У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Эмпирическое исследование индивидуальных психологических особенностей подростков, совершивших тяжкие и нетяжкие преступления (правонарушения)
Количество страниц 70
ВУЗ МГУСИ
Год сдачи 2012
Содержание Содержание

Введение 3
Глава 1. Преступность в подростковой среде как негативное социальное явление 7
1.1 Понятие и состояние преступности среди подростков 7
1.2 Подходы к характеристике особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей 15
Глава 2. Эмпирическое исследование индивидуальных психологических особенностей подростков, совершивших тяжкие и нетяжкие преступления (правонарушения) 22
2.1 Описание методики проведения исследования 22
2.2 Описание и анализ индивидуальных психологических особенностей подростков, совершивших нетяжкие правонарушения 30
2.3 Описание и анализ индивидуальных психологических особенностей подростков, совершивших тяжкие преступления 41
2.4 Сравнительный анализ индивидуальных психологических особенностей подростков, совершивших нетяжкие правонарушения и тяжкие преступления 51
Заключение 59
Список используемых источников 62
Приложение 1 66




Введение

Актуальность исследования. Данная работа посвящена одной из важнейших проблем нашего времени. Изучение причин подростковой преступности, которая была всегда актуальной, в настоящее время приобрела особую значимость. Подростковый возраст традиционно считается проблемным периодом в ходе формирования и развития личности. Подросток всем своим поведением пытается доказать, что он уже не ребенок. Иногда излишнее желание стать взрослым или наоборот неприятие этого ведет к проявлению у подростков девиантного поведения. Также следует принять во внимание тот факт, что в подростковом возрасте обостряются имеющиеся внутренние противоречия.
Проблема преступности остаются всегда актуальными для рассмотрения, даже не смотря на изменчивость мира. Изменяется мир, изменяется поведение, меняются нормы. Эта проблема достаточно специфична, так как касается судеб подрастающего поколения. От того как будет изучена мотивация подростков в настоящее время, во многом зависит состояние и рост преступности в будущем.
Но всегда будут люди, чье поведение не вписывается в рамки общественных норм. Но рассмотреть всех людей невозможно, поэтому в данной работе объектом изучения становятся подростки 12-16 лет.
Ханипов Р. А. указывает: «Изучение подростковой делинквентности и делинквентных «шаек» как социального феномена в России осуществляется относительно недавно, по сравнению с объемом и количеством исследований на Западе. В США феномен уличных шаек исследуют с начала XX в., основополагающей считается работа Ф. Трэшера «Шайка» (1927)»
Необходимость выделения причин преступности данной категории несовершеннолетних обуславливается особенностями их психического и нравственного развития, а так же их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе и отрицательного. Главная цель работы - изучить причины подростковой преступности.
Подростковая преступность во всем мире, в том числе и в России, представляет собой чрезвычайно распространенное явление и продолжает возрастать, что вызывает понятную обеспокоенность общественности и государства. Такая ситуация связана как с кризисными процессами подросткового возраста, так и с проблемами урбанистического общества, к которым можно отнести напряженную конкуренцию в разных сферах жизни, нивелирование роли личности, информационные перегрузки. Естественно, что наличие психических расстройств, нарушающих адаптивные возможности человека, значительно усложняет преодоление этого кризиса.
В ряде исследований показано значение биогенных и социогенных факторов в генезе делинквентного поведения подростков. Однако психопатологические и патопсихологические особенности подростков-правонарушителей и причинно-следственные связи этих особенностей с характером совершаемых правонарушений очень мало изучены. Это определяет не только социальную остроту, но и медицинское и медико-психологическое значение подростковой преступности как одной из самых серьезных проблем нашего времени.
Объект исследования – преступность в подростковой среде как негативное социальное явление.
Предмет исследования – индивидуально - психологические особенности подростков, совершивших правонарушения.
Цель данного исследования – изучить психологические особенности подростков-правонарушителей.
Задачи исследования:
- теоретический анализ медико – психологической литературы по теме исследования;
- проанализировать подходы к определению подростковой преступности;
- выделить основные мотивы преступности среди подростков;
- дать характеристику индивидуально – психологических особенностей несовершеннолетних преступников;
- экспериментально исследовать психологические особенности подростков-правонарушителей;
- с помощью методов математического анализа выявить особенности подростков, совершивших тяжкие и не тяжкие преступления.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что психологические особенности подростков, совершивших тяжкие и не тяжкие правонарушения, отличаются. Так, для подростков, совершивших нетяжкие правонарушения, характерны импульсивность, ригидность, гипертивность, а для подростков, совершивших тяжкие преступления - эмоциональная лабильность, индивидуалистичность, более высокий уровень интеллектуального развития.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных результатов.
3. Методы презентации данных: диаграммы.
Методологической основой исследования являются положение философии о взаимосвязи причины и следствия, теории и практики, труды ученых по данной проблеме (Гордиенко Е. А., Юсупова Г. С. и др.), теории личностно-деятельного, системного подходов.
База. Исследование проходило на базе . В исследование приняло участие подростков в возрасте 14-16 лет.
Научная новизна исследования заключается в выявлении индивидуально – психологических особенностей несовершеннолетних преступников.
Практическая значимость: материалы медицинского и психологического исследования могут быть использованы психологами, воспитателями колонии и студентами.
Данное исследование проводилось в три этапа, каждый из которых преследовал определённые цели.
I этап — изучение и анализ литературы по проблеме, разработка концепции и методики исследования.
II этап — проведение опытно-экспериментальной работы.
III этап — анализ результатов исследования, их обобщение, формулирование основных выводов.
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Список литературы Заключение

Кардинальным вопросом для юридической психологии является нахождение психологических различий между личностью правонарушителя (преступника) и законопослушного человека. Проведенные в России и за рубежом сравнительные психологические и социологические исследования личности преступников и законопослушных граждан позволяет сделать ряд важных выводов об особенностях личности преступника. Преступник - это личность со значительно более высоким уровнем тревожности и как следствие неуверенности в себе, импульсивности и агрессивности, значительной отчужденности от общественных ценностей и социально полезного общения.
Высокая чувствительность ведет к тому, что эти лица в межличностных отношениях склонны решать все конфликты силовым путем. Для преступников характерным является низкий уровень социальной адаптированности, и, наоборот, высокая степень отчуждения от важных малых социальных групп /семья, профессиональный коллектив, друзья и т.п. Необходимо также отметить деформацию правосознания у правонарушителей. Среди них является допустимым нарушение уголовно-правового или иного правового запрета. Негативное отношение к нормативно-правовым запретам и правоохраняемым ценностям коррелирует с установкой на их нарушение.
Деформации в ценностно-мотивационной сфере отражают, с одной стороны, отсутствие интереса к обучению или производительному труду, с другой стороны, демонстрирует гипервлечение к отдыху, проведению досуга, обладанию модной одеждой и т.п. Совершение преступлений как раз имеет своей целью удовлетворение гипертрофированных досуговых потребностей и интересов. Проведение досуга правонарушителями связано с употреблением алкогольных напитков, наркотиков, вступлением в сексуальные связи и т.п.
У многих правонарушителей значительно деформирована эмоциональная сфера, наблюдается эмоциональная "тупость", нечувствительность к страданиям других, агрессивность. Одновременно отмечается эмоциональная неуравновешенность, аффективность, склонность к неадекватным ситуации реакциям. Часто отмечаются отрицательные изменения воли и волевых качеств.
Анализ мотивационной сферы правонарушителей позволяет обнаружить различные формы регуляции ими поведения. Односторонность, незрелость их мотивационной сферы часто заключается в узкой временной ориентации мотивации, выражающейся в стремлении "жить сегодняшним днем", "плыть по течению", пользоваться тем, что "попадает в руки" и т.д. Подобная ориентация демобилизует личность, не создает установок на преодоление жизненных трудностей, долговременных жизненных планов, а ведет к ситуативности, импульсивности в действиях и поступках.
Свойства, характеризующие познавательную сферу правонарушителя, принимают порой разновидность неадекватных познавательных стереотипов и ригидных стандартов восприятия других людей, социальных ситуаций. Прежде всего это проявляется в ригидности, малоподвижности восприятия, его негибкости, в приписывании другому человеку свойств, которыми он не обладает или, наоборот, "обеднение" содержания личности другого человека. Своеобразно восприятие правонарушителями работников правоохранительных органов, которых они поголовно относят к категории "Они", то есть лиц, специально поставленных, чтобы карать, судить, наказывать притеснять и т.д.
Имеющиеся факты показывают, что насильственным преступникам присущи такие качества, как пренебрежение интересами личности, неуважение к чести, достоинству и здоровью другого человека. Корыстные преступники проявляют лживость, лицемерие, корысть и стяжательство, стремление уклониться от производительного труда. Хулиганы проявляют черты моральной распущенности, пренебрежения правилами поведения в обществе и несдержанности. Среди характерологических качеств правонарушителей часто называют недисциплинированность, неорганизованность, недоверчивость, замкнутость, лень и др.
Однако, несмотря на имеющиеся исследования психологических особенностей преступников, отсутствуют данные об их различиях у подростков, совершивших тяжкие и не тяжкие преступления. Этому и было посвящено данное эмпирическое исследование.
Исследование показало, что для подростков, совершивших нетяжкие правонарушения, характерны импульсивность, ригидность, а для подростков, совершивших тяжкие преступления, - эмоциональная лабильность, индивидуалистичность. Для обеих групп подростков характерны повышенные баллы по шкале оптимистичности и заниженные показателей по шкале маскулинности-фемининности и шкале интроверсии.
У подростков, совершивших нетяжкие правонарушения, выражены такие акцентуации характера и темперамента, как демонстративность, возбудимость, циклотимность, лабильность, ригидность и гипертимность; у подростков, совершивших тяжкие преступления - циклотимность, лабильность, ригидность и гипертимность.
Оценку уровня интеллектуального развития подростков в обеих группах можно трактовать как «низкую норму», при этом подростки, совершившие тяжкие преступления подростки имеют более высокий уровень интеллектуального развития. Различий в уровне памяти подростков, совершивших нетяжкие и тяжкие правонарушения и преступления не выявлено. Однако выявлены различия скорости переключения внимания.
Таким образом, в ходе работы гипотеза доказана, цель достигнута, задачи решены.
Данное исследование не претендует на исчерпывающее решение поставленной проблемы. Его можно продолжить в будущем, направив на выявление гендерных различий индивидуально – личностных особенностей подростков, совершивших тяжкие и не тяжкие преступления.



Список используемых источников

1. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М.: Генезис, 2004 – 526с
2. Агрессия и психическое здоровье. Под ред. Т.Б. Дмитриевой и Б.В. Шостаковича. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. - 464 с
3. Айхорн А. Трудный подросток. М.: Изд. Эксмо - Пресс, 2001 – 304с
4. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. - М.: Юрист,2006 – 43с
5. Баженов В.Г. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников / В.Г. Баженов, В.П. Баженова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007 –352с
6. Башкатов И. П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. - М.: Изд.: МГСУ, 2002. – 416с
7. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Социальное здоровье России,1994 – 596с
8. Беляева Л.И. Несовершеннолетний в воспитательной колонии. - М.: Институт «Открытое общество», 2002 – 143с
9. Бозиев Т.О. Типология групп несовершеннолетних с агрессивной направленностью // Ювенальная юстиция и профилактика правонарушений: материалы Междунар. науч.-практ. конф. СПб., 1999. Ч. 2 – 220с.
10. Бочкарева Г.Г., Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей. Сб.: «Изучение мотивации поведения детей и подростков». - М.,2002 – С. 60 - 63
11. Гилинский Я.И. Девиантология. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004 – 327с
12. Гуськов Н.М., Ермаков В.Д., Савинкова E.H. Причины и условия, способствующие преступности несовершеннолетних. - М.: Генезис, 2006 – 329с
13. Дагель П.С. Причины преступности в СССР и причины индивидуального преступного поведения. Владивосток:: Академия МВД СССР, 1983 – 317с
14. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М.: Юрид. лит., 1981 – 206с
15. Домова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М.: Юридическая литература, 2004 –323с
16. Дружинин В. Психология общих способностей. С-Пб.: Питер, 1999 – 368с
17. Забрянский Г.И. Социология преступности несовершеннолетних. Мн.: Минсктиппроект, 1997 – 172с
18. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. - Москва: Издательский центр «Академия», 2003 – 344с
19. Ильяшенко А.Н. Социальная среда в генезисе преступного поведения (особенности криминализации несовершеннолетних под влиянием социальной микросреды). М.: М.: М-во внутр. дел Рос. М.: М-во внутр. дел Рос., 2001 – 327с
20. Кириллова Т. Дети, преступившие закон, преступники или жертвы? - < http ://www.nan.ru/u-pub9.html>51
21. Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А.И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008 – 912с
22. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. - 3-е изд., перераб. доп. - М.: Юрист, 2007 – 734с
23. Криминология: Учебник для ВУЗов под ред. Г.А. Аванесова //М., Юнити, 2005 – 335с
24. Криминология: Учебное пособие/под ред. Н.Ф. Кузнецовой. - М.: Проспект, 2008 – 208с
25. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления: Опыт криминологического моделирования. -- М.: Форум, 1998 – 125с
26. Кутейников А. Н. Математические методы в психологии – М.: Речь, 2008 – 172с
27. Лебедев А.В. Оценка нервно-психического состояния подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних// Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. Под ред. С.А. Беличевой. – Тюмень, 1985 – 96с
28. Лейкина Н.С. Личность преступника и уголовная ' ответственность —СПб.: Нева, 2008 – 381с
29. Личко А.Е., Попов Ю.В., «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков» - М.: Генезис, 1988 – 415с
30. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - Москва, «МЕДпресс», 2007 – 432с
31. Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С.Шмишека) / Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н.К.Ракович. – Минск: , 2002. – 248с
32. Монахов Н. 0 социобиологических механизмах формирования антиобщественного поведения молодежи./Сов.государство и право, 1989, №8 – С. 29
33. Орлова Ю. Р. Особенности расследования и предупреждения преступлений несовершеннолетних – М.: Московский университет МВД Рос, 2006 – 180с
34. Полтарыгин Р. В. Профилактика преступности несовершеннолетних и молодежи в условиях курортного региона : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 : Москва, 2002 –236с
35. Полтарыгин Р.В. Профилактика преступности несовершеннолетних и молодежи (в условиях курортного региона). - М.: Наука, 2004 – 227с
36. Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 2003 – 264с
37. Рубинштейн С. Л. Психология умственно отсталого школьника – М.: Просвещение, 2006 -192с
38. Садовникова М.Н. Международные стандарты обращения с несовершеннолетними правонарушителями : Некоторые терминологические проблемы, обзор основных нормативно-правовых актов. Сибирский Юридический Вестник. - 2005. - № 4 –с. 26
39. Степанов В. Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001 –320с
40. Собчик Л. Н., Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (MMPI) Практическое руководство. — М.: Речь, 2007. — 224 с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
3000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.