У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Профилактика конфликтов в студенческой группе
Количество страниц 104
ВУЗ Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого
Год сдачи 2012
Содержание Содержание
Введение 3

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы профилактики конфликтов в студенческой группе
1.1 Понятие «конфликт»: признаки, структура, функции
7
1.2 Психологические особенности студенческого возраста
11
1.3 Особенности протекания конфликтов в студенческой группе 16
Глава 2. Методические основы исследования по профилактике конфликтов в студенческой группе
2.1 Характеристика диагностической программы исследования
20
2.2 Описание программы профилактики конфликтов в студенческой группе 24
Глава 3. Результаты психолого-педагогического эксперимента по профилактике конфликтов в студенческой группе
3.1 Результаты констатирующего этапа эксперимента 30
3.2 Результаты контрольного этапа эксперимента 38
3.3 Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по профилактике конфликтов в студенческой группе 43
Заключение 51
Литература 54
Приложение 57







Введение
История человечества с древних времен и до настоящего времени показала, что конфликты неизбежны, существовали всегда и будут существовать до тех пор, пока существует взаимодействие людей между собой. В сознании многих сложилось крайне негативное отношение к конфликтам; конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. В результате бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по мере возможности, избегать, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает.
Однако конфликт выполняет и положительные функции. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития. В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить морально-психологический климат в коллективе. Более того, бывают ситуации, когда столкновение между членами коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение коллеги, чем попустительствовать ему, не реагировать, опасаясь испортить отношения.
В литературе проблеме конфликтов, способам и особенностям их протекания и разрешения посвящены многочисленные исследования. В работах зарубежных ученых (Р. Дарендорф, М. Дойч, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Левин, К. Хорни и др.), а также в трудах отечественных исследователей (К. А. Абульханова-Славская, А. Я. Анцупов, Н. В. Гришина, А. И. Донцов, Ф. И. Ерина, В. И. Журавлев, Н. И. Леонов, B. C. Мерлин, В. Н. Мясищев, В. В. Новиков, Н. Н. Обозов, Л. А. Петровская, Б. И. Хасан, А. И. Шипилов и др.) разработаны теоретико-методологические подходы к анализу межличностных конфликтов, представлены различные взгляды на природу конфликта, его социальную роль, рассмотрены способы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций.
Конфликты возникают во всех плоскостях человеческих взаимоотношений, и, система высшего образования не является исключением. Студенчество как особая социальная категория, специфи¬ческая общность людей, целенаправленно, систематически овладевающих знани¬ями и профессиональными умениями, в наибольшей степени отражает все многообразие и вариативность современного общества.
В студенческой среде имеют место конфликты различного вида и уровня, наиболее распространенными среди которых являются:
1. Внутриличностный конфликт: вызванный внутригрупповыми проблемами; привнесённый из вне и вызывающий внутригрупповую напряжённость.
2. Межличностный конфликт: ценностно-нормативный; статусно-ролевой; психологической несовместимости.
3. Конфликт между группой (подгруппой) и членами группы.
4. Конфликт между подгруппами в отдельной группе.
5. Конфликт между формальной и неформальной системами отношений.
6. Межгрупповые конфликты.
Современными конфликтологами установлено, что конфликт - нормальное явление в жизни отдельного человека и общества в целом. В студенческой группе также могут возникнуть конфликты, предупредить которые легче, чем конструктивно разрешить их.
Цель работы: выявить особенности протекания конфликтов в студенческой среде и разработать программу предупреждение конфликтов в студенческой группе.
Задачи:
- определить понятие “конфликт”, его признаки, структуру, функции;
- изучить психологические особенности студентов;
- выявить особенности протекания конфликтов в студенческой группе; - подобрать методики и провести диагностику особенностей протекания конфликтов в студенческой среде;
- составить программу профилактики конфликтов в студенческой среде;
- определить эффективность программы, сделать выводы.
Гипотеза исследования: мы предположили, что профилактика конфликтов в студенческой группе будет протекать эффективно при условии составления специальной программы профилактики, учитывающей особенности и специфику протекания конфликтов в студенческой группе и направленной на понимание студентами психологической сущности и специфики конфликта, развитие навыков коммуникативного контроля в общении, развитие эмпатических тенденций, толерантности, снижение интолерантных установок и агрессивности в отношениях, выработку оптимальной стратегии конструктивного поведения в конфликте.
Объект исследования – конфликт как социально-психологический феномен.
Предмет исследования – профилактика конфликтов в студенческой группе.
Методы исследования:
1. теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. эмпирические - эксперимент в единстве трех этапов : констатирующего, формирующего и контрольного;
3. метод обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования;
Представление результатов исследования: рисунки, таблицы, презентация.
Для диагностики особенностей протекания конфликтов в студенческой группе нами были использованы следующие психодиагностические методики:
- тест А. Ассингера;
- тест на оценку самоконтроля в общении,;
- тест описания поведения К. Томаса;
- опросник для диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиан, Н. Эпштейн);
- методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В. В. Бойко).
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе ТГПУ им. Л. Н. Толстого г. Тулы. В исследовании приняло участие 10 студентов- бакалавров 4 курса.
Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на 6 всероссийской научной студенческой конференции «Актуальные проблемы психологии глазами студента» (Тамбов, 2010) и нашли свое отражение в публикации «Профилактика конфликтов в студенческой группе»
Список литературы Заключение
Конфликт как социально-психологический феномен является закономерной и неотъемлемой характеристикой социальных отношений. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития. Конфликты возникают в любой плоскости человеческих взаимоотношениях, и, система высшего образования не является исключением.
Анализ различных подходов к понятию конфликта позволяет сделать вывод о том, что изучение этого феномена, его функций и особенностей очень актуально. Существует множество работ, посвященных изучению различных аспектов конфликта. Общим для всех является то, что большинство авторов признают конфликт как некое противодействие, противоречие, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей в коллективе, обществе. Также большинство авторов сходны в том, что конфликт является необходимым условием развития коллектива и наряду с негативными функциями он выполняет и позитивные функции, без конфликта невозможно развитие группы, коллектива, организации, общества.
В рамках нашего исследования мы придерживаемся позиции, согласно которой профилактика конфликтов заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая либо сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними, либо способствует конструктивному «безболезненному» разрешению возникающих противоречий.
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволяет говорить: о преобладании в выборке студентов со средним уровнем агрессивных реакций, о высокой степени коммуникативного контроля, о доминировании соперничества и приспособления как способа поведения в конфликте, о недостаточно высоком уровне эмпатических тенденций и коммуникативной толерантности. Необходимо проведение коррекционно-развивающей программы с целью закрепления положительной динамики в группе.
Для профилактики конфликтов в студенческой группе нами была составлена программа, направленная на понимание студентами психологической сущности и специфики конфликта; осознание негативных эмоций, вызванных конфликтами, их проработку и отреагирование; снижение враждебности, агрессивности; развитие эмпатии, толерантности, выработку оптимальной стратегии конструктивного поведения в конфликте.
В качестве основы при разработке программы профилактики нами был использован групповой психологический тренинг. Групповой психологический тренинг является методом преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволяет говорить о положительной динамике, которая выражается:
1. в увеличении количества студентов, имеющих низкий уровень проявления агрессивных реакций;
2. в увеличении количества испытуемых с высоким уровнем самоконтроля в общении;
3. в увеличении количества студентов, предпочитающих компромисс и сотрудничество как способ урегулирования конфликта, и уменьшении числа студентов, предпочитающих избегание и соревнование (соперничество) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
4. в увеличении количества студентов с высоким уровнем эмпатических тенденций, с высокой эмоциональной отзывчивостью на переживания других людей;
5. в увеличении количества студентов с высоким уровнем общей коммуникативной толерантности.
Анализ вышесказанного позволяет утверждать, что для эффективной профилактики и «достойного» разрешения конфликтов недостаточно лишь теоретических знаний по данной проблеме, необходима выработка практических навыков и умений, развитие толерантности и эмпатии.
Таким образом, цель нашей выпускной квалификационной работы достигнута, задачи выполнены, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.








Список литературы
1.Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психологические проблемы высшей школы. – Л., 1974. Выпуск 2. 2.Андреева, Г.М. Социальная психология/ Г.М. Андреева. – М.,2000.
3.Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. –М.,2001.
4. Анцупов А.Я. Конфликтология. – СПб.: Питер, 2007.
5. Бабосов Е.М. Конфликтология. – Минск: Тетрасистемс, 2002.
6.Бодалев А.А. Психология о личности. -МГУ, 1988.
7.Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! - Новосибирск,2003.
8.Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М., 2005.
9.Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия / Ф. Бурнард.- СПб, Питер, 2001.
10.Васильева В.И. Структура и динамика социальных конфликтов. Конфликты в современной России / В.И. Васильева.- М.,2001.
11.Вачков И. Основы группового тренинга / И. Вачков. – М.: Ось – 2000.
12. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. – Мн.: Университетское, 2002.
13.Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. В. С. Мухина, А. А. Хвостов.– М.: Академия, 2000.
14.Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. – Новосибирск: Новосиб. ун-т; - М.: 2007.
15. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005.
16.Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций. -М., 2000.
17. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. – М.: Рос. Полит. Энцикл., 2005.
18. Дмитриев А.В. Конфликтология. - М.: Гардарики, 2003.
19.Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.:Питер, 2004.
20.Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 2005
21.Зайцев А.К. Социальный конфликт. -М.,2000.
22.Запрудский Ю.Г. Конфликтология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
23.Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс, 2004. .
24.Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2008. 25.Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. – СПБ. Рига: пед. центр «Эксперимент», 2001
26.Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. -М., 2002.
27.Кибанов А.Я. Конфликтология. – М.: ИНФРА-М, 2006.
28Козырев Г. Н. Введение в конфликтологию, 2001
29.Кон И. С. Психология ранней юности. – АСТ, 2008.
30.Конфликтология под ред. В.П. Ракитова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
31.Крам Ф.Т. Управление энергией конфликта.- М., 2000.
32.Кричевский, Р.Л., Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы. – М., Аспект-пресс, 2001.
33.Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека – М.: Сфера, 2004
34.Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. – СПб.: Питер, 2005.
35.Линчевский Э.Э. Контакты и конфликты. –М., 2000.
36.Майерс, Д. Социальная психология. СПБ, изд-во «Питер», 2003.
37.Марасанов, Г.Н. Социально-психологический тренинг / Г.Н. Марасанов. – М.: Совершенство, 2005..
38.Митрошенков О.А. Эффективные переговоры: практическое пособие для деловых людей.- М., 2000.
39.Монина, Г.Б. Коммуникативный тренинг / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова. - Санкт-Петербург, Речь, 2005.
40.Обозов, Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения. Метод.пособ. – СПБ.: МАПН. 2003.
41.Основы конфликтологии. Учеб. Пособие / Под ред. В.К. Лавриненко. М., 2005
42.Психология: Словарь под ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 2005.
43.Психологические тесты под ред. А.А. Карелина - М.: Владос пресс, 2007
44.Рудакова И.А. Конфликтология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
45.Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М.: Просвещение, 2000.
46.Скотт, Дж.Г. Конфликты и пути их преодоления / Дж.Г. Скотт.- Киев, 2001.
47.Третнев Н.Н. Управление конфликтами. М., 2001
48.Уткин Э.А. Конфликтология. – М.: Экмос, 2003.
49.Хасан Б.И. Психология конфликта и переговоры.- М., 2004.
50.Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта.- Минск, 2000.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
2000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.