У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название ОСОБЕННОСТИ МЕЖГРУППОВЫХ КОНФЛИКТОВ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И МЕТОДИКА РАБОТЫ ЗАМЕСТИТЕЛЯ КОМАНДИРА РОТЫ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И РАЗРЕШЕНИЮ
Количество страниц 83
ВУЗ Новосибирское высшее военное командное училище (военный институт)
Год сдачи 2012
Содержание Оглавление

Введение…………………..…………………………………………………….3-7
Глава I. Общая характеристика межгрупповых конфликтов и особенности механизма их возникновения в подразделении военнослужащих………….8-38
§ 1. Общее понятие о конфликте, его функции и структура, механизмы возникновения и классификация…………………………………………..…8-26
§ 2. Причины и особенности межгрупповых конфликтов в подразделении военнослужащих и их влияние на деятельность воинского коллектива....27-38
Глава II. Методика работы заместителя командира роты по воспитательной работе (ЗКРВР) по предупреждению и разрешению межгрупповых конфликтов в подразделении военнослужащих………….39-71
§ 1. Формы и методы деятельности заместителя командира роты по воспитательной работе по предупреждению межгрупповых конфликтов среди военнослужащих………………………………………………………39-53
§ 2. Основные направления деятельности заместителя командира роты по воспитательной работе по разрешению межгрупповых конфликтов……54-71
Заключение…………………………………………………………………...72-75
Список литературы………………………………………………………….76-80
Приложения………………………………………………………………….81-83






Введение
Одной из особенностей состояния Вооруженных Сил РФ в современный период глубокого реформирования стало значительное увеличение количества конфликтов между военнослужащими, а вместе с ростом количества расширился и спектр разнообразия конфликтов. Это явление лишь на первый взгляд кажется следствием стихийного развития событий. На самом же деле оно вполне закономерно.
Актуальность темы заключается в том, что сложность социально-экономических, политических и духовных процессов в российском обществе, а так же их динамичное развитие, привели к всплеску количества межгрупповых конфликтов в воинских коллективах. Более того, конфликты стали обязательным элементом повседневной деятельности военнослужащих. Разрешаясь деструктивно, они оказывают заметное негативное влияние на социально-психологический климат воинского коллектива, отрицательно сказываются на ходе и результате боевой подготовки и, в конечном итоге, значительно снижают боевую готовность подразделения. Поэтому для успешного руководства подразделением заместителю командира роты по воспитательной работе (ЗКРВР) необходимо понимать суть межгрупповых конфликтов, причин их появления, характер влияния на воинский коллектив, знать способы предупреждения и оптимального урегулирования таких конфликтов.
Важно подчеркнуть, что межгрупповой конфликт представляет собой сложное социально-психологическое явление. Для того, что бы принимать сообразные обстановке решения при управлении конфликтами, ЗК по ВР необходимо знать положения теоретической конфликтологии. Хорошо известно, что развитие и жизнедеятельность любого общества, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида, представляет собой сложнейший процесс, который не всегда проходит гладко, а зачастую связан с возникновением и нарастанием противоречий, возникновением и эскалацией конфликта, а после и с его разрешением. Фактически вся жизнь любого коллектива, организации, человека или группы людей, даже социальной группы представляет собой череду возникающих и разрешаемых противоречий различного уровня. Эти противоречия обусловлены тем, что разные люди и группы людей занимают различные позиции, руководствуются различными интересами, преследуют различные цели, а потом, стремясь реализовать свои потребности, интересы и цели, довольно часто вступают в противоборство друг с другом. Такое противоборство, ведущееся путем спора, применения угрозы или запугивания, использованием физической силы или силы оружия и называется конфликтом.
Сказанное выше вовсе не обозначает, что любое противоречие и столкновение интересов и целей приводит к конфликту. Противоречие – лишь элемент конфликта и далеко не всегда оно оборачивается конфликтом. Для превращения противоречия в конфликт необходимо, во-первых, осознание сторонами противоречия, а, во-вторых, наличие объекта конфликта и активного противодействия оппоненту конфликта. Только такое противоречие ложится в основу конфликта. Можно выделить два вида таких противоречий:
Первый из них составляют противоречия объективного различия интересов, позиций социальных общностей (семья, организация, территориальная структура, общественное движение, социокультурная группа) или отдельных личностей.
Второй включает в себя противоречия, вызванные реальной политической, экономической и иными формами деятельности властных и других структур.
Оба этих вида противоречий создают объективно-реальную основу для возникновения конфликтов в обществе. Если первый из них приводит к объективно-субъектным противоречиям в социальном статусе тех или иных участников конфликта, то второй порождает реально-субъектные противоречия в их отношении к проводимой политике, к политическим, экономическим и иными органам власти.
Разработкой проблем конфликтов в обществе в Вооруженных Силах РФ в целом, межгрупповых конфликтов в частности, занимались и занимаются психологи (в том числе военные), социологи, политологи, представители педагогики, правоведения, военной науки.
Это отечественные ученые Анцупов А. Я., Шипилов А. И.[5], Барабанщиков А. В., Феденко Н. Ф.[54], Бородкин Ф. М., Коряк Н. М.[10], Вишнякова Н. Ф.[12], Ворожейкин И. Е.[13], Гришина Н. В.[15], Дмитриев А. В.[17], Рыбакова М.М.[49], Галицкий В. П., Лопуха А. Д.[40], и другие.
Цель исследования – повышение эффективности деятельности командиров и их заместителей по воспитательной работе по предупреждению и разрешению межгрупповых конфликтов в подразделениях.
Объектом исследования являются особенности межгрупповых конфликтов в воинских подразделениях, процесс их предупреждения и разрешения.
Предметом исследования являются пути и условия управления межгрупповыми конфликтными ситуациями в воинском коллективе.
Гипотеза исследования. Эффективность предупреждения и разрешения межгрупповых конфликтов в подразделении военнослужащих будет намного выше, если
- командный состав подразделения будет иметь начальную подготовку по конфликтологии, по пониманию причин и сущности конфликтов в подразделении.
- в подразделении реально будет проходить работа по психологической совместимости военнослужащих, так как она является одной из причин конфликтов.
- в подразделении военнослужащих не будет объективных причин конфликтов между офицерами – сержантами, офицерами – контрактниками, сержантами – военнослужащими срочной службы.
- в воинском коллективе будут улучшаться межнациональные отношения, религиозная терпимость, повышаться работа по выявлению неформальных лидеров.
Задачи исследования:
1. Исследовать типы, динамику, причины, особенности и функции межгрупповых конфликтов в воинских подразделениях.
2. Выявить эффективность применения в практической управленческой деятельности методов психологии управления конфликтными ситуациями в группах военнослужащих.
3. Выработать рекомендации должностным лицам подразделения по предупреждению и разрешению межгрупповых конфликтов в подразделениях военнослужащих.
На защиту выносятся положения:
1. Сущность межгрупповых конфликтов в воинском коллективе.
2. Подходы к классификации межгрупповых конфликтов.
3. Механизм возникновения и протекания межгруппового конфликта в условиях воинского подразделения и условия его предупреждения.
4. Формы и методы деятельности ЗКРВР по позитивному разрешению межгрупповых конфликтов.
Научная новизна заключается в том, что хотя в настоящее время эта проблема была изучена различными, в том числе советскими, российскими, и зарубежными конфликтологами, тем не менее, говорить об окончательном разрешении этой проблемы еще преждевременно. Данная работа представляет собой вариант выработки и обоснования методической программы по предупреждению и позитивному разрешению межгрупповых конфликтов военнослужащих, даёт рекомендации офицерам и сержантам по ликвидации основных причин межгрупповых конфликтов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что денные в работе рекомендации позволяют более эффективно предупреждать и разрешать межгрупповые конфликты в подразделении военнослужащих, лучше знать их особенности в таком специфическом коллективе. Это, в конечном итоге, должно ощутимо отразиться на улучшении психологического климата и повышении уровня боеготовности подразделения. Практические рекомендации, выработанные в данной работе помогут офицеру-посреднику в конфликте минимизировать негативные последствия любого межгруппового конфликта и увеличить шанс на его позитивное разрешение.
Список литературы Заключение

За последние годы многое изменилось в реалиях мира: разрушаются складывающиеся десятилетиями традиции разрешения различных проблем неконфликтными способами, конфликты, в том числе и в воинских подразделениях, по прежнему часто разрешаются с позиции силы. И как предполагается, гораздо большую роль играют и будут играть психологические факторы, а значит решающая роль в деле предупреждения, разрешения и управления конфликтами принадлежит заместителю командира роты по воспитательной работе.
Межгрупповые конфликты в воинском коллективе являются одними из самых распространенных конфликтов. Они охватывают практически все сферы взаимоотношений между военнослужащими. Практически любой конфликт в той или иной степени можно рассматривать как межгрупповой. Поэтому знание особенностей межгрупповых конфликтов, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке заместителей командиров рот по воспитательной работе.
Выделяют две основные функции межгрупповых конфликтов: конструктивную (оказывает позитивное влияние на морально-психологический климат в подразделении и эффективность его деятельности) и деструктивную (оказывает негативное влияние на морально-психологический климат в подразделении и эффективность его деятельности).
Конфликт – это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, характеризуемое нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического). Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликтных ситуаций являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними.
Причинами возникновения конфликтной ситуации являются: недобросовестное исполнение обязанностей представителями другой группы, индивидуально-психологические особенности как рядовых членов группы, так и их формальных и неформальных лидеров, низкая профессиональная подготовка и культура общения, неадекватное представление о конкретных ситуациях, неудовлетворительный стиль управления командиров разных степеней и т.д.
В силу психофизиологических особенностей 18-20-летнего возраста солдат, таких как продолжающееся формирование организма, эмоциональная мобильность, ранимость, категоричность суждений и полюсная оценка событий, импульсивность действий, социальная незрелость, отсутствие жизненного опыта, в том числе опыта выхода из трудных ситуаций, конфликтные ситуации практически сразу переходят в межличностный конфликт, который, в свою очередь, очень быстро может перерасти в межгрупповой посредством активного включения в конфликт групп поддержки оппонентов.
Поэтому офицеру, заместителю командира роты по воспитательной работе, необходимо научиться управлять конфликтами.
На I этапе (возникновение и развитие конфликтной ситуации) деятельность заместителя командира роты по воспитательной работе заключается в прогнозировании, предупреждении конфликтной ситуации.
На II этапе (осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников) – предупреждение (профилактика, стимулирование).
На III-IV этапах (начало открытого конфликтного взаимодействия и развитие открытого конфликта) – регулирование.
На V этапе (разрешение конфликта) деятельность заместителя командира роты по воспитательной работе – разрешение конфликта и нейтрализация постконфликтных эффектов.
В регулировании конфликта заместителю командира роты по воспитательной работе необходимо использовать следующие технологии:
­ информационные (ликвидация информации в конфликте, устранение слухов);
­ коммуникативные (организация общения между субъектами конфликтного взаимодействия);
­ социально-психологические (снижение социальной напряженности и укрепление морально-психологического климата, работа с неформальными лидерами);
­ организационные (решение кадровых вопросов, использование методов поощрения и наказания, изменение условий взаимодействия военнослужащих и их формальных и неформальных групп).
Разрешение конфликта – процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющий большую значимость для участников.
Разрешение конфликта может быть:
­ полное (при устранении причин, предмета конфликта и конфликтной ситуации);
­ неполное (когда устраняются не все причины конфликта или конфликтной ситуации).
Заместитель командира роты по воспитательной работе выбирает способы разрешения конфликта (административные или педагогические) и формы его разрешения:
­ уничтожение или полное подчинение одной из сторон (уступка);
­ согласование интересов и позиций конфликтующих сторон на новой основе (компромисс, консенсус);
­ взаимное примирение конфликтующих сторон (уход);
­ перевод борьбы в русло сотрудничества (сотрудничество).
Таким образом, проблема предупреждения и разрешения конфликтов весьма сложна. Умение грамотно разрешать конфликтные ситуации и предупреждать их возникновение является признаком высокой профессиональной подготовленности современного заместителя командира роты по воспитательной работе. Поэтому приобретение опыта и знаний бесконфликтного управления воинским коллективом служит важнейшим направлением профессионального совершенствования заместителей командиров по воспитательной работе всех рангов.




Список источников и литературы
1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы [текст]: учебное пособие / В.С. Агеев, — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 240с.
2. Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы предупрежде¬ния и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотноше¬ниях офицеров [текст]: учебник / А.Я. Анцупов — М.: ГАВС, 1992. — 262с.
3. Анцупов А.Я. Конфликтология [текст]: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, С.В. Бронник, — М.: Высшее образование, 2000. — 330 с.
4. Анцупов А.Я. Введение в конфликтологию [текст]: учебное пособие / А. Я. Анцупов, А.А. Малышев, — Ужго¬род: МАУП, 1995. — 101с.
5. Анцупов А.Я. Конфликтология [текст]: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А.И. Шипилов — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 591с.
6. Анцупов А.Я. Конфликтология: теория, история, библиография [текст]: учебное пособие / А.Я. Анцупов, А. И. Шипилов, — М.: Дом Советов, 1996. — 143с.
7. Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога [текст]: словарь / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. — М.: ВУ, 1995. — 68с.
8. Бабосов Е.М. Конфликтология [текст]: учебное пособие / Е.М. Бабосов. — Минск: Тетрасистемс, 2000. — 464с.
9. Бандурка A.M. Конфликтология [текст]: учебник / А.М. Бандурка, В.А. Друзь. — Харьков: Ун-т ВД Украины, 1997. — 335с.
10. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт! [текст]: методическое пособие / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. — Новосибирск: Наука, 1989. — 189с.
11. Вересов Н.Н. Формула противостояния, или как устранить кон-фликт в коллективе [текст]: учебно-методическое пособие / Н.Н. Вересов. — М.: Флинта, 1998. — 108с.
12. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология [текст]: учебник для вузов / Н. Ф. Вишнякова. — Минск: Университетское 2002. — 318с.
13. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я, Захаров Д.К. Конфликтология [текст]: — М.: Инфра-М, 2000. — 224с.
14. Выготский Л.С Собрание сочинений в 6 т. [текст] Т.1. — М.: Педагогика 1982. — 487с.
15. Гришина Н.В. Психология конфликта [текст]. — Спб: Питер, 2000. — 464с.
16. Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций [текст] — М.: ЭКМОС, 2000. —319с.
17. Дмитриев А.В. Конфликтология[текст]. — М.: Гардарики, 2000. — 318с.
18. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. [текст] — М., 1993. — 211с.
19. Донцов АИ. Психология коллектива. [текст] — М.: Изд-во МГУ, 1984. – 208с.
20. Дружинин В.В., Конторов Д.С., Конторов М.Д. Введение в теорию конфликта. [текст] — М.: Радио и связь, 1989. — 288с.
21. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. [текст] — Мн., 1996. — 399с.
22. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. [текст] — Спб.: Питер, 2000. — 360с.
23. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт (политологический анализ) [текст]: Дис... д-ра филос. наук. — Ростов-на-Дону, 1992. — 239с.
24. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: курс лекций. [текст] — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 480с.
25. Канатаев Ю.А. Психология конфликта. [текст] — М.: ВАХЗ, 1992. — 79с.
26. Киршбаум Э.И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе [текст]: Дис... канд. психол. наук. — Л., 1986. — 252с.
27. Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект) [текст]: учеб. пособие — М.: МПСИ, 2001. — 192с.
28. Конфликт в конструктивной психологии: Тез. докл. и сообщ. на 2-й науч.-практ. конф. по конструктивной психологии. [текст]: — Красноярск, 1990. — 184с.
29. Конфликтология / Под ред. А.С.Кармина. [текст]: — Спб.: Лань, 1999. — 448с.
30. Корнелиус X, Фэйр Ш. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. [текст]: — М.: Стрингер, 1992. — 212с.
31. Котанджян Г. С. Грани согласия-конфликта: цивилизационные проблемы теоретической и прикладной политологии. [текст]: — М.: Луч, 1992.— 183с.
32. Коузер Л. Основы конфликтологии[текст]: Пер. с англ. — Спб.: Светля¬чок. 1999. —192с.
33. Крапивин М.П. Социально-психологические аспекты предупрежде-ния межличностных конфликтов в первичных военных коллективах[текст]: Дис..канд. психол. наук. —М., 1987. — 203с.
34. Крогиус Н.В. Личность в конфликте. [текст]: — Саратов: Изд-во Сарат. ун¬та, 1976. — 142с.
35. Латынов В.В. Конфликт: протекание, способы разрешения, пове-дение конфликтующих сторон[текст]: //Иностр. психология. — 1993. Т. 1. — №2.— С. 87-93.
36. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. [текст]: — М.: Экономика, 1993. — 156с.
37. Леонов ЕЛ. Основы конфликтологии: Учеб. пособие[текст]: — Ижевск, 2000. — 122с.
38. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. 3-е изд. [текст]: — М.: ИП РАН, 2000. — 133с.
39. Ликсон Ч. Конфликт: семь шагов к миру. [текст]:— Спб.: Питер паблишинг, 1997. — 160с.
40. Лопуха А.Д. Конфликтология: Учеб. пособие [текст]: — Новосибирск, 2009. — 545с.
41. Майерс Д. Социальная психология. [текст]: — Спб.: Питер, 1997.— 688с.
42. Нергеш Я. Поле битвы — стол переговоров. [текст]: — М.: Международные отношения, 1989. 264с.
43. Основы конфликтологии. [текст]: — М.: Юристь, 1997. — 200с.
44. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта/Теорет.- методолог, проблемы соц. психологии. [текст]: — М.: Изд-во МГУ, 1977. — С. 126-143.
45. Прикладная конфликтология: хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. [текст]: —Минск: Харвест, 1999. — 624с.
46. Психология: Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. [текст]: — М.: Политиздат, 1990. — 494с.
47. Психология конфликта / Сост. и общ. редакция Н.Гришиной. [текст]: — Спб.: Питер, 2001. — 448с.
48. Растов Ю.Е., Трофимова Р.А., Нагайцев В.В. Конфликтология: Учебно-методическое пособие. [текст]: – Барнаул, 2006. – 126с.
49. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. [текст]: — М.: Просвещение, 1991. — 128с.
50. Скотт Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления. [текст]: — Киев: Внешторгиздат, 1991. 191с.
51. Спиллман К.Р., Спиллман К. Образы врага и эскалация конфликта//Исследование международных конфликтов[текст]:. — 1991. — № 3. — С. 61-82.
52. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение кон¬фликтов. [текст]: — М.: Изд. ин-та практ. психологии, 1996. — 175с.
53. Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика. [текст]: — М.: Экмос, 1998. — 264с.
54. Феденко Н.Ф., Галицкий В.Л. Психологические аспекты преодоле-ния конфликтных ситуаций в воинских коллективах. [текст]: — М.: ВПА, 1981. — 116с.
55. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. [текст]: — М.: Наука, 1990. — 158с.
56. Хасан Б.И. К разработке психологической теории конфликта//Актуальные проблемы общественных наук. [текст]:— Красноярск, 1986. — С. 172-176.
57. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. [текст]: — Минск: Амалфея, 1997. — 277с.
58. Шибутани Т. Социальная психология. [текст]: — М.: Прогресс, 1968. — 535с.
59. Щипков В.А. Введение в военную конфликтологию. [текст]:— М.: Ак. ПВ РФ, 1996. - 88с.
60. Ядов В.А. Стратегия социального исследования[текст]:. М.: Социум, 2000.— 659с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
3000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.