У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Родительско-детские отношения в семьях подростков с девиантным поведением
Количество страниц 82
ВУЗ МГТУ
Год сдачи 2016
Содержание Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения родительско-детских отношений в семьях подростков с девиантным поведением 8
1.1. Проблема родительско – детских отношений в современной психологии ………………………………………………………………………………8
1.2. Девиантное поведение 14
1.3. Влияние родительско – детских отношений в семье на поведение ребенка подросткового возраста 23
Глава 2. Исследование взаимосвязи родительско – детских отношений в семье и отклонений в поведении подростков 43
2.1. Организация исследования 43
2.2. Методы исследования 44
2.3. Результаты исследования 50
2.4. Практические тренинги родителям подростков с девиантным поведением 63
Заключение 77
Список использованных источников 80






Введение

В последние годы существенно возрос интерес к проблемам семьи со стороны специалистов различных областей научного знания. Новые социально-экономические условия, смена идеологических ориентиров или их полное отсутствие и как следствие, вновь возникающие трудности, с которыми сталкиваются современные родители, повысили интерес к вопросам семейного воспитания и в нашей стране. Семья на современном этапе является сферой полидисциплинарных исследований. Интерес к ней связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а, следовательно, настоящего и будущего общества в целом. Обладая устойчивостью и даже некоторой ригидностью, семья, тем не менее, очень чутко реагирует на социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе, через изменения в системе внутрисемейных отношений. Увеличение числа проблемных семей во время переходных, кризисных периодов общественного развития иллюстрирует эту зависимость.
Одно из центральных мест среди проблем, затрагивающих сущностные стороны действительности и становления личности, в социально-психологических науках отводится вопросам взаимодействия человека с окружающей социальной действительностью. Взаимодействуя с миром и людьми, человек актуализирует имеющиеся у него внутренние потенциалы, обогащает их в структурном, содержательном, ценностном и смысловом планах. В связи с этим возрастает необходимость изучения и учет закономерностей межличностного взаимодействия в разных сферах жизнедеятельности человека.
Значительный рост исследований, посвященных проблемам взаимопонимания родителей и ребенка в семье, произошел во второй половине XX столетия. Основными причинами обращения к этой теме явились: развитие демократических отношений в обществе, проникновение идей равноправия в систему семейных отношений, проблемы взаимопонимания родителей и детей и т.д.
При изучении особенностей отношения родителей и детей в отечественной социальной работе решаются важные вопросы влияния поведения, личностных качеств, установок родителей на формирование ребенка как личности, определяются типы неправильного воспитания в семье.
Работы ученых посвящены проблемам родительско-детских отношений (Адлер А., Дрейкус Р., Фрейд А., Болби Дж., Эриксон Э., Роджерс К. и др.). В описание основных особенностей взаимопонимания родителей и детей существенный вклад внесли: Э. Дюркгейм, Д. Прескотт, Э. Рутман; выделили закономерности внутрисемейного взаимодействия: К. Кирпатрик, Н.В. Малярова, В.А. Сысенко; типы отношений в воспитании и их влияние на развитие личности ребенка разработали: Г. Келли, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский и др. В настоящее время глубоко и всесторонне изучено значение внутрисемейного общения как ведущего типа взаимодействия между родителями и детьми (Рутневич В.Н., Синкевич З.В., Титоренко В.Я., Шубник В.И. и др.). Характер внутрисемейного общения определяет личностные характеристики ребенка.
Характер взаимоотношений в семье складывается под воздействием нескольких факторов: традиций семейного общения, социально-экономического состояния общества и его нравственно - психологической атмосферы; степени зависимости жизнедеятельности семьи от общества; типа семьи — многодетная, малодетная; её состава - бездетные супруги, полная или неполная семья; её структуры и т.д.
Согласно И.В. Гребенникову, взаимоотношения в семье определяются степенью взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния. Они накладывают отпечаток на психическое и физическое здоровье родственников, их характеры и поступки, создают более или менее благоприятные предпосылки воспитания детей.
Нарушение семейных взаимоотношений приводит к отчуждению человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, что в конечном итоге провоцирует кризис общественного сознания, выражающийся в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении криминогенности в стране, росту преступности (в том числе и детской), насилия, агрессии и т. д. Криминогенное поведение возрождается и этого невозможно не заметить. Оно распространяется все шире и становится все более явным. Все новые преступления, каждое из которых ужаснее предыдущего, лишают миллионы людей возможности чувствовать себя в безопасности.
В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы девиантного поведения. Эта проблема является предметом большого числа психологических работ, как в нашей стране, так и за рубежом. Ей, в частности, посвящены специальные монографии (В.А Балцевич, С.А. Белигевая, Г.П. Гаврилова, А.П. Краповский, В.Ф. Лелюх, А.С. Макаренко, Л.Ф. Обухова, А.М. Прихотан, Б.А. Титов, М.В. Цилуйко, Д.Б. Эльконин, М.Г. Ярошевский и другие) и значительное число экспериментальных работ.
Один из важнейших аспектов данной темы - подростковая преступность. Понятно, что каковы наши дети сегодня, таким будет наше общество завтра. И тут, глядя на полицейские сводки, становится страшно. Сейчас в стране нет ни одной школы, чьи учащиеся не состояли бы на внутришкольном учете в связи с девиантным поведением. Поэтому решение данной проблемы является первостепенным для успешного развития государства.
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей.
В связи с этим наше исследование было посвящено раскрытию проблемы выявления взаимосвязи детско – родительских отношений и девиантного поведения подростков.
Анализ литературы показал, что актуальность проблемы определяется не только ее малой разработанностью, но и большой теоретической и практической значимостью для предотвращения девиантного поведения школьников.
Цель исследования – выявить взаимосвязь особенностей детско – родительских отношений и девиантного поведения подростков.
В соответствии с целью формируется наша рабочая гипотеза: одной из существенных психологических причин, обуславливающих формирование девиантного поведения подростков, являются особенности межличностных отношений.
Исходя из поставленной цели, мы выделили в исследовании следующие задачи:
1. Изучение научно - теоретической и психологической литературы по теме исследования;
2. Подбор методов исследования, позволяющих выделить группу детей с девиантным поведением;
3. Выявление в процессе исследования детей с девиантным поведением;
4. Выявление оосбенностей детско – родительских отношений, влияющих на формирование девиантного поведения подростков.
В качестве объекта исследования выступают учащиеся 6 классов. Предмет исследования – детско – родительские отношения.
Методологической основой исследования выступили современные теории личности (Петровский А.В., Леонтьев А.Н., Асмолов А.Г., Братусь Б.С, Роджерс К., Маслоу А., Салливен Г.и др.), основные положения современной теории семьи (Андреева Г.М., Антонов А.И., Голод СИ., Кон И.С., Орлов Ю.Б., Роджерс К., Сатир В., Эйдемиллер Э.Г., Гребенников И.В., Земска М., Кули Ч.Х., Навайтис Г., Медков В.М., Мудрик А.В., Обозов Н.Н., Посысоев Н.Н., Харчев А.Г.), личностно – деятельностный подход (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н., Леонтьев, К. Роджерс), принцип детерменизма (Лаплас).
Для достижения поставленной цели использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ и синтез, беседа, тестирование.
В исследовании нами использовались следующие методики:
1 «Склонность к отклоняющему поведению» (Петровский В. Н.)
2 «Родители глазами подростка» (О.А. Карабанова, П.В. Трояновская)
3. Семейная социограмма (Эйдемиллер Э.Г)
4. Кинетический рисунок семьи (Бернс и Кауфман)
5. Тест - опросник родительского отношения Варга - Столина
Базой исследования является школа №11 г. .
Практическая значимость: разработана программа психологического тренинга для родителей, направленная на развитие эффективных семейных отношений
Данное исследование проводилось в три этапа, каждый из которых преследовал определённые цели.
I этап — изучение и анализ литературы по проблеме, подбор методик исследования.
II этап — проведение опытно-экспериментальной работы.
III этап — анализ результатов исследования, их обобщение, формулировка основных выводов.
Список литературы Заключение

Отклоняющееся поведение формируется исподволь долгие годы. Родители склонны замечать подобные формы поведения лишь тогда, когда они принимают открытые формы, обычно после первого привода в милицию. Однако некоторые признаки могли бы насторожить и раньше. Если ребенок пяти - шести лет подвержен немотивированным и необъяснимым вспышкам агрессии; не играет со сверстниками и ищет уединения; любит странные забавы (кромсает все ножом или ножницами, с утра до вечера с наслаждением воспроизводит мучения святых); очень тревожен (рисует все черным, раздирая бумагу карандашом, сочиняет страшные истории, боится лифтов, шкафов, углов и так далее); наконец, если он склонен к демонстративному поведению необходимо поговорить с врачом.
Одной из важнейших причин формирования девиантного поведения являются особенности семейного воспитания.
В ходе нашей работы была выдвинута гипотеза о том, что одной из существенных психологических причин, обуславливающих формирование девиантного поведения, являются особенности родительско - детских взаимоотношений.
На основе анализа литературы и результатов нашего исследования можно сделать следующие выводы:
Межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Поскольку общение - это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (поведение, выбираемое участвующими в общении людей по отношению друг к другу), то межличностное общение оказывается таким процессом, который должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования.
Воспитание детей и семейные отношения основаны на чувствах. Именно эмоциональные отношения между членами семьи создают почву для уверенности в себе и удовлетворенности своей частной жизнью. Если же этого не происходит формируется девиантное поведение как форма «защитно – компенсаторное реакции» на действие негативных факторов воспитания.
Девиа́нтное поведе́ние (от англ. deviation — отклонение) — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе.
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Основной причиной, обуславливающей девиатное поведение подростков, являются особенности семейного воспитания, к которым относятся выбор неэффективного стиля воспитания, нарушения межличностных отношений между членами семьи.
Полученные в ходе эмпирического исследования данные позволили подтвердить факт данной взаимосвязи. В ходе исследования мы выяснили, что в семьях нашей выборки подростков, склонных к отклоняющемуся поведению, наблюдается дефицит внутрисемейного общения, авторитарный тип воспитания, преобладание конфликтности, поощрения автономности, требовательности, авторитарности, непоследовательности в воспитании.
Это в свою очередь позволило нам дать свои рекомендации родителям учащихся.
Коррекция отклоняющегося поведения должна начинаться с выяснения его причин. Если подобное поведение не является сигналом нарушения в эмоционально - мотивационной сфере, то коррекционные действия могут быть направлены не на его устранение, а на смягчение и недопущение негативных последствий подобного поведения.
В других случаях, когда девиантное поведение есть проявление нарушения эмоционально - мотивационной сферы личности, действия воспитателя должны быть направлены на неподкрепление (то есть незакрепление) подобных действий ребенка.
Применение коррекционных методов полностью зависит от характера тех причин, которые обусловили отклоняющееся поведение. Выбор методики происходит с учетом конкретного случая и конкретного ребенка.
Если отклоняющееся поведение является осознанным, контролируемым актом со стороны ребенка, то для взрослого важно не поддаваться на эту манипуляцию. При этом можно достаточно жестко пресечь подобные действия или (если это не повлечет серьезного вреда для самого ребенка и окружающих) игнорировать эти действия, не попадаясь на уловку. В данной работе представлен разработанный нами тренинг, который направлен на повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.
Результаты данного исследования могут быть использованы в работе практических психологов и педагогов, работающих с детьми различного возраста, как в условиях школы, так и за ее пределами, в также семейных психологов.
В своем исследовании мы не претендуем на полноту освещения всех сторон проблемы. В ней еще много неизученных сторон, изучение которых мы планируем продолжить в будущем.






Список использованных источников

1. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. - М., 2003.
2. Бреева Е. Б. Дети в современном обществе. — М.: Эдиториал УРСС, 2012
3. Самосознание и защитные механизмы личности/ под ред. Д. Я. Райгородского, Самара, «Бахрах-М», 2003 г.
4. Самоукина Н. В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком. //Вопросы психологии// №3 2000
5. Алмазов Б. Н. Психическая средовая адаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 2006. – 238 с.
6. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М., 2009.
7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. Общ. ред. Мацковского – СПб: Лениздат,2002
8. Фрейд З. Я и Оно – М., 2010
9. Эрик Г.Эриксон Детство и обществор – М. 2009
10. Змановская Е.В., Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учебное пособие / Е.В.Змановская. М.: Академия, 2003
11. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. — М.:2001.
12. Выготский Л. С. Психология - М.: «Эксмо-пресс», 2000г.
13. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей подростков. - Л.: Медицина, 2002.
14. Селецкий А.И., Тарарухин С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. – Киев,2011
15. Желдак И. М. Искусство быть семьей. - Минск: Лерокс, 2008.
16. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка, СПб, 2007
17. Горьковая И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. - 1994. - Т.15, № 2. - С.57-65.
18. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск, 2008.
19. Подростки "группы риска" // Практическая психология образования: Уч. пос. для вузов / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003
20. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб., 2009
21. Захаров А. И. Групповая психотерапия неврозов у детей: Метод. рекомендации. - СПб., 2009.
22. Трудный подросток: причины и следствия/ Под ред. В. А. Татенко.– К., 2005
23. Обозов Н.Н. Как назвать наши отношения. - М., 2006.
24. Воробьев В. М., Коновалова Н. Л. О профилактике и терапии нарушений психической адаптации.// Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева, №1, 1993.
25. Кон И. С. Психология ранней юности - М., «Просвещение», 2009
26. Возрастная психология/хрестоматия, под ред. Мухиной В. С., Хвостова А. А., Москва, «Академия», 2001
27. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 2006.
28. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. - М., 2005.
29. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
30. Леонгард К. Акцентуированные личности.- Киев, 2011.
31. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды – М.: Педагогика, 2006 – 560 с.
32. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. Соч. В 6 т. - М., 2004, т.4.
33. Баерунас З.В. Опыт социально-педагогического исследования подростка-правонарушителя. Автореф. дис…канд. пед. наук. – М., 1972.
34. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М., 2003.
35. Кузнецова И. Психологическая поддержка. Принципы работы с детьми и подростками с отклонениями в поведении/ Школьный психолог, 2000, №29-30
36. Белкин А. С. Отклонение в поведении школьников. - Свердловск: Издательство СПИ, 2003
37. Современный психоанализ: Сборник научных трудов, Киев, «Ваклер», «Альтерпресс», 2002
38. Психологические механизмы регуляции социального поведения/Под ред. М.И. Шороховой. -М., 2006
39. Рубинштейн М. М., Игнатьев В. С. Психология, педагогика и гигиена юности. - М, 2006.
40. Тулина Н.В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. - М., 2004.
41. Лоренц К. Агрессия, М, 2004
42. Скиннер Р., Клинз Дж. Семья и как в ней уцелеть /Пер. с англ. - М., 2005.
43. Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. Психология и психопрофилактика семейных конфликтов. - Киев: “Здоровье, 2011.
44. Дукаревич М.З. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М., 2010
45. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 2000.
46. Лийк К., Нийт Т. Интимность и взаимоотношения в семье // Человек, общение и жилая среда.- Таллинн, 2006.
47. Навайтис Г.А. Опыт психологического консультирования супружеских конфликтов // Психологический журнал. - 1983. - Т.4, N3.
48. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. - 1982. - Т.3, N2. - С.
49. Паниотто В.И. Структура межличностных отношений: Методика и математические исследования. - Киев: Наукова Думка, 2005.
50. Роговин М.С. Психологическое исследование: Учеб. пособие. - Ярославль, 2009.
51. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 1996. - Вып.1, ч.2.
52. Тарновский С.А. Проблема исследования межличностного взаимодействия // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 1996. - Вып.1, ч.2.
53. Тащева А.И., Зеленская С.Ю. Насилие в алкогольной семье // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 1996. - Вып.1, ч.2.
54. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой: Психоаналитическое исследование /Пер. с нем. -М.: Наука, 2005.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.