У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Развитие звуковой выразительности речи старших дошкольников на основе рассказывания по серии сюжетных картин
Количество страниц 77
ВУЗ МГТУ
Год сдачи 2013
Содержание Содержание:

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы развития звуковой выразительности речи детей дошкольного возраста
1.1. Лингвистические основы формирования звуковой выразительности речи детей дошкольного возраста………………………………………………………………7
1.2. Психологические основы формирования звуковой выразительности речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………..…12
1.3. Подходы к развитию звуковой выразительности речи в современной теории и методике развития речи дошкольников…………………………………………………...….21
1.4. Рассказывание по серии сюжетных картин в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста..........................27
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию звуковой выразительности речи старших дошкольников на основе рассказывания по серии сюжетных картин.
2.1. Организация и методика проведения эксперимента………………34
2.2. Особенности развития звуковой выразительности речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………36
2.3. Формирование звуковой выразительности речи старших дошкольников на основе рассказывания по серии сюжетных картин……………………………………………………………………...44
2.4. Анализ эффективности экспериментального обучения……….…50
Заключение………….…………….…………………………..………….….….56
Список литературы…………………………..……………………….…….….58
Приложение…………………………………………………………………….62






Введение

Актуальность исследования. В настоящее время внимание значительной части педагогов и психологов привлечено к проблемам развития звуковой выразительности речи детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что дошкольный период является периодом наиболее важным с точки зрения наиболее интенсивного развития, периодом формирования фундамента умственного и психического развития ребенка. У каждой свои цели, задачи, содержание. Методика развития речи в дошкольном возрасте – основа лингвистического и речевого фундамента для ребёнка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в детях закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с недостаточно развитой речью падает любознательность, тогда как это – характерная особенность дошкольного возраста. В наше время развития информационной техники, развитие речи как никогда актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же своё речевое творчество – нет. Мало детей посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать хотя бы в 2-3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно простроенное обучение родной речи.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, так как это фундамент для последующего систематического изучения родного языка. Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Многолетние исследования показали, что такие характеристики речи как темп, громкость, дикция во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, условий воспитания и той речевой среды, которая окружает ребенка. Поэтому необходима специальная работа, чтобы научить его в зависимости от речевой ситуации менять как силу голоса, так и темп речи, чтобы пользоваться выразительными средствами речи адекватно и осознанно.
Нарушения звуковой культуры речи; нарушение звукопроизношения, интонационной выразительности речи – это не только косметический дефект (речь воспринимать не принято на слух). Нарушение звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, объединение словаря, нарушение грамматического строя. Любое нарушение речи может отразиться на деятельности ребенка в целом.
Наше исследование предполагает помощь педагогам дошкольного образовательного образования (ДОУ) в создании более эффективных программ для развития звуковой выразительности речи старших дошкольников на основе рассказывания по серии сюжетных картин.
Проблема исследования. Каковы условия, при которых развитие звуковой выразительности речи детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективным?
Цель исследования. Выявить педагогические условия, при которых развитие звуковой выразительности у детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективным.
Объект исследования. Процесс речевого развития детей шестого года жизни.
Предмет исследования. Процесс развития звуковой выразительности речи детей старшего дошкольного возраста на основе рассказывания по серии сюжетных картин.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем что развитие звуковой выразительности речи старших дошкольников на основе рассказывания по серии сюжетных картин будет наиболее эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
1) При учёте возрастных и индивидуальных особенностей детей шестого года жизни.
2) если педагог на занятиях по развитию речи будет уделять особое внимание использованию средств звуковой выразительности (темп речи, сила голоса, интонации, пауза) в процессе рассказывания по серии сюжетных картин
Цель исследования предполагает решение ситуационных задач
1. Уточнить основные термины и ключевые понятия по проблеме исследования (звуковая культура речи, развитие звуковой выразительности речи, развитие связной речи, рассказывание по серии сюжетных картин) на основе анализа лингвистической, психологической и педагогической литературы.
2. Выявить особенности развития звуковой выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести формирование звуковой выразительности речи детей старшего дошкольного возраста на основе рассказывания по серии сюжетных картин.
4. Определить эффективность экспериментального обучения.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Анализ речевой продукции детей.
3. Педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
База исследования: старшая группа №6 «Сказка» ГБОУ детский сад №860 г. Зеленоград, корп.445а. В эксперименте приняли участие 16 детей в возрасте от 5 до 6,3 лет, а также представители обоих полов (8 мальчиков и 8девочек). Это позволяет уравновесить выборку при небольшом количестве испытуемых. Из них 8 детей составили экспериментальную группу (Э.Г.) и 8 детей – контрольную группу (К.Г.). Также к опытно-экспериментальной работе были привлечены воспитатели всех возрастных групп (18чел.) ГБОУ детский сад №860 и ГБОУ СОШ № 604 дошкольного отделения (16чел.).
Список литературы Заключение

Таким образом, можно подвести следующие итоги проделанной работы. Психолого-педагогические исследования показали, что при целенаправленном обучении детям дошкольного возраста доступно понимание произведений изобразительного искусства, их содержания и средств выразительности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина и др.).
В методике развития речи обучение рассказыванию по картине (описание и повествование) разработано в достаточной степени детально. Здесь методика опирается на классическое наследие русской и западной педагогики, использованное позднее в трудах таких педагогов, как Е.И. Тихеева, Л.А. Пеньковская, Е.И. Родина, М.М. Конина, Т.Н. Доронова, Н.А. Курочкина.
Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия и понимания содержания картин детьми. Эти проблемы рассматриваются в работах С.Л. Рубинштейна, Е.А. Флериной, А.А. Люблинской, В.С. Мухиной.
К картинам, используемым на занятиях в ДОУ, предъявляется ряд требований, которые нашли свое обоснование в работах отечественных ученых-педагогов и психологов: Е.И. Тихеевой, М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной.
Ученые - психологи и педагоги, проводившие исследования психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста, указывают на тот факт, что в старшем дошкольном возрасте в развитии ребенка происходит большой скачок.
Мышление носит наглядно-образный характер, т.е. ребенок способен манипулировать представлениями и образами. Появляется и начинает развиваться словесно-логическое мышление. Содействует общему психическому развитию активизация воображения. Ребенок уже может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями.
Развитие выразительной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно, а также выразительно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.
Уровень развития речи дошкольников очень различен. Одни свободно распоряжаются имеющимся у них словарным запасом, другие при большом пассивном запасе слов пользуются небольшим активным словарем. Некоторые употребляют слова и выражения, даже если не знают их точного смысла.
При рассматривании картины дети, отвечая на вопросы воспитателя, выполняют различные словарные упражнения. Данные занятия расширяют представления детей, запас слов, в том числе слов с противоположном значением, учат правильно и грамотно строить предложения.
На занятиях с использованием серии сюжетных картин детей правильно и точно поставленные вопросы позволяют научить дошкольников давать распространенные ответы, рассуждать, использовать эти умения в самостоятельном рассказывании.
Занятия с использованием сюжетных картин позволяют накапливать знания о предметах, которые не всегда присутствуют в повседневной жизни ребенка. Любая новая картинка, рассказывающая об очередном событии из жизни знакомых героев помогает детям овладеть навыками грамотного рассказывания, а в последствии грамотного построения монолога.
В нашей работе мы экспериментально доказали эффективность использования программы обучения детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по серии сюжетных картин, чем подтвердили гипотезу исследования.







Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
2. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 1993.
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М.: Просвещение, 1981. - 256 с
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1961. - 365с.
5. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. М.: Просвещение, 1983.
6. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание. - 1979.- № 1.
7. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. М.: Просвещение, 1983.
8. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
9. Гербова В.В. Развитие течи на занятиях с использованием сюжетных картинок // Дошкольное воспитание.- 1998.- №№1, 2, 3, 4.
10. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: РАО, 1997.
11. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни: Дисс. ... канд. пед. наук. М., 1999.
12. Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с детьми. -- М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001 - 138 с.
13. Ефименкова Л.Н, Формирование речи у дошкольников: Книга для логопеда. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.
14. Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. Для воспитателя детского сада /Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и др. – М.: Просвещение, 1993.
15. Кабанова Т.В., Домнина О.В, Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
16. Козырева Л.А. Развитие речи. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2002. - 160с.
17. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М.: Просвещение, 1982.
18. Короткова Э.П. Обучение дошкольников рассказыванию. М.:ИНТРИГА, 1998.
19. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969.
20. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.1. - 392с.
21. Лурия А.Р. Письмо и речь. - М.: Академия, 2002. - 352с.
22. Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Академия, 2000.- 248с.
23. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев, А.П.Николаичева. - М.: Просвещение, 1984. - 240с.
24. Мигунова Е.В. Теория и методика развития речи детей [Текст]: учеб.-метод. пособие; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2007. – 151 с.
25. Поддъяков Н.Н. и др. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ под ред. Н.Н. Поддъякова. – 2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1988.
26. Проблемы изучения речи дошкольника. М.: РАО, 1994.
27. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1984.
28. Репина Т.А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии.- 1989.- № 1.
29. Репина Т.А. Речь педагога в работе с детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1986. № 11.
30. Рождественский Н.С.«Речевое развитие младших школьников» Н.С.Рождественский - М., Просвещение, 1980 г. – 245 с.
31. Синицина Е.И. Игры и упражнения со словом. - М.: Юнвес, 2000. - 156с.
32. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. – Киев, 1981.
33. Сомкова О. Развиваем речь детей // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1.
34. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 224с.
35. Струнина Е.М. Ушакова О.С. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание.1981. №2.
36. Струнина Е. Лексическое развитие дошкольников // Дошкольное воспитание, 1991, № 7. – с. 49.
37. Суворова И.Г. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. М., 2005.- с.248.
38. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего дошкольного возраста): пособие для воспитателей дет. Сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1981.
39. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 1999. - С.144 - 148.
40. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание. - 1984. - № 10.
41. Ушакова О., Струнина Е. Методика выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1998. - № 9.
42. Ушакова О. Основные направления исследований по развитию речи дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 7.
43. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание. 1994. - № 10.
44. Ушакова О., Шадрина Л. Развитие связной речи. // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 2.
45. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.- 2-е изд. –М.: ТЦ Сфера, 2006.
46. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т.- М.: Просвещение, 1974. - Т.1. - 348с.
47. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М.: Школьная Пресса, 2002.
48. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. —— Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. - 80 с.
49. Фокина Э. Развитие речи детей // Дошкольное воспитание.- 1987. - № 1.
50. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии. –– М.: Просвещение, 1989, - 239
51. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000.
52. Харченко В. Проблемы исследования детской речи. // Дошкольное воспитание. – 1985. - № 6.
53. Хризман Т., Еремеева В., Лоскутова Т. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М., 2001.
54. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1988.
55. Эльконин Д.Б, Развитие речи в дошкольном возрасте. – М.: «Педагогика», 2000.
56. Яшина В. Речевая среда и дети. // Дошкольное воспитание. – 2003 - № 8.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
2000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.