У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Психологическое самосознание личности
Количество страниц 39
ВУЗ СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ ФИЛИАЛ КАЛУЖСКИЙ
Год сдачи 2009
Содержание Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы самосознания личности
1.1. Теоретические вопросы изучения самосознания
1.2.Самосознание личности
Глава 2. Жизненный путь личности
Заключение
Библиографический список
Приложение 1
Приложение 2




Введение
Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И.Божович , А.Н.Леонтьева , С.Л.Рубинштейна , И.И.Чесноковой , А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А.А.Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания. Немало опубликовано и философско-психологических и собственно философских исследований, в которых анализируются проблемы, связанные с личной ответственностью, моральным самосознанием. Работы И.С.Кона, в которых были удачно синтезированы философские, обще - и социально-психологические, историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, открыли новые грани этой, пожалуй, одной из старейших проблем в психологии. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата - эти вопросы, так или иначе, присутствуют в работах У.Джеймса, К.Роджерса, Р.Бернса и многих других выдающихся ученых.
Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание “я” - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
А.Г.Спиркин дает следующее определение: “ самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней “.
Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода “духовный свет, обнаруживающий и себя и другое “.
Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать “просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего “Я”.
Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир. Но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.
А.Н.Леонтьев, характеризовавший проблему самосознания как проблему “высoкого жизненного значения, венчающую психологию личности “, расценивал в целом как “нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа”.
В современной психологической литературе есть несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или “Я-концепции”.
Самосознание является одним из ведущих элементов психологического склада личности, регулирующих деятельность и поведение человека. Самосознание - не сумма частных характеристик, а целостный образ, единая, хотя и не лишенная внутренних противоречий, установка по отношению к самому себе. Как и всякая установка, она включает в себя когнитивный элемент (представление о своих качествах и сущности), эмоционально-аффективный элемент (самоотношение, самолюбие) и оценочно-волевой (определенная самооценка). Самосознание - следствие длительного развития индивида, превращения его в самостоятельного субъекта деятельности, устанавливающего определенные взаимоотношения с обществом и природой. Становление самоопределения на прямую связана с формированием самосознания в подростковом возрасте.
При исследовании применяются следующие методы:
- теоретические (анализ литературы по проблеме исследования)
- эмпирические (наблюдение, анкетный опрос, тестирование);
- методы статистической обработки результатов исследования.
Объектом нашего исследования – является самосознание личности, а предметом – его структурный компонент (познавательный, самооценочный и контролирующий). Гипотеза нашей работы состоит в предположении о том, что соотношение структурных элементов, входящих в состав самосознания под целенаправленным воздействием изменяется приобретая устойчивый характер. Исходя из вышесказанного можно определить цели нашей работы:
- выявить соотношение элементов самосознания, на их основе представить целостную характеристику образа «Я»;
- проследить динамику изменения соотношения компонентов самосознания личности и ее устойчивость.
Из поставленных целей вытекают следующие задачи:
1. Изучить теоретические данные по нашей теме.
2. Дать общий качественно-количественный анализ особенностей самосознания личности.
3. Провести качественный анализ динамических изменений и их устойчивости в соотношении элементов самосознания личности.
В нашей работе были использованы следующие методики:
Тест «Самоописание», тест «Самооценка».


Список литературы Заключение
Подводя итог, хотелось бы отметить, что наибольший интерес вызывает изучение особенностей самосознания у подростков, так как подростковый возраст, как отмечал Выготский Л.С., характеризуется отмиранием старого, когда ребенок многое теряет из приобретенного прежде и рождением нового. В этом возрасте изменяется взгляд на себя, на субъективную, динамическую позицию изнутри. Подросток перестраивает все отношения с окружающим миром и самоопределяется в жизни. В подростковом возрасте дети встают на последнюю ступень формирования, помогаю им в этом родители, сверстники и окружающая действительность. Поэтому для исследования были взяты подростки 13-14 лет.
Но все же хотелось бы подметить, что вышеперечисленные теории имеют очень важное значение для формирования комплексного представления о самосознании.
1. Из полученных теорий можно сделать вывод, что самосознание – вершина сознания.
2. Кроме того, можно сделать следующие выводы:
• оно является констатирующим признаком личности и формируется вместе с ней. Самосознание позволяет человеку оценить свои действия, мысли, их результаты, найти свое место в жизни;
• самосознание существенно отличается от сознания так как сознание есть знание о другом, а самосознание – знание себя, которое формируется в процессе социализации.
3. Нет единого подхода в изучении самосознания и его компонентов, так как ученые используют в своих исследованиях различные методы, кроме того, происходят кардинальные изменения в экономической, политической и духовной сферах жизни.
Подводя итог проделанной работе, следует сказать, что она действительно имеет практическую значимость, важность. Так как исследование подросткового самосознания ведется более 50-ти лет а единого подхода в теории до сих пор нет. По мере проведения нашего исследования цели, поставленные перед нами, мы достигли, задачи выполнили. Но наша гипотеза о том, что соотношение структурных элементов, входящих в состав самосознания под целенаправленным воздействием изменяется, приобретая устойчивый характер, не подтвердилась.
Подводя итоги нашей работы можно сделать вывод о том, что динамические изменения, которые были получены в результате тренинговой работы, оказались неустойчивыми. То есть, гипотеза нашей работы не подтвердилась, но это дает возможность продолжения данного исследования с составлением более обширной тренинговой программы, которая и приведет к желаемому результату.





Библиографический список
1. Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков. // Вопросы психологии. №1., 1965.
2. Гримак Л.П. Общение с собой. М., Политиздат. 1991.
3. Левитов Н.Д. Психология старшего школьника. М., Учпедгиз. 1955.
4. Мир подростка. /Под. ред. Снежневской Р.Д. М., Педагогика. 1989.
5. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М., Просвещение. 1987.
6. Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю.И. Фролов. Рос. пед. агентство. М., 1997.
7. Психология современного подростка. /Под. ред. Петровского А.В. М., 1981.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С-П., 1998.
9. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., Политиздат. 1972.
10. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
11. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. // Вопросы психологии, №4. 1992.
12. Ярошевский М.Г., Петровский А.В. Психология. М., Академия. 1998.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
500





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.