У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Женские образы в романе Ф.М. Достоевского Братья Карамазовы
Количество страниц 68
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2011
Бесплатно Скачать 28669.doc 
Содержание Оглавление

Введение 3

Глава 1. Образ женщины в русской культуре 7
1.1. Концепция женственности и ее отражение в русской культуре 7
1.2. Женские образы в русской литературе 17

Глава 2. Своеобразие женских персонажей в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» 32
2.1. Психологизм Ф.М. Достоевского в создании женских образов. 32
2.2. Концепция женственности в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» 36
2.3. Противоречивость центральных женских образов романа 40
2.4. Образ Lise: от «бесёнка» к «мученице» 52

Глава 3. Методические рекомендации к проведению урока по теме «Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» 57

Заключение 63
Библиографический список 66

Введение

Разные женщины, разные судьбы, разные образы представлены на страницах художественной литературы, публицистики, в живописи, скульптуре, на киноэкране. Образ женщины реальной и созданной воображением творца можно обнаружить во всех жанрах и видах художественного творчества: от фольклора до самых современных проявлений культурной мысли. По мнению С.Н. Булгакова, «всякий подлинный художник есть воистину рыцарь Прекрасной Дамы». В русской культуре женщина предстает в самых различных ипостасях: тотема, древнеязыческого божества, нередко в роли воительницы, мстительницы, носительницы зла и доброй чаровницы, Богородицы, Царь-девицы, сестры, подруги, соперницы, невесты и т.д. Ее образ бывает прекрасным и безобразным, чарующим и отталкивающим.
Фольклорные мотивы, как известно, оказали влияние на все стороны развития литературы, искусства и культуры в целом. О соотношении злых и добрых начал в женщине говорят и пишут большинство тех авторов, кто хоть как-то касался этого вопроса.
В целом для русской культуры характерна идея, выраженная Ф.М. Достоевским, о сочетании в женщине «идеала мадоннского» и «идеала содомского», что, видимо, вполне правомерно.
Произведения русской литературы создают образы женщин, в которых отражаются национальные представления о важнейших качествах, которые присущи женскому полу. В этом одна из главных притягательных черт художественной литературы – ее способность раскрыть тайны внутреннего мира человека, выразить душевные движения так точно и ярко, как этого не сделать человеку в повседневной жизни. В психологизме один из секретов долгой исторической жизни литературы прошлого: говоря о душе человека, она говорит с каждым читателем о нем самом.
Одним из способов создания образов в художественном произведении является портретная характеристика героев, через которую раскрываются отдельные стороны творческой индивидуальности писателя, особенности его метода.
В этом отношении интересным является творчество Ф.М. Достоевского. Достоевский и его творчество представляют собой целую эпоху в русской художественной литературе и до сих пор вызывают интерес исследователей. Художественный метод этого писателя содержит глубокий психологический анализ героев. Писатель определил его как реализм «в высшем смысле», позволяющий ему через изображение «глубины души человеческой» выявить узловые идейные и общественные противоречия истории и своей переходной истории.
Ф.М. Достоевский вошел в историю мировой литературы как писатель-философ. Практически в каждом произведении Достоевского мы погружаемся в мир вопросов, колебаний, в мир духовной борьбы. Достоевского интересовала правда, которая пережита и лично выстрадана человеком; правда, обретенная им в итоге нелегкого пути проб и ошибок, заблуждений, сомнений, прозрений.
На наш взгляд, художественной манере Ф.М. Достоевского присуща индивидуализация, что проявляется в портретной характеристике. Отдельное внимание писатель уделяет в своих произведениях женским образам. Не является исключением и его роман «Братья Карамазовы».
Наиболее интересными для изучения нам представляются центральные женские персонажи – Грушенька и Катерина Ивановна. Однако заслуживает внимания и отдельно стоящий образ Лизы Хохлаковой. Стоит отметить, что на сегодняшний день женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» не являются до конца изученными, в критической литературе нет достаточно полных портретных характеристик героинь этого произведения. В этом заключается новизна данного исследования.
Цель нашей работы – исследуя художественные функции портретной характеристики и ее своеобразия, выяснить, в чем особенности созданных Достоевским женских образов, какую роль они играют в романе «Братья Карамазовы».
Цель работы определила следующие задачи:
1) изучить концепцию женских образов в русской культуре и, в частности, русской литературе;
2) проанализировать особенности женских образов в романе «Братья Карамазовы» и выявить особенности портретных характеристик в произведениях Ф.М. Достоевского;
3) разработать методические рекомендации к уроку по теме «Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».
В соответствии с поставленными целями структура работы состоит из введения, трех глав и заключения.
Объектом исследования является роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», а предметом – система женских образов романа Ф. Достоевского «Братья Карамазовы».
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе обобщен материал по гендерной проблематике в литературоведении, а также по теме исследования – «Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Этот материал послужил основой для методических рекомендаций к проведению урока по заданной теме, которые могут быть использованы в старших классах средней школы, а также как основа спецкурса.
Гипотеза исследования: в женских образах, созданных Ф.М. Достоевским в романе «Братьев Карамазовых» отражается концепция женственности и традиции создания образа женщины в русской литературе.
Для написания дипломной работы нами использовались следующие методы исследования:
1) изучение, обработка и систематизация теоретического и практического материала (критическая, справочная и научно-популярная литература, художественный текст);
2) эмпирические наблюдения: формально-логические - индуктивные, дедуктивные, традуктивные умозаключения; содержательно-теоретические - анализ и синтез.
В качестве теоретической основы изучения в работе применялись труды и монографии российских и зарубежных авторов по теории художественного восприятия (А.А. Потебня, М.Б. Храпченко, Х.Р. Яусс и др.), по проблемам интерпретации художественного текста (Л.С. Выготский, М.М. Бахтин, и др.), по теории и истории художественного образа (Г.Н. Поспелов, И.И. Виноградов, Л.Я. Гинзбург и др.). Критическая литература по творчеству Ф.М. Достоевского представлена работами Ю.Э. Селезнева, Л.П. Гроссмана, Г. Фридлинера, В.И. Труайя и т.д. Поэтика и художественные образы писателя рассматривались С.М. Гусом, Т.В. Касаткиной, Н.В, Кашиной, Э.А. Полоцкой и другими. При подготовке работы также использовался для анализа художественный текст романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».
Список литературы Заключение

Цель нашей работы заключалась в том, чтобы в контексте русской культуры определить особенности женских образов в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
При всей разности оценок женщины женственность испокон веков в русской культуре связывается с материнством, чадолюбием, ролью надежной хранительницы домашнего очага, опорой семьи, поддержкой и помощью мужчине, сострадательностью, милосердием. Однако, если в социуме всегда существует образ женщины, предлагаемый как идеальный, то поэты и художники, политики и модельеры, кино и театр приносят в мир тот образ женщины, который в данном социуме, в данное время является наиболее предпочтительным.
В русской литературе представлены разнообразные женские образы, которые воплощают в себе тот или иной конструкт понятия «женственность». Большая часть этих образов ведет свои начала из народной культуры или опирается на христианские представления о качествах женщины. В любом случае, стереотип женственности, переходя из произведения в произведение не только литературы, но и живописи, драматургии, обогащается, сохраняя свои традиционные черты и обретая новые, созвучные культурной эпохе и социально-духовным особенностям своего времени.
Все женщины Достоевского чем-то похожи друг на друга. Но в каждом последующем произведении Достоевский дополняет новыми чертами уже известные нам образы.
У Достоевского каждый герой имеет свой неповторимый голос, свой тип сознания. Толстой знает, что будет с его героями дальше, но автор в романе Достоевского не занимает позиции всеведения, всезнания, автор ищет истину вместе со своими читателями, героями. Автор будет сталкивать голоса разных героев, он будет вводить их в диалог. Достоевский активно пользуется диалогом сознаний. В диалог вступают равноправные голоса. В диалог сознаний вступают голоса в чем-то очень близкие, но в чем-то очень разные, голоса будут проникать один в другой. Диалог сознаний позволяет высветить сознания всех героев со всеми их плюсами и минусами. Достоевскому это очень важно, так как он считает, что у всех людей одно сознание, начало. Он считает, что человек – ни ангел, ни злодей. Он считает, что ни на одном человеке нельзя поставить точку, человек способен изменяться.
В романе «Братья Карамазовы» автор отводит одно из главных мест образу Грушеньки Светловой, которая воплощает в себе образ «роковой», «падшей» женщины и одновременно образ грешницы, стоящей на распутье между нравственными угрызениями, связывающими ее с прошлым, и настоящим, к которому призывает новая, чистая любовь. Это, безусловно, роднит ее с героиней другого романа Ф.М. Достоевского – «Преступление и наказание» - Сонечкой Мармеладовой.
Для Достоевского это становится вполне традиционным способом утверждения нравственной чистоты в лице женщины по представлениям обыденной морали и ханжеского миропонимания недостойной и падшей. В этом образе нам открывается подлинность, искренность, глубина чувств (ибо героиню коснулось страдание).
Ф.М. Достоевский противопоставляет этот тип женщины наигранности и легковесности «хороших» барышень. Таковой в романе «Братья Карамазовы» является благородная и порядочная Катерина Ивановна. Несмотря на свою человечность и великодушие, она предала своего «жениха» Дмитрия, выступив против него на суде. И теперь до конца жизни она будет мучиться угрызениями совести, в то время как «тварь» и «гетера» Грушенька, наоборот, встала на путь истинного «добра».
Обособленно стоит в романе образ Lise Хохлаковой. В романе она как бы олицетворяет иронию. Пройдя путь от светлой любви и желания счастья к кризису личности и желанию саморазрушения, она выводит теорию Ивана Карамзина о вседозволенности зла на новый уровень. Ее видение мира противопоставляется пути спасения и жизни, который избирают остальные герои.
Несмотря на все противоречие характеров героинь романа, судьба каждой из них вызывает сочувствие и сопереживание у читателя, и заставляет восхищаться талантом писателя, создавшего столь яркие женские образы.
Федор Михайлович Достоевский как великий мастер-психолог описывал людей, их мысли и переживания в «вихревом» потоке; его герои постоянно находятся в динамичном развитии. У него нет статических персонажей, его герои не проживают тихую и спокойную жизнь. Он выбирал моменты наиболее трагичные, наиболее значимые. Отсюда и общечеловеческая, вселенская проблема любви, которую пытаются разрешить его героини.
Проходят десятилетия, века сменяют друг друга, а правда русского женского характера, запечатленная автором, продолжает жить, будоражить умы новых поколений, приглашает вступать в полемику или соглашаться с писателем.
В связи с этим нам представляется актуальным проведение отдельного урока в старших классах среднеобразовательной школы, посвященного женским образам в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», которые были бы рассмотрены с позиции как русской культуры и литературы, так и с позиции психологизма автора в создании художественных образом. Этим обусловливается практическая значимость нашего исследования, в котором также представлены методические рекомендации к проведению такого урока.

Библиографический список

1. Алексеев, А.А. Эстетическая многоплановость творчества Ф.М. Достоевского [Текст] / А.А. Алексеев // Творчество Ф.М. Достоевского: Искусство синтеза. – Екатеринбург : УрГУ, 1991. - С. 204-223.
2. Байдин, В. Женщина в Древней Руси [Текст] / В. Байдин // Русская женщина и православие. - СПб., 1997. – С. 38-46.
3. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского [Текст] / М.М. Бахтин. - М. : Советский писатель, 1979. - 456 с.
4. Бердяев, Н.А. Метафизика пола и любви [Текст] / Н.А. Бердяев // Эрос и личность: Философия пола и любви. - М., 1989. - С. 17-51.
5. Ванчуков, В. Женщины в философии: Из истории России XIX - XX веков [Текст] / В. Ванчуков. - М, 1996. – 304 с.
6. Достоевский. Материалы и исследования [Текст] / Под ред. А.С. Долинина. - СПб. : Наука, 1992. - 786 с.
7. Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы» [Текст] / Ф.М. Достоевский. - М. : Эксмо, 2008. - 912 с.
8. Габриэлян, Н.М. Пол, культура, религия [Текст] / Н.М. Габриэлян // Общественные науки и современность. - 1996. - № 6. - С. 126-134.
9. Гроссман, Л.П. Достоевский [Текст] / Л.П. Гроссман. - М. : Молодая гвардия, 1963. - 450 с.
10. Гус, С.М. Идеи и образы Достоевского [Текст] / С.М. Гус. - М. : Художественная литература, 1971. - 592 с.
11. Джексон, Р.Л. Проблема веры и добродетели в «Братьях Карамазовых» [Текст] / Р.Л. Джексон // Достоевский. Материалы и исследования. - СПб. : Наука, 1992. – С. 114-162.
12. Егоров, Б.Ф. Библиографический словарь. Русские писатели [Текст] В 2 ч. Ч. 2 / Б.Ф. Егоров. - М. : Просвещение, 1990. - 678 с.
13. Есин, А.Б. Психологизм русской классической литературы [Текст] / А.Б. Есин. - М. : Флинта, 2003. - 176 с.
14. Жеребкина, И.А. Подчиниться или погибнуть: парадоксы женской субъективации в русской культуре конца XIX века [Текст] / И.А. Жеребкина // Русская женщина и православие. – СПб., 1997. – С. 71-84.
15. Захаров, В.Н. Проблемы изучения Достоевского [Текст] / В.Н. Захаров. - Петрозаводск, 1978. - 286 с.
16. Здравомыслова, О.М. «Русская идея»: антиномия женственности и мужественности в национальном образе России [Текст] / О.М. Здравомыслова // Русская женщина и православие. - СПб., 1997. – С. 85-101.
17. Калашникова, Л. Черты истинно женской натуры [Текст] / Л. Калашникова // Литературная Россия. - 1989. - № 33. - С.22-26.
18. Кайдаш, С. Сила слабых: Женщины в истории России (XI -XIX вв.) [Текст] / С. Кайдаш. – М. : Сов. Россия, 1989. – 288 с.
19. Кардапольцева, В.Н. Женские лики России [Текст] / В.Н. Кардапольцева. - Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2000. – 158 с.
20. Карякин, Ю.Ф. Достоевский и канун XXI века [Текст] / Ю.Ф. Карякин. - М. : Советский писатель, 1989. - 234 с.
21. Касаткина, Т.В. Характерология Достоевского [Текст] /Т.В. Касаткина. – М. : Наследие, 1996. - 78 с.
22. Кашина, Н.В. Человек в творчестве Ф.М. Достоевского [Текст]. - М. : Художественная литература, 1986. – 318 с.
23. Кашина, Н.В. Эстетика Достоевского [Текст] / Н.В. Кашина. - М. : Художественная литература, 1986. - 411с.
24. Куплевацкая, Л.А. Символика хротопа и духовные движения героев в романе [Текст] / Л.А. Куплевацкая. Достоевский. Материалы и исследования. - СПб. : Наука, 1992. – С. 90-101.
25. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века) [Текст] / Ю.М. Лотман. - СПб. : Искусство, 1994. – 758 с.
26. Луначарский, А.В. О Достоевском [Текст] / А.В. Луначарский // Достоевский Ф.М. в русской критике : сборник статей. - М., 1956. - 206 с.
27. Майков, В.Н. Литературная критика : Статьи. Рецензии [Текст] / В.Н. Майков. - Л. : Художественная литература., 1985. - 407 с.
28. Михайлов, Г.Г. Дающая жизнь. Прекрасная женственность [Текст] / Г. Михайлов. - СПб., 2000. – 280 с.
29. Михайлова, М. Внутренний мир женщины и его изображение в русской женской прозе серебряного века [Текст] / М. Михайлова // Преображение. - 1996. - № 4. - С.150–158.
30. Михайловский, Н.К. Жестокий талант [Текст] / Н.К. Михайловский // Литературная критика: Стихи о русской литературе XIX - начало XX в. - Л. : Художественная литература, 1989. С. 153-234.
31. Назиров, Р.О. Творческие принципы Достоевского [Текст] / Р.О. Назиров. - Саратов, 1982. - 236 с.
32. Писарев, Д.И. Борьба за жизнь [Текст] / Д.И. Писарев // Литературная критика в 3 т. - Л. : Художественная литература, 1981. – 3 т. - 244 с.
33. Плукс, П. Постановка и решение женского вопроса в русской литературе середины XIX в. [Текст] / П. Плукс // Ученые записки Рязанского педагогического института. - 1967. – 39 т.
34. Полоцкая, Э.А. Человек в художественном мире Достоевского и Чехова [Текст] / Э.А. Полоцкая // Достоевский и русские писатели. - М. : Советский писатель, 1977. – С. 184-245.
35. Пушкарева, Н.Л. Женщина в русской семье: традиции и современность [Текст] / Н.Л. Пушкарева // Семья. Гендер. Культура. - М., 1997. - С. 177-189.
36. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян [Текст] / Б.А. Рыбакова. - М. : Наука, 1998. – 486 с.
37. Рябов, О.В. Русская философия женственности (XI-XX века) [Текст] / О.В. Рябов. - Иваново, 1999. - 360 с.
38. Рябов, О.В. «Умом Россию не понять»: Гендерный аспект «русской загадки» [Текст] / О.В. Рябов // Женщина в российском обществе. - 1998. - № 1. - С. 34-41.
39. Рябов, О.В. Идеал «Мадонны» или идеал «содомской»: Два лика женственности в русской философии [Текст] / О.В. Рябов // Женщина в российском обществе. - 1998. - № 2. – С. 88-92.
40. Селезнев, Ю.И. В мире Достоевского [Текст] / Ю.И. Селезнев. - М. : Молодая гвардия, 1981. - 543 с.
41. Соловьев, С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского [Текст] / С.М. Соловьев. - М. : Современный писатель, 1979. - 230 с.
42. Тишкин, Г.А. Женский вопрос в России: 50-60-е гг. XIX в. [Текст] / Г.А. Тишкин. - Л. : Издательство Ленинградского университета, 1984. – 239 с.
43. Фридлендер, П.М. Реализм Достоевского [Текст] / П.М. Фридлендер. – Л. : Наука, 1964. - 378 с.
44. Фридлендер, Г. Достоевский и мировая литература [Текст] / Г. Фридлендер. - Л. : Советский писатель, 1985. - 456 с.
45. Чирков, Н.М. О стиле Достоевского [Текст] / Н.М. Чирков. – М. : Издательство Академии наук CCCP, 1963. – 188 с.
46. Чичерин, А.В. Сила поэтического слова [Текст] / А.В. Чичерин. - М. : Современный писатель, 1985. - 234 с.
47. Этов, В.И. Достоевский. Очерк творчества [Текст] / В.И. Этов. - М. : Просвещение, 1980. - 360 с.
48. Якушин, Н.И. Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве [Текст] / Н.И. Якушин. - М. : Русское слово, 2002. - 128 с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
2500
Скачать бесплатно 28669.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.