У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Психологические особенности доверия в юношеском возрасте
Количество страниц 49
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 28585.doc 
Содержание Содержание


Введение 3
1. Доверие как предмет социально-психологического исследования 7
1.1. Доверие к себе как субъективное образование личности 7
1.2. Доверие в теории развития личности Эрика Эриксона 16
2. Психологические особенности юношеского возраста 23
2.1. Формирование доверия в юношеском возрасте 23
2.2. Доверие во взаимоотношениях со взрослыми 29
2.3.Психологические особенности доверия в юношеском возрасте 34
Заключение 38
Список литературы 41
Приложение 44


Введение

Актуальность темы исследования. Понятием «доверие» принято обозначать элемент взаимоотношений между людьми. В связи с этим отечественные и зарубежные авторы обращаются к явлению доверия, указывая на его роль в установлении позитивных отношений. Однако феномен доверия к себе как самостоятельный предмет исследования стал рассматриваться только в начале XXI века. Поэтому современная наука при всем разнообразии имеющихся походов и школ еще не в состоянии полноценно решать экзистенциональные проблемы личности, отказавшись от исследования феноменов моральных переживаний, веры и доверия.
В юношеском возрасте становление самосознания проявляется в появлении авторства в отношении своей биографии. Это проявляется в том, что подросток начинает выстраивать свой жизненный путь, ставя перед собой задачи будущего. В подростковом возрасте основу для становления временной перспективы, по Э. Эриксону, закладывает базовое доверие к миру. Утрата функции укрепления перспективы и позитивных ожиданий является определенной формой «регрессии к периоду детства, когда время как бы не существует» [21, с. 191].
Степень изученности. Анализ психологических исследований, в основном зарубежных, также показал, что доверие трактуется некоторыми исследователями (Д.Бразерс, 1991; Т.Говир, 1992; Дж.Роттер, 1971; Б.Мьюир, 1994; Л.Райсман, 1966; Э.Эрискон, 1967, 1968; Т.Ямагиши, 1986 и др.) как ус¬тановка или система установок (аттитюдов) по отношению к социально¬му миру и к самому себе. Такой подход является необходимым, но не является достаточным, так как он не позволяет "схватить" смысловые оттенки данного феномена.
Феномен доверия рассматривается в философии как этическая категория морали. В социологической теории доверие рассматривается как культурный код общества, разделяемые ценности, переходящие в социальный капитал (Э.Дюркгейма, Р.Патнэм, Ф.Фукуямы, П.Штомпки); форма знания, использующаяся для решения проблем информационного дефицита в ситуации принятия решения (Г. Зиммель, А.Щюц); рационализированный способ решения проблем рисков, определенный вид инвестиций (Н. Луман); стабилизация ожиданий в условиях возрастания ролевой сложности (А. Селигменом).
Социологические аспекты доверия анализируются в работах Т.М.Мозговой, С.И.Симоненко. Педагогическое содержание этого феномена разбирают В.А.Дорофеев и Г.Н.Раковская. Исследованию доверия в контексте авторитета и значимых других посвящены работы А.А.Кроника, А.Л.Свенцицкого. О роли доверия в формировании общественного мнения говорят В.М.Герасимов, М.К.Горшков, А.К.Уледов. О стратегиях формирования доверия пишет Ф.А.Буари. Исследование доверия в сфере деловых отношений проводится в работе И.В. Антоненко. Доверие в экономике является предметом рассмотрения Э. Гидденса, Ф. Фукуямы[19], П.Н. Шихирева.
В отечественной социальной психологии Т.П. Скрипкина[16] впервые выделила феномен доверия в качестве самостоятельного предмета исследования, в основе которого лежит положение о том, что доверие играет роль системообразующего фактора в процессе взаимодействия человека с разными сторонами мира, в том числе и с другими людьми.
Концепция, разработанная Т.П. Скрипкиной, позволила открыть новые перспективы в изучении проблемы доверия. В настоящее время доверие рассматривается как явление, присутствующее в различных сферах человеческих взаимоотношений и выполняющее в них весьма важные функции. Особенности доверия и доверительных отношений, их функции, их влияние на процессы взаимодействия и общения людей в разных общностях и на разных этапах онтогенетического развития изучается в рамках социальной психологии (С.Г.Доставалов, И.В.Балуцкий, Г.А. Агуреева, И.С.Ломаковская), педагогической психологии (В.А.Дорофеев, Н.Е.Гульчевская), юридической психологии (А.А.Кокуев) и психологии развития (О.В.Голубь[3], Е.П.Крищенко, А.В.Полина, А.В.Роженко, О.Г.Фатхи[18]).
Объект исследования – доверие как субъективное образование личности.
Предмет исследования - доверие в юношеском возрасте.
Цель исследования – рассмотреть психологические особенности доверия в юношеском возрасте.
Исходя из цели мы поставили следующие задачи:
рассмотреть доверие как предмет социально-психологического исследования;
проанализировать механизмы формирования доверия в юношеском возрасте;
выявить психологические особенности доверия в юношеском возрасте.
К гипотезам исследования относятся сле¬дующие предположения:
1) В основу нашего исследования положено предположение о том, что становление доверия к себе в юношеском возрасте происходит в процессе преодолении в этом возрасте кризиса перехода к ранней взрослости через активизацию условиях становления доверия к себе средствами психокоррекции.
2) Основными условиями возникновения отношения доверия в юношеском возрасте явля¬ются ситуативная актуальная значимость той части мира, с которой ин¬дивид намеревается вступить во взаимодействие и оценка ее как безо¬пасной (надежной).
В работе использовались теоретические методы исследования: основной теоретический метод исследования – это анализ, ин-терпретация и реинтерпретация различных философских и психологиче-ских текстов, направленная на осмысление сущности изучаемого явле-ния.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Список литературы Заключение

Таким образом, подводя итоги мы сделали следующие выводы:
Юношеский возраст, в частности, поздний юношеский возраст – период перехода к взрослости, который требует от личности четко определенных жизненных ориентиров, ставит ее перед необходимостью сделать определены ответственные выборы – является сенситивным для развития составляющих доверия к себе в конструктивную установку позитивной направленности с гармоничным стремлением к ответственности, психическому здоровью, личностному росту. Доверие к себе в юношеском возрасте является диалектическим единством содержательных и динамических компонентов что имеют специфические показатели и проявления.
Структура доверия к себе в юношеском возрасте включает аффектный, когнитивный и поведенческий компоненты. Критериями проявления аффектного компоненту является самого принятия, когнитивного, – сама ценность, поведенческого – сама благосклонность личности. Показателями диагностирования исследуемого феномена в аффектной сфере выступают: переживание симпатии к себе, принятие себя, невзирая на недостатки; в когнитивной – интерес к собственному внутреннему миру, осознанию ценности собственной личности как для себя, так и для других; в поведенческой – спонтанность, намерения относительно изменения своего «Я», поведенческая тенденция защищать собственный образ «Я».
Доверие к себе в юношеском возрасте проявляется на трех уровнях: согласованному высокому, несогласованному среднему и дезинтегрованому низкому. Высокий уровень характеризуется согласованностью противоречий в отношении к себе, осознанным самим принятием (переживание чувства удовлетворения от собственной личности, симпатии к себе, принятие не только собственных преимуществ, но и недостатков), самой ценностью (интерес к собственному внутреннему миру, осознанию ценности собственной личности), самоблагосклонностью(сбалансированная тенденция к защите собственного «Я», отсутствие сильных намерений самого изменения). Несогласованному среднему уровню свойственные противоречию в аффектной, когнитивной, поведенческой сферах; дежурство чувств симпатии и антипатии к себе, неприятие негативных сторон собственного «Я», отсутствие стойкого интереса, к собственному внутреннему миру, избыточная защита собственного «Я» (избыточная сама благосклонность); дезинтегрованому низкому присущие чувства антипатии к своей личности, отсутствие тенденции защищать собственный образ «Я», усиленные намерения самого изменения (негативная самоблагосклонность).
Разрабатываемая в данной курсовой работе тема является базисом для дальнейшего теоретического и экспериментального изучения психологических особенностей доверия в юношеском возрасте.



Список литературы

1. Goier P. Distrust as a practical problem / J. of social philosophy. 1992. -Vol. 23 (3). P. 52-63.
2. Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Э.Эриксона //Принцип развития в психологии. М., 1978. С.212-242.
3. Голубь О.В. Доверие к себе как внутриличностное образование старших подростков: автореферат дис. ... канд. психол. наук / О.В. Голубь. – Ростов-на-Дону, 2004. – 24 с.
4. Достовалов С.Г. Система доверительных отношений как детерминанта восприятия индивидуальности в юношеском возрасте: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Ростов-на-Дону, 2000 – 28 с.
5. Елизаров А.Н. Родительско-юношеский конфликт в работе молодежного телефона доверия // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1995. - №2. - С. 31 - 45.
6. Ермакова Н.А. Психологические особенности становления доверия к себе в юношеском возрасте. – Рукопись. Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 – педагогическая и возрастная психология. – Национальный университет имени М.П. Драгоманова, Киев, 2008.
7. Зинченко В.П. Психология доверия / В.П. Зинченко. – Самара: СИОКПП, 2001. – 103 с.
8. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М., 1989. – 225 с.
9. Кон И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М., 1989. – 264 с.
10. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия / А.Б. Купрейченко.— М. : ИП РАН, 2008 .— 569 с.
11. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В. Мудрик. – М., 1984. – 203 с.
12. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. – Киев., 1990. – 158 с.
13. Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история: элементарное социаль¬но-психологическое явление и его трансформация в развитии чело¬вечества //История и психология. М., 1971. С.7-35.
14. Праворотова Т.А. Говир Т. Недоверие как практическая проблема "Социология". 1994. № 3. С.94-98.
15. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
16. Скрипкина Т.П. Доверие как социально-психологическое явление : автореферат дис. ... докт. психол. наук / Т.П. Скрипкина. – Ростов-на-Дону, 1998. – 29 с.
17. Скрипкина Т.П. Психология доверия: учеб. пособие для вузов / Т.П. Скрипкина. – М. : Академия, 2000. – 263 с.
18. Фатхи О.Г. Доверие как фактор повышения адаптационных возможностей в экстремальных ситуациях : автореферат дис. ... канд. психол. наук / О.Г. Фатхи. – Ростов-на-Дону, 2003. – 25 с.
19. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / Ф. Фукуяма. – М. : АСТ, 2008. – 730 с.
20. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон: В 12 тт. — М.: «Советская энциклопедия», «Большая Российская энциклопедия», 1991—1996. Режим доступа: http://www.vehi.net/brokgauz/index.html
21. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1000
Скачать бесплатно 28585.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.