У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Диагностические методы в профориентационной работе социального педагога
Количество страниц 86
ВУЗ МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Год сдачи 2012
Содержание ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Факультет социальной педагогики
Кафедра социальной педагогики




Замяткин Владимир Александрович
студент группы 441


Диагностические методы в профориентационной работе социального педагога

Квалификационная (дипломная) работа




Научный руководитель:
Таболова Елена Мэлсовна
доцент, кандидат психологических наук




Москва 2012 г.




ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические основы диагностической профориентационной работы социального педагога…………………………………………………….6

1.1. Основные направления и содержание профориентационной работы социального педагога………………………………………………………6

1.2. Диагностические методы в профориентационной работе……………..21


Глава II. Применение диагностических методов в профориентационной работе социального педагога……………………………………………………36

2.1. Анализ применения диагностических методов в профориентационной работе социального педагога……………………………………………………36

2.2. Экспериментальная апробация диагностических методов профориентационной работы…………..………………………………….……42

Заключение……………………………………………………………………….45

Список литературы………………………………………………………………47

Приложения……………………………………………………………….……50





Введение
Профессиональная деятельность играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Американские исследователи показали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью. Безусловно, адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.
Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Этому событию – комплексному, фокусирующему в себе проблемы не только психологические, но и философские, медицинские, экономические и многие другие, - посвящено большое количество исследований.
Психологические аспекты профессионального выбора и становления личности выступают в качестве объекта научного исследования с первого десятилетия ХХ в. Но, несмотря на столь долгий срок изучения, многие вопросы в этой области остаются спорными.
Из всего многообразия подходов к проблеме психологических основ профессионального выбора и становления личности наибольшее распространение во всем мире получили два основных: с позиций теории черт и факторов и с позиций теории развития. Именно на их основе строится как исследовательская, так и практическая работа в области профессиональной ориентации.
Теоретической основой концепции профессионального становления личности стали исследования личности и деятельности К.С. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Нечаева, Г.В. Суходольского, В.Д. Шадрикова. Большое влияние на проектирование концепции оказали работы А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Ю.М. Забродина, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистяковой.
Для теоретического анализа психологических проблем профессионального развития личности особый интерес представляют работы зарубежных ученых А. Маслоу, Дж. Сьюпера, Дж. Голланда.
Проблема профессионального самоопределения молодежи всегда была актуальна. Перед многими выпускниками школ стоит проблема выбора пути подготовки к будущей профессии. Часто профессиональное учебное заведение выбирается случайно. Часть выпускников школ сразу устраиваются на работу, не имея специальной подготовки и значительных профессиональных перспектив. Поиск своего места в мире профессий в ранней юности приобретает особый смысл.
Для молодых людей, поступивших в профессиональное учебное заведение, проблема выбора профессии окончательно не решена. Часть из них разочаровываются в правильности своего выбора уже на первом году обучения, другие – в начале самостоятельной профессиональной деятельности, третьи – после 3-5 лет работы по профессии.
Некоторая часть молодежи после окончания профессиональной школы не сможет найти работу по полученной профессии и пополнит ряды безработных. Значит, вопрос выбора профессии снова станет для нее актуальным. Поэтому мы можем утверждать, что рассматриваемая нами тема носит актуальный животрепещущий характер.
Объект исследования: профориентационная работа социального педагога.
Предмет исследования: диагностические методы в профориентационной работе социального педагога.
Цель исследования: изучить и обосновать наиболее эффективные диагностические методы в профориентационной работе социального педагога.
В процессе изучения данного вопроса была сформулирована следующая гипотеза: применение диагностических методов в профориентационной работе способствует успешному профессиональному самоопределению воспитанников.
Исходя, из цели и гипотезы были намечены следующие задачи исследования:
1) На основе анализа изученной социологической, психологической, социально-педагогической литературы определить суть проблемы личностного и профессионального самоопределения.
2) Охарактеризовать содержание профориентационной работы социального педагога.
3) Выделить и обосновать эффективные диагностические методы в профориентационной работе.
Методы исследования:
Теоретический анализ социологической, социально-педагогической, психологической литературы по вопросам личностного и профессионального самоопределения, профессиональной ориентации, обобщение опыта профориентационной работы. Также практические методы – наблюдение, беседа, опрос, анкетирование.
База исследования: Детско-юношеский центр района Хамовники. Исследование осуществлялось в 2004 – 2005 учебном году.
Список литературы Заключение
Выбор профессиональной деятельности для старшеклассников носит решающий, животрепещущий характер, является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Так как молодой человек вступает во взрослую жизнь он должен определится в выборе профессии и знать как он будет продвигаться к поставленной цели. Но большинство старшеклассников до последнего момента не могут решить, чем они будут заниматься в жизни. Поэтому так важно социальному педагогу проводить профориентационную работу в образовательных учреждениях, чтобы помочь учащимся в самоопределении. Социальный педагог должен помочь определиться молодому человеку в выборе профессиональной деятельности в соответствии с его желаниями, способностями, знаниями, умениями и физиологическими возможностями. Постараться правильно определить возможную сферу деятельности, чтобы в последствии человек не испытывал физических и психических проблем из-за неправильного выбора сферы профессиональной деятельности. Поэтому профориентационная работа в образовательных учреждениях должна проводиться постоянно и целенаправленно. Социальный педагог должен владеть разнообразными диагностическими методами профориентационной работы для решения поставленных перед ним задач.
В нашей работе цель исследования достигнута: изучены и обоснованы
наиболее эффективные диагностические методы в профориентационной работе социального педагога. Такие как: «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО), «Карта интересов», «Опросник профессиональной готовности» (ОПГ), «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС), опросник Голланда и т.д.
Гипотеза подтверждена: что применение диагностических методов в профориентационной работе способствует успешному профессиональному самоопределению воспитанников.
Поставленные задачи выполнены:
1) На основе анализа изученной социологической, психологической, социально-педагогической литературы определена суть проблемы личностного и профессионального самоопределения.
2) Охарактеризовано содержание профориентационной работы социального педагога.
3) Выделены и обоснованы эффективные диагностические методы в профориентационной работе.
Таким образом, в настоящий момент психодиагностика в профориентации рассматривает человека во всех его проявлениях, что приводит к необходимости использования разнообразного диагностического инструментария.
Профессиональная ориентация в деятельности социального педагога – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.








СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М., 1994.
2. Альманах психологических тестов / Под ред. Р.Р. Римского, С.А. Римской. – М., 1995.
3. Арефьев И.П. Профориентация: ученик, учитель, ВУЗ // Педагогика. – 1995. – №3.
4. Архипов В.М. Социально-педагогические основы системы профессиональной ориентации школьников: Диссертация канд. пед. наук. – М., 1996.
5. Битинас Б.П., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: Сущность, функции, перспективы // Педагогика. – 1993. – № 2.
6. Богданова Т.Г., Корнилова Т.Е. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 1994.
7. Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии. – 1988. № 1.1.
8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999.
9. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. – 1995. - № 3.
10. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев, 1988.
11. Голомшкок А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. – М., 1979.
12. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М., 1989.
13. Загвязинский В.И., Атаханов Р.А. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2001.
14. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М., 1988.
15. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М., 2003.
16. Изучение личности школьника учителем / Под ред. З.И. Васильевой, Т.В. Ахаян, М.Г. Казакиной, Н.Ф. Родионовой. – М., 1991.
17. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М., 1983.
18. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., 1990.
19. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М., 1996.
20. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. – Самара, 1994.
21. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. – М., 2002.
22. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.
23. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. – М., 1980.
24. Методы психологической диагностики. – Вып. 1. – М., 1993.
25. Моргулец Л. Методы социально-психологической диагностики личности. – Л., 1990.
26. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987.
27. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – М., 1996.
28. Практикум по психодиагностике / Под ред. Н.С. Глуханюк. – Екатеринбург, 1999.
29. Профессиональная ориентация учащихся / Под ред. А.Д. Сазонова. – М., 1988.
30. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М., 1991.
31. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.; Воронеж, 1996.Пряжников Н.С.,
32. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. – М., 1999.
33. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001.
34. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. – М., 1981.
35. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной – М., 1998.
36. Сазонов И.А. Теория и практика профессиональной ориентации школьников: Диссертация д-ра пед. наук. – Оренбург, 2001.
37. Технология профессионального успеха / Под ред. С.Н. Чистяковой. – М., 2003.
38. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М., 2004.
39. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. – М., 1987.
40. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М., 1994.
41. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1999.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
3000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.