У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях депривации
Количество страниц 96
ВУЗ Челябинский институт (филиал) ГОУ ВПО РГТЭУ
Год сдачи 2011
Бесплатно Скачать 28718.doc 
Содержание Содержание
Введение 3
1. Теоретический анализ проблемы тревожности младших школьников с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации 6
1.1. Подходы к рассмотрению понятия «тревожность» в психологических исследованиях 6
1.2. Проявление тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях родительской депривации 15
1.3. Проявления тревожности у детей с ЗПР по данным эмпирических исследований 21
Выводы по первой главе 25
2. Экспериментальные исследования тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации 26
2.1. Цели и задачи исследования, характеристика испытуемых 26
2.2. Методы и методики исследования тревожности у детей с ЗПР 28
2.3. Анализ результатов исследования тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации 34
Выводы по второй главе 50
3. Методические рекомендации по коррекции тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации 53
3.1. Психологические рекомендации воспитателям и педагогам, работающим с детьми с ЗПР 53
3.2. Возможность использования элементов сказкотерапии в коррекции тревожности у детей с ЗПР 57
Выводы по третьей главе 65
Заключение 66
Литература 69
Приложение 74


Введение
Проблема социальной депривации детей, находящихся в специализированном доме ребенка, впоследствии – проблема дезадаптивного поведения, является весьма актуальной, и эта актуальность имеет четко выраженную тенденцию к росту. Большое число детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, имеет сенсорное недоразвитие, задержку в развитии и интеллектуальную недостаточность, что выражается в целом ряде специфических факторов, наиболее выраженных в особенностях эмоционально-личностной сферы. Достаточно ярко эти психические нарушения субклинического и клинического уровня в условиях депривации, проявляются на начальных этапах школьного обучения, когда выясняется, что большинство воспитанников детского дома оказываются не способны к обучению по программе общеобразовательной школы в связи с определенным своеобразием познавательной и личностной сфер.
Понимание депривации имеет многоуровневое значение, исходя из психической депривации (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, М.И. Лисина, Дж. Боулби, Д. Винникот, Ж.Пиаже, Б.Инхельдер, Ш.Бюлер, Б.Тюдор-Гарт, Г. Гетцер, К. Коффка, Э.Эриксон , М. Эйнсворт и др.). В частности, родительская депривация определяется как состояние, обусловленное недостатком постоянного, тесного и стойкого отношения со значимым взрослым; социальная депривация понимается как ограниченная возможность для усвоения социальной роли.
Когда мы говорим о детях с нарушениями развития, социализация личности которых и без того оказывается осложненной спецификой дефекта, особый характер приобретает проблема тревожности. Тревожность - переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.
Актуальность изучения тревожности в практическом аспекте определяется тем, что именно она, как отмечают многие исследователи и практические психологи (А.И.Захаров, В.Р.Кисловская, Б.И.Кочубей и Е.С.Новикова и др.)., лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу. Тревожность рассматривается как показатель «предневротического состояния», ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как делинквентность и аддиктивное поведение подростков. Значение профилактики тревожности, ее преодоления важно при подготовке детей и взрослых к трудным ситуациям (экзамены, соревнования и др.), при овладении новой деятельностью.
Таким образом, цель данного исследования – изучить тревожность у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях депривации.
Объект исследования: тревожность у детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования: проявления тревожности у детей с ЗПР младшего школьного возраста в учебной деятельности и взаимоотношениях.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме тревожности детей, воспитывающихся в условиях депривации;
2) Осуществить экспериментальное изучение тревожности у детей с ЗПР;
3) Сформулировать методические рекомендации по коррекции тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации.
В соответствии с обозначенной целью и предметом исследования, гипотеза сформулирована следующим образом: существуют выраженные особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР, воспитывающихся в условиях родительской депривации, по сравнению с их сверстниками, воспитывающимися в семье.
Исследование проводилось на базе МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Детского дома № 7 Тракторозаводского района г. Челябинска и МСКОУ школы VII вида № 7, для детей с отклонениями в развитии. В исследовании приняли участие в общей сложности 25 детей младшего школьного возраста (8-9 лет), среди них – 10 детей с задержкой психического развития, воспитанников Детского дома; и 15 детей с задержкой психического развития, воспитывающихся в семье и обучающихся в коррекционной школе.
Для проверки гипотезы исследования и реализации поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический (анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы); эмпирический (основу которого оставили психодиагностические методы опроса, тестирования, моделирования ситуации); количественного и качественного анализа полученных данных.
В пакет психодиагностических методик вошли:
1) Методика изучения детской тревожности Р. Темпла, М. Дорки, В. Амена;
2) Тест диагностики школьной тревожности Филиппса;
3) Рисунок несуществующего животного;
4) Методика выявления тревожности через определение результативности запоминания в нейтральной и эмоциогенной ситуации.
Список литературы Заключение
Несомненная актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы определяется тем практическим фактом, что формирующийся при депривационных воздействиях клинико-психологический комплекс априори создает наблагоприятные условия для эмоционального развития. Вместе с тем, период начала школьного обучения является критической фазой с точки зрения психофизиологии ребенка.
Целью представленного иследования стало изучение тревожность у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях депривации.
Как показал анализ научной психолого-педагогической литературы, большинство исследователей предлагают рассматривать понятие тревожности дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом динамики его переходного состояния.
Проявления тревоги у детей делятся на два основных вида [37]: мобилизующее (агрессивно-тревожный тип) и демобилизующее (тревожно-фобический тип), причем эти виды имеют ярко выраженный индивидуальный характер.
Современные исследователи (Л.Н. Костина) полагают, что дети с ЗПР обладают неустойчивой эмоциональной сферой, менее развитыми компенсаторными и психозащитными возможностями, меньше защищены от воздействия неприятных ситуаций, в результате чего появляются страх, боязнь, тревожность. Д.Н. Исаев и П.Г. Елисеев указывают, что тревожность у детей с ЗПР старшего дошкольного и младшего школьного возраста является в значительной степени ситуативной и не обладает сформировавшимся, выраженным «личностным ядром».
Симптоматика психической депривации также может охватывать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциальной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности.
В качестве гипотезы выдвигалось следующее предположение: существуют выраженные особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР, воспитывающихся в условиях родительской депривации, по сравнению с их сверстниками, воспитывающимися в семье
Обработав с помощью статистического и математического инструментария данные четырех методик, и сравнив полученные показатели с помощью фи-критерия Фишера, мы можем констатировать, что:
1. По методике Темпла-Дорки-Амена удалось определить, что дети младшего школьного возраста с ЗПР, воспитывающиеся в условиях депривации, отличаются более высоким индексом тревожности, чем их сверстники, воспитывающиеся в семье (при p≤0,05).
2. По тесту школьной тревожности В.Филиппса дети младшего школьного возраста с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации, превышают своиз сверстников, воспитывающихся в семье, по:
- уровню общей тревожности в школе, отражающей тревогу в ситуациях проверки знаний, волнение о выполненном задании, повышенное беспокойство о широком спектре «школьных» ситуаций (при p≤0,01);
- уровню фрустрации достижения успеха, определяющего собой блокирование потребности в достижении успеха (при p≤0,05);
- уровню страха самовыражения (при p≤0,01).
Вместе с тем, уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих по методике Филиппса, достоверно более высок у детей младшего школьного возраста с ЗПР, воспитывающихся в семье (при p≤0,01).
3. При качественной интерпретации рисунка «Несуществующее животное» отмечено, что наличие жирных линий и сильного нажима в фигуре, заштрихованных сплошным темным цветом деталей, выхода за границы при штриховке, более характерно для рисунков воспитанников Детского дома. С другой стороны, такие косвенные признаки тревожности, как изображение избыточного количества органов чувств, стирание нарисованного в процессе выполнения задания, и устная характеристика животного как «страшного», отмечались у младших школьников из обеих подгрупп одинаково часто.
4. Дополнительная методика анализа уровня тревожности через запоминание слов в нейтральной и эмоциогенной ситуации позволила сделать вывод, что ряд младших школьников как из экспериментальной, так и из контрольной подгруппы справился с заданием более успешно в первой, а ряд - во второй смоделированной ситуации. Отношение числа запомненных слов в эмоциогенной ситуации к числу запомненных в нейтральной ситуации слов имеет значение как больше единицы, так и меньше единицы и у воспитанников семьи, и у младших школьников с ЗПР из детского дома.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что основная гипотеза исследования - существуют выраженные особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР, воспитывающихся в условиях родительской депривации, по сравнению с их сверстниками, воспитывающимися в семье, - подтверждена.
По результатам исследования, сформулированы психологические рекомендации воспитателям и педагогам, работающим с детьми с ЗПР, а также описаны возможности использования элементов сказкотерапии как эффективного проективного метода в коррекции тревожности у депривированных детей с ЗПР.



Литература
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с.
2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М., 1994. - 216 с.
3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988. с.13—21.
4. Бодров В.А. Информационный стресс. – М., 2000. – 267 с.
5. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Психолого-педагогическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада // Коррекционная педагогика, 2003 - №2.
6. Боулби Д. Детям любовь и заботу // Лишенные родительского попечительства. – М., 1991. – С. 144-154.
7. Василенко А . О . Связь тревожности и некоторых личностных характеристик подростка [Электронный ресурс] // Сб. науч. тр. Северо-Кавказского гос. техн. ун-та. Сер. «Гуманит. науки». – 2005. – № 2 (14)
8. Вачков И.В. Сказкотерапия : Развитие самосознания через психологическую сказку – М., 2001. – 221 с.
9. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты : иллюстрированное руководство. — М., 2005. — 160 с.
10. Волков Г.И. Особенности тревожности и ее коррекция. У младших подростков – учащихся сельских школ: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – Казань, 2003. – 22 с.
11. Галигузова Л. Н. : Проблема социальной изоляции детей// Вопросы психологии. – 1996. - № 3. – С. 101 – 107.
12. Голенищева Е.Л. Социально-психологические факторы агрессивности младших школьников : Автореф. …. Дисс. канд. психол. наук. - СПб, 2005. - 183 с.
13. Головин С. Ю. Словарь практическиого психолога. – М., 1998. – 568 с.
14. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М. С. Певзнер. – М., 1966 – 292 с.
15. Исаев Д.Н., Елисеев П.Г. Опыт применения тестов тревожности и невротизма в изучении детей с задержкой психического развития. // Дефектология. 1999. №4. - С.27-31.
16. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник по групповой психокоррекции. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 443 с.
17. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития: Учебное пособие: Хрестоматия. — СПб., 2007. — 168 с.
18. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по креативной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. — М. ; СПб. : Сфера : Речь, 2001. — 390 с.
19. Капская, А.Ю. Планета чудес : развивающая сказкотерапия для детей. – СПб., 2006 - 212 с.
20. Клиническая психология / под ред. Карвасарского Б. Г. – СПб., 2007.–960 с.
21. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы младшего школьника: Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений. – Новокуйбышевск, 2008 г. – 105 с.
22. Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. – СПб., 2005 – 198 с.
23. Костина Л.Н. Особенности эмоциональной сферы в учебном процессе детей младшего школьного возраста (с нормальным и задержанным психическим развитием): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1992. - 28с.
24. Кузнецова Л.В., Айзенберг Б.И. Разные формы психологической помощи в школе-интернате для детей с задержкой психического развития. // Дефектология. 1990. №2. - С.21-23.
25. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1998. – 340 с.
26. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: Авиценум, 1984. - 335 с.
27. Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1999.
28. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. – 1969.- № 1.
29. Логинова О.И. Сказкотерапия в работе с детьми и взрослыми[Электронный ресурс] Режим доступа: http://olga2901l.narod.ru/skazkoterap.html
30. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. - М.: Компенс-центр, 1993. - 198 с.
31. Методика изучения детской тревожности Р. Теммла, М. Дорки, В. Амена // Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития - СПб., 2002. – С.19-28.
32. Мещерякова С.Ю. Особенности аффективноличностных связей со взрослыми // Психическое развитие воспитанников детского дома. – М., 1990.
33. Мэй Р. Смысл тревоги. – М., 2001. – 430 с.
34. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М. : Сфера, 2002 - 510 с.
35. Основы специальной психологии/под ред. Л.В.Кузнецовой. — М.,2005. — 480 с.
36. Пономарева, В.И. Там, на неведомых дорожках. Из практики сказкотерапии. — М., 2008. — 244 с.
37. Панфилова М.А. Коррекция тревожности у старших дошкольников с ЗПР: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2007. – 24 с.
38. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М., 1990.
39. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М., 2000. — 304 с.
40. Прыжкина А.А., Комракова В.И. Особенности сенсомоторной и интеллектуальной деятельности младших школьников с разным уровнем тревожности // Психологические проблемы подростка в современной школе и пути их решения: Сб. науч. тр./ Рос. гос. пед. ун-т им. А.Г. Герцена. -СПб.: Изд-во РГПУ - 2003. - C.108-113.
41. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1990.
42. Расщевска М.Ч. Особенности эмоционально-волевой сферы детей 6-10-летнего возраста с разным уровнем умственного развития. // Сравнительная динамика развития детей: Сборник научных трудов. - Рига, 1986. – С.49-61.
43. Саенко Ю. В. Специальная психология : учебное пособие. — М., 2006.— 180 с.
44. Соколов, Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М., 2001. – 290 с.
45. Сорокин В. М. Специальная психология: учебное пособие. – СПб.,2003. – 216 с.
46. Специальная психология : учебное / под ред. В. И. Лубовского. — М.,2007. — 460 с.
47. Тест «Несуществующее животное» // Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцинковской. – М., 2001. – 420 с.
48. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – М., 2008. – 118 с.
49. Тренинг по сказкотерапии : Сборник программ по сказкотерапии / Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. — СПб., 2002. — 254 с.
50. Тригер Р.Д. Психологические особенности общения младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология, 1985. – №5.
51. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — СПб., 2008. — 192 с.
52. Тригер Р.Д. Психологические особенности общения младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология, 1985. – №5.
53. Трофимова Н. М. Основы специальной педагогики и психологии. — СПб., 2005. — 304 с.
54. Фролова О.В. Психологические особенности тревожности в фрустрационных ситуациях и их психологическая коррекция у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста : Автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Екатеринург, 2007. – 22 с.
55. Фурманов И.А., ФурмановаН.В. Психология депривированного ребенка. – М., 2000. – 199 с.
56. Харченко М.А.Диагностика появлений тревожности у студенческой молодежи // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. – 2009. – №35.
57. Хоментаускас П.Т. Семья глазами ребенка – М. 1997. – 223 с.
58. Хорни К. Собр. соч. в 3 томах. - М.: Смысл, 1997. Т.2. С. 174—180.
59. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение – СПб.: Питер, 2003. – 608с.
60. Хухлева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М., 2001 – 328 с..
61. Черняева, С.А. Психотерапевтические сказки и игры – СПб., 2003. – 120 с.
62. Ясперс К. Общая психопатология. – М, 1997. – 340 с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
3000
Скачать бесплатно 28718.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.