У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Работающие студенты. Социальные характеристики и проблемы
Количество страниц
35
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
28471.doc
Содержание
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы и социальные характеристики работающих студентов в социологии……………………………………………5
§ 1. Характеристика группы работающих студентов……………………...5
§ 2. Научный взгляд на проблему исследования социально - психологических факторов профессиональной социализации работающих студентов……………………………………………………13
Глава 2. Исследование проблемы профессиональной социализации работающих студентов…………………….……………………………………20
§ 1. Характеристика метода исследования………………………………..20
§ 2. Анализ результатов исследования…………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………29
Приложения..…………………………………………………………………….31
Введение
На сегодняшний день чрезвычайно актуальной становится проблема работающих студентов. Речь идет о больших объемах вторичной занятости в течение учебного года, когда наряду с основным видом деятельности - получением образования студенты выполняют различные виды работ за деньги. Увеличение числа работающих студентов происходит не только за счет роста вторичной занятости учащихся, но и за счет увеличения количества студентов, которые оставили учебу.
Процесс подготовки кадров и включения их в сферу профессиональной деятельности является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на особенности и успешность протекания профессиональной деятельности. В социологических и психологических дисциплинах данный процесс принято обозначать как процесс профессиональной социализации.
Чтобы стать субъектом профессиональной деятельности, индивид должен предварительно социализироваться, т.е. сформироваться в данной профессиональной культуре, воспринять ее требования и нормы, «вжиться» в профессиональную среду. В противном случае его субъективность (активное начало) не будет продуктивной, его действия не будут восприняты профессиональной средой. Социализация, таким образом, является необходимым условием включения индивида в профессиональную деятельность.
Профессиональная социализация может рассматриваться с точки зрения социологии, как процесс интеграции в профессиональную деятельность, профессиональную среду, обусловленный состоянием социальных структур (институтов, организаций) и особенностями их воздействия. Также она может рассматриваться с точки зрения социальной психологии, как процесс формирования психических структур индивида, регулирующих его взаимоотношения с той частью социальной среды, которая связана с профессиональной деятельностью. Поэтому в данном исследовании особое внимание уделяется изучению особенностей воздействия института высшего образования на социально - психологические особенности профессиональной социализации студентов.
Объект исследования: студенты дневного отделения МАРГТУ в возрасте от 18 до 22 лет.
Предмет исследования: социально-психологические факторы профессиональной социализации работающих студентов.
Цель исследования: изучить проблемы профессиональной социализации работающих студентов.
Задачи исследования:
1. Составить программу исследования и провести анкетирование работающих студентов.
2. Проанализировать полученные результаты исследования.
Гипотеза исследования: предполагается, что в студенческой среде действуют две группы мотивов поиска работы – материальная (помощь родителям либо независимость от родителей) и профессиональная (карьера).
В настоящее время система высшего образования, по мнению большого количества преподавателей вузов, столкнулась со множеством проблем, в числе которых следующие:
• Падение качества образования;
• Низкая мотивация студентов относительно учебной деятельности;
• Ослабление воспитательной функции образования;
• Несоответствие системы образования потребностям экономики;
• Дегуманизация образования, т.е. падение роли общечеловеческих ценностей, сведение образования к формированию отдельных профессиональных навыков;
• Наличие противоречий между установками преподавателей и студентов: в частности, относительно набора необходимых студентам знаний и навыков;
Таким образом, возникает ряд социальных проблем, которые являются общими для системы высшего образования иоциологии. Истоки данных проблем, как нам представляется, лежат в области, относящейся одновременно к обеим указанным сферам, а именно — в области профессиональной социализации студентов.
Исследуя процесс профессиональной социализации студентов, механизмы, закономерности, типы, результаты протекания данного процесса, мы считаем необходимым способствовать решению проблем, являющихся общими для сфер социологии и высшего профессионального образования.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения общенаучной методологии, психологические принципы единства деятельности, сознания и личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), теория установок (Д.Н. Узнадзе), диспозиционная концепция личности (В.А. Ядов), культурно-историческая психология (Л.С. Выготский).
База исследования: экономический факультет МАРГТУ, 50 человек в возрасте от 18 до 22 лет.
Список литературы
Заключение
Итак, в последнее время чрезвычайно актуальной становится проблема работающих студентов. Из студентов, занятых на регулярной работе во время учебы в ВУЗе через сравнительно небольшой промежуток времени, вполне может сформироваться полноценный работник, обладающий преимуществами по сравнению, как с не работавшим выпускником ВУЗа, так и с работником без высшего образования.
На сегодняшний день, работа для студента - получение практического профессионального опыта, новых знаний, недополученных в вузе и ускоряющих процесс профессионального становления и последующего трудоустройства; ознакомление с условиями работы в различных организациях, что помогает студентам формироваться как работникам, выбирать место постоянной работы после окончания учебы, заинтересовать собой работодателя. Для значительной части студентов работа - возможность самостоятельно зарабатывать деньги.
Изучив теоретические материалы исследования данной проблемы, мы предположили, что в студенческой среде действуют две группы мотивов поиска работы – материальная (помощь родителям либо независимость от родителей) и профессиональная (карьера).
Данные опроса показали, что преобладающее число студентов дневного отделения работают. В большей мере их подталкивает к поиску работы желание иметь свои собственные деньги и необходимость материальной поддержки родителей, а так же работа позволяет устанавливать контакты и налаживать связи, которые могут пригодиться в будущем. Большинство подрабатывает во время семестра. Они работают продавцами, курьерами, официантами, распространителями.
Большинство работающих студентов знают уже сейчас, где они будут работать после окончания вуза. Не смотря на это, многие из них хотят найти хорошую работу.
Большинство работающих студентов живут с родителями и получают от них материальную поддержку, в то же время больше половины из них хотят иметь свои собственные деньги, чтобы не зависеть от родителей материально.
Таким образом, по итогам проведенного исследования, мы пришли к выводу, что в студенческой среде действуют две группы мотивов поиска работы – материальная (независимость от родителей) и профессиональная (карьера). Что подтверждает нашу гипотезу.
Цель работы достигнута, задачи, стоящие в начале исследования, достигнуты.
Результаты исследования позволяют сформулировать практические рекомендации, которые могут быть использованы руководством вузов, студенческими советами, а также фирмами, работающими в направлении трудоустройства студентов.
1. Проблема трудоустройства студентов на работу по специальности актуальна во всех вузах и на всех факультетах. Однако в каждой конкретной ситуации наиболее эффективными окажутся разные меры.
2. Руководство вузов и факультетов должно учесть необходимость адаптации учебных программ некоторых факультетов (прежде всего - экономических) с тем, чтобы приблизить их к потребностям современного рынка. Коррекция, очевидно, должна осуществляться за счет увеличения социологической части (методы сбора и анализа массовой информации).
3. В случае попыток реализации коммерческих программ по поиску работы для студентов необходимо учитывать, что сами студенты вряд ли смогут оплачивать услуги агентств, так как труднее всего устроиться как раз выходцам из средне- и малообеспеченных семей. Следует рассмотреть возможности оплаты услуг по трудоустройству фирмами – работодателями. Это широко используемая практика в развитых странах. Однако, перспективы ее применения в наших условиях требуют специальных исследований.
Список литературы
1. Берковец Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.-Спб.: прайм-Еврознак, 2001. -367с.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по социальной работе- СПб.: Питер Ком, 2007. - 598 с.
3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Социальная работа. - Спб.: Питер, 2007. -380с.
4. Голенкова З.Т. Динамика социокультурной трансформации в России // Социс. 2008. № 10. С.40-42.
5. Журнал Социологические исследования. (Социс) Подшивка за 2008 г.
6. Зубок Ю.А. Исключение в исследовании проблем молодежи // Социс. 2008. № 8. С.37-39.
7. Ильина С.В. К проблеме экспериментального исследования паттернов детско - родительских отношений взрослого пациента (тезисы доклада).// Международная конференция памяти А.Р.Лурии, тезисы докладов. М., МГУ, 2007.-369с.
8. Караваева В.А. Социальный портрет учащейся молодежи. М. 2001. -380с.
9. Клипенштейн Т. Проблема молодежной занятости в современных условиях. М. 2000. -284с.
10. Курачова И.В. «Сексуальное насилие в семье».// «Семейная психология», №1.- 2007.-279с.
11. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений // Социс. 2008. № 5. С.30-32.
12. Меренков А.В. Жизненные ориентиры студенчества. // Социс. 2008 № 12. С.28-31.
13. Орлов А.В. Психологическое насилие в семье - определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи/Психолог в детском саду №3-4.С.48-51.
14. Осипов П.Н. Студент средней профессиональной школы // Социс 2008. № 11. С.12-15.
15. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. - М.: Инфра-М, 2007. - 368 с.
16. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной работе. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 528 с.
17. Российская молодежь: десять главных проблем. Материалы исследования Научно - исследовательского центра при Институте молодежи. 2007. -279с.
18. Руководство по предотвращению насилия над детьми / Под ред. Н.К. Асановой.-М.: Владос, 2007.-364с.
19. Сергеев С.А. К вопросу о классификациях и некоторых особенностях молодежных субкультур России // Социальное знание: формации и интерпретация. Материалы международной научной конференции. Казань 2006.-390с.
20. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы социальной работы.-М.: Школа-Пресс, 2005. - 384с.
21. Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики/ Отв. ред. В.Т.Лисовский. М., 2004.-360с.
22. Социальная работа глазами студентов: Межвузовский студенческий семинар «Школы профессионального материнства» / Составитель-редактор С.В. Колков. - М.: Социально-технический институт ГАСБУ, 2008. - 204с.
23. Справочное пособие по социальной работе / Л.С. Алексеева, П. В. Бобкова и др.; Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2007. - 168с.
24. Циркин С.Ю. (общая редакция) Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста - СПб.: Издательство «Питер», 2007. - 752с.
25. Черепанова Е.М. Социальная работа.-М.: Академия, 2007.-379с.
26. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. Семейная психотерапия- СПб.: Питер, 2000.-360с.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1000
Скачать бесплатно
28471.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
25.03.24
Семантическая классификация фразеологизмов с теологическими и ’ f/ демонологическими компонентами и их дериватами
25.03.24
Принципы определения ареала фразеологизмов с теологическими, демонологическими компонентами и их дериватами
25.03.24
Идея Божественного и демонического в аспекте философских традиций
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.