У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Способы формирования мотивации в учебной деятельности школьников
Количество страниц 66
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2011
Бесплатно Скачать 28889.doc 
Содержание Содержание


Введение 3
Глава I. Формирование мотивации учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема 6
1.1 Проблема мотивации в отечественной и зарубежной педагогике и психологии 6
1.2 Особенности мотивации учебной деятельности младшего школьника 18
Глава II. Система управления поэтапным формированием учебной мотивации младшего школьника 30
2.1 Организационно-педагогические и технологические основы процесса формирования учебной мотивации младших школьников 30
2.2 Анализ хода и результатов опытно-экспериментальной работы 37
Заключение 48
Список использованной литературы: 51






Введение


Объективной потребностью современного общества, особенно в условиях перестройки всех его звеньев, в том числе и образования, является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса рациональных вариантов содержания обучения и его структуры.
В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися.
Проблема мотивации учения является актуальной в современной психологии и педагогике. Ведь процесс обучения невозможен без наличия у учащихся определенных мотивов деятельности. Изучение мотивов учебной деятельности позволяет психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности обучения. Мотивы учения, являясь одним из компонентов учебной деятельности, выполняют функцию ее регулирования и поддержки. В настоящее время движущей силой учения у многих детей являются внешние мотивы, но с точки зрения эффективности учебной деятельности, развития творческой, интеллектуальной личности, необходимо научиться формировать прежде всего внутренние мотивы.
Анализ исследований и публикаций. Проблемой мотивов в поведении и деятельности человека в психологии и педагогике работали многие отечественные и зарубежные учёные: Е.П. Ильин, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.И. Ковалёв, Л.И. Божович, К.К. Платонов, А. Н. Леонтьев, Д.А. Мак-Клелланд, Э Фромм, К. Хорни, А. Маслоу, С.Б. Каверин, Б.И. Додонов, Р.М. Йеркс, Д. Д. Додсон, Д.А. Зарайский, П.И. Иванов, К.Обуховский, В.Г. Асеев, А.Г. Ковалёв, П.М. Якобсон, В.С. Мерлин, М.Ш. Магомед-Эминов, В.А. Семиченко, М.В. Савчин, В.С. Юркевич, Г.Н.Казанцева и многие другие [1-10].
Современная педагогическая наука огромное внимание уделяет организации учебной деятельности детей в рамках личностно-ориентированной парадигмы обучения, на основе работ А.Адлера, Е. Берна, У. Джеймса, А. Маслоу, К. Роджерса, Е.Фромма, К. Хорни ; а также Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе и мн. др.
Существенное значение в разработку теории личностно-ориентированного обучения и воспитания детей внесли современные психологи и педагоги: Г.Балл, С.Д. Максименко, В.А. Семиченко, В.В. Рыбалка, И.Д. Бех, И. А. Зязюн, В.Г. Кремень и др.
О необходимости реформирования системы образования на Украине пишут многие учёные: Г.А.Балл, И.Д. Бех, В.С. Лутай, А. П. Валицкая, Г.А. Овчинников, Л.В. Сохань, В.И. Шинкарук, С.М. Косолапов и др.
Содержательный анализ исследований, посвященных проблеме мотивации учения у детей, обнаруживает большое разнообразие мотивов, влияющих на эффективность процесса обучения, которое обусловлено во многом чрезвычайной сложностью самой учебной деятельности, уровнем ее организации, возрастными особенностями учащегося и всей системой его отношений с окружающим миром.
Объект исследования - учебная деятельность младшего школьника. Предмет исследования - особенности мотивации на начальном этапе обучения. Цель исследовательской деятельности - рассмотрение условий формирования учебно-познавательной мотивации. Гипотеза: мы предполагаем, что использование индивидуального подхода повлияет на уровень учебной мотивации младшего школьника.
Для реализации деятельности и подтверждения гипотезы были предусмотрены следующие задачи исследования:
Рассмотреть проблему развития мотивов учения младших школьников в исследовании отечественных и зарубежных ученых.
Раскрыть структуру и особенности мотивации на начальном этапе обучения.
Определить условия эффективного формирования учебно-познавательной мотивации.
Исследовать мотивацию учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
6. Подобрать методы и приемы для осуществления индивидуального подхода при формировании учебной мотивации учащихся 2 «а» класса.
Методологической основой являются труды отечественных и зарубежных ученых: Л.В. Выготский ( Об интересе как естественном двигателе детского поведения), Д.Б. Эльконин (О учебной деятельность как деятельности, имеющей своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий), А.К. Маркова (О проблеме формирования мотивов учения в школьном возрасте), И. Божович (О система учебной мотивации), М.В. Матюхина (Исследования младших школьников в процессе их психического развития), Я.А. Коменский (О принципах «краткого, приятного, основательного обучения»), С.М. Бондаренко, Д. Карнеги, В.Г. Асеев (О важной особенности мотивации), Г.И. Щукина ( О особенностях познавательного интереса), Н.Г. Морозова, П.И. Размыслова (О Условиях возникновения познавательных интересов), М.Н. Волокитина, В.А. Горбачева, Л.И. Божович, Л.С. Славина, М.Ф. Морозова, П.И. Размыслова (О возникновении новой высшей потребности – учиться) Л.С. Славина (О познавательной активности).
Список литературы Заключение

Таким образом, на основе данных литературы мы рассмотрели мотивы учебной деятельности и их формирование в процессе обучения. Мы выяснили, что проблема мотивации учения занимает важное место в отечественной и зарубежной психологии и педагогике. В отечественной историографии вопросами мотивации занимались В.Н. Мясищев, В.Э. Чудновский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин и другие. В зарубежной историографии можно выделить Д. К. Маккеланда, Г. Олпорта, Э. Даффи, Д. Берлайна, И. Аткинсона, К. Берч, А. Маслоу и других. Они по-разному понимали сущность мотивов и их место в структуре личности.
Мы установили, что в психологии общепризнанным является отсутствие единой классификации мотивов учебной деятельности. Но множество классификаций базируется на выделении внешних и внутренних мотивов. Внешние связаны с взаимоотношением ребёнка с окружающей средой, их ещё называют социальными мотивами (сюда входят: ориентация учащегося на оценку и другие формы поощрения и наказания, престижно-лидерские моменты); внутренние – связаны с самим процессом учения, их можно назвать познавательными (непосредственная заинтересованность учащегося в реализации процесса и достижении результата учения). Поскольку учебная деятельность полимотивирована, в ней присутствуют и внутренние и внешние мотивы, но с точки зрения эффективности учебной деятельности, необходимо опираться прежде всего на внутренние мотивы. Но нельзя вообще устранять внешние мотивы из структуры деятельности. Да это и невозможно, так как пришлось бы полностью изолировать процесс обучения от всей окружающей жизни; к тому же это не нужно, так как объекты и условия, соответствующие этим мотивам, в принципе, должны играть свою полезную связующую роль между учебным процессом и окружающей действительностью. Однако необходимо, чтобы предметная структура учебной деятельности стремилась к своему естественному внутреннему, личностно развивающему виду.
Опираясь на концепции социальных потребностей и социальных мотивов Д.Макклелланда и Х.Хекхаузена были использованы специальные методики, направленные на изучение специфики мотиваций поведения у детей младшего школьного возраста. В нашем исследовании использованы психодиагностические методики: «Структура мотивации» О.П.Елисеева, методика диагностики мотивации к достижению успеха Т.Элерса, методика диагностики мотивации избегания неудач Т.Элерса. Для изучения особенностей развития мотивации достижения нами использовалась проективная методика Х. Хекхаузена с шестью стандартными изображениями.
На основании количественного и качественного анализа результатов проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1) В сознании младших школьников мотивация достижения успеха представлена такими категориями, как: «потребность достижения успеха», «инструментальная деятельность», «положительное эмоциональное состояние», «похвала», «ожидание успеха». Мотивация избегания неудачи представлена категорией: «неуспех».
2) Возрастные особенности изменения потребности в достижении успеха и инструментальной деятельности:
 в 7-8 лет потребность достижения не имеет статистически значимых связей внутри своей структуры, инструментальная деятельность актуализируется одобрением и похвалой значимых взрослых;
 в 8-9 лет потребность в достижении успеха порождается реальными успехами школьников;
 в 9-10 лет потребность в достижении успеха актуализируется похвалой и одобрением со стороны значимых взрослых, а инструментальная деятельность порождает установку на успех.
3) Потребность избегания неуспеха и инструментальная активность имеют сходный вектор развития:
 в 7-8 лет потребность избегания неуспеха порождается отрицательными эмоциями, а инструментальная активность - внутренней оценкой реального неуспеха результатов своей деятельности;
 в 8-9 лет - потребность избегания неуспеха порождается порицанием со стороны значимых взрослых;
 к 9-10 годам - потребность избегания неуспеха порождается установкой на неуспех, которая усиливает потребность избегания неуспеха и опосредует интенсивный поиск средств и способов (инструментальная активность), позволяющих действовать без ущерба для своей личности.



Список использованной литературы:

1. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. - М.: Просвещение, 1995.
2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Ось-89, 2003.
3. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: 1996.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1996.
5. Бодалев А.А. Мотивация и личность. Сборник научных трудов. – М., изд. АПН СССР, 1982.
6. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. - М.: Педагогика, 1972.
7. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие. - Ростов-на-Дону: РГПИ, 2002.
8. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во Союз, 2000.
9. Виноградова Н. Д. Привычка - основа нравственного воспитания // Педагогика.- 2002.- №5.
10. Вицлак Г. Оценка поведения и характеристика учащегося: Кн. для учителя: Пер. с нем. - М.: Просвещение, 1996.
11. Власова Н.И. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии . - 2004. - №1.
12. Гавриловец К. В., Казимирская И. И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Кн. для учителя. - 2-е изд., доп. и перераб. - Минск: Народная Асвета, 2000.
13. Данг Суан Хуай, Гуткина Н.И. К характеристике мотивизации поведения младших школьников // Вопросы психологии . - 2005. - №4.
14. Запорожец А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Избр. психол. тр.: В 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М., 1986.
15. Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка // Избр. психол. тр.: В 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М., 1986.
16. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. – М., 2003.
17. Зосимовский А. В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен// Педагогика.- 2003.- №7
18. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000.
19. Исмов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3-ех книгах. Книга 1. Общие основы психологии. 2-е изд. - М.: Владос, 1998.
20. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. С-П «Прайм-ЕВРОЗНАК». - М., «Олма-ПРЕСС», 2003.
21. Кузнецова Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2001.
22. Леонтьев А.Н. Деятельность, Сознание, Личность. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1977.
23. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер. 2003.
24. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: «Евразия», 1999.
25. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Изд-во «Смысл», 1999.
26. Матюхин М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 2004.
27. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. – Пермь, 2000.
28. Неймарк М.С.,Идиновский В.Э. Изучение мотивации поведения детей. - М. Педагогика, 2002.
29. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 2.: Психология образования. - М.: Владос, 2000.
30. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания / Под ред. Каирова И. А., Богдановой О. С. - М.: Педагогика, 1999.
31. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
32. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология (Словарь). - М.: Изд. Политическая литература. 1990.
33. Подласый П. И. Педагогика: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 1996.
34. Психологические тесты /под ред. А. А. Корепина: в 2-х т. Т.1. – М., Владос, 2001.
35. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2000.
36. Реан А.А. Психология детства. – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб, «Питер», 1999.
38. Сенько В. Г. Воспитание у младших школьников норм поведения (Работа с трудными детьми). - Минск: Народная Асвета, 1999.
39. Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественные основы общей психологии. – М., 1997.
40. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. - М.: Школа-пресс, 2003.
41. Субботский Е.В. Как рождается личность (некоторые психологические аспекты формирования личности ребенка). - М., 2002.
42. Трофимова Н. М. Нравственны ориентиры младшего школьника // Педагогика.- 2004. - №6.
43. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника/ Под ред. Г. Н. Филонова. - М.: Педагогика, 2003.
44. Фрейд З., Буллит У. Т. В. Вильсон. Психологическое исследование. М.: ИГ «Прогресс», 1999.
45. Френкин Р. Мотивация поведения – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2003.
46. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2-ух тт. Т. 1. – М., 1986.
47. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя: Пер. с нем. - М.: Просвещение, 1996.
48. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М., 1989.
49. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1996.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
2500
Скачать бесплатно 28889.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.