У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Социализация дошкольников
Количество страниц
55
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
28466.doc
Содержание
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретическое изучение проблемы поло-ролевой социализации современных дошкольников……………………………………………………..5
1.1. Проблема поло-ролевой социализации в работах отечественных и зарубежных психологов……………………………………………..5
1.2. Особенности личностных поло-ролевых различий у современных дошкольников…………………………………………11
1.3 Факторы поло-ролевой социализации ребенка (семья и группа сверстников в ДОУ)…………………………………………………..20
2. Экспериментальное исследование поло-ролевого развития старших дошкольников……………………………………………………………………29
2.1. Методы исследования……………………………………………29
2.2. Анализ результатов………………………………………………33
Заключение………………………………………………………………………38
Литература……………………………………………………………………….40
Приложение 1…………………………………………………………………....42
Приложение 2……………………………………………………………………53
Введение
В последнее время вопрос формирования психи¬ческого пола ребенка и подготовки подрастающего поколе¬ния к будущей семейной жизни вызывает большой интерес психологов и педагогов. По мнению многих исследователей, поло-ролевая социализация дошкольников является неотъемле¬мой частью нравственного воспитания.
Даже новорожденного нескольких секунд от роду нельзя назвать асоциальным, потому что связь с обществом за¬рождается в атмосфере человеческих привязанностей с самых первых минут его жизни. По мере того как ребенок растет, он вступает в разнообразные отношения с окру¬жающими его людьми — взрослыми и детьми, — которые, в свою очередь, входят в различные социальные группы. Отношения, которые существуют между ребенком и этой жизненной средой, порождают и поддерживают определенные социальные взаимодействия [7, c.78].
Актуальность. Для того, чтобы сформироваться как личность, ребенок должен стать составной частью со¬циального мира, в который он погружен, в котором он дей¬ствует и который его обогащает. Он должен приспособить¬ся к этому миру (адаптироваться в нем) и взаимодейство¬вать с ним. Способности ребенка будут развиваться под воздействием опыта, который он приобретает в своем жиз¬ненном пространстве и который способствует формирова¬нию и развитию его личности. Действия ребенка не изоли¬рованы, они осуществляются в ходе внутреннего диалога между эго, альтер эго и «другим» [5, c.89].
Ведущие отечественные исследователи, занимающиеся этой проблемой (И. С. Кон, Я. Л. Коломинский, Д. В. Колесов, В. С. Мухина и др.), считают, что несмотря на то, что реальные возможности обоих полов, и особенно женского, оказались пластичнее и шире, чем думали ученые раньше, половое разделение труда, дифференциация половых ролей сохранятся, потому что, как бы ни были сходны роли муж¬чины и женщины, различия между ними, как биологиче¬ские, так и психологические, существенны и полезны [9, c.372]. По их мнению, дифференциация мужских и женских социаль¬ных ролей всегда предполагает их взаимодополняемость, хотя нормы этого взаимодополнения неодинаковы в раз¬ных обществах, в разные исторические периоды.
Цель данной работы – изучить особенности поло-ролевой социализации современных дошкольников.
Объект исследования – дети дошкольного возраста.
Предмет исследования – поло-ролевая социализация дошкольников.
На основании изученной литературы выдвигаем следующую гипотезу: формирование самосознания и половозрастной идентификации у большинства детей происходит в период старшего дошкольного возраста.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих конкретных задач:
1) Изучить проблему поло-ролевой социализации в работах отечественных и зарубежных психологов.
2) Рассмотреть особенности личностных поло-ролевых различий у современных дошкольников
3) Изучить факторы поло-ролевой социализации ребенка (семья и группа сверстников в ДОУ)
4) Провести экспериментальное исследование особенностей поло-ролевой социализации современных дошкольников.
Экспериментальная база исследования – ДОУ № 38 «Рябинушка» города Йошкар-Олы.
Список литературы
Заключение
Итак, вопрос формирования психи¬ческого пола ребенка и подготовки подрастающего поколе¬ния к будущей семейной жизни, по мнению педологов, неотъемле¬мая часть нравственного воспитания. Проблема поло-ролевой социализации, развития психического пола нашла отражение во многих известных за¬рубежных психологических школах.
Тщательный анализ отечественной и зарубежной психологической литературы, показывает, что у раз¬ных исследователей существуют диаметрально противоположные взгляды на поло-ролевое развитие ребенка, и в первую очередь на соотношение в нем биологического и социального. Вместе с тем многие выводы зарубежных авторов не во всем совпадают с данными отечественных пси¬хологов, поскольку факторы половой социализации несколько различны в России и ряде других стран.
Таким образом, в результате анализа многочисленных данных рассмотренных работ можно убедиться, что, несмотря на несо¬впадение взглядов исследователей на личностные половые различия дошкольников, на ранних этапах онтогенеза здоровые дети обоего пола характеризуются большой внушаемостью, боязливостью, зависимостью, склонностью к частому про¬явлению вспышек гнева, активностью. А те различия, о ко¬торых пишут авторы, возникают позже в силу ряда причин: дифференцированных в зависимости от пола ребенка вос¬питательных воздействий взрослых, структуры семьи (на¬личие старших или младших братьев или сестер), появле-ния значимых ситуаций, которые для мальчиков и девочек в дошкольном возрасте уже существенно отличаются. До¬школьник уже находится на определенной ступени разви¬тия психического пола, у него сформировались первые поло-ролевые предпочтения, начальные интересы, соответст¬вующие полу, и своеобразные ценностные ориентации, характерные для мальчиков и девочек.
Особую роль в поло-ролевом воспитании дошкольников играет группа детского сада, который посещают многие дети. Являясь своеобразной малой группой, группа дет¬ского сада представляет собой генетически наиболее раннюю ступень социальной организации детей, где у ребенка развивается общение с другими детьми и разнообразные ви¬ды совместной деятельности, формируются первые отноше¬ния со сверстниками. Благодаря существующим внутригрупповым процессам в ней имеются зачатки саморегуля¬ции, орудием которой служит особое общественное мнение, которое распространяется и на оценку поло-ролевого поведе¬ния мальчиков и девочек.
В результате проведенного нами экспериментального исследования Итак, мы видим, что большинство детей дошкольного возраста имеют правильные и реалистичные представления о себе.
Большинство дошкольников, при построении образа будущего «Я», ориентированы на ближайшее будущее и видят себя школьниками. Девочки дошкольного возраста идентифицируют себя со взрослыми в большей степени, чем мальчики.
Наиболее привлекательный образ для дошкольников – образ взрослого человека, для большинства – мама и папа. Дети старшего дошкольного возраста считают непривлекательным образ пожилого человека и образ младенца.
Таким образом, данные полученные в результате экспериментально исследования, подтверждают нашу гипотезу о том, что формирование самосознания и половозрастной идентификации у большинства детей происходит в период старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования подтверждена, стоявшие перед работой цели и задачи решены.
Литература
1. Агаева Е. Формирование элементов логического мышления (старший дошкольный возраст) //Дошкольное воспитание. —2003. — № 1.
2. Глуховеря Н. Познавательная деятельность детей, ее особенности // Дошкольное воспитание. —2004. — № 11.
3. Годовикова Д. /. Формирование познавательной активности // До-школьное воспитание. — 2003. — № 1.
4. Густомясова А. Воспитание социальной компетенции \ А. Густомясова \\ Дошк. Воспитание. – 2008. - №5. – С.106-111.
5. Дядюнова И.А. К вопросу о социализации детей дошкольного возраста \\ Нач. шк.плюс до и после. – 2007. - №10. – С.89-92.
6. Запорожец А. В. Развитие логического мышления у детей дошкольно¬го возраста // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. — М.,2006 – 368с.
7. Зауш-Годрон,Ш. Социальное развитие ребенка. –СПб.:Питер, 2004. – 122с.
8. Костяк Т.В. Индивидуальная форма социализации особенности ее становления у дошкольников и младших школьников \ Т.В. Костяк \\ Журнал прикладной психологии. – 2004. - №4\5. –С.99-120.
9. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности: Избр. психолог. труды. \ В.С. Мухина; Акад. пед. и соц. Наук; Моск психол. пед. инст. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1999. – 635с.
10. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для высш. Пед. Учеб. Заведений, в 3-х кн., - 4-е изд. – М.: Гуманит центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 2 Психология образования. – 608с.
11. Паншина Н. С. Становление интеллекта в дошкольном возрасте. — М., 2006.
12. Психология детства. Учебник. Под ред. Члена-корреспондента РАО А.А.Реана – СПб.: «прайм – ЕВРО-ЗНАК», 2003 – 368с.
13. Попова Л.С. Психология личности и деятельности дошкольника. М., 2005. – 362с.
14. Поддьяков Я. Я. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Возрастная и педагогическая психология / сост. М.Шуаре. — М.,2003 – 468с.
15. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / под ред. Н. Н. Поддъякова, А. Ф. Говорковой. — М., 2005 – 368с.
16. Развитие и социализация ребенка в различных культурно-образовательных средах. Материалы городской научно-практической конференции, 15-16 июня 1994 года \ Гор. Отдел образования, Орловской гос.пед.ин-т, Обл.ин-т усоверш.учит.- Орёл: Изд-во гор. Социально-образовательного центра, 1994. – 174с.
17. Репина Т.А. проблема поло-ролевой социализации детей / рос. академия образования, Моск.психолого-соц. Ин-т. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. – 287с.
18. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / под ред. Л. А. Венгера. г- М., 2006 – 356с.
19. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений.- М.: Гуманит центр ВЛАДОС, 2003 – 368с.
20. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей - Ярославль: Академия развития, -1996. — 288 с.
21. Тесты для детей: сборник тестов и развивающих упражнений. / Сост.: Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева И.Я. - СПб: «Дельта», -1998. -384с.
22. Эльконин Д.Б. Развитие высших психических функций. Екатеринбург. Деловая книга,-1998 – 346с.
23. Яньшин П.В. Клиническая психодиагностика личности. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1000
Скачать бесплатно
28466.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
25.03.24
Семантическая классификация фразеологизмов с теологическими и ’ f/ демонологическими компонентами и их дериватами
25.03.24
Принципы определения ареала фразеологизмов с теологическими, демонологическими компонентами и их дериватами
25.03.24
Идея Божественного и демонического в аспекте философских традиций
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.