У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Развитие музыкальных способностей детей в ДОУ
Количество страниц 102
ВУЗ МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Год сдачи 2012
Содержание СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста………………………….
1.1 Проблема развития музыкальных способностей в психологии и педагогике…………………………………………………………
1.2 Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста……………………………………………………………
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию музыкальных способностей детей в дошкольном учреждении…………………….
2.1 Организация и методы исследования……………………………
2.2 Изучение уровня развития музыкальных способностей у детей
дошкольного возраста……………………………………………
2.3 Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение…...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………… 3


ВВЕДЕНИЕ


Гуманистическая тенденция формирования общества неразрывно связана с идеей “развивающейся личности в развивающемся мире”. Решение данной проблемы напрямую зависит от уровня образования – важнейшего компонента человеческой культуры. Как отмечают специалисты, в современном мире важен перенос центра тяжести на индивидуальность человека, изучение его самодвижения, развитие его духовности и отношения к окружающему миру. Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию музыкальных способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Дать знания, развить навыки и умения – не самоцель. Гораздо важнее – пробудить интерес к познанию.
Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, в своем творческом процессе способствует накоплению музыкального тезауруса. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир, чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком либо воздействии музыки на духовный мир детей, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.
Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере.
Музыкальные способности, их формирование и развитие – одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека в будущем.
Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию музыкальных способностей подрастающего поколения, все больше внимания уделяется дошкольному воспитанию и раннему обучению детей. Открываются детские эстетические центры, подготовительные группы при обычных и музыкальных школах, хоровых студиях. Но в полной мере систематическое развитие дошкольника осуществляется в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Труды Б.В. Асафьева, Т.С. Бабаджан, А.В. Кенеман, Б.М. Теплова, В.Н. Шацкой легли в основу дошкольного музыкального воспитания. Наиболее интенсивно важнейшие проблемы музыкального воспитания и развития творческих способностей детей разрабатывались в научной школе Н.А. Ветлугиной.
В настоящее время сложился новый уровень философского и психолого-педагогического осмысления ряда вопросов, в контексте которых может рассматриваться проблема развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Выявление теоретических основ развития музыкальных способностей, возможности и закономерности их формирования остается актуальной задачей и по сей день.
Актуальность обозначенной проблемы определяется необходимостью решения возникших противоречий между потребностями педагогической теории в осмыслении значимости развития музыкальных способностей, с одной стороны, и недостаточной теоретико-методологической разработанностью данного вопроса в научных исследованиях, с другой; в наличии потенциальных возможностей музыкального воспитания и его малой реализацией в педагогической практике.
На основе выделенных противоречий была сформулирована проблема настоящего исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие развитие музыкальных способностей дошкольников в ДОУ.
Гипотеза исследования: развитие музыкальных способностей старших дошкольников в ДОУ будет успешным, если будут:
- разработана и реализована дидактическая система развития музыкальных способностей (музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального ритма, музыкально-двигательных навыков, творческих навыков, эмоциональной отзывчивости), включающая мотивационно-целевой, содержательно-процессуальный и критериально-оценочный компоненты и обеспечивающая организацию эффективных педагогических условий:
- создана психологически комфортная, творчески развивающая среда;
- осуществлен процесса взаимодействия педагогов, детей и родителей;
- определены критерии и показатели уровня развития музыкальных способностей до внедрения и после активного использования разработанной программы в ДОУ.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментальным путём проверить педагогические условия организации деятельности старших дошкольников, направленные на развитие музыкальных способностей детей.
Цель работы определила следующие задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования;
2) Выявить особенности музыкально-творческого развития дошкольников;
3) Разработать и апробировать дидактическую систему развития музыкальных способностей детей в ДОУ.
Объект исследования: процесс развития музыкальных способностей старших дошкольников.
Предмет исследования: совокупность педагогических условий и средств развития музыкальных способностей старших дошкольников детских образовательных заведениях.
Методологической основой исследования явились философские идеи гуманистической педагогики (Р. Берне, Д. Дьюи, А.В. Петровский, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, И.С. Якиманская), личностно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин,), основы возрастной педагогики и психологии (Л.С. Выготский, B.C. Мухина, Р.С. Немов, Л.Ф. Обухова, А.С. Белкин), теория организации музыкальной деятельности дошкольников (Н.А. Ветлугина, К.В. Тарасова, О.П. Радынова, Т.А. Тютюнникова, А.И. Буренина), теория развития способностей (Л.А. Баренбойм, П.П. Блонский, Г. Кеетман, В. Келлер, Б.М. Теплов, В.Г. Ражников, Б. Хазельбах, У. Юнгмайр, A.M. Матюшкин, СМ. Мальцев, К. Роджерс), исследования по музыковедению (Б.В. Асафьев, О.Т. Леонтьева, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Б.Л. Яворский, В.Т. Кудрявцев).
Методы исследования: теоретический (анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической и музыковедческой литературы); практический (изучение реально складывающегося опыта через наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование родителей и педагогов-вокалистов); метод эмпирического уровня (теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента; анализ собственного опыта работы с детьми младшего школьного возраста с последующей математической и статистической обработкой результатов исследования).
Теоретическая значимость исследования. Полученные в исследовании данные обогащают общую и музыкально-психологическую теорию способностей. Подтверждают положение о диагностике способностей как процессе. Вносят вклад в решение теоретических проблем дидактики – проблем обучения и развития, обучения и творчества. Могут рассматриваться как теоретическая основа индивидуальной стратегии развития музыкальных способностей ребенка.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы экспериментального исследования, а именно систему развития музыкальных способностей можно использовать в практике работы музыкальных руководителей в дошкольных учреждений, педагогами дополнительного образования.
База исследования: апробация материалов исследования проходила в ГОУ Начальная школа-детский сад №1810 (г. Зеленоград).
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и 11 приложений. Общий объем работы 102 стр. Апробация материалов исследования проходила в ГОУ Начальная школа-детский сад №1810 (г. Зеленоград).
Список литературы ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время сложился новый уровень философского и психолого-педагогического осмысления ряда вопросов, в контексте которых может рассматриваться проблема развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Выявление теоретических основ развития музыкальных способностей, возможности и закономерности их формирования остается актуальной задачей и по сей день.
Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкальных способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Программа воспитания в детском саду построена с учетом комплексного подхода к применению музыки как средства общего и музыкального развития ребенка. Детям предоставляется воз¬можность проявить себя в разнообразных видах музыкальной деятельности. Дети приобщаются к музыке не только на заня¬тиях, но и на праздниках, концертах, вечерах развлечений. Они слушают музыку, поют, танцуют, играют на детских инструмен¬тах. Музыка звучит в сюжетно-ролевых играх, на занятиях по физкультуре, на прогулке. Комплексный подход к решению задач музыкально-эстетического воспитания позволяет успешно воздей¬ствовать на развитие всех сторон личности ребенка.
Таким образом, восприятие музыки зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания. Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство - пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах. Как уже было сказано, все виды музыкальной деятельности взаимодействуют между собой. Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.
Музыкально-дидактические пособия и игры сочетают в себе многие условия, которые особо благоприятствуют развитию детей. Их содержание структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию высотного и ритмического, динамического и тембрового слуха. Игры просты и доступны; они позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. В основу их классификации положены задачи формирования умений различать, сопоставлять названные свойства музыкальных звуков.
В процессе исследовательской работы разработана программа по развитию музыкальных способностей школьников в детском музыкальном театре, которая направлена на воспитание интереса, уважения к музыкальной деятельности; формирование исполнительских умений в различных видах деятельности; развитие музыкальных и творческих способностей детей; формирование активности, артистичности, открытости; развитие воображения, мышления, фантазии, чувства прекрасного, чувства юмора; установление доброжелательных взаимоотношений между детьми.
В результате проведенного исследования мы выяснили, что по результатам констатирующего этапа исследования никто из детей не показал высокий уровень музыкальных способностей. Мы можем сделать вывод, что развитие музыкальных способностей у детей в группах находится на границе среднего и нижнего уровня. Далее, в рамках формирующего эксперимента, с детьми экспериментальной группы была проведена серия занятий по развитию музыкальных способностей, на которых дети слушали музыку, рисовали, играли и отвечали на вопросы педагога. По итогам заключительного, контрольного этапа диагностики, развитие музыкальных способностей дошкольников улучшилось, и находится на границе среднего и высокого уровней развития. Однако такой позитивной динамики контрольной группе не выявлено. Что позволяет сделать вывод об эффективности занятий, проводимых с детьми в ходе формирующего эксперимента.
Следовательно, гипотеза нашего исследования получила свое подтверждение. Эффективность развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста может быть значительно повышена, если будет использована система методических средств, приемов и условий. Цель исследования достигнута, задачи выполнены.
В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алиев Ю. Методика музыкального воспитания детей от детского сада – к начальной школе / Ю. Алиев. – Воронеж: НПО «Модэк», 1998. – 352 с.
2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности «Музыка и пение» / О.А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.
3. Арисменди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание / А.Л. Арисменди – М., 1989. – 147 с.
4. Артоболевская А.Н. Первая встреча с музыкой: учебное пособие / А.Н. Артоболевская. – М.: Советский композитор, 1987. – 103 с.
5. Бекина, С.И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет) / Авт.- сост.: С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. – М.: Просвещение, 1994. – 288 с.
6. Березовский Б.Л. К методике выявления музыкальных способностей у детей / Б.Л. Березовский // Вопросы психологии. – 1982. – № 5. – С. 94-100.
7. Бровина Л.Г. Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dou.yaguo.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=329:2012-01-15-13-55-43&catid=116:-q-q&Itemid=41.
8. Бугаева З.Н. Музыкальные занятия в детском саду / З.Н. Бугаева. – Донецк: Сталпер, 2005. – 301 с.
9. Букатина С.И. Занятия музыкальной ритмикой как средство формирования художественного творчества у старших дошкольников / С.И. Букатина // Когнитивные и аффективные аспекты развития личности на разных возрастных этапах. Сб. науч. трудов. – Шадринск, 1996. – 198 с.
10. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. – М.: Просвещение, 1983. – 255 с.
11. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1968. – 413 с.
12. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр / Н.А. Ветлугина. – М., 1958. – 240 с.
13. Викат М. Музыка и развитие личности ребенка / М. Викат // Дошкольное воспитание. – 1985. – №8. – C. 46-51.
14. Виноградов Л. Развитие музыкальных способностей у дошкольников / Л. Виноградов. – СПб.: Речь, Образовательные проекты, ТЦ Сфера, 2009. – 80 c.
15. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 280 c.
16. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.
17. Готсдинер А.Л., Мясищев В.Н. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение / А.Л. Готсдинер, В.Н. Мясищев // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. – Л.: Музыка, 1981. – С. 14-29.
18. Давыдова М.А. Импровизация как одна из основ музыкального воспитания / М.А. Давыдова // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 6. – С. 42-44.
19. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. Средняя, старшая, подготовительная группы / М.А. Давыдова. – М.: ВАКО, 2006. – 240 с.
20. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников / И.Л. Дзержинская. – М.,1985. – 254 с.
21. Дзержинская И.Л. и др. Музыкальные занятия в детском саду: из опыта работы / И.Л. Дзержинская, Н.А. Ветлугина, Л.Н. Комисарова. – М.: Просвещение, 1984. – 208 с.
22. Дмитриева Т.А. Музыкальное воспитание дошкольников в процессе занятий ритмикой / Т.А. Дмитриева // Среднее профессиональное образование: региональный теоретический и научно-методический журнал. – М., 2010. – №6. – С. 47-48.
23. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программы и методические рекомендации / М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 96 с.
24. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Зимина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304с.
25. Кабалевский Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание / Д.Б. Кабалевский. – М.: Знание, 1984. – 63с.
26. Карой Е.Ф. Вариативность типов занятий музыкой как условие активизации музыкального развития детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. / Е.Ф. Карой. – М., 1998. – 20 с.
27. Кирнарская Д. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д. Кирнарская. – М.: Таланты-XXI век, 2004. – 496 с.
28. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов / Л. Н. Комисарова, Э. П. Костина. – М.: просвещение, 1986. – 144 с.
29. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: из опыта работы музыкального руководителя / Н.Г. Кононова. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
30. Костина Э. Камертон: Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. Костина. – Москва: Просвещение, 2004. – 223с.
31. Кузнецова В.Ю. Этапы развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / В.Ю. Кузнецова // Инновационные компоненты проблемы воспитания и развития личности дошкольника / Материалы науч.-практич. конф. – Шадринск, 1995. – С. 71-74.
32. Кучукова Э.Р. Восприятие музыки как средство развития эмоциональной сферы ребенка / Э.Р. Кучукова. – Оса: Музыкально-эстетический центр «Лира», 2000. – 29 с.
33. Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста / Л. Малахова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 144 с.
34. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей / М.А. Михайлова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
35. Музыка в детском саду / Сост. Т.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. – М.: Просвещение, 1993. – 82 c.
36. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду / Е.П. Раевская, С.Д. Руднева и др. – М.: Просвещение, 1989. – 84 с.
37. Мясищев В.М., Готсдинер А.Л. Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сб. ст. / Сост. и ред. А.Готсдинер. – Л.: Музыка,1980. – С. 14-29.
38. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
39. Праслова Г. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста / Г. Праслова. – Санкт-Петербург: Детство – Пресс, 2005. –384 с.
40. Рыбкина И. О развитии музыкально-творческих способностей детей / И. Рыбкина // Дошкольное воспитание. – 1980. – №6. – С. 37-39.
41. Радынова О. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед. институтов, муз. руководителей и воспитателей детского сада/ О.П. Радынова. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 223 с.
42. Савенкова О., Полякова Т. Раннее музыкально-ритмическое развитие детей: Методическое пособие / О. Савенкова, Т. Полякова. – Москва: Престо, 2003. – 56 с.
43. Садовенко С.М. Методика формування музичних здібностей у дітей дошкільного віку (на матеріалі українського фольклору): Автореферат дис. канд. пед. наук / С.М. Садовенко. – К., 2007. – 24 с.
44. Семячкина Г.А. Работа с вокальной группой в ДОУ: методические рекомендации / Г.А. Семячкина. – Якутск, 2002. – 86 с.
45. Субботина Л.Ю. Проблема способностей в свете задач современной педагогической практики . / В сб. Психология учебной и бытовой деятельности / Под ред. В.Д. Шадрикова. – Ярославль: ЯрГПИ, 1985. – С. 95-102.
46. Таллина O.A. Развитие музыкальных способностей / О.А. Таллина. – Махачкала: Юпитер, 1996. – 118 с.
47. Тарасова О. Онтогенез музыкальных способностей / О. Тарасова. – М.: Педагогика, 1988. – 176 с.
48. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. – М.: Наука, 2003. – 378 с.
49. Терентьева H.A. Концептуальные особенности современного музыкально-педагогического образования // Непрерывное педагогическое образование / Н.А. Терентьева. – СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. – С. 84-97.
50. Шадриков В.Д. Психология деятельности способности человека: Учебное пособие / В.Д. Шадриков. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. – 320 c.
51. Шоломович С., Рудченко И., Зинич Р. Методика музыкального воспитания в детском саду / С. Шоломович, И. Рудченко, Р. Зинич. – К.: Музыкальная Украина, 1985. – 142с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
3000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.