У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Факторы школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста
Количество страниц 78
ВУЗ Новосибирский гуманитарный институт
Год сдачи 2011
Бесплатно Скачать 29024.doc 
Содержание План

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы школьной дезадаптации 8
1.1. Понятие и характеристика школьной дезадаптации 8
1.2. Основные проявления и факторы школьной дезадаптации 18
1.3. Виды дезадаптации школьников 25
Глава 2. Причины и особенности дезадаптации младших школьников 28
2.1. Возрастные особенности младших школьников 28
2.2. Психологические причины дезадаптации младших школьников 36
2.3. Социально - экономические факторы дезадаптации младших школьников
42
Глава 3. Исследование причин школьной дезадаптации учащихся первых классов школы № 119 г. Новосибирска 47
3.1. Организация и методы исследования 47
3.2. Исследование уровня адаптации учащихся первых классов школы № 119
51
3.3. Изучение причин школьной дезадаптации учащихся первых классов школы № 119 55
Заключение 62
Список литературы 65
Приложения 70




Введение

Поступление в школу и первые месяцы обучения вызывают у младшего школьника перестройку всего образа жизни и деятельности. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и в шесть, и в семь лет. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются совсем) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе образования из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники.
В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социально-психологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, свидетельствование которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения.
Несоответствие требований, предъявляемых к ребенку, его возможностям является разрушительной силой для растущего человека. В школьные годы особенно уязвимым в этом отношении является период начального обучения. И, хотя проявления школьной дезадаптации на этом возрастном этапе имеют наиболее мягкие формы, ее последствия для социального роста личности оказываются наиболее губительными.
Выводы многих известных педагогов и психологов, результаты современных исследований свидетельствуют о том, что истоками поступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения в поведении, игровой, учебной и других видах деятельности, которые наблюдаются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Эта линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и, при стечении неблагоприятных обстоятельств, приводит в конечном итоге к стойкой недисциплинированности и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.
Период позднего детства в большей мере определяет будущее человека. В зависимости от качества, длительности и степени неблагоприятного влияния, отрицательные установки в поведении детей могут носить поверхностный, легко устранимый характер или укорениться и требовать длительного и настойчивого перевоспитания.
Особым, наиболее важным, фактором, влияющим на формирование школьной дезадаптации, особенно на первом году обучения, является, прежде всего, межличностные отношения и психологический климат в семье, тип преобладающего воспитания.
Таким образом, период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех младших школьников. Только у одних он длится один месяц, у других — одну четверть, у третьих — растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок к овладению учебной деятельностью.
С учетом тенденций роста негативных последствий дезадаптации, выражающихся, в частности в затруднениях в обучении, нарушениях поведения, иногда достигающих уровня криминальной выраженности, проблему школьной адаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных социальных проблем современности, требующих уже не столько углубленного изучения, сколько безотлагательных поисков продуктивного решения на практическом уровне.
Степень разработанности темы: В публикациях, появившихся за последние годы, исследуются отдельные причины школьной дезадаптации: изучению особенностей развития подростков, в различных типах семей, условий воспитания, положения семьи, ценностных ориентации неблагополучных семей и их влияние на формирование дезадаптации у детей посвящены работы Двойменного И.В., Харчева А.Г.,и др.; школьная дезадаптация, связанная с затруднениями учебной деятельности, различными факторами учебно-воспитательного характера, нарушающими процесс социализации была в центре изучения Димова В.М., Лунеева В.В., Попова В.А.; психогенные особенности и факторы, которые могут быть как причинами, так и следствием отклонений занимались Двойменный И.В., Якобсон П.; суицидальные наклонности анализировали Гилинский Я.И., Орлова И. и др.; искажение жизненных ориентаций, приводящие к преступности анализировали Аверина Н.В., Антонов А.И. и др.
Проблемам, касающимся непосредственно детей “группы риска”, в русле социализации на современном этапе трансформации общества посвящены работы Вайзмана Н.П., Драгуновой Т.В., Обуховой Л.Ф, Рождественской Н.А., Фонтана Д., которые акцентировали свое внимание на переходности подросткового возраста.
В отечественной науке проблемы негативных форм дезадаптации школьников, распространенные в подростковой среде находятся в фокусе внимания многих исследователей: Воропая А.В. Копыта Н.Я., Левина Б.Я., и Левина М.Б., Скворцова Е.С. Осмыслением проблем наркомании занимались Габиани А.А., Дезорцев В.В., Пятницкая И.Н., Ягодинский В.Н.
Различные аспекты социализации и дезадаптации молодежи и подростков в условиях трансформации российского общества рассматриваются рядом авторов в Республике Башкортостан. Вопросы дезадаптации, а также некоторые негативные формы ее проявления затронуты в публикациях Егорышева С.В., Гилязитдинова Дж.М., Баимбетова А.А., Ширяева Л.А., Ахмадеева Ан.А., Гайфуллина А.Ю. и др. Анализу ценностных ориентаций посвящены работы Ирназарова Р.И., и др.
Тем не менее, несмотря на значимость этих исследований, ряд актуальных проблем дезадаптации школьников в среде учеников младших классов не получили в научной литературе должного освещения, в том числе специфика дезадаптации в младшей возрастной группе, особенности проявления ее негативных форм в условиях трансформации российского общества.
Требует научного осмысления опыт психологической и социальной профилактики дезадаптации школьников, что может послужить толчком к разработке научно-практических рекомендаций для комплексного подхода к предупреждению дезадаптации младших школьников.
Цель - выявить причины школьной дезадаптации младших школьников
Вышепоставленная цель, обуславливает выполнение следующих задач:
1. Изучить теоретические основы школьной дезадаптации
2. Рассмотреть причины школьной дезадаптации
3. Исследовать выраженность школьной дезадаптации младших школьников, учащихся школы № 119
4. Выявить причины школьной дезадаптации учащихся младших классов школы № 119
Объект – школьная дезадаптация младших школьников
Предмет – причины школьной дезадаптации младших школьников
Гипотеза – школьная дезадаптация младших школьников связана с социальными и психологическими факторами.
Методологическим обоснованием является деятельностный подход, разработанный в отечественной психологии А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубенштейном.
Методы исследования: тестирование, анкетирование, интервьюирование, статистический анализ данных.
Методики: анкета для родителей, тест Определение школьной дезадаптации Н. Лускановой, опросник Р. Гудмана Сильные и слабые стороны (ССТ).
База исследования – учащиеся первых классов школы № 119 г. Новосибирска, их учителя и родители.
Структура выпускной квалификационной работы. ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Список литературы включает в себя 63 источника. В третьей главе представлено 6 таблиц и 2 рисунка. В приложении показаны инструменты использованных методик и списки обследуемой группы с сырыми баллами.
Список литературы Заключение
Очень сильно отличающаяся от предшествующих институтов социализации (семья, дошкольные учреждения), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования к ребенку. Он должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, достичь определенного уровня эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, важно положительное отношение к учению.
Результаты проведенного исследования доказывают, что детская адаптация зависит от психологических и социальных факторов, оказывающих влияние на ребенка. Дезадаптация у детей может проявляться по - разному, это могут быть и эмоциональные проблемы и проблемы поведения, гиперактивность, а может быть просто неправильное воспитание в семье, невнимательное отношение к ребенку.
Поэтому проблему адаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных социальных проблем. Полученные данные подтверждают то, что и учители и психологу необходим достаточно полный объем знаний о психологических особенностях дезадаптации младших школьников, методах ее диагностики и способах коррекции. Психолог должен предоставлять рекомендации учителю по пересмотру сложившихся у него представлений о том или ином ученике, а также помощь в реализации индивидуального подхода.
Акцент на профилактике школьной дезадаптации, как ведущем направлении педагогической стратегии в отношении детей группы риска, делает актуальным внедрение в профилактику работы школьных учреждений системы педагогического диагностирования, начавших учиться первоклассников.
Профессиональное внимание к детям, диагностирование их развития, оценка динамики этого развития в конкретных условиях воспитания и обучения должны стать органической частью деятельности психолога и педагога.
В нашей работе мы рассмотрели теоретические основы школьной дезадаптации, дали определение и характеристику данному явлению, также мы описали, то, как дезадаптация может проявляться среди учащихся младшей школы и какие бывают ее разновидности. Во второй главе нашей работы мы изучали причины появления дезадаптации и то, каким образом они зависят от возрастных, психологических и социально – экономических особенностей ребенка и его окружения.
В третьей главе мы провели исследование, сначала описали методологию проведения исследования. Затем мы выявили детей, у которых есть проблемы с адаптацией, в этом нам помог опросник Лускановой для детей младшей школы и анкета, которую заполняли родители. В последнем пункте нашей работы, мы выявили психологические и социальные причины дезадаптации детей из группы риска, таким образом мы доказали заявленную нами гипотезу.
Задачу профилактики школьной дезадаптации решает коррекционно-развивающее образование, которое определяется как совокупность условий и технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию школьной дезадаптации.
Профилактика школьной дезадаптации заключается в следующем:
Своевременное педагогическое диагностирование предпосылок и признаков школьной дезадаптации, проведение ранней, качественной диагностики актуального уровня развития каждого ребенка.
Момент поступления в школу должен соответствовать не паспортному возрасту (7 лет), а психофизиологическому (для некоторых детей это может быть и 7 с половиной и даже 8 лет).
Диагностика при поступлении ребенка в школу должна учитывать не столько уровень умений и знаний, сколько особенности психики, темперамента, потенциальные возможности каждого ребенка.
Создание в образовательных учреждениях для детей риска педагогической среды, учитывающей их индивидуально-типологические особенности. Использовать вариативные формы дифференцированной коррекционной помощи в ходе учебного процесса и во внеурочное время для детей высокой, средней и низкой степени риска. На организационно-педагогическом уровне такими формами могут быть – специальные классы с меньшей наполняемостью, со щадящим санитарно-гигиеническим, психогигиеническим и дидактическим режимом, с дополнительными услугами лечебно-оздоровительного и коррекционно-развивающего характера; коррекционные группы для занятий с педагогами по отдельным учебным предметам, внутриклассная дифференциация и индивидуализация, групповые и индивидуальные внеурочные занятия с педагогами основного и дополнительного образования (кружки, секции, студии), а также со специалистами (психологом, логопедом, дефектологом), направленные на развитие и коррекцию недостатков развития школьно-значимых дефицитных функций.
При необходимости использовать консультативную помощь детского психиатра. Создавать классы компенсирующего обучения.
Применение психологической коррекции, социальных тренингов, тренингов с родителями.
Освоение педагогами методики коррекционно-развивающего обучения, нацеленного на здоровье сберегательную учебную деятельность.
Таким образом, благодаря исследованию теоретического материала по нашей теме и проведению эмпирического исследования мы смогли решить все поставленные нами задачи и достигнуть цели нашей работы.




Список литературы
1. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э.М. Александровская.- М., 1988.- 153с.
2. Андрева, А.Д. Человек и общество / А.Д.Андреева.- М.,1999. – 231с.
3. Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации / С.Д. Артемов. – М., 1990.- 180с.
4. Артюхова И.С. В первом классе – без проблем / И.С. Артюхова. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32с.
5. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991. – 176с.
6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизическая интеграция. Бессознательное / Ф.Б. Березин.- Новочеркасск: Изд-во УРАО,1999.- 321с.
7. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М.Р. Битянова.- Мн., 1997. – 145с.
8. Божович, Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1988. – 267с.
9. Бурлачук А.Ф., Морозов С.М. Словарь справочник по психологичекой диагностике. Киев;1989.
10. Бурменская, Т.В. Возрастно-психологическая консультация / Т.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс.- М.,1990.- 193с.
11. Введение в психодиагностику: Учебное пособие для студ. сред. пед. уч. заведений./ М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбачева и др., Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой, - 3-е изд., стер., - М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 192с.
12. Вершинина, Т.И. Производственная адаптация рабочих кадров.- Новосибирск, 1979.- 354с.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. М.; 1982.
14. Готовность к школе. Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе. М.: 1992.
15. Гуревич К.М. Индивидуально психологические особенности школьников. М.; 1998- 192 с.
16. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический проект, 2000 – 3-е изд. перер. и дополн. – 184с.
17. Детская практическая психология: Учебник/ Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255с.
18. Диагностика психологической готовности ребенка к школе / под ред. Н.Я. Кушнир. – Мн., 19991.- 281с.
19. Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации / Т.В. Дорожевец. Витебск, 1995. – 182с.
20. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. М., 1991.
21. Зобков В.А. Психология отношения и личности учащегося / В.А.Зобков. – Казань, 1992. – 245с.
22. Зотова О.И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности / О.И.Зотова, И.К. Кряжева.- М., 1995. – 243с.
23. Колесов, Д.В. Адаптация организма подростков к учебным нагрузкам / Д.В. Колесов. – М.,1987. – 176с.
24. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., 1988.-265с.
25. Кон И.С. Социология личности. М.,1973.- 352с.
26. Кончанин Т.К. К вопросу о социальной адаптации молодежи / Т.К.Кончанин. – Тарту, 1994. – 163с.
27. Крайг Г. Психология развития /Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер,2005. – 904с.
28. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина.- М.: Изд-во УРАО, 1997.- 176с.
29. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учеб. пособие для вузов / Л.В. Мардахаев. – М.,1997.- 234с.
30. Материалы Российской научно-практической конференции по теме «Проблемы школьной дезадаптации» от 26-28 ноября 1996г., г. Москва.
31. Мечинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника / Н.А. Мечинская.- М., 1989.- 143с.
32. Милославова И.А. Роль социальной адаптации / И.А. Милославова. - Л.,1984.- 284с.
33. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс, 2000. – 352с.
34. Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов в высш. Пед. учеб. завед. / Р.С.Немов.- М.,1994.- 576с.
35. Никитина, И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации. М., 1980. – 85с.
36. Обухова, Л.В. Возрастная психология / Л.В. Обухова.- М., 1996.- 72с.
37. Общая психология: учеб. пособие для вузов / под ред. А.В. Петровского. – М.,1977.- 480с.
38. Общая психология: учеб. пособие для вузов / под ред. В.В. Богословского. – М., 1981.- 383с.
39. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.:1996.
40. Особенности психического развития детей 6-7 лет / под ред. Д.Б. Эльконина, А.А. Венгера. – М., 1988.- 321с.
41. Парыгин Б.Д. Основы социально- психологической теории / Б.Д.Парыгин. – М., 1980.- 541с.
42. Платонов, К.К. Система психологии и теории отражения / К.К. Платонов.- М., 1982.- 309с.
43. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебн. пособие.: в 2 кн. – 2-е изд. перер., дополн., - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.-384с.
44. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы.: Метод. пособие/ Н.В. Дубровина, Л.Д. Андреева, Т.В. Вохмятина и др., Под ред. И.В. Дубровиной, 5-е изд. – М.: Изд. центр «Академия», 1999.-96с.
45. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 летнего возраста// Вопросы психологии. – 1968. №4 – с.36-43.
46. Слободская Е.Р. Развитие ребенка: индивидуальность и приспособление. Н-ск. 2004.
47. Соколова В.Н. Отцы и дети в меняющемся мире. М.:1991.
48. Социально-педагогические теории, методика, опыт исследования / под ред. А.И. Новикова.- Свердловск: Изд-во уральского университета,1990. – 148с.
49. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М.:1994.
50. Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания. МГУ, 1989.
51. Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе// материалы симпозиума. М., 1977.
52. Философские проблемы теории адаптации / под ред. Г.И. Царегородцева.- М.: Советская литература,1975.- 277с.
53. Флейвелл, Дж. Генетическая психология Жана Пиаже /Дж. Флейвелл. – М., 1973.- 623с.
54. Фролова, О.П. Психологический тренинг как средство адаптации студентов к обучению в вузе: О.П.Фролова, М.Г. Юркова.- Иркутск, 1994.- 293с.
55. Хаментаускас Т.Т. Семья глазами ребенка. М.:1990.
56. Чечет В.В. Умеем ли мы общаться с детьми. Минск, 1987.
57. Чиникайло,С.И. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших школьников / С.И. Чиникайло. – Мн., БГМУ, 2005. – 56с.
58. Шилов И.Ю. Фамилистика, Изд-во «Петрополис», Санкт-Петебург, 2000.
59. Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь. Пособие для студентов пед. Вузов. / З.Л. Шинтарь.- Гродно: ГРГУ, 2002. – 263с.
60. Школа и психическое здоровье./ Под ред. С.М. Громбаха. – М., 1988.
61. Шпак, Л.Л. Социокультурная адаптация в обществе / Л.Л. Шпак.- Красноярск, 1991. – 232с.
62. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Львов, 1990.
63. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учеб. пособие для вузов/ М.С. Яницкий. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999.- 184с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
2500
Скачать бесплатно 29024.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.