У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Религиозные мотивы Мастера и Маргарита М. Булгакова и романа Л. Леонова Пирамида
Количество страниц
99
ВУЗ
МГУЭСИ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
3291.doc
Содержание
Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Философско–религиозная модель романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
1.1. Влияние традиционных христианских воззрений на осмысление Булгаковым философско–религиозных проблем……………………………. 12
1.2. Осмысление нетрадиционных (еретических) мотивов в ткани романа…………………………………………………………………………… 24
1.3. Философское осмысление романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»……………………………………………………………………... 39
Глава 2. Философско–религиозная модель романа Л.Леонова «Пирамида»
2.1. Роман Л.Леонова в христианском прочтении (традиционные христианские воззрения)………………………………………………………. 51
2.2. Еретический подтекст романа………………………………………. 67
2.3. Философские поиски Л.Леонова в романе «Пирамида»………….. 78
Глава 3. Сходства и отличия в осмыслении философско–религиозных постулатов романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» и романа Л. Леонова «Пирамида»……………………………………………………………………... 86
Заключение………………………………………………………………... 98
Литература……………………………………………………………….. 103
Введение
К библейским сюжетам, созданию образа Христа, обращались в своем творчестве такие русские художники, как: Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Л.Н. Андреев. Большое место эта тема занимала и в произведениях советских писателей: А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, пытавшихся сопоставить так или иначе идеалы революции с христианской мечтой о пришествии «царствия земного», царства свободы и равенства, где не будет уже ни богатых, ни бедных, ни их мучителей, ни притесненных. Образ Иисуса Христа «в белом венчике из роз», идущего впереди отряда красноармейцев, возникает в «Двенадцати» А.Блока. По-своему интерпретируется евангельское сказание о Христе в произведении и А.Белого «Христос воскрес», где, так же как и у Булгакова, хотя и не столь органично, связуются между собой два стилевых слоя - библейский и современный, А.Платонова «Христос и мы», В.Князева «Красное Евангелие» и других русских художников.
С особенной силой и откровением религиозные мотивы прослеживаются в самых значительных и поистине эпохальных русских романах XX и XXI веков «Мастер и Маргарита» М.Булгакова и «Пирамида» Л. Леонова.
Роман «Мастер и Маргарита» можно одновременно считать и фантастическим, и философским, и любовно-лирическим, и сатирическим. Булгаков дает нам «роман в романе» и оба они объединены одной идеей — поисками нравственной истины и борьбой за нее.
В Новом Завете Библии есть четыре Евангелия, четыре различных варианта осуждения и казни Иисуса Христа. Булгаков создает пятую версию, которая кажется правдоподобной, потому что исторические детали представлены удачно.
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» встретил большой читательский интерес в России и за рубежом. Это одно из лучших произведений русской литературы начала XX века.
В расширении реального контекста булгаковского творчества, соотнесенного с опытом русской литературы его времени, и состоит, пожалуй, главный итог нашей ра¬боты. Он заключается в том, что мы попытались сделать плодотворное и глубокое исследование религиозных мотивов в романе М.Булгакова в сравнении с романом Л.Леонова.
Ведь работа в этом направлении, начатая литературоведами без малого двадцать лет назад, открыла, по справедливым словам Н. А. Грозновой, «еще одну область новых исследований»[14,45]. С тех пор интерес к этой теме, особенно с появлением первых журнальных глав последнего романа Л.Леонова, приобрел всевозрастающий и постоянный характер в самых разнообразных статьях и работах, посвященных исследуемым романам.
Цель настоящей работы - исследование ха¬рактера религиозно-философских концепций, воплощенных в романах «Мастер и Маргарита» М.Булгакова и «Пи¬рамида» Л.Леонова: и рассмотрение религиозных аспектов в данных произведений свете христианского (православного) вероисповедания.
Реализация данной цели вызвала необходимость постановки и решения следующих задач:
- выявление влияния традиционных (христианских) и нетрадиционных (еретических) источников на творчество М.Булгакова и Л.Леонова;
- осмысление философских концепций в контексте романов «Мастер и Маргарита» М.Булгакова и «Пирамида» Л.Леонова;
- проведение сравнительного анализа философско – религиозных проблем в творчестве этих писателей.
Объектом нашей работы являются религиозно- философские мотивы в романах М.Булгакова и Л.Леонова.
Предмет работы – это выявление влияния религиозно – философских идей на творчество М. А.Булгакова и Л.Леонова
Научная база исследования.
Осмыслить философско-религиозные идеи романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и романа Л. Леонова «Пирамида» мы сможем, привлекая к работе не только романы М. Булгакова и Л. Леонова, но и тексты Библии, часто используемые упомянутыми выше авторами. В основу исследования будет положен и теоретический материал. К нему мы относим главу «Истоки и развитие раннехристианской литературы», написанную С. Аверинцевым, которая входит в том «Литература Древнего Мира», открывающий многотомное издание «Истории всемирной литературы». Мы в нашей работе в качестве теоретической основы используем также статьи и мифологических персонажах, вошедшие в исследование «Мифы народов мира».
Раскрыть тему квалификационной работы нам помогает и характеристики ряда философско-религиозных понятий, содержащихся в статьях «Философского энциклопедического словаря». Среди данных статей такие, как: «Власть» Ф. Бурлацкого, «Добро и зло» Т. Кузьминой, «Истина» А. Спиркина и В. Садовского и др.
В качестве философской основы нашего исследования мы используем также книгу выдающегося русского философа Н.А. Бердяева «Творчество и объективация», в которой автор поднимает один из важнейших философских вопросов, нашедших свое отражение в последнем романе М.А. Булгакова «Вопрос об истине». Н.А. Бердяев говорит о том, что «истина не есть отражение мира таким, каков он есть и представляется, а есть борьба с тьмой и злом мира» [8, 97].
Будет привлекаться нами и работа известного русского философа И.А. Ильина «Историческая судьба и будущее России», в которой мыслитель характеризует степень духовности русского народа.
Большое значение для нашего исследования имеет и книга известного богослова и философа С.Н. Булгакова «Свет Невечерний, Созерцания и умозрения», в предисловии к которой он призывает «осознать себя со своей исторической плотью в Православии и через Православие» [2, 67].
Привлечены к исследованию и материалы о творчестве М.А. Булгакова и Л.М. Леонова, обращающихся в своих произведениях к философско-религиозной проблематике. Среди материалов, посвященных творчеству М.А. Булгакова, назовем следующие работы: Г. Лесскиса «Последний роман Булгакова», О. Никоненко «Настоящее и будущее в антиутопиях М. Булгакова», Н. Звезданова «Книга жизни», А. Зеркалова «Евангелия Михаила Булгакова», И. Галинской «Ключи даны! Шифры Михаила Булгакова» и др.
Изучены работы Г. Лесскиса «Последний роман Булгакова», Н.Галинской., О.Николенко. «Настоящее и будущее в антиутопиях М.Булгакова», Н.Звезданова «Книга жизни», А.Зеркалова. «Евангелие Михаила Булгакова» и др.
Работы эти интересные и полезные. Так в работе А.Зеркалова «Евангелие Михаила Булгакова» сообщается нам о книге Э.Ренана “Жизнь Иисуса” как об одном из основных исторических источников булгаковского романа и, автор подчеркивает, что взгляд на Иисуса в творчестве М.А.Булгакова совершенно противоположен православию, так же как и в книге самого Э.Ренана.
Г.Лесскис в своей статье « Последний роман Булгакова» пишет, что Булгаков создает Евангелие от Мастера, гениальную творческую догадку земного человека об Иисусе Христе как о личности и делает это в полном соответствии с шестым доказательством Канта. В этом портрете богочеловека и эпохи много точно найденных и отобранных исторических деталей. Евангелие перерастает в роман, но не уходит из него. Добрый Бог помогает слабому человеку установить необходимую гармонию между высшей нравственностью и личным счастьем и вносит в беспорядочную и бренную земную жизнь понятие нравственного закона и возмездия. Он отрицает архаичные законы, формальную обрядность, унижающее людей фарисейство служителей Храма, которых даже язычник Пилат в одной из редакций романа назвал «темными изуверами».
Булгаков делает своего Иешуа очень человечным («злых людей нет на свете»), совсем не похожим на могучего, жестокого и яростного Христа-Люцифера с сикстинской фрески Микеланджело «Страшный суд». Ведь даже помилованного убийцу Варравана Иешуа ласково называет «добрым бандитом»[5,90].
На протяжении всего творчества Булгаков писал одну книгу, считает Н.Звезданов. В работе «Книга жизни» Н.Звезданов утверждает, что творчество М.А. Булгакова вобрало огромную часть культурно-исторической, мифологической и философской памяти человечества. Христианское повествование разворачивается на фоне драматической современности, а фольклорно-демонологическая традиция подкрепляется древней масонской легендой о Великом Мастере.
У М.Чудаковой в «Жизнеописании Михаила Булгакова» писатель лишается того розового флера, которым по ряду причин окутано сегодня имя писателя. Перед нами трезвая, жесткая, скурпулезнейшая работа реставратора, стремящегося к одной цели: вернуть Булгакову его собственную биографию, не подменяя чьей-то, увидеть его во все возможном многообразии реальных качеств и поступков.
Каждый исследователь предлагает, вольно или невольно, свой образ М.Булгакова.
В монографии Л.Яновской «Творческий путь Михаила Булгакова» воскресает старинное представление о «вдохновенно творящем» гении, защищенном от возможных ошибок, ложных шагов.
В статье «Настоящее и будущее в антиутопиях М.Булгакова» О.Николенко называет писателя явлением чрезвычайным в мировой литературе, явлением пророческим, поскольку Булгаков сумел предсказать развитие общества на много лет вперед, основываясь на «Откровении святого Ионна Богослова»[8,94].
В статьях И.Бэлзы, например, в «Генеологии Мастера и Маргариты, перед нами предстает «книжник» - схоласт, не столько сочиняющий, сколько «шифрующий», комбинирующий много различные знания, почерпнутые из ученых книг.
Произведения Булгакова с момента их опубликования всегда представляли некую загадку, тайну, вокруг которой велись и ведутся бесконечные споры. И мы попробуем приоткрыть тайну творчества М..Булгакова и сравнить с романом «Пирамида» Л.Леонова, так как последнее время роману «Пирамида» тоже уделяется немало работ, исследований. На наш взгляд, эти два романа имеют много общего и были написаны они в переломные моменты для нашей страны.
В статье В. Воронина «Сис¬тема неопределенностей в романе «Пирамида» отмечалось, что система неопределенностей в произведении формируется вокруг размышле¬ний автора о сроках человеческого существова¬ния на планете Земля. Леонов в предисловии к роману дает самый короткий срок человечест¬ву — не более двухсот лет, да и то с помощью чуда, и самый долгий, сопоставляя старение че¬ловечества и звезд. Но звезды стареют очень медленно. В. С. Воронин обратил внимание на один из леоновских парадоксов: пессимисти¬ческие количественные оценки срока пребыва¬ния разумных людей на Земле в самом начале романа сменяются вполне оптимистическими, а с качественными оценками человечества про¬исходит обратный процесс: спуск от звезд до крыс. По мнению автора, рождение «сти¬ля неопределенностей» у Леонова относится к роману «Вор», вышедшему в свет в 1927 году. Именно в этом году немецкий физик В. Гейзенберг формулирует знаменитый принцип неоп¬ределенности, согласно которому нельзя однов¬ременно определить скорость и положение мик¬рочастицы. Люди-волны в «Пирамиде» — это и резидент адских сил Шатаницкий, и ангелоид Дымков, и милейший Никанор Шамин — все они обнаруживают себя во всех трех ипостасях времени: в прошлом, настоящем и будущем. Шатаницкий, к примеру, присутст¬вует при сотворении человека, возглавляет го¬сударственный атеизм в 1930-е годы, а на свида¬нии с о. Матвеем он говорит о термоядерном купалище, которое является лучшим очищением людей. Он настолько сосредоточен на борьбе с Богом, что утрачивает контроль за временем. Его торжество должно заключаться в том, что он докажет ложность такой неопределенности, как человек, на рубеже второго и третьего тыся¬челетия. Поэтому отрица¬ние неопределенности у Леонова снова неопре¬деленность. Простейшая трехзначная логиче¬ская система Я. Лукасевича, где кроме истины и лжи может быть и неопределенность, делает возможным в таком случае намек на истинность бесконечного цикла чередований упадка и воз¬рождения.
В работе А. Филатовой «Ангел Дымков» анализировался один из самых загадочных персонажей «Пирамиды». По мнению автора, Леонов, разрабатывая «ангельскую» тему, использовал традиции романтиков (Ламартин, А. де Виньи, Т. Мур) и ангельские сюжеты XX века («Огненный ангел» В. Брюсова, «Восстание ангелов» А. Франса) с противоположным знаком. Образ ангела Дымкова является в романе сюжетообразующим: действие начинает активно разви¬ваться с момента появления Дымкова в Старо-Федосееве, а заканчивается лирической сценой прощания Дуни с ангелом перед его возвраще¬нием в родную небесную стихию. Ангел Дым¬ков играет значительную роль во многих сю-жетных линиях произведения. Линия Дым¬ков— Юлия — Сорокин на первый взгляд представляет классический любовный тре¬угольник, где ангелу отводится роль исполните¬ля фантастических прихотей амбициозной кра¬савицы. Однако Дымков нарушает правила по¬ведения и лишает свою приятельницу пода¬ренной усадьбы со всей ее сказочной начинкой, выкинув любовников в необжитое пространст¬во. За этим эпизодом угадывается современная параллель библейской истории об изгнании Адама и Евы из рая. Сюжетная линия Дым¬ков—Сталин выполняет в «Пирамиде» двоя¬кую функцию. С одной стороны, она позволяет ввести в повествование образ Сталина. Дым¬ков — единственный слушатель его монолога. С другой — ангел начинает испытывать чувство страха и говорит Дуне, что ему пора возвра¬щаться. Он не приходит на вторую встречу в Кремль.
Линия Дымков—Шатаницкий — главная линия противостояния, разрешается победой Дымкова, который, несмотря на усилия инфер-нального резидента, «невозвращенцем» не стал. Оценивает результаты пребывания ангела Дымкова на земле Никанор Шамин, который называет командировку Дымкова «своеобраз¬ным зондированием». Он подчеркивает, что «Дымков пресыщен не только духовными, но и сорными впечатлениями бытия, это ценнейший документ после расшифровки».
Монография О. Станкевича «Мо¬тив чуда в романе «Пирамида» была посвящена анализу одного из главных мотивов леоновского романа. Исследуя сложные, противоречивые авторские суждения о чуде, автор утверждает, что в «Пирамиде» Бог-творец лишен возможности вносить кор¬рективы в свое собственное творение, так как любое его вмешательство чревато глобальными разрушениями, вплоть «до самоубийства Бога через отмену самого себя». В результате чудо становится средством дать людям надежду, ко¬торая им необходима. Давая людям посредст¬вом чуда сверхнадежду, Бог изначально отдает себе отчет в ее безосновательности. Таким обра¬зом, чудо для него — это своеобразная маска всемогущества и всеведения, за которой Творец прячет свою подчиненность законам мирозда¬ния. Человек, будучи зеркальным отражени¬ем абсолюта, сам творит чудеса в бытовой сфере. Однако человечество в своем чудотворении еще более лживо, ибо под маской чуда скрывает на¬учные обоснования созданных им предметов. Помимо бытовой сферы чудо в земной жизни может найти применение только в церкви и цирке. Система взаимоотношений этих двух об¬щественных институтов в романе оказывается очень сложной. С одной стороны, цирк и цер¬ковь противостоят друг другу (в первом — рабо¬та тела, плоти, вторая — торжество духа), с дру¬гой — образуют пару, объединяемую единой сутью. Параллельно выведенные в «Пирамиде» династия Бамбалски (цирк) и семья Лоскутовых (церковь) имеют общую черту: наличие безумного предка. Однако способность творить чудо к Бамбалски приходит только после смер¬ти (эпизод с похоронами), тогда как Дуня Лоскутова получает такой дар уже при жизни. Чудо в «Пирамиде» небесплатно и небезвред¬но как для абсолюта, так и для человека, пос-кольку существует благодаря подпитке матери¬ального мира (чудо выкачивает силы из Юлии), отравляет человечество. И даже безобидные на вид чудеса Дымкова вносят в «отлаженную ма¬шину мироздания» нарушения, и чудо не толь¬ко не способно отсрочить гибель человечества, но, напротив, может лишь ее приблизить.
В работе Н. . Сорокиной «Мо¬тивы апокрифической «Книги Еноха» в «Пира¬миде» были представлены результаты тексто¬логического анализа, полученные при сопос¬тавлении апокрифа и романа Леонова. По мнению автора, выражение из авторского предисловия к роману «наконец-то прочитан¬ный апокриф Еноха» следует понимать как на¬конец-то понятый и расшифрованный апок¬риф. Имя Еноха и мотив создания человека из огня и глины впервые появляются у Леонова в романе «Дорога на Океан». Из известных трех вариантов апокрифа Еноха Леонов чаще всего опирался на эфиопский вариант, известный ему, как свидетельствует О. Овчаренко, по изданию И. Порфирьева («Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событи¬ях».Казань, 1872). Основной сюжет о ходатай¬стве Еноха за судьбу падших ангелов и сама ис¬тория падения ангелов оживают на страницах «Пирамиды» в изложении Шатаницкого и Со¬рокина, которых, как и Юлию Бамбалски, ин¬тересует именно эта, внешняя сторона сюжета. Как и в апокрифе Еноха, в романе Леонов пока¬зывает прибытие на Землю праведного, не пад¬шего ангела для охраны праведников. Вторич¬ного развращения ангела не происходит. В этом заметна некая доля авторского оптимизма. Не¬сколько раз повторяющийся в романе вопрос ангела Сатанаила Богу: «Как мог Ты созданных из огня подчинить созданиям из глины? » — вос¬ходит не столько к «Книге Еноха», сколько к Корану. Используя идею о несовместимости в человеческой природе двух противоположных начал, Леонов стремился отыскать первопричи¬ну трагедии человечества на его «пути к звез¬дам», найти «ген вещий».
Научная новизна работы заключается в том, что нами впервые предпринимается попытка создания цельного и последовательного исследования на тему:«Философско – религиозные идеи романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» и романа Л.Леонова «Пирамида»».
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что данный материал может использоваться при изучении истории русской литературы XX века.
Данная работа поможет вспомнить пробел в изучении взаимосвязей литературы, философии, религии и выявить общие тенденции, прослеживающиеся в творчестве русских писателей XX века.
Структура работы определяется целью и поставленными задачами. Наша работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Список литературы
Заключение
Так при достижении поставленной цели в нашей работе: исследование характера религиозно – философских концепций, воплощенных в романах «Мастер и Маргарита» М.Булгакова и «Пирамида» Л.Леонова, мы выявили влияние традиционных(христианских) и нетрадиционных (еретических) источников на творчество М.Булгакова и Л.Леонова, показали философскоие концепции в контекстах романов «Мастер и Маргарита» М.Булгакова и «Пирамида» Л.Леонова, провели сравнительный анализ философско- религиозных проблем в творчестве этих писателей и мы можем сделать вывод о философско – религиозных идеях романов М.Булгакова и Л. Леонова и апокалипсическом восприятии мира писателями.
На страницах романов обсуждается важные и глубокие религиозно - фило¬софские вопросы - о смысле жизни, об основных ценностях, о человеческой свободе.
Не однажды было отмечено, что эти произведения очень близки и актуальны для современного, понятливого читателя. Проблемы, поднятые в этих произведении не устарели, они актуальны сегодня, они будут актуальны всегда и раскрыты во всем блеске авторского мастерства. Они присутствуют в обрисовке каждого из центральных героев. Это попытка еще раз задуматься над вечными проблемами соот¬ношения в этом мире добра и зла, насилия и милосердия, ненависти и любви, личной свободы и государственной власти.
Здесь мы встречаем глубокую веру в непреложные нрав¬ственные законы.
Чрезвычайно привлекательна идея романа «Мастер и Маргарита» о высшем назначении искусства, призванного утвердить добро и проти-востоять злу. Своими романами авторы утверждает приоритет про¬стых человеческих чувств над любой социальной иерархией. Писатели верят, что только опираясь на живое воплощение этих гуманистичес¬ких понятий человечество может создать действительно справедливое общество.
Так М.Булгаков, вслед за И. Кантом писатель считает, что нравственный закон зак¬лючен внутри человека и не должен зависеть от религиозного страха перед грядущим возмездием. И. Кант рассматривает добро как свой¬ство, изначально присущее человеческой природе, как впрочем, и зло. Для того, чтобы человек состоялся как личность, то есть существо спо-собное воспринимать уважение к моральному закону, он должен раз¬вить в себе доброе начало и подавить злое. И все здесь зависит от са¬мого человека. Добро и зло у М. Булгакова творятся человеческими руками, а не богом или дьяволом.
«Открытость и замкнутость»- вот по М. Булгакову полосы добра и зла. Движение навстречу - сущность добра. Уход в себя, замкнутость - вот, что открывает дорогу злу. Уходя в себя, человек так или иначе вступает в контакт с дьяволом.
Борьба добра и зла в душе человека и в человеческой истории не так уж сама по себе удивительна и нова: от заповедей Моисея до на¬ших дней эта проблема была и осталась главной на всех исторических путях и во всех человеческих судьбах.
Много лет прошло, а человечество все еще бьется над вечной про¬блемой добра и зла. По-своему оно распутывает узлы, в которые на¬крепко связаны эти ипостаси человеческой натуры. Его влекут к себе роковые связи добра и зла, их нерасторжимость и взаимозависимость. Вклад М. Булгакова в эту тему прослеживается буквально на каждой странице романа «Мастер и Маргарита».
Автор «Пирамиды» полагает, что паритет добра и зла, созданный Творцом, нарушен. Зло вытесняет добро и готово торжествовать свою победу. Человечество вместо нравственного совершенствования погружается в бездуховность и распущенность. Люди оказываются нестойкими к соблазнам, проявляют непомерные амбиции и потребности. Более того, Святая Русь, проходящая через страдания, очищение и возмездие за неисполненные надежды, может стать зеркалом процесса самоуничтожения цивилизации. Протяженность его может включать несколько столетий, но важно то, что он уже совершается на наших глазах.
Л. Леонову как художнику и мыслителю всегда были близки библейские тексты, не только канонические, но и апокрифические, — у него немало реминисценций из Ветхого и Нового Заветов, скрытых цитат, аллюзий, неожиданных отсылок, наме¬ков, «ловушек» и т. п. К апокрифам же он относился с повышенным вниманием и огромным уважением: ведь они нередко дают в руки скрытые, утерянные, забытые, занесенные песком времени или искаженные недоброжелательством подробности, какие бесконечно важны и настолько драгоценны, что пренебрегать ими, по мнению писателя, никак нельзя. Если под этим углом перечитать леоновские произведения, начиная с ранних, а наше время подталкивает к такому перепрочтению, то можно увидеть, что экзистенциальные, эсхатологические и сугубо теологические проблемы, темы и мотивы были свойственны ему на протяжении всего творчества.
Л. Леонов писал роман-предуп¬реждение, будучи уверенным, что еще более страшная, чем, может быть, окончательная Катастрофа уже вплотную придвинулась к человечеству. Он писал «Пирамиду», и его тревогу воспринимал как личное откровение, переданное ему через цепочку поколений.
И, наконец, что, может быть, самое главное, и у Булгакова, и у Л. Леонова весь видимый подразумеваемый мир опасно накренен в сторону всеобщей приближаю¬щейся беды.
Роман Л. Леонова и М Булгакова мы можем воспринять как заклятье от беды, но Л. Леонов уже не питает никаких иллюзий относительно будущего. Все дело в том, что человечество давным-давно, а в наше время окончательно «преступило меру». Такое впечатление, что уже подъяты трубы Страшного Суда. По Л. Леонову, следующему за Енохом, отзвуки «мятежа» докатываются и до нашего времени — грозно, апокалипсически оживают в наши дни. Как бы ни относиться к этому сюжету», он живет в романе и предвещает вплотную приблизившиеся «сроки».
Во времена Еноха все же были еще «сроки» — и земные, и небесные.
Во времена «Пирамиды» Ангел уже отлетел от Земли. Сроки кончились. На часах Человечества — половина девятого вечера.
Противостояние добра и зла всегда вызывало интерес у людей. Эту проблему пытались осмыслить многие философы, деятели церкви, поэты и прозаики. Особый интерес данная проблема вызывала у человечества в переломные эпохи, когда происходила ломка старых устоев, законов и порядков, а также в годы кровавых войн, которые часто ассоциировались в сознании людей с картинами армагедона, нарисованными в Откровении святого Иоанна Богослова. Не стал исключением и ХХ век, породивший немало сложных и драматических явлений в духовных исканиях общества.
Источники
1.Библия – Международное Библейское общество, 1990.
2.История всемирной литературы. В 9-ти т.,Т.1 / Под ред. И.С.Брагинского, Н.И. Балашова, П.А.Гринцер.- М.: Наука,1983.- 583с.
3.Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2 т.– М.- Просвещение, 1987. -593с.
4.Философский энциклопедический словарь/Под ред. И. С. Аверинцева, Э.А.Араб – Оглы, Л.Ф.Ильичева и др..- 2-е изд.- М.:Сов.энциклопедия, 1989.- 815с.
5.Энциклопедия философской науки .В 3 т., М.: Просвещение,1999.
6.Булгаков М. Адам и Ева./ М.Булгаков Кабала святош. Роман, пьесы, либретто. – М.- Просвещение , 1991. –161с
7.Булгаков М.А. Избранная проза./ М.Булгаков – Фрунзе, 1988. – 763с.
8.Булгаков М. Мастер и Маргарита. // Булгаков М. Избранная проза. – Фрунзе, 1988. – 359с.
9. Леонов Л.М.Пирамида: Роман в 2 томах/ Л.И.Леонов - М.: Голос, 1994.
10.Бердяев Н.А. Творчество и объективация./ Н.А.Бердяев - Минск, 2000.-283с.
11.Бунин Н.А.. Великий дурман/ Н.А.Бунин - . М., 1997.- 113.с
12.Ильин И.А. Историческая судьба и будущее России. Т. 1./ И.А.Ильин - М., 1992.-246с.
13.Воронина В.С. Система неопределенностей в романе «Пирамида»/ В.С.Воронина -М.,1998 - 132с.
14.Грознова Н.А. Творчество Леонида Леонова и традиции русской классической литературы/Н.А.Грознова - Л.,1980 - 152с
15Лесскис Г. Последний роман Булгакова // Булгаков М. А. Собр. Соч. в 5-и т. Т. 5. Мастер и Маргарита; Письма. – М., 1990 –616с.
16.Книга для чтения по истории философии. В2 т. Т.1 -М.:Просвещение,1992.
17.Ковалев В.А.В ответе за будущее: Леонид Леонов. Исследования и материалы./ В.А.Ковалев - М.,1989.- 152с.
18.Ренан Э.Жизнь Иисуса /Э..Ренан - М.,1990- 261с.
19.Русская литература XX века: Очерки. Портреты. Эссе. В 2-х ч.- Ч.1/ Под ред. Ф.Ф. Кузнецова.: М.- Просвещение, 1991.- 351с.
20.Франк С.М. Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной
философии./ C.М.Франк - Париж, 1949. – 125с.
21.Булгакова, Е.С. Михаил Булгаков. Переписка по поводу пьесы Последние дни. //Вопросы литературы, - 1965-№3-С.51.
22.Галинская И. Ключи Даны! Шифры Михаила Булгакова // Булгаков М. Мастер и Маргарита. – М., 1989 – С. 287
23.Овчаренко О.Роман Леонида Леонова «Пирамида» и мировая литература /О.Овчаренко – М.:Бином-195с.
24.Паустовский К. Наедине с осенью./ К.Паустовский – М.: Просвещение, 1967. – 150с.
25.Вахитова Т.М.Поэтика Л.Леонова и художественная картина мира ХХ века / Русская литература - 2001-№4 – С.236
26.Бэлза И.Ф. Партитуры Михаила Булгакова // Вопросы литературы. – 1991. –№8- С.5
27.Зеркалов А. Лежащий во зле мир// Знание – сила – 1991- №5 – С.34- 40
28.Лакшин В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Новый мир. – 1968. - № 6. С. 299.
29.Лобанов М. Бремя «Пирамиды»/ Молодая гвардия 1994- № 9- С.248
30.Любомудров А.М. Суд над творцом: «Пирамида» Л.Леонова в свете христианства /Русская литература- 1999-№4- С.68
31.Макарова Г. Откуда взялась банда Воланда // Молодая гвардия – 1995 -№7 – С.225
32.Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия./Б.В.Соколов – М.:Просвещение, 1997. – 393с.
33.Станкевича О.В.Мотив чуда в романе «Пирамида»/ О.В.Станкевич- М,2002- 151с.
34.Федоров В.С. По мудрым заветам предков: религиозно – философский феномен романа Л.Леонова «Пирамида»-//Русская литература – 2004 - №4 - С.46
35.Филатова А.И. «Ангел Дымков» / Русская литература -2000-№4-С34
36.Чеботарева 1974: Чеботарева, В. Л. К истории создания Белой гвардии//. Русская литература- 1974- № 4 – С.148-152.
37.Чудакова, М. К творческой биографии М. Булгакова 1916-1923 (по материалам архива писателя)//. Вопросы литературы - 1973-№7- 226с.
38.Шошин В.А. Михаил Булгаков в контексте XX в./ Русская литература 2001- №4- С.288
39.Куликова О.В. Особенности художественного осмысления философско – религиозной проблематики в современной прозе ( на материале русской и адыгских литератур).Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Майкоп, 1997.- 154с.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
0
Скачать бесплатно
3291.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.