У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Социальная мобильность как предпосылка адаптации к школе и успешности обучения
Количество страниц 44
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 28506.doc 
Содержание Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Психолого-педагогические условия формирования социальной мобильности учащихся младших классов………………………………....6
1.1. Психологические особенности младших школьников…………………………………..............………………………6
1.2. Познавательная активность личности как предпосылка успешной учебной деятельности…………….............................……………………10
1.3. Влияние учителя младших классов на формирование социальной мобильности школьников………………..............................…………...18
Социальная мобильность как предпосылка адаптации к школе и успешности обучения……………………………...........................……...21
2.2. Экспериментальное изучение формирования социальной мобильности у младших школьников……………..……………………...26
2.1 Описание групп испытуемых и методов исследования……..26
2.2 Результаты экспериментального исследования и анализ полученных данных……………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………29
Литература………………………………………………………………….31
Приложение…………………………………………………………..……..34
Протоколы исследования……………………………………………...……41








Введение
В современной российской действительности происходят перемены глобального значения, сочетающие в себе динамизм и противоречивость. Развитие социальной активности, мобильности учащихся, является гарантом успешной адаптации личности в главных сферах деятельности человека и общества.
В связи с этим одной из наиболее актуальных проблем современного образования является проблема организации такого учебно-воспитательного процесса, в котором бы успешно решались следующие задачи: определение условий, содержания и методов работы педагогов по активизации творческого потенциала учащихся; развитие познавательной активности личности в учебной деятельности, удовлетворяющей познавательные интересы учащихся, способствующие становлению их мобильности.
К проблеме мобильности личности прежде всего обращались философы и социологи - П. Сорокин, Б. Барбер, Гидденс Э., И. В. Василенко; в психологии личности глубоко изучалась проблема позиции личности - Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Д. Глоточкин, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, была разработана диспозиционная теория - В. А. Ядов.
В педагогике воспитательную мобильность изучал Н. М. Таланчук; мобильность в обучении упоминается в работах Г. И. Щукиной.
Учитывая возрастные особенности младших школьников, нельзя недооценивать роль учителя в формировании мобильности в обучении. Здесь для нас важны идеи гуманистической педагогики Ш. А. Амонашвили, концепция учебной творческой деятельности - И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, концепция творчества и природы познавательных процессов - Н. А. Бернштейн, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Т. И. Шамова.
Достаточно полно изучена проблема взаимосвязи семьи и образовательных учреждений (детский сад, школа) как институтов,
корректирующих природный фон развития ребенка (материнскую культуру) - Л. П. Буева, М. И. Буянов, Г. И. Гак, Н. Ф. Голованова, В. И. Гуров, В. С. Ильин, И. С. Кон, М. И. Лисина, Б. Ф. Ломов, С. В. Маланов, Н. Г. Морозова, В. В. Сохранов, С. А. Шурыгина, М. А. Яцкая.
Однако целенаправленно проблема формирования мобильности младших школьников изучалась недостаточно.
Актуальность нашего исследования обусловлена важностью проблемы формирования мобильной личности на учебных занятиях в
начальных классах, определением педагогических условий формирования мобильности младшего школьника, недостаточной разработкой проблемы взаимосвязи и взаимодействия между семьей, детским садом и школой в формировании мобильности учащихся, отсутствием исследований в педагогике, рассматривающих процесс формирования и развития мобильности младших школьников в разных формах обучения.
Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная. Именно в процессе учебной деятельности происходит развитие и становление таких личностных качеств младшего школьника, как активное отношение к процессу познания, умение ставить перед собой познавательные задачи, находить пути их решения, творческое отношение к любому виду деятельности, способность контролировать и оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей, а также способность находить ошибки и определять способы их исправления.
В связи с обозначенной проблемой тема нашего исследования следующая: «Педагогические условия Формирования мобильности у младших школьников в процессе обучения».
Цель исследования: выявить педагогические условия успешного формирования мобильности младших школьников в процессе обучения.
В качестве объекта исследования выступает процесс формирования мобильности младшего школьника.
Предметом исследования являются педагогические условия эффективного формирования мобильности младшего школьника в процессе обучения.
Гипотеза: психолого-педагогические условия формирования социальной мобильности являются предпосылкой эффективной адаптации к школе и успешной учебной деятельности учащихся младших классов.
Задачи исследования:
1. Осуществить междисциплинарный научный анализ состояния изученности процесса формирования мобильности в обучении младшего школьника.
2. Экспериментальным путём выявить социально-педагогические предпосылки формирования мобильности учащихся в младшем школьном возрасте.
3. Проанализировать полученные данные и сделать выводы.
Методологическая основа исследования:
- психологическая концепция о соотношении обучения и развития (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская, Д. Б. Эльконин и др.;
- концепции личностно-ориентированного образования и индивидуального подхода в педагогическом процессе (А. Б. Орлов, Л. К. Гребенкина, Н. А. Шайденко, В. В. Сериков, И. С. Якиманская, Е. В. Бондаревская.
База исследования: 2 класс школы № 6 в г. Новый Уренгой, Тюменской области.
Список литературы Заключение
Итак, глубокие изменения, происходящие в личности младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт деятельности и поведения в этом мире.
Актуальность нашего исследования обусловлена важностью проблемы формирования мобильной личности на учебных занятиях в
начальных классах, определением педагогических условий формирования мобильности младшего школьника, недостаточной разработкой проблемы взаимосвязи и взаимодействия между семьей, детским садом и школой в формировании мобильности учащихся, отсутствием исследований в педагогике, рассматривающих процесс формирования и развития мобильности младших школьников в разных формах обучения.
Поступление в школу ведет не только к формированию потребности в познании и признании, но и к развитию чувства личности. Ребенок начинает занимать новое место внутри семейных отношений: он - ученик, он - ответственный человек, с ним советуются и считаются. Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе.
Для успешного обучения младшим школьникам необходим эмоциональный комфорт, одобрение, уверенность в своих силах, что ведет к повышению социальной мобильности, стимуляции познавательной активности и формированию мотивации на обучение, основы которых закладываются именно в младшем школьном возрасте.
Для детей младшего школьного возраста характерны низкие критические способности к воспринимаемой информации, поэтому мнение учителя является для них всегда истинным. Похвала учителя является стимулом к развитию социальной мобильности и мотивацией к учебной деятельности. Но под влиянием неуспеха в решении одной учебной за¬дачи школьник может и остальные воспринимать как непосильные для себя. Вследствие этого падает интерес к учению. Итак, мировоззрение и жизненная позиция учителя начальных классов оказывает заметное влияние на формирование личности младшего школьника.
Таким образом, на самых начальных этапах организации учебной деятельности, а именно в младших классах, учить себя с помощью учителя, стать субъектами коллективно распределенной учебной деятельности легче всего тем детям, которым, в силу особенностей их развития, нужна минимальная помощь взрослых. То есть, детям с высокой социальной мобильностью, тем, кто быстрее и легче адаптируется к учебной деятельности.
Мы предположили, что психолого-педагогические условия формирования социальной мобильности являются предпосылкой эффективной адаптации к школе и успешной учебной деятельности учащихся младших классов. И провели исследование, в результате которого выяснилось, что у наших испытуемых отмечается преобладание положительных чувств, что говорит о хорошем психологическом климате в классе, где учатся эти младшие школьники, а так же о достаточно высокой социальной мобильности и адаптации в данном школьном коллективе.
В результате диагностики познавательных процессов мы выяснили, что у большинства школьников отмечается средний и высокий уровень памяти и внимания, что говорит о хорошей успеваемости в классе. Таким образом, высокий уровень социальной мобильности в данном школьном коллективе является достаточным основанием для эффективной адаптации и успешного обучения, что подтверждает нашу гипотезу о том, что психолого-педагогические условия формирования социальной мобильности являются предпосылкой эффективной адаптации к школе и успешной учебной деятельности учащихся младших классов.
Итак, гипотеза подтверждена, цели исследования достигнута, задачи выполнены.




Литература
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М, 2006-256c.
2. Андреева И.В. Педагогика и психология. – Санкт-Петербург, 2003-368c
3. БогдановаТ. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. – М., 2004-264с.
4. Былеева Л., Таборко М., Шитик С. Игры и развлечения. – М, 1992-274с.
5. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М, 2001-367с.
6. Волков Б.С. Психология младших школьников. – М, 2002-396с.
7. Волков И.П. Цель одна – дорог много. – М, 2000-267с.
8. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2004-368с.
9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М, 2006-274с.
10. Дик Н.Ф. Развивающая игра для школьников. – Чертково, 2002-356с.
11. Дубровинская Н.В. Фарбер Д.А. Безруких М.М. Психофизиология ребенка. – М, 2000-368с.
12. Ермолаев М. В., Ерофеев И. Г. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе). – М, 2002-328с.
13. Захарова А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М, 1998-217с.
14. Казымова Е.Н. Дети «группы риска» школьной дезадаптации // Школа. – 2001, №5.С89-93
15. Кон И.С. Открытие «Я». – М, 1998-274с.
16. КорсаковаН.К. Микадзе Ю.В. Балашова Ю.Е. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. – М, 2002
17. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. – М, 1986
18. Крайг Г. Психология развития. – Санкт-Петербург, 2002-268с.
19. Крушельницкая О. Отвергаемые дети: чем им может помочь учитель // Народное образование. – 2001, №4.С.92-97
20. Кулагина И.Ю. Психологический возраст: диагностика и тенденции изменения в онтогенезе // Вестник Университета РАО – 2000, №1С45-53
21. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М, 2002-275с.
22. Лушагина И. Детям «группы риска» требуется помощь // Воспитание школьников. – 1997, №4.С36-42.
23. Миллер С. Психология игры. – Санкт-Петербург, 2003-354с.
24. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. – М, 2005-364с.
25. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М, 2002-384с.
26. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. – М, 1997-362с.
27. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М, 2000-364с.
28. Развитие мотивов у детей 6 – 7 лет. Особенности психического развития детей 6 – 7- летнего возраста// Ред. Д. Б. Эльконин, А. Л. Вегнер. – М, 2004-268с.
29. Ротанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М.: МПСИ, 2004-266с.
30. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М., 2000-284с.
31. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей. – М, 2001-362с.
32. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. – М, 1996-296с.
33. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. – М, 2004с.-354с.
34. Ширгалин Б.Ш. Работа с детьми «группы риска».- М, 2001-386с.
35. Щербо И. Корреционно-развивающее обучение: система сопровождения педагога, работающего с детьми «группы риска» // Директор школы – экспресс опыт. – 2000, №3.С93-96
36. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М, 2002-463с.
37. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний. – М, 2004-384с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
800
Скачать бесплатно 28506.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.