У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Теоретические основы японского менеджмента. Характерные черты японского менеджмента на практике на примере компании «Тоёта»
Количество страниц 66
ВУЗ МГУЭСИ
Год сдачи 2012
Содержание Введение 2
Глава Ι. Теоретические основы японского менеджмента 8
1.1 Философия японского менеджмента 8
1.2 Методология принятия управленческих решений (система“ринги”) 13
Глава ІІ. Характерные черты японского менеджмента на практике на примере компании «Тоёта» 21
2.1 Философия компании (Дао «Тоёта») 21
2.2 Управление персоналом (развитие сотрудников и партнеров) 28
2.3 Управление качеством на «Тоёта» 35
2.4 Организация процесса решения проблем 42
Заключение 49
Приложение 59
Библиография 64


Введение


На современном этапе развития экономики России все большее внимание специалистов в различных областях привлекает проблема управления предприятием и его подразделениями как один из важнейших факторов повышения эффективности работы организации.
При решении этой сложной задачи необходимо изучить и проанализировать опыт различных стран с целью выявления как положительных, так и отрицательных характеристик управления и возможности применения его принципов и методов к российской действительности.
В настоящие время в большинстве случаев исследователи обращаются, прежде всего, к заслугам американского менеджмента. Не вызывает никакого сомнения тот факт, что лидирующее положение в области теории и практики использования разнообразных методов управления всегда занимали Соединенные Штаты Америки. Можно даже сказать, что США надолго закрепили своё лидерство в этой области с тех пор, как Ф. Тейлор предложил свою систему методов, названную позже как “научное управление”, и, несомненно, авторитет американского менеджмента до сих пор остается очень высоким.
В современной литературе часто можно встретить термины, пришедшие к нам из американского менеджмента, как правило, без перевода, поэтому может возникнуть впечатление, что само понятие “менеджмент” есть некое ”изобретение” США. Это мнение является ошибочным, так как формирование менеджмента происходит в рамках исторического процесса развития, на ход которого оказывают влияние конкретные особенности той или иной нации.
В связи с этим исследование методов управления определенной страны должно включать анализ тех факторов и условий, которые повлияли на развитие этих методов управления.
С этой точки зрения можно исследовать менеджмент различных развитых капиталистических стран Запада, таких как: США, Англии, Германии, Франции и т. д. Однако в данной работе рассматриваются основные методы управления Японии, страны принадлежащей к Востоку и поэтому представляющей особый интерес для России, как евроазиатской страны, то есть страны, связывающей Восток и Запад во многих отношения и имеющей определенные черты сходства как с западными, так и восточными обществами.
Своеобразие исторического развития Японии и её национальные особенности обусловили неповторимость развития методов её управления. Японский менеджмент всегда был отмечен ярко выраженным национальным своеобразием.
Японский менеджмент - явление, которым восхищаются специалисты на протяжении долгого периода времени. Многие страны хотели бы перенять и научиться применять основные методы японского управления. Тем не менее, в настоящие время многие положения в японском менеджменте претерпевают коренную трансформацию, что вызвано, прежде всего, изменениями в сфере японской экономики, культуры и общества в целом.
К сожалению эти изменения практически не освещаются отечественными учеными в настоящие время и, как отмечает исследователь из Института Востоковедения РАН Т. Н. Матрусова, « … хуже того, исследователи порой даже не знают, что эти изменения вообще имеют место» . Если в советской литературе можно найти много публикаций на тему японского менеджмента, то сейчас это количество весьма ограничено.
В настоящее время отечественные ученые освещают только определенные аспекты японского менеджмента. Так часто можно встретить публикации на тему управления качеством, где авторы, как правило, уделяют внимание только концепции или подходу, которые, с их точки зрения, являются “ключом к разгадке «экономического чуда Японии»”. Однако, на наш взгляд, то или иное положение в японском менеджменте необходимо рассматривать в комплексе, чтобы была возможность детально разобраться в истоках возникновения этого метода, его основах и возможности внедрения в российскую или зарубежную практику.
Долгое время советские ученые черпали свои знания о японском менеджменте исключительно из публикаций американских ученых, что наложило определенный отпечаток на восприятие японской практики управления: в частности, черезмерно подчеркивалась национальная специфика японского менеджмента, за счет этого отходило в тень то общее, что могло быть весьма полезным для изучения. Более того, часто информация, которую получали ученые советского периода, приходила с опозданием, что временами приводило к определенной идеализации некоторых сторон этого менеджмента. Например, ещё с советских времен принято выделять три наиболее характерные черты японского менеджмента, которые составляют его суть :
- пожизненный наём;
- система продвижения по старшинству;
- пофирменные профсоюзы.
Поэтому, несмотря на тот факт, что в современной России все большее внимание уделяется сопоставлению менеджмента разных стран, зачастую информация о японском менеджменте носит устаревший или неверный характер.
Тем не менее, японским стилем управления до сих пор интересуются многие российские исследователи с точки зрения возможности его внедрения в нашей стране. Тем более что по ряду показателей тип поведения российского персонала более схож с японскими, чем с американскими поведенческими характеристиками (см. Приложение № 1, стр. 81) .
Таким образом, можно говорить о значимости изучения японской практики управления с точки зрения возможности применения её отдельных принципов и методов к российской действительности.
Если говорить о японском менеджменте в целом, то до определенного времени он не привлекал к себе особого внимания, его методы считались неэффективными, и ученые, которые занимались изучением японского менеджмента до Второй мировой войны, полагали, что по мере развития японского общества они отомрут.
С такой точкой зрения можно согласиться лишь частично: исчерпание методов, какими бы эффективными они ни были в определенный момент времени, явление вполне естественное. Однако японские методы управления продемонстрировали свою эффективность в течение длительного времени, и во многом благодаря им Япония реализовала свое “’экономическое чудо”.
На рубеже 60-х годов двадцатого столетия в научной литературе нашей страны начали появляться первые публикации, посвященные японскому управлению. Более того, 70 - 90–е годы характеризуются наличием некого бума “японского менеджмента”. В литературе постоянно использовались новые термины, такие как “ тоётаизм”, ”сониизм” и т. д. Это явление было связанно с попыткой западных специалистов на основе японских методов управления выработать новые, “постфордисткие”, методы управления персоналом. Таким образом, произошло переосмысление подхода к японским методам управления, они были признаны передовыми и универсальными.
Сейчас достаточно трудно сказать что-либо окончательное о процессах, происходящих в японском менеджменте. На этот счет существует большое количество совершенно различных точек зрения. Одни исследователи говорят, что происходит тотальное разрушение основ японского менеджмента, другие утверждают, что, в принципе свои основные характеристики система управления сохранила и остается непоколебимой несмотря на всякого рода кризисные явления в экономике Японии.
Думается, что процессы, происходящие в японской системе управления в настоящий период времени, настолько противоречивы и разнообразны, что правы и те и другие: с одной стороны, не вызывает сомнения тот факт, что происходит определенная трансформация системы управления и процесс этот неизбежен, с другой — многие предприятия пытаются найти определенный компромисс с происходящими изменениями в сфере управления и полностью не отказываются от традиционных методов управления.
Тем не менее, японский опыт управления по-прежнему представляет большой интерес с точки зрения не только его чисто теоретического изучения, но и практического применения в условиях глубокой трансформации, которую переживает российская экономика в настоящее время. Особенно с учетом того обстоятельства, что в нашей стране ещё только начинается процесс становления системы найма, адекватной российской действительности.
Поэтому целью данной работы является исследование некоторых особенностей японского менеджмента и их трансформации во временном пространстве. Для выполнения этой работы использовались труды зарубежных и отечественных авторов. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- проанализировать основные методы управления в Японии
- рассмотреть факторы, которые повлияли на появление того или иного метода и его дальнейшие изменения, исследовать конкретные случаи воплощения японского менеджмента на примере компании «Тоёта Моторс» и некоторых компаний в других странах, а также изучить возможности использования японских методов управления на российской почве.
-
-
-

Объект исследования японский менеджмент.
Предметом исследования особенности использования японского менеджмента на практике.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. В I главе – рассматриваются теоретические основы японского менеджмента, основные понятия, кратко дается характеристика истории развития менеджмента. Во II главе – анализируются основные инструменты японского менеджмента и их применение на практике, помимо этого дается подробный анализ конкретных методов японского менеджмента на примере компании “Тоёта Моторс ”. Цель, задачи и объект исследования обусловили структуру работы.
Список литературы Заключение




Долгое время японский менеджмент считался самой эффективной системой управления в мире, её жизнестойкость ни у кого не вызывала особых сомнений. В настоящие время после экономических потрясений 90-х годов в Японии происходит постепенный пересмотр основных принципов этой системы, а многие методы управления, которые до этого считались “непреложной истиной “, подвергаются все большему сомнению.
Достаточно трудно сейчас сказать что-либо определенное о процессах, происходящих в японском менеджменте, на этот счет существует огромное количество совершенно разнообразных точек зрения. Одни утверждают, что происходит тотальное разрушение основ японского менеджмента, другие утверждают, что, в принципе свои основные характеристики система управления сохранила и остается непоколебимой перед лицом разнообразных кризисов в сфере экономики.
Думается, что процессы, происходящие в японской системе управления в настоящий период, настолько противоречивы и разнообразны, что правы и те и другие: c одной стороны, не вызывает сомнения тот факт, что происходит определенная трансформация системы управления и процесс этот неизбежен, с другой стороны, многие предприятия пытаются найти определенный компромисс с происходящими изменениями в сфере управления и полностью не отказываются от традиционных методов управления.
Тем не менее, японский опыт управления по-прежнему представляет большой интерес с точки зрения не только его чисто теоретического изучения, но и практического применения в условиях глубокой трансформации, которую переживает российская экономика в настоящее время. Особенно с учетом того обстоятельства, что в нашей стране ещё только начинается процесс становления системы найма, адекватной российской действительности.
Поэтому встает очевидный вопрос - в чем выражаются эти изменения и стоит ли вообще в этом случае нам пытаться перенять какие-либо аспекты японского менеджмента?
Прежде всего хочется отметить, что теме использования зарубежного опыта, в частности японского, посвящено множество работ. К этой проблеме обращаются не только современные исследователи. Ещё ученые Советского Союза проявляли к этому вопросу большой интерес. Многие из них отмечали, что прежде чем пытаться перенять те или иные методы менеджмента определенной страны, необходимо досконально изучить не только основные принципы, методы и факторы, повлиявшие на его становление, но и культурные, социальные, психологические и другие особенности данной страны. Но и этого может быть недостаточно. Один из известных российских специалистов в области изучения японского менеджмента В. П. Пшенников по этому поводу пишет: “жизнь исхитряется постоянно «подсовывать» такие ситуации, которые никакими авторитетами в области управления не были предусмотрены. Сколько бы рекомендаций, как поступать в том или ином случае, ни было заучено, их все равно оказывается мало. Примерно тоже самое происходит тогда, когда в таком же духе стараются перенять опыт управления тех людей, фирм и стран, которые добились успеха. Вроде все делается так, как у них, а результат выходит совсем не тот. ”(1, стр.3) .
До сих пор единого мнения по вопросу применения японского менеджмента не существует, но исследователи единодушны в том, что своеобразие развития Японии и её особенности повлияли на неповторимость развития методов управления. Поэтому японский менеджмент всегда был отмечен ярко выраженным национальным своеобразием.
Тесная связь традиций, морали и религии с менеджментом наблюдается в Японии на протяжении долгого периода времени. С одной стороны, многие ценностные установки безвозвратно уходят в прошлое и временами критикуются современной молодежью. Тем не менее многие из них близки молодым людям по духу.
С другой стороны, многие ценностные установки, традиции, связанные, прежде всего с религией, так сильно прижились в корпоративной культуре японского менеджмента и являются настолько “жизненно необходимыми”, что в настоящая время идет активное изучение взаимосвязи экономики и религии, например, учеными разрабатывается такое новое понятие, как “экономика синто”.
Несомненно, что “визитной карточкой” японского менеджмента является практика “пожизненного найма”. Многие считают, что “пожизненный найм” чисто японское “изобретение”, однако, это не совсем так. Во-первых, японский менеджмент сформировался на базе американского менеджмента. Это было связано с тем, что когда после Второй мировой войны Япония находилась под оккупацией США, на японских предприятиях начался процесс внедрения американских технологий управления. На практике получилось так, что то, что считалось слабыми сторонами американского менеджмента, в реальности оказалось сильными сторонами японского менеджмента.
Во-вторых, практика “пожизненного найма” сформировалась в силу объективных причин: разрушенная экономика диктовала свои законы, поэтому был проведен ряд реформ, в том числе появились новые законы о труде, которые препятствовали увольнению рабочих. Японским компаниям нужны были преданные рабочие, которые полностью отдавались своему делу, а рабочим – соответственно, социальная защищенность. Кроме того, практика внедрения “пожизненного найма” была распространена только на достаточно крупных предприятиях, на более мелких она практически не существовала. Тем не менее проблема “пожизненного найма” до сих пор остается дискуссионной темой.
Очевиден тот факт, что с постепенным исчезновением практики “пожизненного найма” изменились и основные принципы отбора и найма персонала.
Тем не менее японский опыт управления по-прежнему представляет большой интерес с точки зрения не только его чисто теоретического изучения, но практического применения в условиях глубокой трансформации, которую переживает российская экономика в настоящее время. Например, интересен вопрос о том, возможно ли использование системы “ринги” в неяпонских организациях. Думается, что на этот вопрос достаточно трудно дать однозначный ответ. Поскольку сама система “ринги” не безупречна, вполне может быть такая ситуация, что придется перестраивать структуры организации при внедрении данной системы. Вместе с тем, как представляется, если осуществлять внедрение системы “ринги” в контексте перехода к повсеместному использованию японских методов управления, результат может быть вполне впечатляющим.
Существует огромное количество рекомендаций о том, как нужно внедрять методы японского менеджмента. Одной из наиболее разработанных теорий в данной сфере является теория американского ученого К. Пиджелса. Это подтверждает российский исследователь М. Корнилов, утверждая, что “рекомендации К. Пиджелса являются одними из наиболее всеобъемлющих, они преследуют цель почти полной «японизации» управления персоналом на предприятиях. Во многих других исследованиях, посвященных данной проб¬леме, предлагаются лишь частичные заимствования японского опыта.”(11,стр.6).По мнению К. Пиджелса, для внедрения методов управления японского менеджмента нужно предпринять следующие шаги:
1. изменить мнение руководства компании, понять, что работники – это ресурсы, требующие долговременного вложения ресурсов, и, что получение материальной отдачи от них будет не сразу;
2. добиться того, чтобы управленческий персонал был позитивно настроен по отношению к администрации, но все же требовал хорошего отношения и к себе;
3. ввести выборочно систему пожизненного найма для особо отличившихся сотрудников;
4. начать переобучения со среднего звена, так как оно является наиболее консервативно настроенным элементов кадрового состава;
5. развивать кружки качества.
К. Пиджелс настаивает также на введении сопутствующих условий, таких как гарантированный заработок, занятость, значительные по размерам дополнительные выплаты персоналу, аналогичные японским бонусам, и внутрифирменные программы пенсионного обеспечения, участие работников в управлении, демократия на рабочих местах, создание кружков контроля качества.
В настоящее время американские и западные предприниматели нередко обращаются к опыту японского менеджмента. В связи с возможностью применения японского опыта существует три теоретических подхода:
1. Культурологический.
2. Философско-управленческий.
3. Структурно – организационный.
Представители первого подхода утверждают, что применение японского менеджмента в иностранных фирмах невозможно, в силу того, что принципы управления, на которых базируется японский менеджмент, имеют глубокие исторические корни, невозможные для восприятия иностранными рабочими. Сторонники второго подхода опровергают эту точку зрения, утверждая, что японские методы управления — это в своем роде «постфордисткие» методы, пришедшие на смену «фордизму». Структурно – организационный подход делает акцент на внедрение японских методов управления в связи с тем, что они облегчают процесс адаптации к технологическим новинкам.
С начала 70-х годов в США был проведен ряд экспериментов по внедрению японского менеджмента. Например, в штате Калифорния в филиале фирмы “Сони” целиком была введена японская практика управления персоналом. Итоги были довольно впечатляющими, так как повысилось качество продукции, и были удовлетворены не только управляющие высшего звена, но и простые сотрудники.
Однако в компании “Пипл экспресс эйрлайнз” результаты были не совсем однозначными: с одной стороны фирма за короткий срок достигла феноменального успеха, доказывающего, что система работает, но с другой - некоторым работникам самой компании новая система не понравилась, и они всячески пытались изменить её. В частности, их не устраивало отсутствие иерархии, специализации и введение четких правил и порядков.
Неоднозначность результатов, конечно, в определенной степени ставит под сомнение возможность внедрения системы “ринги” на российских предприятиях. Думается, что весьма эффективным применение данной системы может быть при выработке решений, носящих стратегический характер, где доскональная проработка вопроса просто необходима. Если проблема требует принятия срочного решения, то использование системы “ринги” может быть нецелесообразным, так как будет означать потерю времени.
Очевидно, что это достаточно сложный процесс, и было бы неверным слепо придерживаться принципов Пиджелса при попытке перенять тот или иной метод японского менеджмента. Нужно осознать философию управления японцев, понять их менталитет и философию, привить основные понятия японского менеджмента работникам всех уровней - только тогда система ринги докажет свою работоспособность.
Если говорить о введении кружков качества, то внедрение их прообразов в ходе программы TPM вполне доказали свою эффективность.
Таким образом, нельзя дать однозначно положительный или отрицательный ответ на вопрос о том, можно ли использовать методы японского менеджмента в российской действительности. Тем не менее, думается, что конкретные методы с определенными поправками на ситуацию в России можно применить. Даже в случае с компанией «Тоёта» из приведенного выше анализа следует однозначный вывод о том, что все общепринятые методы японского менеджмента используются с определенными поправками и модификацией в данной компании, что, по нашему мнению, должно осуществляться и при внедрении японских методов на российских предприятиях.
Прежде всего, следует упомянуть о методе бережливого производства используемого на основе производственной программы TPS компании «Тоёта». Многие компании мира используют в том или ином виде систему бережливого производства, которая постоянно доказывает свою эффективность. Например, Канадская почтовая корпорация (Canada Post Corporation) до введения бережливого производства испытывала множество проблем. В частности предприятие не укладывалось в сроки отправки писем и напоминало собой скорее склад, нежели почтовую организацию. Процесс превращение в бережливую организацию происходил в три этапа. На первом этапе был введен так называемый «точечный кайдзен», то есть происходило усовершенствование отдельных процессов. На втором этапе выработалась представление о потоке корпорации в масштабах всей организации и его изменения, на третьем окончательное превращение организации в бережливое предприятие. В результате указанная корпорация стала прибыльной организацией, принесшей в бюджет Канады около 300 млн. долларов.
Внедрение TPS даже на одной производственной линии ведет к значительному сокращению затрат, но помимо этого бережливое производство можно внедрять и в организациях занимающихся административными вопросами или осуществляющими свою деятельность в сфере услуг. Главной сложность в данном случае является выявление потока, то есть нужно не только выявить последовательность операций и бизнес-процессов, но при этом еще и учесть возникающие потери и этапы создания добавочной стоимости.
Испытанным методом в такой ситуации является составление карты потока создания стоимости, где процессы представляются в виде квадратиков, соединенных стрелочками, а треугольниками – запасы. Помимо этого указывается общее время выполнения заказа и время, в течение которого происходит или не происходит создание добавленной стоимости. В итоге получается вполне наглядная картина потерь: время ожидания, затраты на решение проблем и исправление неверных действий.
Конечно в реальности процесс очень сложно представить в виде одной карты потока создания ценности. Поэтому процесс можно разделить на несколько составных частей. После проделанной работы возможно проведение “кайдзен семинаров”, то есть совокупности мер и действий по преобразованию предприятия в бережливую организацию, которые состоят из следующих этапов:
1. подготовка к практическому семинару по “кайдзен” (определение круга вопросов, создание черновика потока, анализ ситуации);
2. практический семинар по “кайдзен” (оценка проделанной работы, анализ текущей ситуации, выработка действий и разработка процесса, внедрение, оценка);
3. обеспечение продолжения начатых работ и их постоянное совершенствование.
При этом главном является выявление основного потока добавленной стоимости, поэтому TPS следует внедрять сначала в основной поток, постепенно включая ее в сферу вспомогательных функций. Кроме того, не следует бросаться из одной крайности в другую, то есть внедрение бережливого производства следует начинать с азов, смены производственной культуры организации и смены философии высшего руководства с последующим движение вниз иерархической пирамиды организации. Помимо этого, важно, чтобы организации была постоянно привержена идеи создания бережливого производства и постоянного самосовершенствования, иначе в случаи смены руководства, вся проделанная работа может сойти на нет. Поэтому очень важно заниматься постоянным воспитанием собственных лидеров, приверженных идее бережливого производства.
Также важно осознание того, что TPS не является готовым рецептом успеха, ее внедрение требует огромных вложений и носит долгосрочный характер, что означает коренную трансформацию, широкомасштабные преобразования культуры организации. Это вызовет определенные трудности, поэтому важно в любом случае проявлять творческий подход и создавать собственную версию принципов Дао «Тоёта». Затраченные усилия окупятся с лихвой, что видно на примере успешной деятельности самой компании «Тоёта».
Можно полагать, что в будущем процессы изучения и перенесения опыта японских компаний в России будут вестись более активно, тем более что российские предприниматели с каждым годом проявляют все больший интерес к японским методам управления. Несомненно, что слепое копирование этих методов не даст положительного результата: все японские методы должны быть тщательно проанализированы, всесторонне изучены и использованы творчески, с учетом российской специфики. Только тогда они могут быть перенесены на российскую почву.




Библиография

1. Научное издание “Россия и Япония: соседи в новом тысячелетии”, рук. Проекта Э. В. Молодякова, Москва, «АИРО-XX», 2004г.
2. А. Н. Курицын “Управление в Японии. Организация и методы”, Москва , 1981год
3. В. А Проннков, И. Д. Ладанов “Управление персоналом в Японии, очерки”, Москва, издательство ”Наука”, 1989г.
4. В. Пшенников “Японский менеджмент. Уроки для нас”, Москва, издательство “Япония сегодня”, 2000г.
5. Япония сегодня, август 1997год.
6. Япония сегодня 9/95г.
7. Япония (ежегодник) 1990, 1991г.
8. Компания №45(314) 22 ноября 2004.
9. Япония (ежегодник) 1990, 1991г.
10. Япония (ежегодник)989, 1991г, Москва.
1. Япония (ежегодник) 1988, 1989г.
12. Япония ежегодник 1994\1995,1995г, Москва.
13. В.Рамзес “Тяжелые времена и большие ожидания экономики”, www.japantoday.ru
14. Большой японско-русский словарь, том ll , главный редактор словарей издательства “Советская Энциклопедия” М. В. Лазова, издательство “Советская Энциклопедия” 1970 г.
15. Японская модель управления, материалы сайта www.Bolshe.ru.
16.В. А. Цветов “Пятнадцатый камень сада Реандзи”, глава 6. http://www.oldgazette.ru/lib/zvetov/reandzi/07.html.
17. Япония: традиции и внешняя политика, материалы сайта http://penza.fio.ru/personal/35/4/2/index.htm.
18. Управление качеством: программа, учебный план и практикум для студентов экономического факультета, обучающихся по специальности: 06110 «Менеджмент организации»/ Под. Ред. В. А. Бубнов и М. Л. Левицкого. – М.: МГПУ, 2006. -30с.
19. Джеффри Лайкер “Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира”.; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 402с.
20.Материалы сайта www.toyota.ru
21. материалы сайта www.toyota.co.jp
22. Материалы семинара на тему «Преобразование предприятия на основе системы ТРМ (Total productive maintenance) - продуктивного поддержания производственного оборудования с участием всего персонала» подготовленные В. В. Пшенников ведущим консультантом ООО «ТиПиЭм-центр».
23. А. Я Кибанов, Основы управления персоналом. Москва, ИНФРА-М, 2003г.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
2500





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.