У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА
Количество страниц 140
ВУЗ ФИЛИАЛ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА в г. БРАТСКЕ
Год сдачи 2012
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….. 4

ГЛАВА I САМОУБИЙСТВО КАК ДЕСТРУКТИВНЫЙ СПОСОБ ЗАВЕР-ШЕНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСНОГО КОНФЛИКТА ………. 8

§ 1. Внутриличностный конфликт как основная причина суицидаль-ного поведения ……………………………………………………
8
§ 2. Основные понятия суицидологи и суицидального поведения 12
§ 3. Механизм развития, психологическая структура и динамика суицидального поведения …………………………………..…..
14
§ 4. Типология суицида и его источники 25
§ 5. Механизм возникновения нервно-психической напряженности у военнослужащих. 30

ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ. 37

§ 1. Зависимость суицидального поведения военнослужащих от со-стояния их нервно-психической устойчивости
40
§ 2. Влияние сроков прохождения воинской службы на нервно-психическую устойчивость военнослужащих.
43
§ 3. Суицидальный риск различных групп военнослужащих в зави-симости от срока прохождения военной службы
48
§ 4. Исследование влияния коррекционной работы на суицидальное поведение военнослужащих. 51
§ 5. Исследование результатов коррекционной работы на группу во-еннослужащих с высоким суицидальным риском, т.е ранее имевших суицидальные попытки. 56

ГЛАВА III ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА НЕДОПУЩЕНИЕ САМОУБИЙСТВ …………….
63

§ 1. Система выявления лиц, нуждающихся в повышенном психоло-го-педагогическом внимании среди военнослужащих по призыву
63
§ 2. Современные психологические методики выявления суицидаль-ности военнослужащих ………………………….….
70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………….………. 75

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..……………… 79


Приложение 1 Опросник "ПАНО" (психологический анализ неуставных отношений ……………………………………………………………….
82
Приложение 2 Прогностический опросник конфликтности и роли в оппозиции для военнослужащих (ПОКРОВ) - инструкция использования ….
93
Приложение 3 Методика психодиагностики суицидальных намерений ………... 101
Приложение 4 Анкета “Прогноз-2” ………………………………………………. 109
Приложение 5 Личностный опросник "НПН-А" (нервно-психическая неустойчи-вость - акцентуации) ……………………………………….….
114
Приложение 6 Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (МЛО-АМ)
127
Приложение 7 Факторы риска суицидности ……………………………………. 137
Приложение 8 Типовое положение о центре (пункте) психологической помощи и ре-абилитации, комнате психологической разгрузки ………….
139

ВВЕДЕНИЕ
Реформирование Вооруженных Сил предъявляет серьезные требования к их психологическому обеспечению. Жизнедеятельность военнослужащего осуществляется в экстремальных условиях воинской службы, тем самым постоянно ставя его постоянно в ситуации выбора, испытания на прочность духовных и физических сил.
Проблема суицидального риска и поведения, которая рассматривается в дипломной работе, традиционно привлекает внимание общества и исследователей. В общественном сознании самоубийство принадлежит к тем сложным явлением жизни, которые вызывают к себе двойственное отношение. С одной стороны, человек, покончивший с собой, вызывает жалость, сострадание к пережитой им муке. С другой – сам факт суицида вызывает неприятие, осуждение как грех и даже преступление. Близкие часто хотят скрыть этот страшный факт. Церковь отказывает самоубийце в христианском погребении. Как отмечает Н. Бердяев, «можно сочувствовать самоубийце, но нельзя сочувствовать самоубийству». Самоубийство часто рассматривается как насилие не только над жизнью, но и над смертью.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена следующими обстоятельствами:
Во-первых, это необходимостью укрепления морально-психологического состояния и психологической устойчивости личного состава, повышения его готовности и способности к выполнению задач в любых условиях обстановки.
Во-вторых, в организации психологического сопровождения в Вооруженных Силах в последние годы имели место не всегда оправданные организационные решения, принижавшие его роль и, как следствие, приводившие к утрате интереса к его результатам;
В-третьих, вооружение должностных лиц хотя бы самыми необходимыми знаниями о теоретических и практико-методических основах психологической работы в Вооруженных Силах РФ по выявлению и профилактике суицидов военнослужащих во многом решит имеющиеся проблемы;
В-четвертых, необходимостью оптимизации психологических условий, прохождения военной службы, влияющих на психику военнослужащих.
Степень научной разработанности проблемы.
Анализ литературы показал, что проработка вопроса дипломного исследования в отечественной военной психологии представлена незначительно. Таким образом, достигнутый уровень разработанности данной проблемы, а так же потребность практики послужили основой для определения объекта, предмета, цели, задач гипотезы дипломной работы.
Объектом анализа в дипломной работе являются факты, закономерности возникновения и развития суицидального риска и поведения военно-служащих.
Предмет исследования – нервно-психическая устойчивость как фактор, обуславливающий внутриличностные конфликты, суицидальные риск и суици-дальное поведение в воинских коллективах.
Цель исследования:
1. изучение суицидального поведения как психологического явления, его структуры, факторов влияющих на него.
2. анализ зависимости суицидального риска и суицидального поведения от нервно-психической устойчивости военнослужащих;
3. создание практической методики использования современных психологических методик, позволяющих прогнозировать суицидальное поведение и конфликтность.
Задачи исследования:
1. провести анализ литературных источников и нормативно-правовых актов МО РФ с целью выявления теоретических основ в работе по выявлению и профилактике суицидальной деятельности;
2. выявить основные закономерности, факторы и предпосылки, обуславлива-ющие суицидальный риск и суицидальное поведение военнослужащих Во-оруженных Сил;
3. Разработать практические рекомендации по выявлению и профилактике су-ицидального поведения.
Методология и методика исследования. Методологическую основу исследования составили положения психологической науки в рамках анатомо-антропологического, социологического, психиатрического и психологического подходов представления о детерминации самоубийства.
В дипломной работе использованы достижения отечественной и зарубеж-ной психологической науки, а также результаты исследований, изложенные в работах Донченко Е. А., Титаренко Т. М., Бабосов Е.М., Василюк Ф.Е., Дюрк-гейм Э., Собчик Л.Н. и др.
Непосредственной основой для проведения дипломного исследования явились работы военных психологов Боенко А.В., Ключников В.И., Бескоровайный Ф.И., Биркин А.А., Боченков А.А., Высоцкий В.И., Кучер А.А., Азаров В.М. и др.
Методика проведенного исследования включала: анализ теоретических литературных источников, применение методов наблюдения, беседы, опросов, тестирования, контент-анализа. Полученные данные подвергались статистико-математической обработке, содержательно-психологическому анализу и интерпретации.
Исследование проводилось на основе фактических событий имевших ме-сто в воинских частях Сибирского военного округа и осуществлялось в три этапа.
Содержание первого этапа составляло: изучение, обобщение и теоретический анализ литературных источников по проблеме.
Второй этап включал проведение опросов, тестирования.
На третьем этапе было проведено уточнение гипотезы исследования и апробация теоретических выводов и практических рекомендаций по выявлению и профилактике суицидального поведения.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. обоснованы интегральные факторы, закономерности и предпосылки, обу-славливающие суицидальное поведение различных групп военнослужащих;

Практическая значимость исследования:
1. Основные выводы и рекомендации дипломной работы направлены на даль-нейшее совершенствование системы мер по выявлению и профилактики су-ицидального поведения военнослужащих;
2. Разработанная методика может быть использована военными психологами в своей практической деятельности и в исследовательских целях.
3. Практические рекомендации, полученные в результате исследования внед-рены в практику работы практических психологов войсковой части 06705.
В 1-й главе содержится небольшой экскурс в теоретические основы внутриличностных конфликтов и суицидального поведения. Даны основные понятия нервно-психической устойчивости и суицидального риска. Осуществлен анализ структуры и динамики суицидального поведения. Сформулирована типология суицида и обозначены его основные источники.
Во 2-й главе проведено исследование зависимости суицидального риска от нервно-психической устойчивости и сроков прохождения службы военнослужащими по призыву.
В 3-й главе изложены современные методики психологической диагностики суицидального риска. Дается описание взаимодействия должностных лиц в контексте профилактики самоубийств. Приводятся характеристики и инструкции (в приложении) использования современных психологических методик, позволяющих прогнозировать суицидальное поведение и конфликтность.
Список литературы ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В настоящей дипломной работе нами была рассмотрена актуальная про-блема Вооруженных Сил РФ обусловленная тем, что каждая пятая гибель в ар-мии и на флоте – это самоубийство. Теоретический анализ военно-психологической литературы позволил сделать следующие выводы:
1. В современной науке суицидальное поведение рассматривается как следствие дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоци-ального конфликта. Центральную роль в возникновении суицидального кризиса личности могут играть конфликты, обусловленные спецификой военной службы, семейных отношений, связанные с асоциальным поведением человека, обусловленные состоянием здоровья или материально-бытовыми трудностями. Суицидальное поведение строится на основе межличностного или внутриличностного конфликта. Непременным условиям для этого служит особая личностная предрасположенность, вследствие которой индивид оказывается не в состоянии справится с актуальной проблемой.
2. Суицид относится к крайне деструктивному выходу из внутриличностного конфликта. Психологическая структура суицидального поведения представляет собой взаимосвязь мотивационных, аффективных, ориентировочных и исполнительных компонентов деятельности и общения личности в условиях кризисной личностной ситуации. Динамика суицидального выхода из внутриличностного конфликта включает предпозиционный и суицидальный этапы.
3. Ориентирами для определения конкретных форм и приемов психоло-гической коррекции суицидального поведения являются интегральные свойства личности суицидента, которые включают в себя ряд уровней психической деятельности: когнитивный, эмоционально-мотивационный и поведенческий.
В результате анализа архивных документов было установлено, что наиболее опасный период суицидального поведения в возрасте от 18 до 21 года он составляет 63 % от совершенных самоубийств. В период жизни от 22 до 41 года риск суицида снижается в 3-4 раза, а после 41 года в 9-10 раз. Вероятность совершения самоубийства у военнослужащих обратно пропорциональна их возрасту.
Эмпирическое исследование уровня суицидального риска позволило установить взаимосвязь нервно-психической устойчивости и суицидального поведения военнослужащих. Лица с низкой нервно-психической устойчиво-стью склонны к совершению суицидальных попыток. А так же данное исследование позволило выявить пик возможных суицидов на 6-7 месяце службы и установить зависимость вероятности совершения самоубийств от срока нахождения на военной службе.
Исходя из того, что периоды перехода призывов в более высокое неформальное иерархическое положение ( с периодичностью в 6 месяцев), а именно 6-7, 12-13, 18-19 месяцы следует считать суицидоопасными. В работу по профилактике суицидальных происшествий в эти периоды следует включить психокоррекционное групповое воздействие. Особенно в этот период особое внимание обратить на лиц с низкой нервно-психической устойчивостью и уже имевших суицидальные попытки. В работу с ними необходимо ввести социально-психологические тренинги, групповые дискуссии, ролевые и интерактивные игры, методы психической саморегуляции. Что позволит военнослужащим формировать и развивать умения и навыки в сфере общения, развивать способность адекватного и полного восприятия и понимания себя и окружающих, способность к правильной ориентировке в сложных межличностных ситуациях, снятию депрессивных состояний и снижению уровня тревожности.
В целом, условием эффективности оказания психологической помощи военнослужащим является сочетание методов и процедур специального психологического воздействия с повседневной организаторской и воспитательной деятельностью всех субъектов военного управления. Объективными признаками позитивного эффекта являются: многочисленные проявления поведенческого и эмоционального характера, свидетельствующие о качественно ином уровне восприятия военнослужащим ситуаций жизнедеятельности; высокие результаты в учебно-боевой и служебной деятельности; хорошие отношения с сослуживцами, позитивный настрой на службу, оптимизм, удовлетворенность условиями воинской деятельности.
Важными направлениями в деятельности психолога воинской части, свя-занными с суицидологической превенцией в первую очередь должны являться:
- изучение социально-психологических процессов в воинских коллекти-вах, психологических характеристик различных категорий военнослужащих в ходе боевой, и морально-психологической подготовки, несения боевого дежурства, караульной и внутренней служб;
- активное содействие командованию в определении наиболее целесооб-разных путей воздействия на психику воинов, формирование морально-психологических качеств, отвечающих требованиям служебной деятельности;
- выявление причин, условий и предпосылок, способствующих суици-дальным происшествиям, своевременное информирование и выработка предположений командованию о необходимости проведения организационных мероприятий по их устранению;
- активное участие в создании в воинских коллективах атмосферы друж-бы, товарищества, взаимопомощи, уважения личного достоинства каждого военнослужащего, недопущении случаев неуставных взаимоотношений, глумления и издевательства;
- своевременная разработка рекомендаций по работе с военнослужащими срочной службы, имеющими признаки затруднений адаптации;
- проведение психологических обследований с целью выявления военно-служащих с повышенным суицидальным риском. На основе полученной ин-формации следует составлять и вести суицидологическую картотеку;
- активное выявление и обследование военнослужащих с суицидоопас-ными состояниями и тенденциями, а также совершивших суицидальные попытки. В случаях экстренной необходимости обеспечить их направление в госпиталь;
- проведения психологического анализа каждого случая суицида, и уча-стие в качестве специалиста эксперта в расследовании дел, связанных с само-убийством военнослужащих;
- участие совместно с врачом части в амбулаторном приеме военнослу-жащих;
- проведение реабилитационных мероприятий с военнослужащими, со-вершившими суицидальную попытку, но признанных годными для дальнейше-го прохождения службы;
- проведение занятий с офицерами подразделений по мерам профилакти-ки самоубийств и покушений на самоубийство, ознакомление их с принципами и методами оказания первой психологической помощи подчиненным, в разрешении кризисной ситуации, в своевременном распознании лиц с высокой вероятностью суицидального поступка.
Таким образом, острота и актуальность проблемы суицидального поведения военнослужащих требует от военных психологов и всех должностных лиц понимания сущности этого явления, владения основными методами его диагностики и организации профилактической работы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебная литература:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 591 с.
2. Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. – М.: ГАВС, 1992. – 262 с.
3. Арансон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. – Социальная психология. Психологиче-ские законы поведения человека в социуме. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 560 с.
4. Богданова Т.Г., Гиппенрейтер Ю.Б., Григоренко Е.Л. и др. Экспериментальная психология: Практикум. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 с.
5. Боенко А.В. Суицидальное поведение военнослужащих срочной службы и его предупреждение: Дис. Канд. Психол. Наук. – М., 1993. – 201 с.
6. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. – СПб.: «Светлячок»; «Речь», 2001. – 128 с.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. т.1 – М.: Педагогика, 1982. – 487 с.
8. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 558 с.
9. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. посо-бие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003. – 272 с.
10. Дмитриев А.В. Конфликтология: - М.: Гардарики, 2002. – 320 с.
11. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социолог. этюд: пер. с фр. – Спб.: Союз, 1998. – 496 с.
12. Карандашев В.Н. Квалификационные работы по психологии: рефера-тивные, курсовые и дипломные: Учеб. Метод. Пособие. – М.: Смысл, 2002. – 80 с.
13. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 381 с.
14. Коттлер Дж. Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиента-ми. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.
15. Крукович Е.И. Тренинг уверенности: основы профессионального мастерства: Учеб.-метод. Пособие – Мн.: ЕГУ. – 2001. – 128 с.
16. Макаревич Р.А. Экспериментальная психология: теоретические основы, лабораторный практикум. Мн.: Университетское .- 2000.- 173 с.
17. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент. – М.: «КСП+», 1999. – 320 с.
18. Подоляк Я.В. Практические вопросы военной психологии. – М.: Воениз-дат, 1987. – 151 с.
19. Рай Л. Развитие навыков тренинга. – СПб.: Питер, 2002. – 208 с.
20. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2001. – 350 с.
21. Сыромятников И.В., Чайка В.Г. Психология девиантного поведения военнослужащих и его профилактика (Учебное пособие). М.: Военный университет, 2000;
22. Тутушкина М.К . Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. – СПб.: «Дидактика Плюс», 2001. – 352 с.
23. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 688 с.
24. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. – М.: Медицина, 1987. – 152 с.
25. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. – М.: Гене-зис, 2003. – 272 с.
26. Френкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 651 с
27. Проблемы военной психологии: Хрестоматия – Мн.: Харвест, 2003. – 640 с.
28. Профилактика самоубийств (Методическое пособие для командиров, офицеров штабов и органов воспитательной работы). М., 1995. – 34 с.
29. Профилактика суицидальных происшествий в войсках забайкальского военного округа (Методическое пособие для командиров, заместителей по воспитательной работе и войсковых психологов). Ч., 1996 г. – 38 с.
30. Современная военная психология: Хрестоматия – Мн.: Харвест, 2003. – 576 с.
31. Большой толковый психологический словарь/Артур Ребер. – М.: ВЕ-ЧЕ*АСТ, 2001. – Т.1- 592; Т.2 – 560.

Руководящие документы МО РФ:

32. Приказ Министра обороны Российской Федерации «О системе работы должностных лиц и органов управления по сохранению и укреплению пси-хического здоровья военнослужащих» от 1998 г № 404;
33. Директива Министра обороны Российской Федерации “О мерах по предотвращению самоубийств в ВС РФ” от1996 г № Д-18;
34. Руководство по психологической работе в ВС РФ (введен в действие НГШ ВС РФ) от 1996 №172/1637;
35. Директива начальника ГУВР ВС РФ и начальника ГОМУ ГШ ВС РФ « Об улучшении социально-психологического изучения и психологического обследования военнослужащих, проходящих военную службу по призыву на воинских должностях солдат, матросов, сержантов и старшин» от 1999 г № Д-4/1;
36. Директива начальника ГУВР ВС РФ “Об организации работы центров (пунктов) психологической помощи и реабилитации, комнат психологиче-ской разгрузки в ВС РФ” от 1998 № Д – 1;

Учебно-методические пособия МО РФ:

37. Психологическая консультация, профилактика и коррекция в работе войскового психолога.: М.: МО РФ, 1992, с. 124;
38. Система работы организаторов психологической работы и психологов войск (сил) по предупреждению самоубийств военнослужащих. Таблица алгоритма деятельности М.: МО РФ,1997,с. 103;
39. Порядок работы при проведении расследования причин совершенного суицидального происшествия. (Учебно-методическое пособие) №172/3/2084 М.: МО РФ, 1999, с. 32;
40. Методика психодиагностики суицидальных намерений. №172/3/2229 М.: МО РФ 1999, с. 34;
41. Раннее выявление военнослужащих с признаками нервно-психической неустойчивости. (Учебно-методическое пособие) М.: МО РФ, 1998, с. 36;
42. Организация и методика работы центров (пунктов) психологической помощи и реабилитации, комнат психологической разгрузки. (Учебно-методическое пособие) №172/3/2034 М.: МО РФ,1999, с. 30;
43. Организация и содержание деятельности должностных лиц полка (бри-гады) по изучению индивидуально-психологических особенностей пополнения (Учебно-методическое пособие) М.: МО РФ, 1999, с.101;
44. Диагностика и профилактика суицидальных намерений (Учебно-методический видеофильм) М.: МО РФ, 1999.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
3000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.