У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Олигополии в различных отраслях экономики России, их характеристика
Количество страниц 47
ВУЗ МГУЭСИ
Год сдачи 2012
Содержание Введение

1. Понятие рынка, виды рынка по ограниченной конкуренции
2. Олигополия: сущность, преимущества и недостатки
3. Механизм образования олигополии
4. Олигополии в различных отраслях экономики России, их характеристика
5. Антимонопольное законодательство как средство регулирования рыночных отношений






Введение

Олигополия – весьма распространенный вид рынка. Для совершенной конкуренции и чистой монополии определение оптимальной стратегии поведения на рынке хорошо изучены, но в реальной жизни эти два рынка имеют незначительный вес в экономике из-за ряда допущений, далеких от реальности. На этих рынках отсутствуют все виды соперничества между экономическими агентами.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что некоторые предприятия в рыночных условиях идут на переговоры с конкурирующими фирмами, договариваются о способе работы, товарном ассортименте, ценах, а некоторые обходят конкурентов другими путями. Поэтому, чтобы разобраться во всём многообразии форм олигополии, необходимо полное изучение данной темы.
Олигополия (от греч. олиго - немногие и полео - продавец) - это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Отличительная особенность олигополистического рынка - это небольшое число продавцов. Хотя четкого количественного критерия олигополии нет, но обычно на таком рынке присутствует от трех до десяти фирм. Например, типично олигополитистическими рынками в США являются рынок сигарет (90% продаж контролируется четырьмя фирмами), рынок жевательной резинки, (95% продаж контролируется девятью фирмами), рынок легковых автомобилей и т.д.
В зависимости от числа продавцов различают "жесткую" олигополию (3-4 фирмы на рынке) и "аморфную" олигополию: 6-8 продавцов, которые контролируют 80-90% рынка.
По типу продукции различают чистую олигополию, производящую однородный продукт (цемент, минеральные удобрения, сталь), и олигополию, производящую разнообразную (дифференцированную) продукцию (сигареты, электробытовые приборы, автомобили).
Фирмы, функционирующие на олигополистическом рынке, получают высокие прибыли потому, что, как и в случае чистой монополии, вхождение в отрасль для фирм-аутсайдеров затруднено. Барьеры для вступления в отрасль новичков такие же, как и в условиях чистой монополии: эффект масштаба, владение патентами и лицензиями, контроль над источниками сырья и т.п.
Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм - любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость. Конкурентное поведение каждого отдельного продавца оказывает влияние на поведение всех его конкурентов, вызывая соответствующую реакцию последних.
Эта взаимозависимость особенно проявляется в ходе ценовой конкуренции. Стремясь обойти соперника, фирма снижает цену, но тогда снижают цены и другие фирмы, возникает ценовая война - циклическое постепенное снижение существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. От ценовой войны выигрывают потребители, но для олигополистов она носит разорительный характер, поэтому фирмы стремятся к заключению соглашений о ценах, смещая конкуренцию в направлении качества, рекламы, индивидуализации продукции.
Объектом данного исследования является анализ условий "Олигополия: особенности рынка и олигополия в различных отраслях".
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Цель работы – рассмотрение олигополии и е сущности.
Задачи работы:
- рассмотрение видов рынков по ограниченной конкуренции;
- определение сущности олигополии;
- рассмотрение олигополии в различных отраслях экономики России.
Список литературы Выводы
Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно.
Продукт у разных продавцов может быть и стандартизирован (например, алюминий), и дифференцирован (например, автомобили).
На олигополистических рынках господствует, как правило, от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.
Слово "олигополия" введено английским гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором (1478-1535) в ставшем всемирно известном романе "Утопия" (1516).
Олигополистические рынки обладают следующими признаками:
• а) малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;
• б) дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;
• в) наличие существенных препятствий входа на рынок, т. е. высокие барьеры входа на рынок;
• г) фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.
Картеля как формального объединения продавцов (производителей) в целях ограничения конкурентных сил на рынке и максимизации совокупной прибыли незаконной. Следовательно, данная модель рассматриваться не будет.
В то же время, необходимо признать, что на рынке наборов инструментов существуют некоторые условия для эффективной работы картеля. Как то:
 Действующее в стране антимонопольное законодательство является не очень действенным;
 Количество продавцов и производителей продукции относительно невелико;
 Отраслевой спрос стабилен и относительно легко предсказуем;
 Отношения между участниками картеля являются нейтральными.
Фирмы не вступают друг с дру¬гом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам. Такая политика, с одной стороны, позволя¬ет избежать юридической ответственности, вытекающей из анти¬картельного законодательства. А с другой — уменьшить риск непредсказуемой реакции конкурентов, т.е. оградить себя от глав¬ной опасности, свойственной нескоординированной олигополии. «Игра по правилам» облегчает достижение олигополистического равновесия. Наиболее часто употребляемым приемом «игры по правилам» является лидерство в ценах. Оно состоит в том, что все крупные изменения цен снача¬ла проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем они по-вторяются в близких размерах остальными компаниями. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объем производства) для всей отрасли. Но делает это с таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных. Ведь если они будут невыгодны конкурентам, то те просто не последуют за лидером и отрасль перейдет в опасное для всех участников состояние неско¬ординированной олигополии.




Список литературы
1. Абрамова, М. А. Экономика (экономическая теория) / М. А. Абрамова, Л. С. Александрова. М.: Юриспруденция, 2001.
2. Амосова, В. В. Экономическая теория: учебник для экон. спец. вузов / В. А. Амосова, Г. М. Гукасьян, Г. А. Маховикова. СПб.: Питер, 2001.
3. Большой экономический словарь. По ред. А.С. Азрилияна. М.: Ин-т Новой экономики. 2002. С.846.
4. Введение в рыночную экономику. Учебное пособие для экономических специальностей вузов / Под ред. А. Я. Лившица, И. Н. Никулиной. М., 2004. Гл. 12, 2.
5. Вереникин А.О., Волошин Д.И. Теоретический анализ разнокачественных активов и исследование смешанной экономики // Формирование российской модели рыночной экономики: противоречия и перспективы. В 2-х частях / Под ред. К.А. Хубиева. Часть I, раздел I, глава 8. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2003. С. 91123.
6. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 2002. Гл 9.
7. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб.: Автокомп, 2002. С. 219.
8. Долан Эдвин Дж., Линдсей Дейвид. Рынок: микроэкономическая модель / В.Лукашевич (пер. с англ.) М., 2006.
9. Ищенко А.Н., Слепаков С.С. Некоторые особенности современной конкуренции в условиях рыночной экономики. Филиал СевКавГТУ г. Пятигорск. 15 с.
10. Микро- и макроэкономика: практикум. Задачи, тесты, ситуации / Сост. Н.З.Волчак и др.; общ. ред. Ю.А.Огибина. СПб., 2004.
11. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. C. 224.
12. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс, 1995. С. 7475.
13. Портер Майкл Э. Конкуренция: пер. с англ., уч. пос. / Я.В.Заболоцкий (ред.) СПб., 2000.
14. Разнодежина Э. Н. Экономическая теория: методические указания / Э. Н. Разнодежина. Ульяновск: УлГТУ, 2005. 44 с.
15. Райхлин Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков продукции. М., 2005. Гл. 12.
16. Савицкая Е.В.. Курс лекций по микроэкономике. М. 2002
17. Самуэльсон П. Э. Монополистическая конкуренция революция в теории // Теория фирмы. Под ред. В. М. Гальперина. СПб., 2005.
18. Стиглер Дж. Дж. Ломаная кривая спроса олигополиста и жесткие цены // Теория олигополии. М., 2002.
19. ТирольЖ. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности / Под ред. Гальперина В.М., и Зинкевича Н.А. СПб, Экономическая школа, 2000.
20. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. М., 2000. Гл.13,14.
21. Экономическая теория: учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 592 с.
22. Доклад ФАС «О состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2008 год»
23. Анализ ФАС рынка нефтепродуктов в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.diztoplivo.com/news/
24. В ФАС создан совет по рынку нефти // Коммерсанть [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/rubric.aspx?NodesID=4
25.О ценах на нефтепродукты // Федеральная антимонопольная служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/
26. Рогов К. Рынок нас не колышет. Справедливую» цену на нефть должно определять российское правительство? // Новая газета. – № 62 от 15 июня 2009 г.
27.Экономический анализ рынка олигополии в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://aknews.narod.ru/index.htm
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
800





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.