У нас уже 22593 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Организационные основы местного самоуправления
Количество страниц 68
ВУЗ МГУЭСИ
Год сдачи 2012
Содержание Тема: «Организационные основы местного самоуправления»
Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Самоуправление как институт публичной власти: теоретико-правовой анализ………………………………………………………………….6
1. Понятие и юридическая природа местного самоуправления…………...6
2. Структура и система органов местного самоуправления: соотношение понятий…………………………………………………………………………...14
3. Место органов местного самоуправления в системе публичной власти……………………………………………………………………………..18
Глава 2. Организационно-правовые основы местного самоуправления: современное состояние………………………………………………………...27
1. Представительные органы местного самоуправления…………………27
2. Правовой статус главы муниципального образования…………………42
3. Местная администрация………………………………………………….51
4. Понятие и виды контроля в системе органов местного самоуправления: организационно-правовые основы……………………………………………...56
Заключение……………………………………………………………………...61
Список использованной литературы………………………………………..66

Введение
Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и – в этом качестве – составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности). Президент России Д.А. Медведев обозначил работу по развитию местного самоуправления в качестве одной из приоритетных задач государства – «местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху» .
При этом эффективность местного самоуправления, реальные возможности этого института решать возложенные на него конституционные задачи во многом определяются наличием продуманного, теоретически выверенного нормативно-правового механизма организации и функционирования муниципальной власти. В основе этого механизма должно лежать соответствующее природе местного самоуправления и адекватное конкретно-историческому этапу развития государства и общества сбалансированное сочетание институтов непосредственной и представительной демократии. В этом плане местное самоуправление опосредует сложный комплекс разнообразных общественных отношений, в которых проявляется диалектическое взаимодействие частных и публичных, индивидуальных и коллективных, территориальных, региональных и общегосударственных интересов, составляющих в своей совокупности национальные интересы РФ. Этим определяются существенные особенности правовой институционализации представительной демократии в системе местного самоуправления, характеризующиеся воздействием представительных начал на всю систему муниципально-властных отношений – не только на муниципальные органы народного представительства, но и на представительно-правовое опосредование деятельности всех органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, вне зависимости от порядка их формирования.
Соотношение в местном самоуправлении непосредственных и представительных начал, как и сама система муниципальных институтов представительной демократии, достаточно подвижно, динамично, изменчиво, находится в тесной взаимосвязи с государственной муниципальной политикой, характером, содержанием и объемом тех целей и задач, решение которых относится к ведению муниципальной власти. Учитывая то, что настоящее время российское местное самоуправление находится на пороге важного рубежа в своем развитии. С 1 января 2009 г. закончился переходный период реализации Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в результате чего все его положения вступили в силу на территории каждого из субъектов Российской Федерации. Поэтому сегодня можно оценить практику реализации Федерального закона №131-ФЗ, учитывая, что в 46 субъектах Российской Федерации он реализуется с 1 января 2006 г., а отдельные его положения действуют еще с октября 2003 г., диагностировать достоинства и недостатки сложившейся модели местного самоуправления, понять перспективы развития российской муниципальной системы, выработать пакет мер по совершенствованию существующей муниципальной практики.
Вышеизложенное подтверждает актуальность дипломной работы, связанной с исследованием особенностей организационно-правовых основ местного самоуправления Российской Федерации.
Целью дипломной работы является исследование правового регулирования института представительной демократии в системе местного самоуправления и выявление проблем его правового регулирования на основе анализа теоретической и научно-практической литературы, а также правоприменительной практики. Цель работы предопределила решение следующих задач:
1. Изучить место органов местного самоуправления в системе публичной власти
2. Произвести соотношение понятий структура и система органов местного самоуправления
3. Рассмотреть представительные органы местного самоуправления
4. Определить правовой статус главы муниципального образования и местной администрации
5. Выделить контрольный и иные органы местного самоуправления
Природа местного самоуправления и его организационно-правовых начал изучалась такими учеными как Г. Еллинек, И. Редлих, П. Ашлей, А. де Токвиль, Н. И. Лазаревский, К. А. Пажитнов, М. И. Свешников, А. Д. Градовский, Л. А. Велихов, Б. Н. Чичерин, Н. М. Коркунов, В. П. Безобразов, А. И. Васильчиков, В. Н. Лешков. Анализу перспектив развития местного самоуправления в России после вступления в силу нового федерального закона посвящены работы Н.С.Бондарь, В. И. Васильева, Н. Б. Косаревой, Е. Житковой, М. Ю. Каверзина, А. В. Кружкова, В. Я. Гельмана, О. Л. Савранской, С. Михеева, В. Д. Нечаева, А. Деменковой, О. Роя, Л. Парцикова и др. Следует отметить, что удельный вес научных работ, посвященных изучению представительных основ в системе местного самоуправления в РФ, недостаточно высок, в связи с чем неоценимым вкладом в настоящее дипломное исследование явилось изучение и использование монографического исследования Н.В.Джагарян «Муниципальная представительная демократия в России».
Список литературы Заключение
На основании проведённого научного анализа можно сделать ряд выводов.
Местное самоуправление представляет собой не только особый уровень публичной власти, но и наиболее демократический институт в государстве. В соответствии с ч.2 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Однако российское население на протяжении достаточно долгого периода было отстранено от процесса решения местных задач, что несомненно отразилось на правосознании граждан, неразвитости гражданского общества в РФ. Именно поэтому вопросы местного значения в настоящее время в большей степени решаются органами местного самоуправления, которые согласно Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти, однако три признака органа власти – порядок создания, властные полномочия и порядок деятельности им присущи.
Законодательную основу организационно правовой деятельности органов местного самоуправления составляют нормы Конституции РФ и ФЗ № 131 от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правовой анализ которых позволяет выделить следующие организационно-правовые основы деятельности и природы органов муниципального образования:
1) Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;
2) структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно;
3) Осуществление местного самоуправления органами государственной власти не допускается, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
4) Органы местного самоуправления действуют в форме выборных и других органов, причем участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначения на должность и освобождение от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных законом;
5) К органам местного самоуправления применяется не принцип разделения властей, а принцип разделения полномочий;
6) Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных бюджетов соответствующих муниципальных образований.
В самом общем виде, органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно ст. 34 ФЗ №131 структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Причем наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным.
Особо следует выделить роль представительных органов в механизме осуществления муниципальной власти, являющиеся одновременно политико-правовым институтом представительной власти в РФ. Причем понятие «представительный» шире, чем понятие «выборный». Возможно, именно поэтому федеральный законодатель в тексте ФЗ №131 оперирует понятием «представительный орган», отказавшись от понятия «выборный», употребляемый в редакции ФЗ №154. То, что представительные органы занимают особое, ведущее положение в системе местного самоуправления подтверждается следующим.
Во-первых, Конституция РФ и ФЗ №131 прямо устанавливают наличие выборных органов местного самоуправления. Так, ч.2 ст.130 КРФ гласит, что местное самоуправление осуществляется гражданами…через выборные и другие органы местного самоуправления. Тем самым подчеркивается приоритет представительных органов перед другими.
Во-вторых, представительные органы избираются непосредственно своими жителями муниципального образования и призваны выражать их волю при решении возложенных на них задач.
В-третьих, представительные органы наделены не только собственными, но и исключительными полномочиями, которые не могут осуществляться никакими другими органами, что лишний раз подчеркивает особенность их статуса по сравнению с исполнительно-распорядительными органами и должностными лицами местного самоуправления.
Таким образом, представительный орган муниципального образования – это орган публичной власти, состоящий из депутатов, и наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. При этом, представительный орган муниципального образования может формироваться двумя способами:
1. Посредством муниципальных выборов, т.е. прямым голосованием.
2. Путем делегирования, т.е. «косвенным», опосредованным голосованием. При этом наибольшее количество проблем и вопросов у представителей юридической науки и практики вызывает данная институциональная форма образования представительного органа (многочисленные дискуссии вызывает конституционность (законность) самой модели делегирования как способа формирования представительного органа нарушающего политические права граждан).
Вышеизложенное позволяет говорить о том, что с позиции действующего законодательства в области муниципального права, всякий выборный орган является представительным, тогда как не всякий представительный орган является выборным, т.е. законодатель с 2003 года на первый план выводит представительный (а не выборный) принцип организации органов местного самоуправления.
При этом, анализ судебной практики позволяет выделить ряд проблем: а) значительное количество обращений в суды связано с требованием назначить выборы в представительные органы муниципального района; б) наиболее серьезные проблемы возникали при определении требуемой последовательности действий при переходе от одного способа формирования представительного органа муниципального района к другому; в) неоднозначной является также позиция судов при решении вопроса о том, могут ли органы государственной власти субъектов РФ в законах субъектов РФ, регулирующих особенности формирования органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных районов, применять такой способ как формирование путем делегирования в порядке ст.35 ФЗ №131; г) заслуживает внимания также правовые проблемы практики прекращения полномочий представительного органа в связи с признанием неправомочного состава.
Специфическим институтом в системе муниципальной представительной демократии является глава муниципального образования. С одной стороны, он воплощает в себе необходимые для эффективного решения вопросов местного значения начала единоначалия в организации местного самоуправления, с другой – реализует персонифицированное представительство интересов местного сообщества и в этом качестве выступает единоличным выборным органом, выражающим наряду с представительным органом местного самоуправления волю местного сообщества в решении вопросов местного значения. В этой связи, думается имеется необходимость усиления роли федерального законодательства в части конкретизации муниципально-правового статуса главы муниципального образования, а также правовых запретов и ограничений, закрепления институциональных форм контроля и ответственности.
Также требует своего совершенствования законодательная основа правового статуса контрольных органов муниципального образования, в части закрепления их в качестве обязательных специализированных самостоятельных органов.



Список использованной литературы:

I. Нормативные правовые акты
1. Европейская хартия местного самоуправления// Собрание законодательства РФ. 1998. № 36. Ст.4466.
2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.// Текст Конституции опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 г. № 237. 2009; Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.
3. Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 1996. №49. Ст.5497.
4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
5. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 2002. №24. Ст.2253.
6. Устав города Ростова-на-Дону (принят решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 9 апреля 1996 г. № 211)// Ростов-официальный. 1996. №№ 26-27.

II. Учебная и специальная литература
7. Батанов А.В. Муниципальная власть в системе категорий и институтов современного конституционализма. // Конституционное и муниципальное право. 2007.№4.
8. Безруков А.В. Государственная власть и местное самоуправление: проблемы соотношения и взаимодействия// Конституционное и муниципальное право. 2009. №6.
9. Безвиконная Е.В. Территориальное общественное самоуправление как условие реализации самоорганизационного потенциала местного самоуправления// Государственная власть и местное самоуправление. 2011. №1.
10. Бондарь Н.С. Гражданин и публичная власть: конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении. М., 2004.
11. Бондарь Н.С. Джагарян А.А. Государственная власть и (или) местное самоуправление: в поиске оптимальной модели взаимоотношений// Конституционное и муниципальное право. 2007. №24.
12. Брежнев О.В. Федеральное законодательство об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: проблемы применения, тенденции развития, перспективы совершенствования // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. №4.
13. Джагарян Н.В. Муниципальная представительная демократия в России: конституционно-институциональные аспекты: монография. Ростов н/Д., 2010.
14. Емельянов Н.А. Местное самоуправление. Проблемы. Поиски. Решения. М., 1997.
15. Замотаев А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. М., 1999. С. 3.
16. Каткова Л.В. Фролова О.А. Полномочия органов государственной власти в сфере надзора и контроля за органами местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. №1.
17. Конституционное право. Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 1999.
18. Коняхин В.Г. К вопросу о компетенции представительных органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. №10.
19. Коняхин В.Г. Теоретические вопросы правового статуса представительных органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. №11.
20. Ковешников Е. М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаи¬модействия. М.: Издательство НОРМА, 2002.
21. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М., 2000.
22. Лагутин И.Б. Муниципальный финансовый контроль в Российской Федерации: организационно-правовые основы // Конституционное и муниципальное право. 2008. №23.
23. Макшина М.А. К вопросу о взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2009. №24.
24. Масловская М.В. К вопросу о статусе представительного органа муниципального образования // Конституционное и муниципальное право. 2007. №3.
25. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. Н.С.Бондаря. М., 2002.
26. Муниципальное право России: учебник /Отв. ред. С.А. Авакьян. - "Проспект", 2009.
27. Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. М., 1999.
28. Савин Ю.А. Понятие местного самоуправления // Право и жизнь. №3. 2004.
29. Сивицкий В. Судебная защита местного самоуправления в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации // Местное право. 2000. № 6.
30. Симонян Г.В. Особенности взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2008.№1.
31. Степанова А.А. К вопросу об отзыве главы муниципального образования // Конституционное и муниципальное право. 2006. №8.
32. Трофимов М.С. К проблеме правового статуса главы муниципального образования // Государство и право. 2010. №11. С.37.
33. Широков А.Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации (введение в муниципальное управление). М., 2000.
34. Шугрина Е.С. Отдельные аспекты организации и деятельности представительных органов муниципальных образований в материалах судебной практики //Конституционное и муниципальное право. 2010.№1.
35. Шугрина Е.С. Отдельные вопросы формирования и прекращения полномочий представительных органов местного самоуправления // Муниципальная власть. 2009. сентябрь-октябрь.
36. Шугрина Е.С. Контроль за органами местного самоуправления и их должностными лицами // Конституционное и муниципальное право. 2007. №6.

III. Материалы судебной практики
37. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области».
38. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 года № 1-П // СЗ. 1997. №5. Ст.708.
39. Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июля 2002 г. №12-П // СЗ РФ. 2002. №28. Ст.2909.
40. Определение Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2009 г. № 479-О // Вестник КС РФ. 2009. №6.
41. Определение Конституционного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 1006-О-О// Архив КС. 2009.
IV. Интернет ресурсы
42. www.supcourt.ru/vs_hearing.php
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
2000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.