У нас уже
21989
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Методика исследования личностных особенностей и стилей принятия решений руководителями в зависимости от гендерной принадлежности
Количество страниц
82
ВУЗ
МГУ
Год сдачи
2014
Содержание
Оглавление
стр
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СТИЛЕЙ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ РУКОВОДИТЕЛЯМИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. 7
1.1 Гендерный стереотип. 7
1.2 Теоретические предпосылки, стратегии принятия управленческих решений. 15
1.3 Стили управления. 20
1.4. Гендерные различия в мотивации трудовой деятельности. 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СТИЛЕЙ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ РУКОВОДИТЕЛЯМИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. 54
2.1 Методика. Методика О.Г. Лопуховой «Тест на определение психологического пола личности» 54
2.2 ИДС - индивидуальный деловой стиль 58
2.3. Опросник Д. Кейрси (Типология Майерс-Бриггс) 62
2.4. Психогеометрический тест. 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. За последние десятилетия в России произошла серьезная трансформация состояния общества, что привело к изменению как объективных характеристик жизни женщин (например, репродуктивного возраста, положения женщин на рынке труда и т.п.), так и их индивидуального самосознания. В современном российском обществе произошло видоизменение прежних социальных представлений и стереотипов о положении женщин и их места в организации семьи и разных сферах профессиональной деятельности, одновременно появились новые социально-культурные стереотипы, связанные с изменившимися реалиями жизни.
При выборе жизненного пути человек неосознанно поддается социальным стереотипам, носителями которых выступают семья, учебные заведения, социальная и профессиональная среда, а также средства массовой информации. Чаще всего люди стараются выбирать профессии, соответствующие их гендерной роли. Трудовая дискриминация женщин, остается актуальным явлением в нашем обществе с большим приоритетом мужчин во многих областях деятельности. Однако, в последнее время наблюдается изменение ситуации с гендерными стереотипами в выборе профессии, а именно – расширение профессиональной деятельности женщин.
У женщин появляются новые приоритеты в достижении успеха: они занимают руководящие посты, играют важную роль в экономической, политической и общественной жизни страны. Это связано с изменением жизненных ценностей и мотиваций и в целом – с усилением женской самоактуализации. Однако даже если мужчина и женщина выбирают одинаковую профессию, гендерные установки и социокультурные стереотипы поведения остаются важными факторами, влияющими на их стили поведения, формы деятельности, цели работы и ее методы.
В условиях социальных и экономических трансформаций общества одной из важнейших задач психологии становится исследование фундаментальных аспектов психической регуляции человеческого поведения. При этом особый интерес представляют такие важнейшие области человеческой жизнедеятельности как семья и экономическое положение человека.
Научная разработанность проблемы. Разработанность темы в управленческой литературе достаточно велика и с каждым годом ей начинает уделяться все большее внимание. Среди авторов, рассматривающих промышленный маркетинг, можно отметить следующих: Ю.Н. Борисов, Н.И. Волощин, В.Г. Гуляев, А.П. Дурович, Е.Н. Ильина, В.А. Квартальнов, В.С. Янкевич.
Теоретическая значимость исследования. В процессе подготовки данной дипломной работы были использованы литература и учебные пособия таких авторов, как Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Герчикова И.Н., Маусов Н.С., Пугачев В.П., Бычков А.В. и ряд других авторов.
Практическая значимость исследования. Рассматриваемая проблема, как уже было отмечено, является общей практически для всех организаций и предприятий, а совершенствование управления персоналом способно заметно улучшить эффективность деятельности любого предприятия.
Социальная значимость исследования. Значительное число женщин уделяет большое внимание целенаправленному планированию своего жизненного пути и профессиональной карьере как его неотъемлемой части. Женщины острее чувствуют конфликт между карьерой и семьей, т.к. стремятся сочетать эти две сферы деятельности учитывая интересы мужа и детей. Таким образом, они совмещают традиционные ожидания и требования современного образа жизни. Вследствие этой разнородности устремлений, женщинам значительно труднее достичь своих целей, чем мужчинам. Амбициозность, независимость, активность, стремление к достижениям – все эти качества, неприемлемые для женщин в патриархальной среде, становятся сегодня довольно распространенными. Поэтому вопросы, связанные с гендерной идентичностью, т.е. принадлежностью к понятиям «фемининность – маскулинность – андрогинность» в последнее время входят в число наиболее обсуждаемых в обществе и науке.
Несомненный кризис традиционного института семьи, существенные изменения в трудовой сфере, появление новых, пока не изученных, представлений и образов, оказывающих существенное влияние на сложившуюся ситуацию, делают необходимым условием для разработки и осуществления продуктивной социальной политики в сфере семьи и труда, осмысление современных представлений о взаимоотношениях работы и семьи. Таким образом, выбор темы для нашего исследования обуславливается актуальностью в необходимости изучения особенностей мотивации самоопределения женщин с различными типами гендерной идентичности.
Цель: выявить личностные особенности и стили принятия решений руководителями в зависимости от гендерной принадлежности.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать понятие гендера и определить гендерные особенности профессиональной деятельности.
2. Выявить гендерные различия в мотивации трудовой деятельности.
3. Подобрать банк диагностических методик, адекватных проблеме исследования.
4.Выполнить эмпирическое исследование
Объект исследования: мотивационное самоопределение современных женщин и мужчин.
Предмет исследования: методика исследования личностных особенностей и стилей принятия решений руководителями в зависимости от гендерной принадлежности.
Основой экспериментального исследования послужили следующие методики:
1 Методика О.Г. Лопуховой «Тест на определение психологического пола личности»
2 ИДС - индивидуальный деловой стиль
3. Опросник Д. Кейрси (Типология Майерс-Бриггс)
4. Психогеометрический тест.
Характеристика контингента испытуемых. Руководители высшего и среднего звена управления. Возраст 30-35 лет. Количество испытуемых: 24 человека, поделенные на две группы.
В дипломной работе использован метод факторного анализа эффективности управления персоналом.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Список литературы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стереотипные мужские образы в местной прессе отражают устойчивое представление масс о предназначении и социальных функциях мужчины в патриархальном обществе, и журналисты прибегают к ним для облегчения понимания читателями своего представления о герое, олицетворяющем то или иное общественное явление. С другой стороны, задача современной журналистики состоит и в том, чтобы избегать использования стереотипов, затуманивающих реальность, ломать отжившие стереотипы-анахронизмы, а также улавливать и запечатлевать то новое, что характеризует время и эпоху.
Таким образом, мужчины и женщины действительно отличаются друг от друга относительно агрессии, причем мужчины, как правило, более склонны к подобному поведению, нежели женщины. Однако величина разрыва сильно колеблется в зависимости от обстановки и других факторов, а также от формы агрессии.
Одна из характерных черт социально-экономических гендерных отношений на рынке труда состоит в том, что существует скрытая дискриминация женщин, одной из форм которой является нарушение прав при приеме на работу. Социологические опросы свидетельствуют, что препятствием здесь становятся их семейные, материнские обязанности, а также потенциальная возможность временного ухода с работы из-за рождения ребенка [7, с. 31-34].
Так, согласно данным опроса, проводившегося среди женщин Татарстана, имеющих несовершеннолетних детей, около 20 % испытали на себе различные формы скрытой дискриминации: им ставились ограничительные условия при приеме на работу или отказали из-за наличия детей [7, с. 31-34]. Опрос российских работодателей показал, что среди них прослеживается нежелание нанимать на работу женщин. Так, более половины из работодателей считают, что наличие семейных обязанностей снижает ценность женской рабочей силы. Это связано с частым отсутствием женщин на работе (60 %), низкой производительностью труда (22 %), с незаинтересованностью в работе (12 %). В условиях высокой конкуренции за рабочие места работодатели предпочитают работников, которые готовы к трудовым перегрузкам, экстренным переменам рабочего графика (к выходам в выходные и праздничные дни, к сверхурочным), что не приемлемо для женщин из-за их семейных обязанностей [8, с. 59].
Результатом рыночных реформ явилось также углубившееся гендерное неравенство в оплате труда. Имея в соответствии с действующим российским законодательством равные права на труд и вознаграждение за него, на практике женщины зарабатывают меньше мужчин. Поскольку зарплата является основным источником доходов большинства женщин, в 1998 году в Татарстане среди занятых женщин работали по найму 96,9 %, в 1999 году - 93,3 %, в 2000 году - 95,5 % [4, с. 38], то растущая дифференциация оплаты труда приобретает острое значение.
Для Татарстана, согласно данным официальной статистики, в 1998 году разрыв в оплате труда составлял около 22 %, в 2005 году - уже около 38 %. В 1998 году средняя месячная заработная плата женщин по экономике в целом составляла 78,5 % от зарплаты мужчин, то в конце 2004 года только 62,2 % [4, с. 54]. По данным некоторых исследований, разрыв в оплате труда выше, чем дает официальная статистика. Так, в стране в 1994 году заработная плата женщин на основной работе составляла лишь 58,3 % от заработной платы мужчин, а в 2001 году - 60,1 % [9, с. 131]. При этом разница в оплате труда в пользу мужчин имеет место практически во всех отраслях экономики. Межотраслевая гендерная дифференциация оплаты труда сочетается с внутриотраслевой дифференциацией оплаты труда мужчин и женщин, а также с различиями в оплате, занятых в одной профессии [8, с. 59].
Разница в оплате складывается за счет ряда факторов, которые имеют как недискриминационный, так и дискриминационный характер [10, с. 171-172]. Женщины и мужчины владеют разными профессиями, которые оплачиваются по-разному. Доля женщин в управлении меньше, чем мужчин. В Татарстане в 2001 году женщин в управлении работало 3,6 %, мужчин - 5,0 %; в 2003 году - 3,9 % и 5,3 %; а в 2004 - 3,9 % и 5,6 % [5,c. 6]. Различаются их должностные статусы в структуре управления: чем выше уровень управления, тем женщин там меньше. Как отмечалось, существует гендерная асимметрия рабочей силы по отраслям экономики. Женщины вытеснены в отрасли с более низкой заработной платой, прежде всего в отрасли бюджетной сферы. Во внебюджетных отраслях, где оплата труда более высокая, больше занято мужчин. Вероятно, действует и такой фактор, как прямая дискриминация в оплате труда в негосударственном секторе экономики.
Дифференциация по уровню доходов в гендерных группах в совокупности с действием других факторов привела к формированию гендерной стратификации. Согласно данным исследований ВЦИОМ, в верхнем слое населения женщин сосредоточено в четыре раза меньше, чем в нижнем, а доля мужчин - в три раза больше. Верхний слой по полу распределяется в соотношении 83 % мужчин и 17 % женщин, а нижний - 31 % мужчин и 69 % женщин [11, с. 385]. Если учесть, что распределение населения по полу имеет следующий вид - 53 % женщин и 47 % мужчин, то становится очевидным наличие гендерной асимметрии в стратификационной структуре населения.
Для достижения результатов была разработана анкета из 20 утверждений, на которые были получены ответы от четырех руководителей отделов и директора.
Результаты анкеты определили желаемую модель организационного поведения в коммуникативном пространстве. Большинство руководителей оказались привержены критериям новый опыт и изменчивость коммуникаций. Это значит, что занимая более высокое положение на карьерной лестнице относительно своих подчиненных, руководители данного предприятия, тем не менее, стремятся создать атмосферу равенства и не отделяют себя от коллектива.
Однако такой подход позволяет не только создать комфортные, доверительные отношения в коллективе (что несомненно приводит к тому, что деятельность организации становится более продуктивной), но также облегчает введение различного рода инноваций. Общаясь с руководителем на одном уровне, подчиненные не боятся высказывать свое мнение и вносить предложения по тем или иным вопросам. Конечно, это не может не сказаться положительным образом как на общей деятельности предприятия, так и на деятельности отдельно взятого руководителя в частности.
В целом можно уверенно сказать, что кадровая политика компании занимает важное место в политике организации. Она продуманна и стратегически ориентирована. У сотрудников есть уверенность в завтрашнем дне, что уже стимулирует их работать более плодотворно.
Подводя итоги, хочу сказать, что, по моему мнению, задачей кадровой службы любой организации является осуществление такой кадровой политики, чтобы она максимально способствовала повышению эффективности деятельности предприятия. Очевидно, что это потребует немалых усилий со стороны менеджеров по персоналу, но результат стоит усилий. Поэтому руководитель, который осуществляет эффективное управление персоналом, умело использует различные методы стимулирования труда, а также старается соединить судьбы работников и организации в единое целое, скорее всего добьется больших успехов, чем руководитель, считающий «по старинке», что организация – это механизм, а работники – его винтики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект-Пресс, 2012.- 363 с.
1. Ануфриева Н.М., Зелинская Т.Н., Зелинский Н.Е. Социальная психология / курс лекций. - Киев, 2012 .- 136 с..
2. Введение в практическую социальную психологию. / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - М., 2012.- 211 с.
3. Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В., Семенова С.Л. Практикум по общей психологии: Учебное пособие.- М., 2012.- 224с.
4. Журавлев А.Л. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом. // Психологический журнал. Т. 14. 2012. № 1. С.57-67.
5. Журавлев А.Л. Социально-психологические проблемы управления. / Прикладные проблемы социальной психологии. - М. 1983. С.184
6. Занковский А.Н. Организационная психология: Учеб. пособие для вузов / Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. - 2-е изд. - М.: Изд-во "Флинта"; МПСИ, 2012. - 648 c.
7. Иванов Ю. Типология руководителей по соционическим типам. // Упр. перс. - 2012. - № 6 (48). - С. 46-51.
8. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2012. - 584 с.
9. Кишкель Е.Н. Социология и психология управления: Учеб. пособие - М.: Высш. Шк., 2012 - 296 с.
10. Кочетова А.И. Введение в организационное поведение: Учеб. - метод. пособие / Ин - т бизнеса и делового администрирования. - М.: ЗАО Бизнес-школа, Интел - Синтез, 2012. - 512 с.
11. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Стиль руководства и основные направления его исследования // Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2012.- 475 с.
12. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Дело, 2012. - 399 с.с.
13. Кричевский Р.Л. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе / 3-е изд., доп. и перераб. - М. : Дело, 2012. - 400 с..
14. Крылов А.А.. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО "Речь", 2012. - 350 с.
15. Лунев Ю.А. Методики социально-психологического исследования межгруппового взаимодействия в учебных организациях // Методики социально-психологического исследования личности и малых групп.- М.: Институт психологии РАН, 2012.- С.138-153.
16. Малышев К.Б. Психология управления: Научно-методическое пособие для вузов. - М.: ПЕР СЭ, 2012. - 144 с. - (Современное образование)
17. Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. - СПб.: Речь, 2012. - 304 с.
18. Машков В.Н. Психология управления. - С-Пб: Изд-во В.А. Михайлова, 2012. - 208 с.
19. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Пер. с анг. - 2-е изд. - М.: Дело, 2012. - 800 с.
20. Модели и методы управления персоналом: Российско-британское учебное пособие /Под ред. Е.Б. Моргунова (Серия "Библиотека журнала "Управление персоналом"). - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2011. - 464 с.
21. Нгуен Ч.Ч. Деловое общение руководителя: содержание, структура, процесс реализации. - Автореф. дисс… канд. психол. наук. - М., 2012 - 20 с.
22. Оганесян И.А. Управление персоналом организации: - М.: Амалфея, 2011. .
23. Основы психологии: Практикум / Ред. - сост. Л.Д. Столяренко. Изд - е 4-е., доп. и перераб. - Ростов н/Д: изд-во Феникс, 2012. - 704 с.
24. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. - СПб., Изд-во "Питер", 2012. - 356с.
25. Парыгин Б.Д. Социальная психология: Учеб.пособ. - СПб., ИГУП, 2012.- 616с.
26. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. - 256 с.
27. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учеб.пособие., -СПб.: изд-во "Речь" 2012.- 298 с.
28. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Учеб. пособие // Под общ. Редакцией А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб: Издательство "Питер", 2012. - 560 с.: ил. - ("Практикум по психологии")
29. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2012. - 448 с.
30. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. 2-е изд., испр. - М.: Изд-во УРАО, 2011. - 304 с.
31. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - Т2. - 248 с.
32. Психология менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2012. - 639 с.: ил. - (Серия "Учебник для вузов")
33. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций. Ответственные редакторы: А.Л. Журавлев, Е В. Шорохова. М.: Изд-во "Социум"; "Институт психологии РАН", 2011. - 286 с.
34. Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие. - М.: ООО "Журнал "Управление персоналом". - 2012. - 416 с.
35. Русалинова А. А. Некоторые характеристики руководителя как субъекта управления трудовым коллективом // Трудовой коллектив как субъект и объект управления. - Л., 2012. - С.101
36. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-изд. - СПб.: Питер, 2012. - 224 с.: ил. - (Серия "Учебное пособие")
37. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, М.: ООО "Издательство АСТ", 2012. - 800 с.
38. Социальная психология: ключевые идеи / Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 512 с: ил. - (Серия "Мастера психологии").
39. Управление персоналом: Учебник для вузов/Под ред.Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - 2 -е изд., перераб. и доп. - М.; ЮНИТИ, 2012.
40. Урбанович А. А. Психология управления: Учебное пособие.- Мн.: Харвест, 2012. - 640 с.- (Библиотека практической психологии).
41. Файоль А. Управление - это наука и искусство. Сборник - М.: Республика, 2012.
42. Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. - М.: Педагогика, 2012. - 208 с.
43. Шепель В.М. Управленческая психология. - М.: Экономика, 2012. - 613 с.
44. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности.М.: Высш. школа, 2012.
45. Шихирев П.Н. Современная социальная психология.- М.: Изд-во "Институт психологии РАН",1 2012. - 645 с.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1500
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
11.10.24
Верификация механизма реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на основе экосистемного подхода
11.10.24
Анализ эффективности предоставленной поддержки предприятиям МСП в Ростовской области центром инжиниринга АНО МФК «РРАПП»
11.10.24
Анализ реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в экосистемном обеспечении МСП в регионах России96
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.