У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Профилактика конфликтов в студенческой группе
Количество страниц 49
ВУЗ Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого
Год сдачи 2012
Содержание Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы конфликтов в студенческой группе
1.1. Понятие “конфликт”: признаки, структура, функции. Причины возникновения конфликтов. 6
1.2 Психологические особенности студенческого возраста 9
1.3 Особенности протекания конфликтов в студенческой группе 15
Глава 2. Практические аспекты профилактики конфликтов в студенческой группе
2.1 Диагностическая программа исследования 18
2.2 Анализ результатов исследования 20
2.3. Программа профилактики конфликтов в студенческой группе 24
Заключение 26
Список литературы 28
Приложение






Введение

История человечества с древних времен до настоящего времени показала, что конфликты неизбежны, существовали всегда и будут существовать до тех пор, пока существует взаимодействие людей между собой. Конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. В результате бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по мере возможности, избегать, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Однако конфликт выполняет и положительные функции. В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить морально-психологический климат в коллективе. Более того, бывают ситуации, когда столкновение между членами коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение коллеги, чем попустительствовать ему, не реагировать, опасаясь испортить отношения.
Проблемой конфликтов занимались многие ученые: Козер Л., Вебер М., Дарендорф Р., Мэйо Э., отечественные психологи Гришина Н.В., Анцупов А.Я., Шипилов А.И., Дмитриев А.В., Емельянов С.М., Кибанов А.Я., Дружинин В.В., Линчевский Э.Э. и др.
Конфликты возникают во всех плоскостях человеческих взаимоотношениях, и, система высшего образования не является исключением. Студенчество как особая социальная категория, специфи¬ческая общность людей, целенаправленно, систематически овладевающих знани¬ями и профессиональными умениями, в наибольшей степени отражает все многообразие и вариативность современного общества.
В студенческой среде имеют место конфликты различного вида и уровня, наиболее распространенными среди которых являются:
1. Внутриличностный конфликт: вызванный внутригрупповыми проблемами; привнесённый из вне и вызывающий внутригрупповую напряжённость.
2. Межличностный конфликт: ценностно-нормативный; статусно-ролевой; психологической несовместимости.
3. Конфликт между группой (подгруппой) и членами группы.
4. Конфликт между подгруппами в отдельной группе.
5. Конфликт между формальной и неформальной системами отношений.
6. Межгрупповые конфликты.
Современными конфликтологами установлено, что конфликт - нормальное явление в жизни отдельного человека и общества в целом. В то же время конфликты, наносящие непоправимый вред и ущерб, должны быть ограничены или предупреждены. Прогнозирование и профилактика конфликтов – важные факторы регулирования социальных противоречий. Предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их.
Цель курсовой работы - выявление особенностей проявления и профилактика конфликтов в студенческой группе.
Задачи:
- определить понятие “конфликт”, его признаки, структуру, функции,
- выявить причины возникновения конфликтов,
- выявить особенности протекания конфликтов в студенческой группе,
- составить диагностическую программу исследования по выявлению особенностей протекания конфликтов в студенческой группе,
- на основе результатов диагностики разработать программу профилактики конфликтов в студенческой группе.
Объект исследования – конфликт как социально-психологический феномен.
Предмет исследования – профилактика конфликтов в студенческой группе.
Гипотеза исследования: профилактика конфликтов в студенческой группе будет протекать эффективно если при составлении программы будут учтены особенности протекания конфликтов в студенческой группе; программа профилактики будет направлена на понимание студентами психологической сущности и специфики конфликта; развитие навыков самоконтроля в общении, выработку оптимальной стратегии конструктивного поведения в конфликте.
Методы исследования.
1. Теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме изучения конфликтного поведения в подростковом возрасте.
2. Эмпирические методы: тестирование.
3. Метод обработки данных: качественный и количественный анализ результатов исследования.
4. Представление результатов исследования: рисунки, таблицы, презентация.
Для диагностики особенностей поведения студентов в конфликтной ситуации были использованы следующие психодиагностические методики:
Тест А. Ассингера,
Тест на оценку самоконтроля в общении,
Тест описания поведения К. Томаса.
База исследования: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, группа 3Б факультета психологии, выборка - 10 человек.
Список литературы Заключение
Конфликт как социально-психологический феномен является закономерной и неотъемлемой характеристикой социальных отношений. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития. Конфликты возникают в любой плоскости человеческих взаимоотношениях, и, система высшего образования не является исключением.
Анализ различных подходов к понятию конфликта позволяет сделать вывод о том, что изучение этого феномена, его функций и особенностей очень актуально.. Существует множество работ, посвященных изучению различных аспектов конфликта. Общим для всех является то, что большинство авторов признают конфликт как некое противодействие, противоречие, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей в коллективе, обществе. Также большинство авторов сходны в том, что конфликт является необходимым условием развития коллектива и наряду с негативными функциями он выполняет и позитивные функции, без конфликта невозможно развитие группы, коллектива, организации, общества.
В рамках нашего исследования мы придерживаемся позиции, согласно которой профилактика конфликтов заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая либо сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними, либо способствует конструктивному «безболезненному» разрешению возникающих противоречий.
Диагностическая программа исследования позволила выявить особенности протекания конфликтов в студенческой группе. Результаты показали, что в данной студенческой группе средний уровень конфликтности, который может возрасти, если не проводить профилактическую работу.
Для профилактики конфликтов в студенческой группе нами была составлена программа, направленная на понимание студентами психологической сущности и специфики конфликта; осознание негативных эмоций, вызванных конфликтами, их проработку и отреагирование; выработку оптимальной стратегии конструктивного поведения в конфликте.
Таким образом цель курсовой работы была достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтвердилась.

























Список литературы
1.Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психологические проблемы высшей школы. – Л., 1974. - Выпуск 2.
2.Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. –М.,2001.
3. Анцупов А.Я. Конфликтология. – СПб.: Питер, 2007.
4. Бабосов Е.М. Конфликтология. – Минск: Тетрасистемс, 2002.
5.Бодалев А.А. Психология о личности. -МГУ, 1988.
6. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. – Мн.: Университетское, 2002.
7. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005.
8.Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций. -М., 2000.
9. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. – М.: Рос. Полит. Энцикл., 2005.
10. Дмитриев А.В. Конфликтология. - М.: Гардарики, 2003.
11.Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.:Питер, 2004.
12.Зайцев А.К. Социальный конфликт. -М.,2000.
13.Запрудский Ю.Г. Конфликтология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
14.Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс, 2004. .
15.Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2008.
16.Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. -М., 2002.
17.Кибанов А.Я. Конфликтология. – М.: ИНФРА-М, 2006.
18.Кон И. С. Психология ранней юности. – АСТ, 2008.
19.Крам Ф.Т. Управление энергией конфликта.- М., 2000.
20.Конфликтология под ред. В.П. Ракитова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
21.Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека – М.: Сфера, 2004
22.Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. – СПб.: Питер, 2005.
23.Линчевский Э.Э. Контакты и конфликты. –М., 2000.
24.Митрошенков О.А. Эффективные переговоры: практическое пособие для деловых людей.- М., 2000.
25.Психология: Словарь под ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 2005.
26.Психологические тесты под ред. А.А. Карелина - М.: Владос пресс, 2007
27.Рудакова И.А. Конфликтология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
28.Уткин Э.А. Конфликтология. – М.: Экмос, 2003.
29.Хасан Б.И. Психология конфликта и переговоры.- М., 2004.
30.Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта.- Минск, 2000.
Интернет-ссылки:
www.i-u.ru
www.koob.ru
www.trepsy.net
www.vashpsixolog.ru
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
500





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.