У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Елизавета Николаевна Лихачева
Количество страниц 90
ВУЗ МГУСИ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 3189.doc 
Содержание Введение
Глава I. Начало жизненного пути дворянки в России конца XVIII –
первой половины XIX века. Институтское образование.
1.1 Культурная природа и результаты институтского образов
вания.
Глава II. Замужество в жизни русской дворянской женщины конца
XVIII – первой половины XIX века.
2.1 Критерии оценки брачного партнера или партнерши.
2.2 Процедура, предшествовавшая церковному таинству венчания.
Глава III Православный тип дворянской женщины ( на примере
тверских дворянок конца XVIII – первой половины XIX
века).
3.1 Елизавета Николаевна Лихачева.

Заключение.
Список источников и литературы.
I. Опубликованные источники
II. Литература.


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. В контексте изучения дворянской сословной культуры России конца XVIII - первой половины XIX века особую научную актуальность может приобрести исследование культурного облика женщины-дворянки. Данная проблема за-служивает специального рассмотрения ввиду повышенного интереса в современных отечественных исторических и историко-культурных исследованиях к анализу антропологической и гендерной проблематики. Женщина-дворянка выступала в качестве непосредственной носительницы и своеобразной хранительницы известных, подлежавших активному воспроизводству, традиций и ценностей. При этом особый научный интерес может представлять выявление тех социокультурных функций, осуществление которых в среде российского дворянства было связано женской его частью. Изучение роли женщины в дворянской сословной культуре способствует решению важной с культурологической точки зрения проблемы с воспроизводства культуры российского дворянства.
В свете повышенного внимания, которое уделяется в современных исследованиях по истории отечественной культуры XVIII-XIX вв. изучению культуры российской про-винции , специального анализа заслуживает проблема исторической реконструкции куль-турного облика провинциальной дворянки. С учетом столичной культуры и культуры про-винции в рамках феномена «так называемой усадебной культуры» можно предположить особую роль провинциальной дворянки в деле воспроизводства культурного этоса россий-ского дворянства конца XVIII – первой половины ХХ века.
Также весьма важной с научной точки зрения представляется проблема социокуль-турной типологии провинциальной дворянки в зависимости, в частности, от свойственных ей ценностных ориентаций, которыми определялись ее психология и мироощущение, пове-дение и образ жизни. Анализ православного типа провинциальной дворянки имеет особое значение для изучения проблем религиозной антропологии, «неотделимых», по словам Н. Л. Пушкаревой, от «истории женщин» . Научная актуальность исследований религиозно-антропологического характера применительно к женской теме определяется, по мнению Н. Л. Пушкаревой, впервые обратившейся к разработке данной проблематики на отечествен-ном источниковом материале, недостаточной изученностью такого рода сюжетов в россий-ской историографии ХIХв.
Весомым аргументом в пользу актуальности темы исследования является то, что она отвечает необходимости научной разработки сюжетов, связанных с изучением так назы-ваемого гендерного аспекта культуры, культуры повседневности и истории частной жизни на отечественном источниковом материале, в том числе касающемся истории российского дворянства.
Объектом исследования в дипломной работе является культурный облик провинци-альной дворянки и ее роль в дворянской сословной культуре России конца XVIII - первой половины ХIХ века, а предметом - социокультурный тип провинциальной дворянки, опре-делявшийся православным мироощущением и образом жизни.
Хронологические рамки исследования охватывают целостный в историко-культурном отношении период, содержание которого определялось формированием и вме-сте с тем своеобразным расцветом сословной культуры российского дворянства. Именно в конце XVIII – первой половине XIX века основные достижения отечественной «высокой» культуры были одновременно достижениями дворянской культуры. По мнению С. О. Шмидта, в этот исторический период «многие представители дворянства … играли выдаю-щуюся роль в становлении и развитии нашей культуры, русского литературного языка, ставшего затем нашим разговорным языком» . Позднее, «со второй половины XIX века ., особенно после отмены крепостного права», как полагает С. О. Шмидт, поддерживая об-щую точку зрения, наметилось «снижение роли дворян в развитии культуры и просвеще-ния» .
Степень научной разработки проблемы. В современной отечественной историогра-фии интерес к проблеме культурного облика русской дворянки, по-видимому, является следствием известной концептуальной переориентации исследований макропроцессов на « «микроисторию» отдельного человека и групп» , а потому его можно считать спровоциро-ванным интенсивной разработкой сюжетов по социальной истории, в том числе истории отдельных сословий, по истории культуры, включая провинциальную, по гендерной исто-рии и по истории частной жизни в России. Все эти сюжеты в той или иной мере проливают свет на отдельные аспекты в изучении роли и места женщины в дворянском обществе и культуре.
В отечественной историографии XIX-XX вв. можно выделить ряд тем, в рамках на-учной разработки которых затрагивались вопросы, вносившие в определенный вклад в ис-следование проблемы культурного облика русской дворянки. К их числу относятся сле-дующие: социальная история русского дворянства XVIII – первой половины XIX века, включая особенности сословной политики абсолютизма в отношении дворянства , право-вые аспекты социальной эволюции русского дворянства XVIII - первой половины XIX века , история культуры русского дворянства XVIII – первой половины XIX века и генеалогические аспекты истории русского дворянства XVIII – первой половины XIX века . В рамках названной проблематике рассматривались некоторые вопросы социального и правового положения дворянской женщины, делались попытки выяснения ее места в культурной жизни российского общества. Однако поскольку в основной массе исследований речь шла не об изучении проблемы собственно дворянской женщины, а лишь о привлечении сюжетов, с ней связанных, с целью более подробного анализа других специальных проблем, выводы, которые в них делались, носили достаточно общей и вместе с тем узкопрофильный характер.
Более или менее специальное исследование культурного облика дворянки невоз-можно вне контекста изучения истории и культуры повседневности. В этой связи в отечест-венной историографии конца XIX в. следует отметить работу Н. Д. Чечулина «Русское про-винциальное общество во второй половине XVIII века», посвященную «исследованию бы-та, нравов этого общества», рассмотрению особенностей «провинциальной жизни» .Однако описанию непосредственно культурно-бытового и нравственного облика женщины на страницах этого исторического очерка уделено незначительное внимание . Н.Д. Чечулин объясняет это тем, что женщины «вообще мало выступают пред нами в памят-никах этого времени» . Тем не менее наряду с упоминанием о появлении «хорошо воспитанных, светских и разумных» модных девушек, следовавших моде , подчеркнуто сохранение в целом провинциальными дворянками второй половины XVIII века религиозного благочестия . В. О. Ключевским выявлен тип светской дамы XVIII в – «кокетки», которая «вся жила для света, а не для дома». Также в отечественной историографии конца XIX в. особого внимания заслуживает работа В. О. Михневича , в которой автор, определяя жанр ее как «очерки судеб русской женщины» и имея в виду прежде всего дворянку, видел свою задачу в том, чтобы «изобразить общий, целостный тип русской женщины прошлого столетия, в ее главных, характеристических культурно-исторических чертах, отбросив все случайное и аномальное, в то-же время – очертить ее судьбу и ее развитие, в их существенных моментах и, наконец, обозначить и выяснить ее интеллектуальное влияние и общественное значение . Для поставленной задачи им анализировать отдельные этапы жизненного пути дворянской женщины и некоторые сферы ее деятельности. При этом он усматривал определенные различия в сфере занятий и интересов провинциальной помещицы и столичной «барышни-маркизы» , «светской дамы» и «отшельницы» , посвящавшей себя «душеспасительным делам» . В исторической православной литературе начала ХХ в. упоминается о встречавшихся в поме-щичьим быту XIX в. «типах» благочестивых «матерей и хозяек» .
В современной отечественной историографии следует отметить известные работы Ю. М. Лотмана о дворянской культуре, в которых анализируются «интересы и занятия дво-рянской женщины» и особый «женский мир» , причем предметом исследования являются «как те особенности, которые эпоха накладывала на женский характер, так и те, которые женский характер придавал эпохе» . В контексте применяемого Ю. М. Лотманом семиотического подхода к культуре ему свойственно представление о «разделенности культуры на «мужские» и «женские» области» . При этом он полагает, что «женская культура – это не только культура женщин. Это - особый взгляд на культуру» . Говоря об «антитезе «мужского взгляда» и «женского» , Ю. М. Лотман в известном смысле указывает на «гендерный» аспект дворянской культуры.
Собственное изучение культурного облика русской дворянки конца XVIII - первой половины XIX века относятся к исследовательскому «полю» так называемой гендерной ис-тории , имеющей в российской историографии определенную традицию применительно как к западноевропейскому , так и к отечественному источниковому материалу . Впервые объектом специального исторического изучения русская женщина стала в известных ра-ботах Н. Л. Пушкаревой . Трудами этой исследовательницы выявлен и всесторонне проана-лизирован широкий спектр проблем «истории женщин» как в допетровской России (Х - ХVII вв. ), так и в России XVIII – начала XIX века. С точки зрения разработки темы настоя-щего диплома наибольший интерес представляет монография «частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница ( Х – начало XIX в. )”. Демонстрируя сопряженность проблем «истории частной жизни», «истории жизни» и «истории повседневности”, Н. Л. Пушкарева уделяет непосредственное внимание изучению вопросов частной жизни и повседневного быта представительниц различных сословий российского общества XVIII – начала XIX века, в том числе и дворянского. Ею установлены наряду с универсальными чертами «женского этоса» специфические отличия, например, в воспитании и образе жизни провинциальных и столичных дворянок. Придавая особое значение при изучении эмоционального мира русских женщин соотношению “общего” и “индивидуального”, Н.Л. Пушкарева подчеркивает важность перехода “ к исследованию частной жизни как к истории конкретных лиц, подчас вовсе нt именитых и не исключительных. Этот подход дает возможность «познакомиться» с ними через литературу, делопроизводственные документы, переписку ».
В отечественной историографии существует традиция историко-культурного опи-сания отдельных персоналий, в том числе и дворянских женщин конца XVIII - первой по-ловины XIX века . Значительная часть подобного рода «портретов» посвящена представи-тельницам столичного дворянства, которых можно отнести к числу, что называется, «неор-динарных» личностей. Среди российских дворянок конца XVIII – первой половины XIX века лучше других в плане историко-культурного изучения представлены женщины из ок-ружения А. С. Пушкина , как жившие в столицах, так и – в провинции, в том числе и в Твер-ской губернии. В разработку проблемы культурного облика провинциальной дворянки оп-ределенный вклад вносят публикации в современных краеведческих научных изданиях , целью которых является описание «истории жизни» и «сердечных дел» отдельных женщин, бытовых и общественных интересов членов их семей. Большое значение имеют также ис-следования, посвященные изучению особенностей быта, культурного уклада и литератур-ной жизни российского дворянского общества конца XVIII – первой половины XIX века, на фоне которых происходило формирование культурного облика дворянской женщины .
Наконец, существует целый пласт ранее не привлекавшейся к такого рода исследо-ваниям исторической православной литературы . Религиозный аспект отечественной культуры долгое время «выносился за скобки» историко-культурного изучения российского дворянства. Тем не менее некоторые историки применительно, в том числе, и к концу XVIII – первой половине XIX века, указывают на важность «религиозного мировоззрения» как «одгой из главных основ духовной культуры» и на влияние «прочного общинно-родового сознания, идеи соборности, коллективизма» «на частную, внутреннюю жизнь русских» . Не вызывает сомнений то обстоятельство, что культурный облик провинциальной дворянки не может быть достоверно реконструирован без учета особенностей ее православного мироощущения.
Анализ степени научной разработки проблемы позволяет установить следующее.
В российской историографии XIX-XX вв. исследования историко-культурного ха-рактера, в которых специальное внимание уделено анализу культурно-бытового и эмоцио-нально-психологического аспектов жизни женщины-дворянки, в том числе и провинциаль-ной, ограничиваются хронологическими рамками XVIII – начала XIX века. Применительно к периоду первой половины XIX века отдельные персоналии, либо «женский вопрос» и женское движение . Культурный облик провинциальной дворянки конца XVIII – первой половины XIX века и ее роль в дворянской сословной культуре России остаются в современной отечественной историографии без достаточного научного внимания.
В контексте исследований религиозно-антропологического характера особое значе-ние придается выявлению сформированного православием идеала женщины . Причем Н. Л. Пушкарева, считая этот идеал «устойчивым в течении столетий» , утверждает, что «пред-ставление об «истинно русской женщине», которое у многих сформировалось под влиянием великой русской литературы XIX столетия, богатой образами жертвенных, несуетных, це-ломудренных и преданных россиянок – это представление православной концепции» . По мнению Н. Л. Пушкаревой, «Она была нетороплива, не холодна, не говорлива, без взора на-глого для всех, без притязаний на успех», - знаменитая пушкинская характеристика Татьяны из «Евгения Онегина» буквально воспроизводит идеал «доброй жены» из православной учительской литературы XII-XVIII вв.» . вместе с тем особый научный интерес представляет рассмотрение женских литературных образов XIX в. не только с точки зрения воплощения идеала, но и сточки зрения отражения в них культурного облика реальной женщины-дворянки конца XVIII – первой половины XIX века, в том числе и провинциальной.
Проблема типологии русского дворянства XVIII-XIX вв. нашла отражение в отече-ственном литературоведении XX в. В частности, в начале XX в. Д. Н. Овсянико-Куликовским были проанализированы «так называемые «общественно-психологические» типы» «русской интеллигенции XIX века, преимущественно по данным художественной литературы» . В современном литературоведении Ю. М. Лотман реконструировал на основании художест-венного образа «исторически сложившийся в рамках данной культуры тип поведения» . В качестве исследователя культуры дворянства Ю. М. Лотман анализировал «особые типы русского человека» XVIII – начала XIX в . в современной отечественной историографии проблема «дворянского типа личности» поставлена в контексте исследований по истории русской культуры и философии XVIII-XIX вв. применительно к мужской части дворянства, в то время как социокультурный тип провинциальной дворянки в историко-культурном плане специально не изучался.
В описании отдельных персоналий тверских дворянок преобладает интерес к более или менее «выдающимся» женским личностям, несмотря на то, что в настоящее время, как отмечает С. О. Шмидт, «придают все большее значение выявлению и изучению «повседнев-ного» в жизни прежде всего «обычных» людей» .
Таким образом, становится ясно, что в современной отечественной историографии существует мало специальных историко-культурных исследований, посвященных изуче-нию культурного облика провинциальной дворянки конца XVIII – первой половины XIX века и выяснению ее роли в дворянской сословной культуре России.
Цель и задачи исследования. Целью данной работы является историческая реконст-рукция культурного облика и анализ социокультурного типа российской провинциальной дворянки конца XVIII – первой половины XIX века. В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
1 Выявить значение институтского образования в формировании культурного обли-ка провинциальной дворянки.
2 Выяснить роль замужества для характеристики культурного облика провинциаль-ной дворянской женщины.
3 Определить характерные черты православного социокультурного типа провинци-альной дворянской женщины на примере историко-культурных портретов некоторых дво-рянок и выявить основные качества, существенные с точки зрения описания этого типа.
Материалы фондов личного происхождения, включающие в себя сохранившиеся документы частных дворянских архивов, могут быть сопоставлены с таким специфическим видом исторических источников как литературные произведения , предметом художест-венного описания которых являются реалии российской социокультурной действительно-сти конца XVIII – первой половины XIX века. По словам С. О. Шмидта, «произведения ху-дожественной литературы и искусства – важный источник для понимания менталитета времени их создания и дальнейшего бытования и для знания конкретных «историче-ских»обстоятельств быта» . При изучении повседневной жизни и психологии женщины-дворянки, ее представлений и мироощущения роль литературных произведений как источ-ника по истории культуры очень велика. Важное значение для реконструкции культурного облика провинциальной дворянки конца XVIII – первой половины XIX века приобретают используемые в дипломной работе поэтические и прозаические произведения, создавшиеся в разное время: в последней четверти XVIII в. ( Г. Р. Державина, Екатерины II, В. В. Капниста), в первой половине XIX в. ( А. М. Бакунина, К. Н. Батюшкова, Н. М. Карамзина, А. Погорельского (А. А. Перовского), А. С. Пушкина, В. Л. Пушкина, О. И. Сенковского), в середине и второй половине XIX в. ( С. Т. Аксакова, И. А. Гончарова, Е. П. Ростопчиной, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, А. А. Фета). Существенную особенность привлекаемой к исследованию русской литературы составляет ориентация ее на фактическое воспроизведение в художественной форме реалий исторической действительности. Уже Н. М. Карамзин в «Рыцаре нашего времени» утверждал: «Вы читаете не роман, а быль» . А в отношении творчества А. С. Пушкина имеется мнение о том, что «пушкинской прозе свойственна строгая фактичность, образы его героев чаще всего восходят к реальным прототипам… В своих произведениях Пушкин документален, фактически точен…» .
Особо следует отметить, что информативные возможности литературных произве-дений таких авторов, как А. С. Пушкин и И. С, Тургенев, в качестве источников по истории культуры провинциального дворянства, в том числе и дворянской женщины, обусловлены во многом тем, что им доводилось посещать Тверскую губернию в исследуемый период, быть лично зна-комыми с тверскими дворянками и даже испытывать к некоторым из них особые чувства , что, безусловно, не могло не найти отражения в их художественном творчестве. В частности, в современном пушкиноведении существует мнение о том, что «реальные приметы тверского края, наблюдения поэта над жизнью и бытом провинциального старицкого, торжокского, ржевского дворянства отразились в его произведениях. Люди, с которыми он встречался, стали прототипами многих художественных образов, события, участником или свидетелем которых он был, подсказали сюжеты» . Как считает А. С. Пьянов, «в 1828-1829 годах» «фактический материал о жизни и быте мелкопоместных дворян давали Пушкину… глав-ным образом поездки в Тверскую губернию» , причем «с наибольшей полнотой тверской материал воплотился в «Романе в письмах» . По мнению Б. Носика, «наблюдения над сест-рами Бакуниными» нашли отражение в прозе И. С. Тургенева, а «отношения с Татьяной Ба-куниной вдохновили его на несколько прекрасных стихотворений, на поэму, на рассказ» .
Возможность использования литературных произведений для анализа православно-го типа провинциальной дворянки обусловлена во многом тем, что русская литература XIX в. была, как отмечает Н. Л. Пушкарева, ««вскормленной» православием» , «светской по происхождению и православной по духу» .
В особую группу источников можно выделить привлекаемые для оценки культур-ного облика женщины-дворянки с точки зрения представлений и ценностей православной культурной традиции Книги Нового Завета, Домострой.
Источники личного происхождения представлены в дипломной работе, отражаю-щими как историко-культурные реалии первой половины XIX века, влиявшие на формиро-вание культурного облика провинциальной дворянки, так и личное восприятие и оценку отдельными персоналиями тех или иных людей, событий и явлений. Используемые в работе воспоминания А. И. Георгиевского , А. П. Керн , П. П. Семенов Тян-Шанского , А. Ф. Тютче-вой ценны автобиографическими подробностями описания дворянского усадебного быта ( Керн, Семенов-Тян-Шанский) и аристократических, придворных «вершин дворянской культуры» (Тютчева), сведениями о содержании и руководителях, в столице ( Семенов Тян-Шанский, Тютчева, Георгиевский), данными об оценке брачного партнера и замужества (Керн). К виду мемуаров-автобиографий можно отнести небольшую автобиографию Д. В. Давыдова . Следует однако заметить, что применительно к исследованию проблемы жен-щины-дворянки мемуаристика изучена лучше других видов исторических источников. Это подтверждают, в частности, работы Ю. М. Лотмана и Н. Л. Пушкаревой, в которых мемуары активно используются в качестве источников для изучения женского «мира» и образова-ния , частной жизни и повседневного быта женщины XVIII – начала XIX в., для “анализа историко-психолгической реальности” , а также широко известные труды исследователя русской мемуаристики XVIII-XIX вв. А. Г. Тартаковского и статья Г. Н. Моисеевой о за-писках и воспоминаниях женщин XVIII – первой половины XIX в. С учетом этого привлечение мемуаров в дипломной работе подчинено необходимости подтверждения, дополнения или восполнения в некоторых случаях данных эпистолярных и литературных источников.
Информативные возможности используемых в дипломной работе законодательных актов определяются формальным описанием в них отдельных правовых и социальных ас-пектов культурного облика российской дворянки конца XVII – первой половины XIX века, а также некоторых аспектов его формирования, в частности. Вопросов, связанных с организацией женского институтского образования.
При комплексном анализе эпистолярных, литературных, мемуарных, законодатель-ных источников, а также генеалогических материалов наибольшую научную ценность для исследования проблемы представляют собой исторические источники личного происхож-дения и литературные произведения, поскольку в них находят отражение многие важные аспекты повседневной жизни и менталитета дворянской женщины.
Методология и методы исследования. Проблематика диплома относится к «погра-ничной» сфере истории и истории культуры. Методологическую основу работы с наряду с принципами историзма и соотношения общего и особенного составляют подход к истории культуры, получивший название «антропологическая ориентированная история», в рамках которого «историческое исследование фокусируется на человеке в обществе, в группе, на человеке во всех его появлениях» , «гендерный подход», понимаемый как «учет многова-риативного влияния фактора пола» , и «сравнительно новый в исследовании культуры» «системно функциональный подход» . В основе последнего подхода лежит «представле-ние о культуре как целостной, качественно определенной системе в структуре обществен-ной жизни и в то же время внутренне противоречивой и динамичной. Познание культуры предполагает выяснение ее функциональной направленности и закономерности смены стереотипов, выявление причин ускорения или замедления развития, изучение той среды, где формировались новые или длительно сохранялись традиционные элементы» . Для изучения социокультурного типа провинциальной дворянки особое значение имеет теоретическое положение о том, что «всегда существует некая картина мира», включающая в себя «комплекс представлений человека о мире, как социальном, так и природном, и его представления о самом себе» , «и всегда поведение людей, принадлежавших к той или иной социально-культурной общности, строится в зависимости от их картины мира. Следовательно, всегда существуют исторически определенные типы личностей» . Историческая реконструкция культурного облика провинциальной дворянки посредством анализа сферы повседневного и мироощущения личности отвечает культурологическому подходу в той мере, в которой «рассмотрение культуры в ее жизненных опосредованиях и контекстах есть специфическое дело культуролога» . Применение культурологического метода позволяет поставить проблему существования православного типа женщины дворянки в условиях светской дворянской культуры, решать ее на основе сопоставления отдельных особенностей культурного облика провинциальной и столичной дворянок, определения психологически обусловленных различий мировосприятия мужчин и женщин, выявления культурологических параллелей с последующим временем. Появляется возможность выделения православного мировоззрения в качестве одного из «ведущих культурных парадигм» при анализе сословной культуры российского дворянства, а также объяснения видимых «противоречий» в культуре, таких как, например, соотношение в ней корневого и заимствованного начал.
Практическая значимость исследования. Дипломная работа демонстрирует возмож-ности использования накопленного материала в качестве источника по истории культуры, исторической психологии и антропологии. Общенаучные результаты работы представляют непосредственный интерес для «системного изучения истории культуры» и для изучения гендерной истории на отечественном источниковом материале. Краеведческие результаты исследования могут быть полезны в реализации общероссийской программы изучения культуры российской провинции XVIII – начала XIX века . В целом результаты дипломной работы могут быть использованы при чтении общих лекционных курсов по истории мировой и отечественной культуры, курсов исторического краеведения и источниковедения. Также по материалам работы может быть подготовлен и прочитан специальный курс, связанный с конкретно историко-культурной или гендерной проблематикой исследования.
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, трех глав, заключе-ния, списка источников и литературы. Структура работы обусловлена задачами исследова-ния. В первой и второй главах рассмотрены наиболее традиционные и вместе с тем наибо-лее значимые с точки зрения исторической реконструкции культурного облика провинци-альной дворянки этапы ее жизненного пути, такие как получение образования и замужест-во. В третьей главе на основе персональной исторической реконструкции культурного об-лика конкретной представительницы тверского дворянства выявлены характерные черты православного типа провинциальной дворянки и качества женщины, существенные для описания этого типа.
Список литературы Заключение
Историческая реконструкция культурного облика отдельных представительниц дворянства позволяет выявить ряд качеств, которые можно считать определяющими с точки зрения описания православного типа провинциальной дворянки конца 18 – первой половины 19 века. Это материнство, семейственность, духовность, хозяйственность, гу-манность, «соборность». При всем разнообразии культурного опыта, свойственного кон-кретным обладательницам этих качеств, можно говорить об известном его универсализме в рамках провинциального дворянского этоса.
Забота о детях составляла одну из важнейших сфер повседневного попечения про-винциальной дворянки конца 18 – первой половины 19 века. Воспитывая их в духе православного благочестия и прививая им первоначальные образовательные навыки, она действовала в соответствии с нормами известной культурной традиции. При этом данную сферу социальной активности дворянской женщины следует рассматривать не только как своеобразный вклад в непрерывный процесс трансляции социокультурного опыта российского дворянства от одного поколения его носителей и носительниц к другому, но и как неотъемлемый факт ее собственного духовно-нравственного бытия.
Вместе с тем провинциальная дворянка являлась носительницей семейного начала, роль которого в рамках дворянской сословной культуры трудно переоценить. Будучи же-ной и матерью, она объединяла семью в единое целое, следя за сохранением в ней матери-альной и духовной стабильности, занимаясь каждодневным устроением внутрисемейного общежития, поддерживая регулярное общение с многочисленными родственниками. Так-же в российской действительности имели место случаи, когда женщина становилась старшей в семье и по возрасту, и по значимости и должна была реально возглавить ее по-сле смерти мужа или родителей, приняв на себя ответственность за ее хозяйственное и нравственное благополучие. Особенно явственно созидательная роль женщины в семье проявлялась в ее молитвенном попечении о родных и домочадцах и в организации молит-венного общения между различными ее членами. Последнее следует рассматривать как один из примеров реализации принципа соборности в масштабах провинциальной дворянской семьи.
Исповедание Православной Веры и связанное с этим религиозное благочестие провинциальной дворянки конца 18 – первой половины 19 века налагали весьма существенный отпечаток на ее повседневную жизнь в которой одним из важнейших занятий была хозяйственная деятельность. Обладая по всей принадлежности к российскому дворянству населенными имениями, достигавшими иногда значительных размеров, женщина являлась не только юридической владелицей земли и крестьян, но и рачительной хозяйкой, бравшей на себя заботу об организации и координировании хозяйственной деятельности поместья, а также заботу по каждодневному упорядочению своеобразного экономического механизма. Тем самым она выполняла устроительную, созидательную функцию. Стремление дворянской женщины к рачительному хозяйствованию было неотъемлемой частью свойственных ей ценностных ориентаций и одним из элементов ее представлений о подобающем жизненном укладе.
Провинциальной дворянке конца 18 – первой половины 19 века было присуще гуманное обращение с крепостными крестьянами. Оно выражалось в стремлении оградить их от возможного разорения, и оказываемой им посильной материальной и молитвенной помощи, и в милосердном отношении к их нуждам. По-видимому, в своем поведении как владелицы «душ» дворянская женщина руководствовалась христианской, а не сословной интуицией.
«Соборный» дух русской культуры в целом, носительницей которого в повседнев-ной жизни зачастую выступала провинциальная дворянка, являлся определяющим для ее поведения и мироощущения. Культурный опыт дворянской женщины, жившей в усадьбе и занимавшейся ведением хозяйства, неизбежно включал в себя представления о быте, нравах, духовном облике крестьян и дворовых. Кроме того, исповедание единой Веры, участие в церковной жизни, знание того, что «Церковь Христова» составляет одно духов-ное тело», должны были способствовать формированию у дворянской женщины пред-ставления о религиозно-нравственном единстве общества и, наконец, приводить ее к осознанию включенности дворянства, к которому она принадлежала по происхождению, наряду с другими российскими сословиями в единый социальный организм. При этом оказание ею посильного содействия человеку более низкого общественного положения было для нее естественным следствием веры в Бога и стремления к стяжанию христиан-ских добродетелей.
Носительницы данного социокультурного типа провинциальной дворянки явля-лись представительницы достаточно узкой родовитой и образованной прослойки дворян-ства. Именно у таких женщин, регулярно писавших и получавших письма, аккуратно хра-нивших официальные документы могли образовываться личные архивы как свидетельства не только интенсивного письменного общения, но и потребности в самовыражении, и способности к культурной рефлексии. Черты реальной провинциальной дворянки часто воплощают идеал благочестия, формировавшийся под влиянием православного мироощущения и образа жизни женщины.




1. Опубликованные источники
1.Аксаков С. Т. Семейная хроника // Аксаков С. Т. Семейная хроника; Детские годы Баг-рова-внука / Предисл. и примеч. С. Машинского. М., Худож. лит., 1982. С. 24-222. (Клас-сики и современники. Русская классич. лит-ра).
2. Бакунин А. М. Осуга. Цит. по: Пирумова Н. Премухино Бакуниных. Дворянское гнездо// Наше наследие. 1990. № 3 (15). С. 146-148.
3. Бакунин М. А. Письмо А. М. Бакунину. Цит. по: Носик Б. Премухино Бакуниных. Отцы и дети // Наше наследие. 1990. № 3 (15). С. 150.
4. Батюшков К. Н. Хор для выпуска благородных девиц Смольного монастыря // Соч.: В 2 т. М.: Худож. лит. 1989. Т. 1: Опыты в стихах и прозе. Произведения не вошедшие в «Опыты…» / Сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент. В. Кошелева. С. 226-227.
5. Гончаров И. А. Обрыв // Собр. соч.: В 6 т. / Под общ. ред. С. Машинского. М.: Изд-во «Правдв», 1972. Т. 5. С. 5-541. (Библиотека «Огонек». Библиотека отечественной класси-ки).
6. Гончаров И. А. Обыкновенная история // Собр. соч.: В 6 т. / Под общ. ред. С. Машин-ского. М.: Изд-во «Правдв», 1972. Т. 1. С. 57-372. (Библиотека «Огонек». Библиотека оте-чественной классики).
7. Державин Г. Р. Дар // Державин Г. Р. Стихотворения / Вступ. ст., сост. и. примеч. В. А. Приходько. Петрозаводск: Карелия, 1984. С. 133-134.
8. Домострой. Древнерусский текст // Домострой / Сост., вступ. ст., пер. и коммент. В. В. Колесова; Подгот. текстов В. В. Рождественской, В. В. Колесова и М. В. Пименовой; Ху-дож. А. Г. Тюрин. М.: Сов. Россия, 1990. С. 27-109.
9. Екатерина II. О время! // Сочинения Екатерины 2 / Сост., вступ. ст. О. Н. Михайлова. М.: Сов. Россия, 1990. С. 240-269.
10. Из воспоминаний А. И. Георгиевского / Предисл. Г. Г. Елизаветиной; Публ. К. В. Пи-гарева; Коммент. ред. ЛН // ЛН / АН СССР. Ин-т мировой лит-ры им. А. М. Горького. М.: Наука, 1989. Т. 97; Федор Иванович Тютчев. Кн. 2. С. 104-163.
11. Карамзин Н. М. Рыцарь нашего времени // Карамзин Н. М. Повести / Предисл. и при-меч. Вл. Муравьева. М.: Сов. Россия, 19798. С . 114-137. (Школьная б-ка).
12. Керн А. П. Дневник для отдохновения // Пер. с фр. А. Л. Андерс // Керн (Маркова-Виноградская) А. П. Воспоминания о Пушкине / Сост., вступ. ст. и прим. А. М. Гордина. М.: Сов. Россия, 1987. С. 167-337.
13. . Керн А. П. Из воспоминаний о моем детстве // Керн (Маркова-Виноградская) А. П. Воспоминания о Пушкине / Сост., вступ. ст. и прим. А. М. Гордина. М.: Сов. Россия, 1987. С. 167-337
14. Некоторые черты из жизни Дениса Васильевича Давыдова: Автобиография // Давыдов Д. В. Гусарская исповедь: Стихотворения. М.: ТОО Летопись, 1197. С. 5-20. (Мир поэзиии)
15. Новый Завет // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Юби-лейное издание, посвященное тысячелетию Крещения Руси. М.: Издание Московской Патриархии, 1988. С. 1011-1346.
16. Погорельский А. Монастырка // Погорельский А Избранное / Сост., вступ. ст. и примеч. М. А. Турьян; Оформ. М. К. Шевцова; Ил. Б. А. Гуревича. М.: Сов. Россия, 1985. С. 159-349.
17. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. СПб., 1830. Т. 16. № 12103, 12154; Т. 22. № 16187.
18. Пушкин. А. С. Арап Петра Великого // Собр. соч.: В 10 т. М.: «Худож. лит.», 1975. Т. 5: Романы. Повести / Примеч. С. М. Петрова. Оформл. Худ. М. Шлосберга. С. 7-37.
19. Пушкин. А. С. Барышня-крестьянка // Собр. соч.: В 10 т. М.: «Худож. лит.», 1975. Т. 5: Романы. Повести / Примеч. С. М. Петрова. Оформл. Худ. М. Шлосберга. С. 83-100.
20. Пушкин. А. С. В начале 1812 года… // Собр. соч.: В 10 т. М.: «Худож. лит.», 1975. Т. 5: Романы. Повести / Примеч. С. М. Петрова. Оформл. Худ. М. Шлосберга. С. 403.
21. Пушкин. А. С. Письмо Письмо П. А. Плетневу от 29 сентября 1830г. // Собр. соч.: В 10 т. М.: «Худож. лит.», 1975. Т. 9: Письма 1818-1830 годов / Примеч. И. Семенко С. 335.
22. Пушкин. А. С. Граф Нулин // Собр. соч.: В 10 т. М.: «Худож. лит.», 1975. Т. 3: Поэмы. Сказки / Примеч. С. М. Петрова. Оформл. Худ. М. Шлосберга. С. 160-169.
23. Пушкин. А. С. Дубровский // Собр. соч.: В 10 т. М.: «Худож. лит.», 1975. Т. 5: Романы. Повести / Примеч. С. М. Петрова. Оформл. Худ. М. Шлосберга. С. 128-194.
24. Пушкин. А. С. Евгений Онегин // Собр. соч.: В 10 т. М.: «Худож. лит.», 1975. Т. 4: Драматические произведения / Примеч. Д. Д. Благого, С. М. Бонди. С. 7-180.
25. Пушкин. А. С. Из ранних редакций. Евгений Онегин // Собр. соч.: В 10 т. М.: «Худож. лит.», 1975. Т. 4: Драматические произведения / Примеч. Д, Д, Благого, С. М. Бонди С. 385-429.
26. Пушкин. А. С. Метель // Собр. соч.: В 10 т. М.: «Худож. лит.», 1975. Т. 5: Романы. По-вести / Примеч. С. М. Петрова. Оформл. Худ. М. Шлосберга. С. 54-64.
27. Пушкин. А. С. Письмо А. Х. Бенкендорфу от 16 апреля 1830г. // Собр. соч.: В 10 т. М.: «Худож. лит.», 1977. Т. 9: Письма 1818-1830 годов / Примеч. И. Семенко С. 299-300.
28. Пушкин. А. С. Письмо Н. И. Гончаровой от 5 апреля 1830г. // Собр. соч.: В 10 т. М.: «Худож. лит.», 1977. Т. 9: Письма 1818-1830 годов / Примеч. И. Семенко С. 299-300.
29. Пушкин. А. С. Письмо П. А. Плетневу от 29 сентября 1830г. // Собр. соч.: В 10 т. М.: «Худож. лит.», 1977. Т. 9: Письма 1818-1830 годов / Примеч. И. Семенко С. 335.
30. Пушкин. А. С. Письмо П. В. Нащокину от 29 сентября 1830 года // Собр. соч.: В 10 т. М.: «Худож. лит.», 1978. Т. 9: Письма 1831-1837 годов / Примеч. И. Семенко С. 248-249.
31. Пушкин А. С. Путешествие из Москвы в Петербург // Собр. соч.: В 10 т. М.: «Худож. лит.», 1975. Т. 6: Критика и публицистика / Пимеч. Ю. Г. Оксмана. С. 333-359.
32. Пушкин. А.С. Роман в письмах // Собр. соч.: В 10 т. М.: «Худож. лит.», 1975. Т. 5: Ро-маны. Повести / Примеч. С. М. Петрова. Оформл. Худ. М. Шлосберга. С. 404-416.
33. Пушкин. А. С. Участь моя решена. Я женюсь… // Собр. соч.: В 10 т. М.: «Худож. лит.», 1975. Т. 5: Романы. Повести / Примеч. С. М. Петрова. Оформл. Худ. М. Шлосберга. С. 425-428.
34. Пушкин В. Л. Капитан Храбров // Пушкин В. Л. Стихи. Проза. Письма / Сост., вступ. ст. и примеч. Н. И. Михайловой. М.; Сов. Россия 1989. С. 161-180.
35. Ростопчина Е. П. Счастливая женщина // Ростопчина Е. П. Счастоивая женщина. Ли-тературные сочинения / Сост., и вступ. ст., коммент. А. М. Ранчина; Ил. и оф. А. В. Озе-ревской и А. Т. Яковлева. М.: Правда, 1991. С . 17-120
36. Семенов Тян- Шанский П. П. Детство и юность // Русские мемуары . избранные стра-ницы. (1826-1856) / сост., вступ. ст., биогр. очерки и примеч. И. И. Подольской. М.: Прав-да , 1990. С. 411-513 . (Литературные воспоминания).
37. Сенковский О. И. Вся женская жизнь в нескольких часах // Сенковский О. И. Сочине-ния Барона Брамбеуса / Сост., вступ. сл., и примеч. В. А. Кошелева и А. Е. Новикова. М.: Сов. Россия, 1989. С. 282-333.
38. Толстой А. К. Письмо к А. А. Фету от 12 мая 1869г. // Собр. соч.: В 4 т. / Подгот. текста и примеч. И. Ямпольского. М.: «Худож. лит.» 1964. Т. 4. С . 291-292.
39. Толстой А. К. Письмо к Б. Ауэрбаху от 20 марта (1 апреля) 1863г. // Собр. соч.: В 4 т. / Подгот. текста и примеч. И. Ямпольского. М.: «Худож. лит.» 1964. Т. 4. С . 153-154.
40. Толстой А. К. Письмо к И. С. Тургеневу от 9 января 1859г. // Собр. соч.: В 4 т. / Подгот. текста и примеч. И. Ямпольского. М.: «Худож. лит.» 1964. Т. 4. С . 145-146.
41. Толстой А. К. Письмо к К. К. Павловой от 13 (25) декабря 1863г. // Собр. соч.: В 4 т. / Подгот. текста и примеч. И. Ямпольского. М.: «Худож. лит.» 1964. Т. 4. С . 159-160
42. Толстой А. К. Письмо к Н. И. Костомарову от 7 (19) декабря 1865г. // Собр. соч.: В 4 т. / Подгот. текста и примеч. И. Ямпольского. М.: «Худож. лит.» 1964. Т. 4. С . 176-177.
43. Толстой А. К. Письмо к С. А. Толстой от 10 (22) июля 1870г. // Собр. соч.: В 4 т. / Подгот. текста и примеч. И. Ямпольского. М.: «Худож. лит.» 1964. Т. 4. С . 346-347.
44. Толстой Л. Н. Война и мир. Т. 1. // Собр. соч.: В 22 т. Т. 4: Война и мир / Коммент. Н. М. Фортунатова. М.: !Худож. лит.» 1979. С . 7-370.
45. Тургенев И. С. Дворянское гнездо // Собр. соч.: В 12т. // Ред. кол.: М. П. Алексеев и Г. А. Бялый. М.: «Худож. лит.», 1976. Т. 2: Рудин. Дворянское гнездо / Примеч. М. П. Алексеева и др. С. 131-183.
46 Тургенев И. С. Дым // Собр. соч.: В 12т. // Ред. кол.: М. П. Алексеев и Г. А. Бялый. М.: «Худож. лит.», 1976. Т. 4.: Дым. Новь / Примеч. Ю. В. Манна С. 7-168.
47. Тургенев И. С. Отцы и дети // Собр. соч.: В 12т. // Ред. кол.: М. П. Алексеев и Г. А. Бя-лый. М.: «Худож. лит.», 1976. Т. 3.: Накануне. Отцы и дети. 1859-1861. / Примеч. А. И. Батюто. С. 151-334.
48. Тургенев И. С. Помещик // Собр. соч.: В 12т. // Ред. кол.: М. П. Алексеев и Г. А. Бялый. М.: «Худож. лит.», 1976. Т. 11.: Стихотворения, поэмы, «Литературные и житейские воспоминания», переводы / примеч. Л. М. Лотман. С. 173-191.
49. Тургенев И. С. Рудин // Собр. соч.: В 12т. //Ред. кол.: М. П. Алексеев и Г. А. Бялый. М.: «Худож. лит.», 1976. Т. 2.: Рудин. Дворянское гнездо / Примеч. М. П. Алексеева и др. с. 7-127.
50. Тургенев И. С. Татьяна Борисовна и ее племянник// Собр. соч.: В 12т. //Ред. кол.: М. П. Алексеев и Г. А. Бялый. М.: «Худож. лит.», 1975. Т. 1.: Записки охотника (1847-1874). С. 181-192.
51. Тютчева А. Ф. Воспоминания // Тютчева А. Ф. При дворе двух императоров: Воспо-минания и фрагменты дневников фрейлины двора Николая 1 и Александра 2 / Послесл. С. В. Мироненко. М.: «Мысль», 1990. С. 3-42.
52. Фет А. А. Две липки // Фет А. А. Стихотворения, поэмы, переводы / сост., вступ. сл. и коммент. А. Тархова. М.: Правда, 1985. С. 510-523.
53. Фет А. А. Студент // Фет А. А. Стихотворения, поэмы, переводы / сост., вступ. сл. и коммент. А. Тархова. М.: Правда, 1985. С. 300-310.
54. Шереметева В. П. Письма. Цит. по: Снытко Н. В. Две тени Остафьевского парка // Встречи с прошлым: Сб. матер. Центрального государственного архива литературы и ис-кусства СССР / Глав. Архив. упр. При Совете Министров СССР; Ред. кол.: Н. В. Волкова (отв. ред.) и др. М.: Сов. Россия, 1990. Вып. 7. С. 19-31.
55. Яковлева А. Р. Письмо А. С. Пушкину от 6 марта 1827 г. // Друзья Ппушкина: Пере-писка; Воспоминания; Дневники6 В 2 т. / Сост., биографические очерки и примеч. В. В. Кунина. М.: Правда, 1986. Т. 1 . с. 124.









2 Литература
1. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. Л., Ленинздат, 1989. 496 с.: ил. (Историческая библиотека «Хроника трех столетий: Петербург – Петроград- Ленинград»).
2. Анисимов Е. В. Россия в середине 18 века: Борьба за наследие Пера. М.: Мысль, 1986. 237 с.: 24 л. ил.
3. Анненков П. В. Материалы для биографии а. С. Пушкина // Вступ. ст. Г. М. Фридленде-ра; Подгот. текста и коммент. А. А. Карпова.: Современник, 1984. 476 с. портр. (Б-ка « Любителям российской словесности. Из литературного наследия).
4. Артемьева Т. В. «Дворянин-философ» как социальный тип // Артемьева Т. В. История метафизики в России 18 века. СПб.: Изд-во «Алетейя», 1996. Ч. 2. Глава 4. С. 147-166.
5. Архимандрит Августин (Никитин). Православный Петербург в записках иностранцев. СПб.: ТОО «Журнал Нева», 1995. 224 с.: ил.
6. Афанасьев В. В. Рылеев: Жизнеописание. М.: Мол. гвардия 1982. 319 с. : ил. (Жизнь замечат. людей. Сер. Биогр.; Вып. 6 (625).
7. Баггер Х. Реформы Петра Великого: Обзор исследований / Пер. с датского и послесл. В. Е. Возгрина.; Вступ. сл. и общ. ред. В. И. Буганова. М.: «Прогресс» 1985. 200с.
8. Бакланова Н. А. Новый облик дворянина // История СССР с древнейших времен до на-ших дней: В 2 сериях, в 12 т. М.: Наука, 1967. Серия первая. Т. 3. С. 387-388.
9. . Бакланова Н. А. Ассамблеи и народные развлеченния // История СССР с древнейших времен до наших дней: В 2 сериях, в 12 т. М.: Наука, 1967. Серия первая. Т. 3. С. 391-394
10. Барановский А. «Боже, Царя храни!»: Дело о плагиате монархического гимна // Родина. 1996. № 12. С. 96-98.
11. Белоусов А. Ф. Институтка // Школьный быт и фольклор: Учеб. материал по русскому фольклору / Сост. А. Ф. Белоусов; Отв. ред. С. Н. Митюрев. Таллинн: Таллиннский педа-гогический институт им. Э. Вильде, 1992. Ч. 2: Девичья культура. С. 119-159.
12. Белявский М. Т. Сословия и сословный строй // Очерки русской культуры 18 века / Под ред. В. А. Рыбакова. М.: МГУ, 1987. Ч. 2. С. 21-43.
13. Белявский М. Т. Школа и образование // Очерки русской культуры 18 века / Под ред. В. А. Рыбакова. М.: МГУ, 1987. Ч. 2. С. 258-293.
14. Бессмертный Ю. Л. Брак, семья и любовь // Средневековая Европа глазами современ-ников и историков: Кн. для чтения. М., 1995. Ч. 3. С. 315-325.
15. Библейская энциклопедия. Репринтное воспроизведение издания 1891 г. М.: ТЕРРА, 1990. 904 с.: ил.
16.Благой Д, Д. «Евгений Онегин» // Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 10 т. М.: «Ху-дож. лит.», 1975, Т. ;. С. 443-479.
17. Богословский М. М. Быт и нравы русского дворянства в первой половине 18 века. М., 1906. 52 с.
18. Бокова В. М. Три женщины // История жизни благородной женщины. М.: Новое лите-ратурное обозрение, 1996. С. 5-12. (Россия в мемуарах).
19. Бреннер Ж. Моя история современной французской литературы / Предисл., пер. с фр., коммент. О. В. Тимашевой. М.: Высш. шк., 1994. 352с.
20. Брикнер А. Г. История Екатерины Второй. Репринтное воспроизведение издания 1885 г.: В 2 т. М.: Современник, Товарищество Русских Художников, 1991. Т. 1. 431 с.: Т. 2. 499 с.: ил.
21. Булгаков С. Мистика и этика православия // Жизнь и житие Сергия Радонежского: Сб. / Сост., послесл. и коммент. В. В. Колесова; Подгот. текстов В. В. Колесова и Т. П. Рогож-никовой. М.: Сов. Россия, 1991. С .287-300.
22. Буровик К. А. Родословная вещей. 2-е изд., перераб. М.: Знание, 1991, 232 с.
23. Быкова Л. А. Дворянская родословная книга Тверской губернии 1787-1797 гг.: источ-ники. История составления // Генеалогические исследования: Сб. ст. М.: РГГУ, 1994. С. 189-201.
24. Быкова Л. А. Родословные книги Тверской губернии 1785-1917 гг. как источник по ис-тории русского провинциального дворянства: Атореф. дис. … канд. ист. наук. М., 1993. 32 с.
25. Быкова Л. А. Хранилище частных архивов // Тверская старина. 1991. № 1. С. 70-79.
26. Веселовский С. В. Род и предки А. С. Пушкина в истории // Отв. ред. С. М. Каштанов. М.: Наука, 1990. 336 с.: ил.
27. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. 6-е изд. СПБ., Киев, 1909. 699с.
28. Высокопреосвященный Иоанн, митрополит С.-Петербургский и Ладожский. Самодер-жавие духа: Очерки русского самосознания. Саратов: «Надежда», 1995. 336с.: ил.
29. Глинка В. М. Пушкин и Военная галерея Зимнего дворца. Л.: Ленинздат, 1998. 228 с.: ил.
30. Глушков С. В. На обломках дворянской Атлантиды // Русская провинция. 1997. № 4 (24). С. 49-55.
31. Гордин А. М. Анна Петровна Керн – автор воспоминаний о Пушкине и его времени // Керн (Маркова-Виноградская) А. П. Воспоминания о Пушкине. М.: Сов. Россия, 1987. С. 5-32.
32. Государственные архивы СССР: Справочник / Глав. архив. упр. При Совете Минист-ров СССР; Ред. кол.: Ф. М. Ваганова (пред.) и др. м.: Мысль, 1989. Ч. 1. 603 с.
33. Губер П. К. Дон-Жуанский список Пушкина: Главы из биографии. Репринтное вос-произведение издания 1923 г. М.: «Политекст», 1991. 288 с.; ил.
34. Гурьянова В. В. Тверская помещица второй половины 18 века Прасковья Ильинична Манзей // Женщины в социальной истории России: Сб. науч. тр. Тверь, 1997. С . 20-31.
35. Даль в. И. Толковый словарь живого великорусского языка М.: Рус. яз., 1980-1981. Т. 1-4.
36. Дворянские роды Российской империи / П. Х. Гребельский и др.; Под ред. С. В. Ду-мина. СПБ.: ИПК «Вести», 1993. Т. 1: Князья. 344 с.: ил; СПБ.: ИПК «Вести», 1995. Т. 2: Князья. 264 с.: ил; М.: Ликоминвест», 1996. Т. 3.: Князья. 280с.: ил.
37. Дворянское собрание: Историко-публицистический и литературно-художественной альманах / Гл. ред. В. П. Краевский. М.: Книга и бизнес, 1994. №1. 316с.
38. Дворянство и крепостной строй России 16-18 вв. / Сб. си. посвящ. памяти А. А. Ново-сельского; Ред. кол.: Н. И. Павленко (отв.ред.) и др. М.: «Наука», 1975. 345 с.: ил.
39. Демкин А. В. Русское купечество 16-18 вв. / Города Верхневолжья / Отв. ред. А. А. Преображенский. М.: Наука, 1990. 94 с.
40. Демков М. И. Очерки по истории русской педагогики. М., 1909. 152 с.
41. Дружинин Н. М. Укрепление дворянского сословия // История СССР с древнейших времен до наших дней: В 2 сериях, в 12 т. М.: Наука, 1967. Серия первая. Т . 4. С. 277-281.
42. Друзья Пушкина: Переписка; Воспоминания; Дневники: В 2 т. / Сост., биографические очерки и примеч. В. В. Кунина. М.: Правда, 1986. Т. 1 640 с; Т. 2 . 640 с.
43. Женщина, брак, семья до начала нового времени: Демографические и социокультурные аспекты // РАН. Ин-т всеобщей истории; Отв. ред. Ю. Л, Бессмертный. М.: Наука, 1993. 154с.: табл.
44. Закон Божий: Для семьи и школы со многими иллюстрациями. Репринтное воспроиз-ведение издания 1957 г. / Сост. свящ. Серафим Слободской. Издание Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, 1993. 576 с.: ил .
45. История родов русского дворянства: В 2 кн. М.: Современник: Лексика, 1991. Кн. 1. 431 с.: ил.; Кн. 2. 319 с.: ил.
46. Кабузан В. М. Изменения и размещение населения России в 18 – первой половины 19 в. ( По материалам ревизий). М.: «Наука» , 1971. 190 с.
47. Кайдаш С. Н. Сила слабых: Женщины в истории России (11-19вв.). М.: Сов. Россиияя, 1989. 286 с.
48. Кайдаш С. Н. Сильнее бедствия земного: Очерки о женщинах русской истории. М.: Мол. гвардия, 1983. 207 с., 8 л. ил.
49. Каменский А. В. «Под сению Екатерины…»: Вторая половина 18 века. СПб.: Лениздат, 1992. 448 с.: ил.
50. Карновичч Е. П. Родовые прозвания и титулы в России и слияние иноземцев с русски-ми. Репринтное воспроизведение издания 186 г. М.: «БИМПА», 1991. 252 с.
51. Карпович М. М. Имперская Россия (1801-1917 гг.) // Вернадский Г.В. История России: Московское царство / Пер. с англ. Е. П. Беренштейна, в. Л. Губмана, О. В. Строгановой. Тверь: ЛЕАН, М.: АГРАФ, 1997. Ч. 2. С. 289-360
52. Кашкова В. Ф. Пушкинский путеводитель. Тверь: Книжный клуб, Сувенир, 1994. 271 с.: ил.
53. Кизеветтер А. А. Русское общество в 18 столетии. Ростов н/Д, 1905. 48 с.
54. Ключевский В. О. Евгений Онегин и его предки // Ключевский В. О. Литературные портреты // Сост., вступ. ст. А. Ф. Смирнова. М.: Современник, 1991. С. 115-132. ( Б-ка «Любителям российской словесности». Из литературного наследия.).
55. Ключевский В. О. Западное влияние в России после Петра // Ключевский В. О. Не-опубликованные произведения // Отв. ред. М. В. Нечкина. М.: Наука, 1983. С. 11-112.
56. Ключевский В. О. Императрица Екатерина 2 (1729-1796) // Сочинения: в 9 т. / Под ред. В. Л. Янина; Послесл. и коммент. В. А. Александрова, В. Г. Зимина. М.: Мысль, 1989. Т. 5. С. 282-339.
57 Кондратьев А. А. Граф А. К. Толстой: Материалы для истории жизни и творчества. СПб.: «ОГНИ» , 1912. 118 с., портр.
58. Корнилов А. А. Молодые годы Михаила Бакунина: Из истории русского романтизма. М., 1615. 718 с.
59. Корф С. А. Дворянство и его сословное управление за столетие 1762-1885. Спб., 1906. 720 с.
60. Кошман Л. В. Почта в России в 19 в.: культурно-информационная система / Российская провинция 18-20 веков: реалии культурной жизни: Материалы 3 Всероссийской научной конференции. Пенза, 1996. Кн. 1. С. 287-298.
61. Краснобаев Б. И. Русская культура второй половины 18 – начала 19 в.: Учеб. пособие. М,: МГУ, 1983. 224 с.
62. Краснобаев Б. И. Очерки истории русской культуры 18 века: Кн. для учителя 2-е изд. М.: Просвещение, 1987. 319 с.: ил.
63. Лихачев Д. С. Три основы европейской культуры и русский исторический опыт // Наше наследие. 1991. № 6 (24). С. 15-16.
64. Лихачева Е. О. Материалы для истории женского образования в России (1086-1856). СПб., 1899. Ч. 1. 190 с.; Ч. 2. 301 с.; Ч. 3 . 267 с.
65. Лозинская Л. Я. Во главе двух академий. 2-е изд., испр. и доп. / Отв. ред. А. А. Преоб-раженский. М.: Наука, 1983. 114 с.: ил.
66. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (18 – начало 19 века). СПб.: Искусство – СПВ, 1994. 399 с.; 5 л. ил.
67. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарии: Пособие для учителя. Л.: Просвещение, 1980. 416 с.
68. Маймин Е. А. Пушкин. Жизнь и творчество / Отв. ред. Д. С. Лихачев. М.: Наука, 1982. 108 с.
69. Макогоненко Г. П. Николай Карамзин и его «Письма русского путешественника» // Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. М.: Правда, 198. С. 5-30.
70. Мещерская С. В. Воспоминания княгини Софьи Васильевны Мещерской: С портретом и биографией княгини. Тверь: Издание Тверской Ученой Архивной комиссии, 1902. 34 с.
71. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. М.: Издательская группа «Прогресс»-«Культура», 1994. Т. 2. Ч. 1: Церковь. Религия. Литература. 416 с.; т. 2. Ч. 2: Искусство. Школа. Просвещение. 496 с.; Издательская группа «Прогресс»-«Культура», 1995. Т. 3.: «Национализм и европеизм». 480 С.
72. Михневич В. О. Русская женщина 18 столетия. Репринтное воспроизведение издания 1895 г. М.: Панорама, 1990. 404 с.
73. Моисеева Г. Н. Записки и воспоминания русских женщин 18 – первой половины 19 века и их культурно-историческое значение // Записки и воспоминания русских женщин 18 – первой половины 19 века. М.: Современник, 1990. С. 5-40 (серия мемуаров «Память»).
74. Моисеева Г. Н. О литературной деятельности Е. Р. Дашковой // Дашкова Е. Р. Литера-турные сочинения. М.: Правда, 1990. С. 5-28.
75. Муравьев В. Б. Кавалерист девица Надежда Дурова // Дурова А. Н. Избранные сочине-ния кавалерист-девицы / Сост., вступ. сл. и примеч. В. Б. Муравьева. М.: Моск. Рабочий, 1988. С. 5-24. (Библиотека «Московского рабосего»).
76. Нечкина М. В. Загадка художественного образа: Художественный обра з историческом процессе. М.: «Знание», 1972. 32 с. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Литература», 7).
77. Нилус С. Великое в малом: Записки православного. Репринтное воспроизведение из-дания 1911г. Издание Свято-Троицкой лавры, 1992. 352 с.: ил.
78. Нилус С. Святыня под спудом: Тайны православного монашеского духа. СПб.: «Бла-говест», 1996. 288 с.
79. Новиков В. И. Остафьево: Литературные судьбы 19 века. М.: Знание, 1991. С160 с.: ил., 1 л. портр.
80. Носик В. Премухино Бакуниных. Отцы и дети // Наше наследие. 1990. № 3 (15). С. 149-156.
81. Ободовская И. М. Дементьев М. А. Вокруг Пушкина: Неизвестные письма Н. Н. Пуш-киной и ее сестер Е. Н. И А. Н. Гончаровых / Вступ. ст. Д. Д, Благого М.: Сов. Россия, 1975. 383 с.: ил.
82. Ободовская И. М. Дементьев М. А. Наталья Николаевна Пушкина: По эпистолярным материалам / Ред. и авт. Предисл. В. И. Кулешов. 2-е изд. М.: «Сов. Россия», 1987. 361 с., 17 л. ил.
83. Ободовская И. М. Дементьев М. А. Пушкин в Яропольце / Под ред. и с предисл. В. И. Кулешова; Худож. А. Белюкин. М.: Сов. Россия, 1982. 160 с.: ил., 1 л. портр.., 16 л. ил.
84. Озерская Ф. С. Женское образование // Очерки истории школы и педагогической мыс-ли народов СССР: 18 первая половина 19 в. / Отв. ред. М. Ф. Шабаева. М.: «Педуагогика», 1973. Раздел 3. Гл. 14. С. 255-269.
85. Озерская Ф. С. Женское образование в 18 в. // Очерки истории школы и педагогиче-ской мысли народов СССР: 18 первая половина 19 в. / Отв. ред. М. Ф. Шабаева. М.: «Пе-дуагогика», 1973. Раздел 2. Гл. 7. С. 133-142.
86. Очерки русской культуры 18 века: В 4 т. / Гл. ред. В. А. Рыбаков. М.: Изд-во МГУ, 1985. Ч .1. 384 с.: ил.; М., 1987. Ч. 2. 4о6 с.: ил.; М., 1988. 394 с.: ил. ; М., 1990. 378 с.: ил.
87. Очерки русской культуры 19 века / Ред кол. Л. В. Кошман и др. М.: МГУ, 1998,. Т .1: Общественно-культурная среда. 384 с.: ил.
88. Палеолог М. Роман Императора: Александр 2 и княгиня Юрьевская. Репринтное вос-произведение издания 1924 г. М.: Б. М., 1991. 112 с.
89. Петров С. М. Художественная проза Пушкина // Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 10 т. М.: «Худож. лит.», 1975. Т. 5. С. 529-571.
90. Пирумова Н. Премухино Бакуниных. Дворянское гнездо // Наше наследие. 1990. № 3 (15). С . 143-148.
91. Подольская И. И. П. П. Семенов Тян-Шанский: Биографический Очерк // Русские ме-муары. Избранные страницы. (1826-1856). М.% Правда, 1990. С. 3963-410.
92. Покровский В. Алексей Константинович Толстой: Его жизнь и сочинения: Сборник историко-литературных статей. 2-е изд. доп. М.: Кн. магазин В. Спиридоноова и А. Ми-хайлова, 1908. 318 с.
93. Пушкарев Л. Н. Просвещение и наука // История СССР с древнейших времен и до на-ших дней: В 2 сериях, в 12 т. М.: Наука, 1967. Серия первая. Т . 3. С. 577-585.
94. Пушкарев Л. Н. Быт дворян // История СССР с древнейших времен и до наших дней: В 2 сериях, в 12 т. М.: Наука, 1967. Серия первая. Т . 3. С. 602-603.
95. Пушкарева Н. Л. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспек-тивы // Вопросы истории. 1988. № 6. С. 76-86.
96. Пушкарева Н. Л. Женщина в русской семье 10 – начала 19в.: динамика социокультур-ных изменений / РАН. Ин-т этнологии и антропологии им н. Н. Миклухо-Маклая: Авто-реф. дис. … д-ра ист. наук. М., 1997. 52 с.
97. Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси. М. : Мысль, 1989. 266 с.: 16 л. ил.
98. Пушкарева Н. Л. Знаменитые россиянки. М., 1991.
99. Пушкарева Н. Л. Мать и материнство на Руси ( 10 –18вв.) // Человек в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени / Под ред. Ю. Л. Бессмертного. М.: РГГУ, 1996. С. 305-341
100 Пушкарева Н. Л. Русская женщина в семье и обществе 10 –20 вв.: этапы истории // Этнографическое обозрение. 1994. № 5. С. 3-15.
101 Пушкарева Н. Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница ( 10 –начало 19 в.). М.: Ладомир, 1997. 3841 с.
102 Пушкарева Н. Л. Экштут С. А. «Милый Алексей Николаевич»: Флирт и любовь рус-ского дворянина // Родина, 1996. № 3. С. 67-72.
103. Пьянов А. С, Мои осенние досуги: Пушкин в Тверском крае. М.: Моск. Рабочий. 1979. 320 с.
104. Развитие русского права в первой половине 17 – 19 вв. / Отв. ред. Е. А. Скрипилев. М.: Наука, 1992. 309 с.
105. Развитие русского права в первой половине 19 вв. / Отв. ред. Е. А. Скрипилев. М.: Наука, 1994. 315.
106. Ранчин А. М. История женщины и поэтессы – в романе, повести, комедии // Ростоп-чина Е. П. Счастливая женщина. Литературные сочинения. М.: Правда., 1991. С. 5-14.
107. Репина Л. П. «Женская история»: проблемы теории и метода // Средние века. М., 1994. Вып. 57. С. 103-109.
108. Репина Л. П. Вызов постмодернизма и перспективы новой культурной и интеллекту-альной истории // Одиссей. Человек в истории. 1996. М.: Сода, 1996. С. 25-38.
109. Репина Л. П. Гендерная история: проблемы и методы исследования // Новая и новей-шая история. 1997. № 6. С. 41-58.
110. Репина Л. П. История женщин сегодня: историографические заметки // Человек в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени / Под ред. Ю. Л. Бессмертного. М.: РГГУ, 1996. С. 35-73.
111. Рикман В. Ю. Дворянское законодательство Российской империи / Под. Ред. С. А. Сапожникова. М.: МП «Герольдия», 1992. 120 с.
112. Романович-Славатинский А. Дворянство в России от начала 18 века до отмены кре-постного права. Киев., 1912. 578 с.
113. Российская провинция 18-20 веков: реалии культурной жизни: материалы 3 Всерос-сийской научной конференции / Отв. ред. С, О. Шмидт. Пенза.: Департамент культуры Пензенской области, 1966. Кн. 1. 452 с.; Кн. 2. 474 с.
114. Руммель В. В., Голубцов В. В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. СПБ.: Изд. Суворина, 1886. Т. 1.; Спб.: Изд. Суворина, 1887. Т. 2.
115. Румянцева М. Ф. Генеалогия российского чиновничества второй половины 18 в.: по-становка проблемы и источники изучения // Генеалогические исследования: Сб. ст. М.: РГГУ, 1994. С. 201-221.
116. Русская провинция. Культура 18-20 веков: Сб . ст. М., 1993.
117. Савелов Л. М. Библиографический указатель по истории, геральдике и родословию российского дворянства. 2-е изд. Острогожск, 1898. 268 с.
118. Савелов Л. М. Статьи по генеалогии и истории дворянства. СПБ., 1898.
119. Севастьянова А. А. Историография русской провинции второй половины 18 века: (К постановлению проблемы) // История СССР. 1991. 3 1. С. 134-12.
120. Севастьянова А. А. Русская провинциальная историография второй половины 18 в.: Учеб. пособие по спецкурсу. Ярославль: ЯрГУ, 1988. 64 с.: ил.
121. Севастьянова А. А. . Русская провинциальная историография второй половины 18 в. М., 1998.
122. Семенова Л. Н. Очерки истории быта и культурной жизни России: Первая половина 18 в. / Под ред. Н. А. Казаковой. Л.: Наука, Ленингр. Отд-ние. 1982. 279 с.
123. Семья Бакуниных в общественной и литературной жизни России 19 в.: Путеводитель по выставке. Калинин, 1988. 16 с.: ил.
124. Слепинин К. Азы православия. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: «Сатись» , 1997. 88 с.
125. Снытко Н. В. Две тени Остафьевского парка // Всвтречи с прошлым: Сб. матер. Цен-трального государственного архива литературы и искусства СССР / Глав. архив. упр. При Совете Министров СССР; Ред. кол.: Н. В. Волкова (отв. ред). и др. М.: Сов. Россия, 1990. Вып. 7 . С. 19-31.
126. Снытко Н. В. Остафьево // Наше наследие. 1988. № 6. С. 137-146.
127. Соборы наших душ: Альбом / Сост. С. Глушков. Тверь: Альба, 1995. 128 с.: ил. (Ар-хитектурные памятники Тверской области).
128. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1964. Кн. 12; М., 1965. Кн. 13.
129. Старикова Л. М. Театральная жизнь старинной Москвы: Эпоха. Быт. Нравы. М.: Ис-кусстсво, 1988. 334 с.: ил.
130. Стафеев Г. И. Сердце полно вдохновенья: Жизнь и творчество а. К. Толстого. Тула: Приок. Кн. из-во, 1973. 320 с.: 8 л. ил.
131. Тартаковский А. Г. 1812 год и русская мемуаристика: Опыт источниковедческого изучения. М.: Науа, 1980. 312 с.
132. Тартаковский А. Г. Русская мемуаристика и историческое сознание 19 в. М., 1997. 357 с.
133. Троицкий С. М. Россия в 18 веке.: Сб. ст. и публикаций / Отв. ред. А. А. Преображен-ский, А И. Юхт. М.: Наука, 1982. 254 с.
134. Троицкий С. М. Русский абсолютизм и дворянство в 18 веке: Формирование бюро-кратии. М.: Наука, 1974. 395 с.
135. Фадеев А. В. Новые черты в культурном облике русского общества // История с древ-нейших времен и до наших дней : В 2 сериях, в 12 т. М.: Наука, 1967. Серия первая. Т. 4. С. 569-608.
136. Фаизова и. В. Служба дворянства после манифеста 1762 г о вольности дворянской: Автореф. дис. … канд. ист. наук М., 1997. 35 с.
137. Файнштейн М. Ш. Писательницы пушкинской поры: Историко-литературные очерки / Отв . ред. С. А. Фомичев. Л.: Наука, 1989. 175 с., портр. ( Серия «Литературоведение и языковедение».
138. Флоренский П Троице-Сергиева лавра и Россия // Жизнь и житие Сергия Радоежско-го: Сб. / Сост., послесл. и коммент. В. В. Колесова; Подгот. текстов в, В. Колесова и Т. П. Рогожниковой. М.: Сов. Россия, 1991. С. 273-286.
139. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. / Ред. кол.: С. С. Аверинцев ( Гл. ред.) и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1: А- К. 863 с.; Большая Рос-сийская энциклопедия, 1993. Т. 2 : Л- С. 671 с.; Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 3: Т-Я. 783 с.;
140. Цатурова М. К. Русское семейное право 16 –18 вв. М.: Юрид. Лит., 1991. 112 с.
141. Черейский Л. А. Пушкин и Тверской край: Документальные очерки. Калинин: Моск. Рабочий, Калинин. Отд., 1985. 143 с.: ил.
142. Черепнин Н. П. Императорское воспитательное общество благородных девиц. Исто-рический очерк. 1764-1914. Пг., 1914-1915. Т. 1-3.
143. Чернявский М. П. Генеалогия господ дворян, внесенных в родословную книгу Твер-ской губернии с 1787 по 1869 год, с алфавитным указателем и приложениями. Тверь, 1871. 219 с.
144. Чечулин Н. Д. Русское провинциальное общество во второй половине 18 веа: Исто-рический очерк. СПб., 1889. 117 с.
145. Шепелев Л. Е. Придворные чины и звания в дореволюционной России в связи с их значением для исторических исследований // Вспомогательные исторические дисципли-ны. Л.: Наука, Лен. Отд., 1976. Т. 8. С. 150-163.
146. Шмидт С. О. Вступительное слово// Российская провинция 18-20веков: реалии куль-турной жизни: Материалы 3 Всероссийской научной конференции / Отв. ред. С. О. Шмидт. Пенза.: Департамент культуры Пензенской области, 1996. Кн. 1. С. 10-24.
147. Шмидт С. О. «История государства Российского» Н. М. Карамзина в культуре рос-сийской провинции // Российская провинция 18-20веков: реалии культурной жизни: Ма-териалы 3 Всероссийской научной конференции / Отв. ред. С. О. Шмидт. Пенза.: Депар-тамент культуры Пензенской области, 1996. Кн. 1. С. 430-448.
148. Шмидт С. О. Изучение культуры российской провинции (18- начало 20 в.) и задачи краеведения // Шмидт С. О, Путь историка: Избранные труды по источниковедению и ис-ториографии. М.: РГГУ, 1997. С. 319-330.
149. Шмидт С. О. Исторический некрополь в системе культуры России // Шмидт С. О. Археография. Архивоведение. Памятниковедение: Сб. ст. М.: РГГУ, 1997. С. 249-266
150. Шмидт С. О. Усадьбоведение и краеведение // Шмидт С. О. Археография. Архивове-дение. Памятниковедение: Сб. ст. М.: РГГУ, 1997. С. 300-317.
151. Шмидт С. О. Художественная литература и искусство как источник формирования исторических представлений // Шмидт С. О. Путь историка: Избранные труды по источ-никоведению и историографии. М. : РГГУ, 197. С .113-115.
152. Экштут С. А. «Авось» как движущая сила истории: к философии случая // Социум. 1995. № 3 (46). С. 76-84.
153. Экштут С. А. Благородное сословие России // Социум. 1995 № 1 (44) . С. 26-35.
154. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон: Биографии: В 12 т. Репринт. изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 1991-1997. Т. 1-6.
155. Энциклопедический словарь / Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. СПб. 1896. Кн. 35. Т. 18; Спб., 1896. Кн. 36 т. 18а; СПб., 1896. Кн. 37. Т. 19.; СПб., 1904. Кн. 82. XLIa.
156. Яблочков М. Т. История дворянского сословия в России. СПб., 1876. 670 с.
157. Ястребицкая А. Л. Женщина в повседневной жизни позднего средневековья // Куль-тура и общество в средние века в зарубежных исследованиях. М., 1990.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
0
Скачать бесплатно 3189.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.