У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Эмпирическое исследование развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка
Количество страниц 47
ВУЗ МГУСИ
Год сдачи 2012
Содержание Содержание

Введение 3
Глава I. Проблема познавательной деятельности младших школьников 7
1.1. Исторический анализ проблемы и теоретический аспект активизации познавательной деятельности 7
1.2. Использование нестандартных заданий на уроках русского языка как средство развития познавательной активности младших школьников 14
1.3. Технологии проектного обучения 19
Глава 2. Эмпирическое исследование развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка 28
2.1. Методика и организация исследования 28
2.2. Формирующий этап эксперимента 31
2.3. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 32
Заключение 36
Список используемых источников 38
Приложение




Введение

В современных условиях проблема развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста в качестве теоретической основы подразумевает определение сущности ряда психолого-педагогических категорий, их связи и взаимопроникновения, сте¬пени изученности и исследовательских направлений, развиваю¬щихся в контексте данных категорий. Речь идет как о собственно феномене интереса, так и о свойствах наблюдательности, памяти, внимания, любознательности и т.д.
В настоящее время познавательный интерес рассматривается педагогами и психологами не изолированно, а с позиций принци¬пов диалектической детерминации, структурности, системности, единства сознания и деятельности, деятельности и личности и предстает как своеобразное проявление природного и социального, индивидуального и общественного.
Многочисленные точки зрения на сущность познавательного интереса обобщенно можно представить в виде трех исследова¬тельских направлений, в русле которых интерес связывается с по¬требностями индивида, личностной направленностью и мотивационной сферой личности.
Проблеме познавательного интереса учащих¬ся, вопросам его формирования и развития посвящено значитель¬ное количество исследований. Так, ученые рассматривают данную категорию в аспекте активной умственной деятельности (Л.И.Божович, П.И.Груздев, М.А.Данилов, Н.Ф.Добрынин, Н.А.Менчинская, Г.И.Осипов, М.Н.Скаткин и др.); как синтетиче¬ское образование, включающее в себя интеллектуальные, эмоцио¬нальные, волевые факторы (А.Г.Архипов, М.Б.Беляев, А.Г.Волостникова, Л.А.Гордон, А.Г.Ковалев, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн и др.); в связи с избирательной направленностью личности (В.Б.Бондаревский, Н.В.Елфимова, Л.М.Матюшкин, Н.К.Постникова, В.П.Трусов, Г.И.Щукина, И.М.Цветков и др.); в качестве выражения потребности индивида (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Г.К.Гумницкий, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, Е.Ф.Рыбалко, Б.А.Теплов, Ю.В.Шаров и др.); в контексте развития мотивационной сферы личности (В.Г.Асеев, Б.И.Додонов, Ю.Н.Кулюткин, А.Б.Орлов, А.Ф.Плеухова, А.К.Маркова, Н.Г.Морозова, Л.М.Фридман и др.) и т.д.
Во многих работах развитие познавательного интереса связы¬вается с наблюдательностью, памятью, вниманием, любознатель¬ностью и т.д., то есть интерес предстает как синтез сложных лич¬ностных процессов (Л.И.Божович, Н.Ц.Купарадзе, В.Г.Леонтьев, А.А.Люблинская, М.И.Махмутов, Н.Г.Морозова, И.Ф.Мягков, А.В.Петровский, М.С.Роговин, К.М.Рамонова и др.).
Интеллектуальное развитие младших школьников - это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках и т. д. Интеллектуальное развитие - это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех ее проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Имеет значение и наследственный фонд задатков. Однако ведущая, определяющая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию. Оно, как целенаправленное педагогическое воздействие, включает организацию и руководство процессом освоения знаний и управление процессом формирования системы интеллектуальных действий и познавательных способностей.
На наш взгляд, работа по изучению путей активизации познавательной деятельности младших школьников предусматривает рассмотрение более широкого спектра дидактических методик и более детальное исследование познавательных способностей у детей младшего школьного возраста.
Успех и решение учебных и воспитательных задач на уроках русского языка в значительной мере определяется интересом к предмету. Интересная работа облегчает её выполнение, учит лучше работать, лучше воспитывает сознательное отношение к труду. Если учащиеся любят русский язык, то учебный процесс идёт легко, знания, умения и навыки учеников отличаются прочностью и глубиной. В такой обстановке более полно и многогранно проявляются воспитательные функции уроков.
В связи с вышеизложенным мы избрали следующую тему нашего исследования: «Активация познавательной деятельности на уроках русского языка».
Цель исследования: изучить условия формирования познавательного интереса, способы гуманизации образования, разработать систему методов развития познавательного процесса на уроках русского языка.
Исходя из поставленной цели, мы выделили в исследовании следующие задачи:
1. изучение психолого-педагогической литературы по проблеме познавательной активности;
2. рассмотреть методы и приемы работы над развитием познавательной активности учащихся начальных классов
3. обобщить результаты исследования и сделать соответствующие выводы
Объект исследования: Познавательная деятельность учащихся.
Предмет исследования: Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка посредством метода проектов
Гипотеза исследования: предложенные нами формы и методы работы на уроках русского языка способствуют развитию познавательной активности младших школьников
Решение поставленных задач осуществлялось с использованием комплекса методов: теоретического исследования (анализ психолого-педагогической, методической литературы); эмпирического исследования (тестирование).
Опытно-экспериментальной базой исследования стала ООШ №21 г. Костаная. Исследованием были охвачены ученики 3 классов
Организация исследования проводилась в несколько этапов.
Первый этап - изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Второй этап - разработка методики и проведение констатирующего эксперимента; проверка эффективности предложенных нами форм и методов работы по развитию познавательной активности младших школьников
Третий этап - анализ, обработка, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы; формулировка основных выводов по проблеме исследования.
Практическая значимость исследования заключается в следующем: предложенные нами формы и методы развития познавательной активности младших школьников могут быть использованы учителями начальных классов, студентами
Структура курсовой работы определяется логикой исследования и поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Список литературы Заключение

Не вызывает сомнения тот факт, что наличие познавательного интереса у учащихся во многом определяет качество усвоения знаний и способов деятельности. Познавательный интерес выступает как мотив учебной деятельности, его объектом служит сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений, к познанию теоретических знаний, их глубокому изучению.
Развитие познавательных интересов осуществляется в деятельности; познавательная деятельность способствует возникновению у учащихся новых познавательных интересов, а формирование стойкого интереса поддерживается систематической поисковой деятельностью. Таким образом, развитие познавательного интереса тесно связано с деятельностью и творческой активностью учащихся.
Сегодня многие педагоги отмечают снижение познавательной активности детей различных возрастных групп. Это связано не только с несформированной учебной мотивацией, но все ещё доминирующими в сегодняшней школе репродуктивными методами обучения. Кроме того, увеличение объема учебного материала приводит к тому, что механического запоминания уже недостаточно, чтобы воспроизвести успешно на уроке все то, что ребенок должен выучить дома.
Компетентностный подход требует не столько усвоения информации о чем-либо, сколько умение эффективно применять полученные знания на практике, оценивая своевременность, уместность, целесообразность, что приведет к формированию информационной компетентности. В связи с этим нестандартные задания по русскому языку помогают в решении многих из перечисленных выше проблем.
На основе анализа изученной литературы мы выдвинули гипотезу о том, что предложенные нами формы и методы работы на уроках русского языка способствуют развитию познавательной активности младших школьников.
Для подтверждения либо опровержения нашей гипотезы было разработано комплексное исследование. Сравнительный анализ результатов двух исследований показал, следующее: формирующая работа с участниками экспериментальной группы была достаточно эффективной и способствовала развитию познавательного интереса.
Критериями оценки усвоения разделов образовательной программы служит самостоятельность ребенка, показанная на уроках: практически все дети справились с выполнением поставленной перед ними задачи самостоятельно.
Как показал эксперимент – усвоение знаний учащимися происходи намного легче, если на уроках используются нестандартные задания, а также рейтинговая система обучения. Это вызывает у детей большую эмоциональную и интеллектуальную готовность к дальнейшему развитию умственных и творческих способностей.
Таким образом, мы решили все поставленные задачи, изучили проблему активизации познавательной деятельности у младших школьников, наметили пути развития познавательного интереса на уроках русского языка.










Список используемых источников

1. Активизация мыслительной деятельности будущих первоклассников//Тугулева Г.В., Фестиваль 2007 - 2008 года, Магниторгорск
2. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004 – 160с
3. Барболин М.П. Методологические основы развивающего обу¬чения. - М.: Высшая школа, 1991. - 232 с.
4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-н/Д: Феникс, 1983 – 173с
5. Божович Л.И. Познавательные интересы и пути изучения // Известия АПН РСФСР, 1955, вып. 73, с. 3-28.
6. Булгакова И.В.Нестандартные уроки русского языка . 5-7 классы.- Ростов-н/Д: Феникс, 2002 – 352с
7. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М.: Просвещение, 2011 – 218с
8. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Хрестоматия по возрастной и педагогической пси¬хологии. Работы советских психологов периода 1964-1980 гг. - М.: Изд. МГУ, 1981. - С. 198-203.
9. Горлицкая, С.И., Кузнецова, И.Н. Думаем и исследуем на Лого (Приложение к Первому Сентября). - 2008. - №39. с. 44
10. Гуревич К.М., Борисова Е.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие — М.: Изд-во УРАО. , 2000 – 304с
11. Гурье, Л.И. Проектирование педагогических систем: Учеб. Пособие. Казан. гос. технол. ун-т / Л.И. Гурье. – Казань, Казан. гос. технол. ун-т; Казань, 2004. - 140 с
12. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоре-тического и экспериментального психологического исследо¬вания. - М.: Педагогика, 2006. - 240 с.
13. Егорычева, Т.А. Педагогические технологии / Т.А. Егорычева, - М.: Аст, 2009. – 316с
14. Котельникова С.А. Творческие работы нетрадиционных жанров. // Русский язык в школе. 1997, № 1
15. Крупенникова М.И. Эффективные методы и приемы организации урока. // Русский язык в школе. 1997, № 4
16. Педагогика. Учебно-методический комплекс для студентов педагогических специальностей. – Мн.: БГУ, 2003. – 80с.
17. Петрушевская Л. Фыва пролдж// http://byzon.ucoz.ru/news/l_petrushevskaja_puski_bjatye_burlak_puskinisty/2011-05-14-25
18. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника - Киев: Радянська школа, 2005 – 128с
19. Развитие интереса к предмету через нестандартные уроки с использованием информационных технологий: Из опыта работы Лесковой Марии Григорьевны, учителя русского языка и литературы МОУ СОШ с. Екатерино-Никольского. – Биробиджан: ОблИУУ, 2009/ Электронный ресурс
20. Развитие познавательных способностей в процессе дошколь¬ного воспитания / Под ред. Л.А.Венгер. - М.: Педагогика, 2006.-224 с.
21. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., Народное образование, 2005 – 256с
22. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2007 – 204с
23. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
24. Спирина Л. И. Использование информационных технологий в образовательном процессе для повышения познавательного интереса обучающихся.// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 учебный год
25. Сухаревич, О.Н. Технологии образования / О.Н. Сухаревич, - М.: Новое время, 2006. – 324с
26. Формирование интереса к учению у школьников / Под. ред. А.К.Марковой. - М.: Педагогика, 2006. - 192 с.
27. Шипачева Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка //Русская словесность.-2000.-№5
28. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся - М.: Педагогика, 2008.- 285 с.
29. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника // Избранные психологические произведения - М.: Наука, 2009 – 381с
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.