу. Большинство школьников, не определившихся с выбором, выбирают приспособление.
• Учебная мотивация школьников, выбравших профессию, выше по сравнению с мотивацией тех, кто пока не определился с выбором (как направленность на отметку, так и направленность на приобретение знаний);
• Потребность в достижении в группе школьников, не выбравших профессию, в целом значительно ниже, чем в группе уже выбравших.
• У школьников, выбравших будущую профессию, мотивация на успех значительно выше, чем у тех, кто еще не определился. Очевидно, выбор профессии определяет предпосылки к мотивации на успех. Стремление к успеху обычно преобладает у них над страхом возможной неудачи, и, очевидно, обеспечивает большую продуктивность деятельности (как в учебе, так и во всех других областях).
• Итак, мы видим, что в группе школьников, выбравших будущую профессию стремление к принятию преобладает над страхом отвержения. В то время, как в группе школьников, не определившихся с выбором наблюдается противоположная тенденция: страх отвержения доминирует над стремлением к принятию.
Полученные данные подтверждают гипотезу нашего исследования о том, старшеклассники, выбравшие будущую профессию, отличаются изменениями в формировании мотивационной сферы и имеют активную жизненную позицию.
Таким образом, формирование у выпускников школы гибких планов, гибких путей достижения своих профессиональных намерений, конечно, не в ущерб их устойчивости — вот тот путь, по которому должны идти думающий педагог и родители. Именно вариативность профессиональных планов молодых людей позволит им легче перенести возможные неудачи при реализации своих намерений, более объективно оценить свои возможности, пересмотреть свои планы в связи со сложившейся жизненной ситуацией, что, к сожалению, сейчас не осознается в должной мере большинством родителей и даже педагогов. Это приводит к тому, что дети, не реализовавшие свои намерения относительно продолжения учебы, считают свои планы либо совсем, либо частично не осуществившимися, причем у детей служащих с высшим образованием это мнение выражено наиболее ярко.





Литература

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. М., 2001.-376с.
2. Андерсонс, Г. В. Индивидуализация профильного обучения школьников [Текст] / Г. В. Андерсонс // Гуманизация образования. – 2007. - № 3. – С. 94-99.
3. Андерсонс, Г. В. Концептуальное обоснование содержания педагогической поддержки старшеклассников в выборе будущей профессии [Текст] / Г. В. Андерсонс // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: Международный сборник научных трудов/ Под общей ред. проф. О.И.Кирикова. – Выпуск 37. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 0,3 п.л.
4. Андерсонс, Г. В. Особенности педагогической поддержки в профильной школе [Текст] / Г. В. Андерсонс // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: Материалы 3-й Международной научно-практической конференции. Ч.4 / Отв. ред. Н.Н.Болдырев. – Тамбов: Першина, 2005. – 0,22 п.л.
5. Андерсонс, Г. В. Проблема профессионального самоопределения учащихся старших классов профильной школы [Текст] / Г. В. Андерсонс // Проблема современного образования в школе и вузе: Сборник материалов международной конференции.- Ульяновск: УлГПУ, 2004, 0,22 п.л.
6. Андерсонс, Г. В. Специфика профильного обучения в российской школе [Текст] / Г. В. Андерсонс // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: Международный сборник научных трудов/ Под общей ред. проф. О.И.Кирикова. – Воронеж: ВГПУ, 2005. – 0,28 п.л.
7. Андреева Г.М.; Социальная психология. М.,2004 – 395с.
8. Асмолов А. Г. Психология личности. — М., 1990. —С. 8—25,132—173.
9. Байтингер О. Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте: Дис … канд. психол. наук / О. Е. Байтингер. СПб., 2006.-117с.
10. Беседина И., Федотова Н. Технология профориентационной работы в профессионально-технических учебных заведениях. Саратов, 2004 – 372с..
11. Групповая профессиональная консультация (метод. рекомендации для специалистов службы занятости). Ижевск, 1995. С. 3-10.
12. Демин А., Попова И. Способы адаптации безработных в трудной жизненной ситуации // Социс. 2000. № 5. С. 35-47.
13. Битянова М.Р. Социальная психология.: наука, практика и образ мыслей. Уч. Пос. /М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2004 – 576с.
14. Вайзер ГЛ. Смысл жизни и двойной кризис в жиз¬ни человека // Психол. журн. 1998. № 5. С. 3-14.
15. Винтин И. А. Особенности социального самоопределения старшеклассников / И. А. Винтин // Социс. 2004. № 2.С.98-103.
16. Женская психология / Сост. Н. А. Литвинцева. М., 2004.-358с.
17. Золотарева В. М., Фаст И. В. Методические рекомендации профессионального обучения женщин / Комитет по труду и занятости населения Волгогр. обл. Волгоград, 2006.- 264с.
18. Золотарева В. Организация профконсультации как взаимодействия консультанта и клиента: Метод. рекомендации / Комитет по труду и занятости населения Волгогр. обл. Волгоград, 2005.- 265с.
19. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределния молодежи / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону, 2006.- 283с.
20. Климов Е. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта // Тр. ВНИИ профтехобразования. Л., 1976. С. 5-25.
21. Кон И. С Психология старшеклассника. –М,: Просвещение. 2004 – 207с.
22. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подрост¬ков. Л., 2004-354с.
23. Майерс Д. Социальная психология, СПб.,2004 – 284с.
24. Майерс Д.Социальная психология / Пер. с англ., - СПб.:Питер Ком, 2003. – 688с.
25. Мельников В.М., ЯмпольскийЛ. Т. Введение в эксперименталь¬ную психологию личности. М., 2004-436с.
26. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопр. психоло¬гии. 1992. № 1.С.78-83.
27. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 2004 – 275с..
28. Общая педагогика, под ред. Сластёнина.; ч.1. М., 2003 – 264с.
29. Общая психология / Под ред. В. А. Богословского. М., 2003.-217с.
30. Общая психология; сост. Рогов Е.Н.; М.,1998 -295с.
31. Организация и проведение занятий в группе психологической поддержки безработных: Метод. рекомендации. М.,2005с.-376с.
32. Педагогика и психология. СПб.; 2004 - 452с.
33. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследо¬вания. М., 2000-456с.
34. Попова З. Особенности профконсультирования женщин. Саратов, 2005.-286-257с.
35. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. С.641-648.
36. Прокопов Ф., Малева Т. Политика противодействия безработице. М., 2004. – 148с.
37. Профессиональная педагогика. М., 1999. С. 490-494.
38. Психология личности; в 2-х томах; Самара, 2002 – 295с.
39. Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Эксмо, 1999.-315с.
40. Ремшилдт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994. - 317 с.
41. Рождественская Н.А. Как понять подростка. - М.: Знание, 1995. - 74 с.
42. Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в со¬временной западной психологии // Вопр. психологии. 2004. № 2.С. 105-147
43. Романов К. М. Практикум по общей психологии. – М., 2004-546с.
44. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопр. психологии. 2002. № 5-6. С 103-114.
45. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зару¬бежной психологии // Вопр. психологии. 2001. № 1.С.79-84.
46. Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. Уч. пособие. Под ред. Л.А. Головиной, СПб «Речь» - 2002-448с.
47. Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявление у детей подросткового возраста // Метод. рекомен¬дации. М., 2003-243с.
48. Скотт Д. Сила ума. Киев, 2003. – 267с..
49. Слободчиков В.И., Исаев Е.И.; Психология человека. М.,1995 – 234с.
50. Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: Материалы УШ-Х симпозиумов ПИ РАО: в 3 т. / Под ред. А.А. Бодалева, В.Э. Чудновского и др. М., 2004.-296с.
51. Столяренко Л.Д.; Основы психологии. Феникс, 2005 - 385с.
52. Теория и методика социальной работы: Учеб. пособие. М., 2004.-374с.
53. Технологии профессионального консультирования молодежи в службе занятости. М., 2005.-274с.
54. Титов А. Подготовка решает проблемы // Служба кадров. 2000. № 10. С. 37-39.
55. Фромм А. Азбука для родителей. М., 2003-365с.
56. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения : пособие для психологов и педагогов. М., 2004. — 351 с.
57. Фурманов И.А. Агрессивность и ее проявление в подростковом возрасте. Минск, 2004-356с.
58. Фурманов И.А. Детская агрессивность: аффективно-дина¬мический подход // Психология. 2005, № 5.С.103-116.
59. Хъелл и Зиглер. Теории личности; СПб.; 2006 – 372с.
60. Чепляев В., Федотова Н., Попова З. Профориентация в службе занятости. Саратов, 2005.-284с.
61. Шибутани Т.; Социальная психология. Ростов н\Д., 1999 – 331с.
62. Шрайнер К. Как снять стресс. М., 2003.-386с.
63. Энциклопедия профессионального образования. М., 2003. -306с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1400
Скачать бесплатно 28464.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.