У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Условия профессионального самоопределения старшеклассников
Количество страниц 79
ВУЗ Новосибирский гуманитарный институт
Год сдачи 2011
Бесплатно Скачать 29025.doc 
Содержание План

Введение 3
Глава Ι Профессиональное самоопределение на разных этапах развития личности 8
1.1. Представление о самоопределении личности в психологии 8
1.2. Основные подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение» и история его возникновения 12
1.3. Особенности профессионального самоопределения на разных этапах развития личности 21
Глава II. Профессиональное самоопределение старшеклассников 27
2.1. Проблемы профессионального самоопределения старшеклассников в современных социально-экономических условиях 27
2.2. Факторы профессионального самоопределения старшеклассников 34
2.3. Профориентация и профконсультация как условия профессионального самоопределения старшеклассников 38
Глава III. Исследование профессионального самоопределения старшеклассников средней школы № 102 46
3.1. Организация и методы исследования 46
3.2. Особенности профессионального самоопределения учащихся средней школы № 102 49
3.3. Программа профориентации учащихся старших классов 56
Заключение 64
Список литературы 66
Приложение 71




Введение

Актуальность проблемы.
Профессиональное самоопределение, являясь составной частью целостного жизненного самоопределения, предполагает взаимную адаптацию личностных запросов и интересов общества для решения сложных и многогранных задач, предъявляемых современной социально - экономической ситуацией, всем ходом общественного развития.
Однако современная молодежь далеко не подготовлена к новым требованиям политической, социально - экономической и кадровой ситуации. Примитивные профессиональные навыки и умения не способны вызвать к себе никого интереса у старших школьников. Широкий спектр политехнического образования сужается до привязки ученика к одной технологии, до рамок узкой профессиональной подготовки.
Профессиональное самоопределение учащихся в рамках общеобразовательной школы предполагает формирование способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда.
Особо значимой является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного развития их, формирования потребности и умения включаться в общественно производительный труд и социальные отношения трудового коллектива.
Помощь старшеклассникам в профессиональном самоопределении оказывается не во всех школах. Идет поиск форм работы связанной с самоопределением. Недостаточно изучена роль профконсультирования школьников на современном этапе, в процессе которого можно помочь его освоению.
В связи с этим, решение проблем профессионального самоопределения старшеклассников является актуальным, но недостаточно изученным вопросом.
Степень научной разработанности темы: В отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт в области теории и профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме. Это ставшие классическими исследования в области профессиональной ориентации и профконсультирования Е.А. Климова, А.Е. Голомшток, Л.А. Йовайши В.В. Назимова Б.А., Федоришина С.Н. Чистяковой и др. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающее внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения. Примечательно, что один из последних вариантов профессионального самоопределения, созданный в Институте профессионального самоопределения молодежи при РАО (1999) основан на разработанной Р. Бернсом "Я-концепции" развития личности.
Очень интересны для развития теории профессионального самоопределения идеи "событийного подхода" при планировании и рассмотрении жизненного пути человека, разрабатываемые Е.И. Головахой и А.А. Кроником, а также близкие к ним по духу рассуждения В.М. Розина о построении судьбы как "художественного творчества", характерного для людей искусства. Примечательно, что еще в 20-х годах идеи, близкие к событийному подходу высказывались представителями философских направлений, в частности С.А. Аскольдов говорил о проблемах взаимосвязи времени онтологического, психологического и физического.
Для теоретического анализа и обобщения представляется особо интересными работы зарубежных исследователей в области профессионального самоопределения, психологии труда и роли профконсультанта, чьи взгляды достаточно разнообразны и могут служить материалом для более детального анализа. Например, Дж. Крумбольц и Р. Киннер рассматривают роль профконсультанта как "менторскую", воспитывающую, как поставщика информации клиенту.
Е. Герр считает, что современный профконсультант - это прикладной ученый - бихевиорист, задача которого с помощью различных игр, трудовых проб, тренингов и т.п. тренировать действия клиента, планировать и прогнозировать их.
Н. Гисберс и И. Мур рассматривают процесс профконсультации как помощь, прежде всего, в жизненном самоопределении: "Пожизненное самоопределение - как саморазвитие через интеграцию ролей, среды и событий в жизни человека".
А. Маслоу, предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию - как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для себя деле.
Дж. Холланд выделяет шесть личностных типов, позволяющих определить "личностный код" и соотнести его с требованиями той или иной профессиональной среды.
Сложность определения самого понятия (сущности) самоопределения связана еще и с тем, что имеются другие близкие понятия: самоактуализация, самореализация, самоосуществление, которые нередко раскрываются через увлеченность значимой работой, через дело, которое делает человек. П.Г. Щедровицкий видит смысл самоопределения в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю. В умении переосмысливать собственную сущность. В. Франкл определяет полноценность человеческой жизни через его способность "выходить за пределы самого себя", а главное – находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни. Рассуждая о самоопределении и самореализации, И.С. Кон связывает их с выполняемым делом (трудом, работой) и взаимоотношениями с окружающими людьми (общением).
Все это позволяет сделать вывод о неразрывной связи профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни. Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации.
Цель работы - изучить психологию профессионального самоопределения учащихся старших классов и разработать программу профессионального самоопределения личности.
Поставленная нами цель обуславливает выполнение следующих задач:
1. Изучить психологические теории самоопределения молодежи.
2. Рассмотреть особенности профессионального самоопределения старшеклассников
3. Выявить условия профессионального самоопределения учащихся, на примере старшеклассников школы № 102.
4. Разработать программу для профессионального самоопределения старшеклассников
Объект исследования – профессиональное самоопределение личности.
Предмет исследования – условия профессионального самоопределения старшеклассников.
Гипотеза - профессиональное самоопределение связано с профориентацией, родительскими установками и направленностью учащихся.
Методология ВКР основана на теориях Е.А. Климова, А. Маслоу, К. Роджерса, Дж. Холланда и В. Франкла и др.
Методы исследования: тестирование, анкетирование, индивидуальные беседы, статистический анализ данных.
1. Методики: Карта интересов, тест ДДО Е.А. Климова, тест на выявление уровня самооценки, анкета – опросник для выявления степени влияния мнения родителей и сверстников на выбор будущей профессии.
База исследования – учащиеся 11х классов школы № 102 г. Новосибирска и их учителя.
Структура выпускной квалификационной работы. ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Список литературы включает в себя 65 источников. В третьей главе представлено 2 таблицы и 1 рисунок. В приложении показаны инструменты использованных методик.
Список литературы Заключение

Правильно организованная профессиональная ориентация и консультирование содержит в себе существенные возможности охраны и укрепления психического здоровья. Речь идет об обоснованном выборе всеми учащимися старших классов тех профессий, которые наиболее соответствуют им в связи с особенностями характера, темперамента, интересами и наклонностями и личностными качествами. Правильный выбор профессии представляет существенный элемент самоопределения личности.
Элементы профессиональной ориентации содержатся уже в выборе учащимися факультативных занятий в школе, особенно при профилированном, углубленном изучении определенных предметов (математического, гуманитарного, естественнонаучного и пр.) Опыт показывает, что если профиль обучения соответствует психофизиологическим возможностям и интересам ученика, то, несмотря на увеличенную учебную нагрузку, утомления и связанные с ним невротические явления проявляются гораздо реже.
При заполнении учащимися всех опросников, а также при качественном и количественном анализе данных, создавался индивидуальный портрет каждого ребенка. На основе созданного “индивидуального психофизиологического портрета” каждого их учащихся проводились беседы-консультации с учениками с целями: 1) повысить возможности подростков к самоанализу и если требуется, направить их на путь коррекции самооценки; 2) помочь оценить правильность выбора, если он сделан, сопоставить его с психофизиологическим портретом; 3)рассказать каждому о имеющихся у него возможностях, о которых существует неполное или искаженное представление.
Для того, чтобы профориентационная и профконсультационная работа была более эффективной и оказывала помощь учащимся в личностном самоопределении, необходима единая школьная программа, которая бы позволила раньше начать изучение профессиональной деятельности школьниками, охватила бы большее количество подростков и объединила для решения проблемы профессионального самоопределения учащимися силы психологов, учителей, родителей и социальных педагогов. Для этого и была нами разработана программа «Самоопределение личности», которую мы рекомендуем для введения в обязательный учебный курс старшеклассников.
Таким образом, в нашей работе кроме разработки программы «Самоопределение личности» и рекомендации по ее внедрению в курс школьной программы для учащихся 11х классов школы № 102, также были выполнены следующие задачи:
Мы дали определение и рассмотрели понятие «самоопределение молодежи», исследовали проблемы, с которыми сталкиваются молодые люди в процессе самоопределения на разных его этапах. Затем мы более подробно изучили самоопределение личности в такой его значимой части, как профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение изучалось на примере старшеклассников с теоретической и практической стороны. Практическое исследование проводилось на примере учащихся 11х классов школы № 102, которое подробно описано в третьей главе нашей работы, благодаря ему мы выяснили условия, влияющие на выбор старшеклассниками их будущей профессии, также мы разработали программу для помощи старшеклассникам в их профессиональном самоопределении и дали рекомендации по ее внедрению в учебный курс школы. Таким образом, мы выполнили все поставленные нами задачи, достигли нашей цели и подтвердили гипотезу о том, что профессиональное самоопределение зависит от направленности старшеклассника, его индивидуальных особенностей и интересов, самооценки и влияния мнения родителей и других значимых людей.




Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности. М., 1993. 288 с.
2. Барбаков О.М. Регион как объект управления / О.М. Барбаков // СОЦИС: Социологическое исследование. – 2002 г. – С. 96-99.
3. Батухтин В.Д., Мартынов Е.А. Организация профориентационной работы высшего учебного заведения с абитуриентами. – методические рекомендации. – Челябинск, 2004. - 46с.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1998. 464 с.
5. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1989. № 4. С. 23—34.
6. Бурляева В.А. Планирование профессиональной карьеры; - Невинномысск: НГГТИ, 2004. – 112с.
7. Гаврилов В.Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профориентации // Вопросы психологии. - 1997. - №1. - С. 111-117.
8. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев: Наукова думка, 1988. - 144 с.
9. Головей Л.А. и др. Первичная психологическая профконсультация. Врачебная профконсультация. - Л., 1988.
10. Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога. - СПб.: Питер, 2007. - 216 с.
11. Жуков В.И. Социальная политика. М., 1999г.
12. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Академический проект; Екатеринбург. 2003
13. Зеер Э.Ф.Психология профессионального развития. - М.: Академия, 2007. - 240 с.
14. Зеличенко А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1987. - № 4. - С. 33-43.
15. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М.: МГУ, 1987. - 208 с.
16. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности: Уч. пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 382 с.
17. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.: Педагогика, 1983. - 128 с.
18. Карелин А.А. Психологические тесты. В 2-т. – М.: Владос. 2000
19. Кенкманн П. О. Роль системы образования в жизненном самоопределении молодежи в условиях развитого социализма: Докт. дис. Тарту, 1985.
20. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 350 с.
21. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов – на - Д.: Феникс, 1996. – 416 с.
22. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. – М.: 1993. - №2.
23. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск: МГУ, 1993. - 56 с.
24. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. - М.: МГУ, 1992. - 221 с.
25. Климов Е.А., Чистякова С.Н. Основы производства. Выбор профессии. - М.: Просвещение, 1997.
26. Ковалёв В.Н. Социальное образование: анализ ситуации и путей развития / Социальная работа: теория, технология, образование // МГСУ. – 1996. С. 588.
27. Кравченко А.И. Социология труда в ХХ веке. Историко-критический очерк. - М.: Наука, 1987. - 182 с.
28. Крягжде С. П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс, 1991. 196 с.
29. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет. М.: Издательство УРАО. 1997
30. Кундозерова Л.И. Педагогические основы формирования профессионального самоопределения детей-сирот как средства их социальной защиты: Автореферат канд. пед. наук. – Москва, 1999. – С.35.
31. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия. - М.: Радикс, 1995. - 448 с.
32. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996. - 308 с.
33. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: 1997
34. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2000. – 360с.
35. Накохова Р.Р. Психологическое сопровождение выбора профессии старшеклассников. Учебное пособие.- Москва – Карачаевск: Изд-во КЧГУ, 2006г. – 215с. С.6.
36. Олифиренко Л.Я., Чепурных Е.Е., Шульга Т.И., Быков А.В. Инновации в работе специалистов социально-психологических учреждений. – М.: Полиграф-сервис, 2001.-С.26-28, 55.
37. Поляков В.А. Технология карьеры. - М.: Дело ЛТД, 1995. - 128 с.
38. Профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ: Сб. науч. тр. / Отв ред. В.Н. Шубкин, Д.Л. Константиновский. - М.: Центр социологии образования РАО, 1996.
39. Прощицкая Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии // Школа и производство. - 1993. - №4. - С. 20-22.
40. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж, 1996. 256с.
41. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. Учебное пособие. - М.: ИПП, Воронеж: МОДЭК, 1997. - 352 с.
42. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. - М.: МГППИ, 1999. - 108 с.
43. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. М., 1989. 239 с.
44. Психологические основы профессиональной деятельности: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. В.А. Бодров. - М.: Логос, 2007. - 855 с.
45. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. - М.: МПСИ; Флинта, 1998. - 184 с.
46. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 207 с.
47. Романова Е.С., Суворова Г.А. Психологические основы профессиографии. - М.: МПГУ им. В.И.Ленина, 1990. - 182 с.
48. Сарсенбаева Б.И. Психология личностного и профессионального самосовершенствования будущих учителей. - М.: Б. и., 2005. - 175 с.
49. Сафин В. Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности // Психол. журн. 1994. Т. 5. № 4. С. 65—73.
50. Сохань Л. В., Кириллова М. В. Жизненная программа личности как способ сознательной организации ее жизнедеятельности // Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проблемы. Киев, 1982. С. 223—255.
51. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2003
52. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. - М.: Академия, 2001. - 360 с.
53. Фадеева Е. И., Ясюкевич М.И. От выбора профессии к успеху в жизни: Учебно-методич. пособие. - М.: Перспектива, 2008. - 125 с.
54. Фельдштейн Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1985. № 6. С. 26—37.
55. Филиппов Ф. Р. Социальная ориентация и жизненные планы молодежи // Молодежь, ее интересы, стремления, идеалы. М., 1999. С. 226— 244.
56. Холостова Е.И. Социальная политика. – Москва, 2000г. – С.250.
57. Холостова Е.И., Сорвина А.С. Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие. – Москва, 2002г.
58. Чебышева В.В. Классификация профессий и профориентация / В.В. Чебышева // Вопросы психологии. - 1991. - № 4. С. 66 – 73
59. Чистякова С.Н. Школа и производство, 1999г.
60. Чистякова С.Н., Журкина А.Я. Критерии и показатели готовности учащихся к профессиональному самоопределению на различных возрастных этапах. – М.: Философия, 1997. – С.15.
61. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М.: Наука, 1982. - 185 с.
62. Шалавина Т.И., Кочкина Л.С. Методика личностного и профессионального самоопределения детей: Методическое пособие. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. – 132с.
63. Шибаева М. М. Самоопределение личности в культуре как мировоззренческая проблема // Культура и мировоззрение. Вып. 11. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции «Формирование научного мировоззрения — основа воспитания». М., 1995. С. 93—97.
64. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: Учеб. пособие. - М.: МПСИ, 2004. - 600 с
65. Юрченко Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения детей: Монография. – Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2006. – 140с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
2500
Скачать бесплатно 29025.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.