У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Проблемные методы обучения
Количество страниц 39
ВУЗ Смоленский государственный университет
Год сдачи 2014
Содержание Содержание
Введение …………………………………………………………………... 3
Глава 1 . Проблемные методы в структуре обучения ………………….. 6
1.1. Методы обучения как педагогическая категория ………………....... 6
1.2. Сущность проблемных методов обучения ………………………….. 9
Глава 2. Использование проблемных методов в процессе обучения
иностранному языку ………………………………………….……….…... 20
2.1. Проблемные методы в обучении английскому языку в 9 классе……20
2.2. Влияние применения проблемных методов на активность
учащихся……………………………………………………………………. 30
Заключение…………………………………………………………………. 34
Литература………………………………………………………………….. 36





Введение
Произошедшие в последнее время в России значительные социальные, экономические и политические изменения привели к установлению новых международных связей, культурных и научных обменов, что потребовало улучшения качества образования в контексте реформирования его системы. Реформирование системы образования в свою очередь нацелено на развитие творческой личности, умеющей видеть и решать жизненно и профессиональ-но важные проблемы, что отмечается в требованиях к системе российского образования. При этом основной целью изучения иностранных языков в школе является формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетентности, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Формирова-нию и развитию этих умений в учебном процессе может в полной мере спо-собствовать проблемное обучение.
Проблемное обучение, возникшее в начале XX века (Дж. Брунер, К. Дункер, Дж. Дьюи, Г. Пойа и др.), получило достаточно полное отражение в работах зарубежных (В. Оконь) и отечественных исследователей (A.B. Брушлинский, A.A. Вербицкий, Т.А. Ильина, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.) путем разработки его теоретических основ. В своих исследованиях ученые определили проблемную ситуацию как начало процесса мышления и рассмотрели этапы этого процесса (С.Л. Ру-бинштейн), исследовали роль проблемной ситуации в мышлении и обучении (A.M. Матюшкин), разработали типы проблемных ситуаций (A.B. Брушлин-ский, Т.В. Кудрявцев, В.Т. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов), классификацию проблемных задач (В. Оконь), систему проблемных ситуа-ций, проблем и проблемных задач (И.Я. Лернер), выявили уровни проблем-ного обучения (В.А. Крутецкий, Т.В. Кудрявцев) и многие другие аспекты этой проблемы.
Проблемное обучение в целом способствует эффективному развитию интеллектуальной сферы учащихся, адаптивных качеств личности, необхо-димых для самоопределения в обществе и осознанного выбора путей реали-зации перспектив своего развития. Проблемное обучение направлено на раз-витие творческих способностей школьников, их учебной и научно-поисковой активности.
Результаты проведенного анализа показывают, что, несмотря на мно-гообразие видов проблемных методов обучения, их неоспоримую теоретиче-скую и практическую значимость, проблема их использования в учебном процессе остается открытой для научно-практических изучений. Вследствие этого в педагогической теории и практике имеет место проблема, связанная с использованием проблемных методов для повышения активности учащихся в процессе обучения иностранным языкам. Потребность в разрешении данной проблемы определила выбор темы данной дипломной работы: «Проблемные методы обучения».
Объектом данного исследования является процесс обучения. Предмет исследования – проблемные методы обучения.
Цель проведенного нами исследования состоит в изучении использова-ния проблемных методов обучения для повышения активности учащихся в учебном процессе.
Исходя из понимания цели и предмета исследования, необходимым представилось решение следующих задач:
- изучить и проанализировать научную литературу по данной теме;
- определить роль проблемных методов обучения в процессе обучения английскому языку;
- проанализировать взаимосвязь между использованием проблемных методов обучения и повышением активности учащихся в учебном процессе.
Гипотезой в данной исследовательской работе выступает утверждение, что использование проблемных методов обучения повышает активность учащихся в учебном процессе.
Методы исследования:
- анализ научной литературы;
- наблюдение;
- беседа с учителем;
При осуществлении данной работы исследовательской базой служил 9 “А” класс МОУ средняя школа №26 им. А.С.Пушкина г. Смоленска.
Практическая значимость данной исследовательской работы состоит в том, что представленные в ней материалы и рекомендации могут быть ис-пользованы педагогами в процессе обучения иностранному языку.
Список литературы Заключение
Проблемное обучение на уроках английского языка «учит учиться». Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношений между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы преподавания английского языка.
Проблемное обучение на уроках английского языка создает атмосферу непринужденного общения, где меняется роль учителя. Взаимоотношения между учителем и учащимися, основанные на сотрудничестве, взаимопомощи, учат жить в социуме. Учитель принимает участие в работе с проблемными заданиями, как помощник, советник, источник информации, разделяя общую ответственность за результат.
Проблемное обучение на уроках английского языка эффективнее, когда проблемные вопросы обращены к самому ученику и предполагают использование его жизненного опыта (взаимоотношение в семье, увлечения, проблемы подростков). Также нужно отметить, что приближать проблемные вопросы к условиям реального общения возможно не только за счет жизненности ситуаций, но и за счет повышения новизны информации, и это несомненно возбуждает интерес к ним.
Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности, т.к. учащиеся обсуждают проблемы, связанные с историей и географией, литературой и музыкой, экологией и биологией. Уроки, на которых используются проблемные методы, способствуют созданию целостного восприятия окружающего мира: готовят школьников к культурному, профессиональному и личному общению, развивают воображение, фантазию и мышление, стимулируют интерес, поддерживают высокую мотивацию к изучению иностранных языков, приобщают к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира.
Таким образом, проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно. Мы живем в информационном обществе и главная ценность сегодня – обладать и умение добывать информацию, которая является самым дорогим и важным продуктом будущей рыночной экономики. Иными словами проблемное обучение ярко отображает изменение сути образования «От образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь».
Проблемное обучение вносит в образовательный процесс новые приемы, оживляет и активизирует их, внедряет активное мышление, творческую самостоятельность в процессе познания мира.
Методика проблемного обучения отличается от традиционной тем, что ставит ученика в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный потенциал для решения проблемы и формирования теоретического вывода. Полученный в самостоятельном поиске теоретический вывод усваивается учеником как плод его собственного труда. А учитель помогает своим ученикам в поиске как умелой формулировкой и постановкой проблем, так и показом логики их решения, но не в форме подсказки выводов – ответов.
Таким образом, проблемное обучение на уроках английского языка дополняет традиционное иллюстративно-объяснительное обучение школьников. Вместе с тем оно способствует разрушению старых стереотипов пассивного обучения, заставляют учеников мыслить, искать совместно с учителем ответы на сложные жизненные вопросы. Проблемное обучение стимулирует личностную активность учащихся, а это обеспечивает активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость учащихся, и, конечно положительный результат в обучении и воспитании.





Литература

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1985. С. 208.
2. Брушлинский А.В. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1970. С. 153.
3. Васильева Л. Я. Развивающее обучение иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1998. № 2. С. 24-25.
4. Волчегурский Л.С. Внедрение необходимо и реально.//Вестник высшей школы. – М., 1976. №10. С. 20-23.
5. Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций/ Калинингр. ун-т: Калининград, 1996. С. 62-64.
6. Дубов А. Г., Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Просвещение, 2006. С.187.
7. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. Пособие для студ. высш. пед. заведений. – М.: Академия, 2007. С. 187.
8. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. – М., 1984. С. 202.
9. Ильина Т.А. Проблемное обучение – по¬нятие и содержание // Вестник высшей школы . 1976. № 2. С. 17-19.
10. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. – М.: Знание, 1985. С. 234.
11. Использование проблемного метода при обучении иностранному языку на примере работы над иноязычным текстом [Электронный ресурс] /Круглянова Н.Н. – Беларусь. – Режим доступа: http: // www.rushauka.com.
12. Капитонова Т.И., Щукин А.Н. Современные методы обучения русскому языку иностранцев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 1987. С. 230.
13. Ковалевская Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков. – М.: МНПИ, 1999. С. 118.
14. Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система. – М.: МНПИ, 2000. С. 247.
15. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. – Минск: Тетра система, 2004. С. 175.
16. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. – Минск: Тетра система, 2007. С.352.
17. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991. С 80.
18. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение – понятие и содержание: итоги дискуссии и пути дальнейшей работы// Вестник высшей школы. – 1984. №4. С. 27-33.
19. Кудрявцев Т.В. Некоторые психолого-дидактические вопросы проблемного обучения //Советская педагогика. – 1967. № 8. С. 61-72.
20. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981. С. 186.
21. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1972. С. 208.
22. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: книга для учителей. – М.: Педагогика, 1977. С. 240.
23. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. С. 367.
24. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985. С. 184.
25. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Сп равочное пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф.Будько – Минск: Высшая школа, 2004. С. 522.
26. Оконь В. Введение в общую дидактику. Пер. с польского.- М.: Высшая школа, 1990. С. 383.
27. Оконь В. Основы проблемного обучения. – М.: Просвещение, 1968. С. 208.
28. Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1988. С. 480.
29. Педагогика школы. /Под ред. Г.И. Щукиной. – М., 1977. С. 379.
30. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. С. 512.
31. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. С. 640.
32. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие / Под ред. С. А. Смирнова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 1999. С. 534.
33. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? Научно-популярный очерк. Томск: Пеленг. 1993.С. 256.
34. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. С. 287.
35. Сепир Э. Язык. Введение в изучение речи // Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993. С. 211.
36. Скалкин В.Л. Ситуативные упражнения. – М.: Знание, 2004. С. 100.
37. Смолкин А.М. Активные методы обучения: методич. пособие для препод. – М.: Высш. шк.,1991. С. 176.
38. Соловова Е.Н. Урок иностранного языка сегодня. – М.: Знание, 2006. С. 160.
39. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. — 4-е изд. , перераб. и доп. — М. : Гардарики, 1999. С. 519.
40. Штейнмец А.Э. Принцип или способ?// Вестник высшей школы. – М., 1977. №1. С. 7-12.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
2000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.