У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Внешнеэкономические отношения Казахстана с ЕЭС
Количество страниц 132
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Содержание Введение 3
Глава I. Европейский Союз – как идея европейской интеграции 10
1.1. Краткая история создания Европейского Союза 10
1.2. Европейский Союз в меняющемся мире 18
1.3. ЕВРО как инструмент европейской интеграции. 22
Глава II. Сотрудничество между Республикой Казахстан и Европейским Союзом. 27
2.1. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европейским Союзом (СПС) 27
2.1.1. Временный договор по торговле и связанным с ней вопросам 33
2.1.2. Торговые связи РК с ЕС 36
2.2. Экономическое сотрудничество РК с ЕС 49
2.2.1. Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций 62
2.2.2. Программа ТАСИС в Казахстане 68
Заключение 78
Список использованной литературы 83


Введение

Республика Казахстан отметила десятую годовщину про¬возглашения своего государственного суверенитета. Извест¬но, что одним из важнейших элементов государственного су¬веренитета является внешняя политика государства. Внешняя политика - это лицо государства. Внешняя политика государ¬ства должна быть независимой и делаться в столице этого го-сударства. Внешнеполитическая доктрина и внешнеполити¬ческий курс страны определяются главою государства. "Внешняя политика - это политика Президента", - говорит Н.А.Назарбаев .
Глава государства, Президент Республики определяет векторы внешней политики, исходя из ее национальных инте¬ресов. Внешняя политика обслуживает интересы внутренней политики государства, иными словами, внешняя политика - это концентрированное выражение внутренней политики.
Сказанное в полной мере относится и к Республике Ка¬захстан, к ее внешней политике. Президент Республики Ка¬захстан определяет векторы и приоритеты внешней политики страны. И одним из таких векторов внешней политики Рес¬публики Казахстан является европейское направление.
Когда речь идет о европейском направлении внешней по¬литики Казахстана, то имеется в ввиду ее политика на двух уровнях, а именно: на уровне отношений Республики Казах¬стан с Европейским Союзом (ЕС) и на уровне ее отношений с европейскими государствами на двухсторонней основе.
А в Европе между тем за последние пятьдесят лет происхо¬дит процесс европейской интеграции. И в этот процесс включа¬ется все большее число европейских государств. Речь идет о создании со временем в полном объеме объединенной Европы, которая примет определенную политическую окраску.
Европа объединяется, и страны других регионов земного шара начинают определять свою позицию к объединенной Европе. В данное время объединенная Европа представлена Европейским Союзом, включающим в себя пятнадцать госу¬дарств. В 2003-2005 гг. еще двенадцать европейских стран могут быть приняты в Европейский Союз. Со временем объе¬диненная Европа может состоять из тридцати пяти стран, и на этом процесс европейской интеграции будет завершен. Почему Европа привлекает внимание многих-стран мира, в том числе Республику Казахстан? Да потому, что Европа - это, прежде всего, емкий рынок, рынок потребления, главным образом, энергетического сырья; Европа - исключительно вы¬сокий уровень техники и технологии; Европа - это и экспорт капитала и инвестиций в экономику многих стран; Европа -это высокий уровень жизни, образования и здравоохранения.
Республика Казахстан привлекательна для Европы и Ев¬ропейского Союза своим геополитическим положением как транспортный коридор, соединяющий Европу с Азией, свои¬ми природными богатствами, особенно углеводородным сырьем, а в последнее время и горнодобывающей отраслью. И вообще, Центральная Азия, в том числе Казахстан, являются районами, которые мало известны миру и, прежде всего, Ев¬ропе и Европейскому Союзу.
Все это свидетельствует о том, что Республика Казахстан заинтересована иметь широкие и плодотворные связи с Евро¬пой, в частности, с Европейским Союзом.Сотрудничеству с Европейским союзом, занимающим лидирующие позиции в мировой политике и экономике, во внешней политике Казахстана отводится особое место. Поддержание отношений нашей республики с ЕС на высоком уровне является приоритетным направлением .
Важным итогом двусторонних усилий стало подписание 25 января 1995 года в Брюсселе Президентом Н. Назарбаевым и председателем Совета ЕС Л. Жюппе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан, с одной стороны, и европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (СПС), вступившего в силу 1 июля 1999 года. Этот важнейший документ закрепляет правовые основы многостороннего политического, экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества с крупнейшим в мире экономическим интеграционным объединением. Для Казахстана его подписание явилось одним из крупных достижений проводимой на том историческом этапе политики поиска новых надежных экономических партнеров. По мнению руководства институтов ЕС, Соглашение о партнерстве является важным инструментом для будущего экономического и социального прогресса в Казахстане.
Таким образом, была заложена основа нашим отношениям, которые в настоящий момент приобретают все более динамичный характер. Кроме того, продолжается работа над формированием соответствующей договорно-правовой базы двусторонних отношений, включая торговлю сталью, текстильной продукцией, материалами и сельскохозяйственной продукцией.
В 1997 году вступил в силу подписанный тремя годами раньше базисный договор по Европейской энергетической хартии. Этот документ имеет для Казахстана принципиальное значение прежде всего потому, что гарантирует недопущение дискриминации на рынке энергоносителей и способствует интеграции в мировое экономическое сообщество с соблюдением национальных торгово-экономических интересов.
Учитывая, что Европейский союз - единение равноправных и независимых государств, Казахстан строит двухуровневую систему отношений: с союзом в целом и с каждым государством в отдельности. При этом оба уровня взаимодополняют друг друга, что находит отражение в различных подписанных соглашениях и реализованных проектах.
Важно отметить, что на данный момент Европейский союз проводит политику углубления интеграции, которая вступила в новую стадию с образованием Экономического и Валютного союза. На наших глазах повышаются политический вес и роль Европейского союза. Он решительно и последовательно реализует стратегию расширения на Восток. Естествен вопрос: как воспринимать такой ход событий? Для Казахстана приближение Европейского союза к границам стран СНГ - явление весьма позитивное и отвечает прагматическим интересам республики. Можно предположить, что расширение ЕС послужит дополнительным фактором сохранения стабильности в регионе и на Евразийском континенте в целом. Наши отношения приобретают стабильный и долгосрочный характер: Казахстан нашел поддержку со стороны ЕС по таким вопросам, как здравоохранение, социальная сфера, научные исследования, проведение в республике реформ, становление рыночных структур и либерализация экономики.
Оказание технической помощи - одно из важных направлений экономического сотрудничества с ЕС. Предоставляемая в рамках ТАСИС, она охватывает все основные секторы экономики и социальные сферы республики и открывает Казахстану доступ к накопленному европейскими странами опыту и знаниям. Ключевыми областями реализации проектов, финансируемых в рамках программы, являются выполнение положений СПС, налогообложение, экология, сельское хозяйство, энергетика, государственное управление и образование. Начиная с 1991 года в рамках программы ТАСИС Казахстан получил около 90 млн. экю, что составляет более половины всей предоставляемой Западом технической помощи.
Особую важность для нас имеет ориентированность новых правил программы ТАСИС на период с 2000-го по 2006 год на экологические аспекты. В частности, появляется возможность выделения финансовой и технической помощи Казахстану на решение проблем бассейна Аральского моря, ликвидацию последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Наряду с этим в Казахстане работает программа межгосударственного регулирования газо- и нефтепроводами ИНОГЕЙТ, ориентированная на разработку крупномасштабных, финансово обоснованных инвестиционных проектов по диверсификации существующей системы транспортировки углеводородного сырья из региона Центральной Азии в Европу.
Проект ТРАСЕКА имеет целью содействовать открытию транспортного коридора Центральная Азия - Кавказ - Европа и предполагает создание системы беспрепятственного прохождения грузов и доступа на европейский рынок. При участии Казахстана как важного звена транзита восстанавливается значение Великого шелкового пути.
Сегодня можно сказать, что имеются все предпосылки для налаживания конструктивного диалога и практической реализации заключенных между РК и ЕС соглашений. В этой связи созданы такие совместные институциональные органы на высоком уровне, как Совет сотрудничества, Комитет сотрудничества и Комитет парламентского сотрудничества.
В июле прошлого года в Брюсселе состоялось первое заседание Совета сотрудничества "Республика Казахстан - Европейский союз" . Важным итогом заседания явились подписание Соглашения о сотрудничестве между РК и Европейским сообществом по атомной энергии в области ядерной безопасности и парафирование Соглашения между Правительством РК и Европейским объединением угля и стали по торговле определенными изделиями из стали. Казахстанская сторона активно готовится ко второму заседанию совета, намеченному на июль этого года в Брюсселе.
В ноябре 1999 года, на первом заседании Комитета сотрудничества, достигнуты договоренности, в частности, о создании казахстанско-европейского юридическо-консультативного центра, информационного бюро программы ТЕМПУС при Министерстве образования и науки РК, об открытии регионального экологического центра в Алматы.
По итогам первых заседаний Совета и Комитета сотрудничества уже имеются практические результаты. Так, в марте нынешнего года прекращено антидемпинговое расследование на импорт феррохрома из Казахстана.
Успешно развивается межпарламентский диалог с участием депутатов Парламента РК и Европейского парламента. Для нас ценно мнение главы европейской делегации И. Кукиадиса, прозвучавшее по итогам проведения в конце мая в Астане первого заседания Комитета парламентского сотрудничества, о том, что Казахстан является лидером в регионе Центральной Азии по темпам проведения демократических процессов и экономических реформ. 16 мая этого года в Астане состоялось первое заседание подкомитета по торговле и инвестициям Комитета сотрудничества, в ходе которого рассмотрены такие вопросы, как макроэкономическое развитие Казахстана и прогресс в сотрудничестве с МФИ, сотрудничество в области торговли и инвестиций РК - ЕС, двусторонняя договорно-правовая база, защита интеллектуальной собственности, доступ на товарные рынки и др.
Европейской стороной предложено в целях оказания технической помощи ЕК в сфере сближения, модификации и гармонизации законодательства ЕС и Казахстана создать в республике консультативный центр по стратегическим и юридическим вопросам. Принимая во внимание международный характер проблемы с незаконным оборотом наркотиков, достигнута договоренность о создании в будущем подкомитета по контролю над наркотиками при Комитете сотрудничества.
Новым направлением взаимовыгодного сотрудничества с Евросоюзом может стать развитие партнерских связей с предприятиями Европейского космического агентства по созданию и запуску совместного спутника, обеспечению запусков с космодрома Байконур других спутников. Первым шагом в этом отношении стал успешный запуск в марте этого года макета КА "Кластер-2" с помощью российской ракеты-носителя с космодрома Байконур.
Во взаимоотношениях Казахстана и Европейского союза важное значение имеет развитие и укрепление двусторонней торговли. Европейский союз является наиболее крупным партнером Казахстана и стран СНГ. Так, по итогам 1999 года на страны ЕС приходится 24% товарооборота республики, в том числе 23% экспорта и 25% импорта. А это 2,2 млрд. долларов США, в том числе экспорт - 1,3 млрд., импорт - 0,9 млрд . При этом ежегодно отмечается положительное для Казахстана сальдо. Надо заметить, что в целом структура товарооборота не претерпевает значительных изменений, металлы и минеральные продукты занимают основное место в экспорте казахстанских предприятий. Налицо необходимость диверсификации экспорта страны. В структуре импорта Казахстана преобладают машины и оборудование, электротехническое оборудование и средства наземного, воздушного и водного транспорта, их части и принадлежности.
Объективный процесс введения странами ЕС евро означает, что на глобальных финансовых рынках появляется новая мировая валюта. Это кардинально меняет позицию и роль Европейского союза в международной системе. Влияние, оказываемое Еврозоной, будет ощущаться далеко за пределами ЕС. По расчетам специалистов, формирование в ЕС единой валютной зоны открывает новые перспективы и для казахстанской экономики, прежде всего в финансовой сфере.
Исключительно важное место принадлежит ЕС в инвестиционном сотрудничестве. Согласно статистическим данным доля инвестиций стран Европейского союза в проекты на территории Республики Казахстан составляет примерно четверть от общего объема инвестиций в Казахстан. Лидером по инвестициям здесь признана Великобритания (12,6% от общего объема инвестиций), далее идут Нидерланды (2,6%), Германия (2,0%) и Италия (1,7%).
В Казахстане успешно углубляет свою деятельность представительство Европейского банка реконструкции и развития. Как известно, банк специально создан для оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы. Только в прошлом году ЕБРР приступил к финансированию проектов по линии ОАО "Казахтелеком", ОАО "КЕГОК" и РГП "Казахстан Темир Жолы".
У нас работают такие всемирно известные европейские компании, как "Аджип", "Бритиш Газ", "Шелл", "Дойче Банк", "АБН АМРО Банк", и др. По мнению западных экспертов, их присутствие служит индикатором интереса к экономике Казахстана, успешно преодолевшего последствия мирового финансового кризиса. По притоку прямых иностранных инвестиций республика является лидером среди стран СНГ, оставаясь привлекательной страной для размещения капитала и технологий.
Вместе с тем торгово-экономические отношения Казахстана с ЕС порой развиваются темпами, не соответствующими нашим возможностям. Обращает на себя внимание следующая проблема. Казахстан добивается статуса страны с рыночной экономикой. Вместе с тем факт сохранения за страной в торгово-политическом законодательстве ЕС статуса страны с нерыночной экономикой позволяет применять к некоторым товарам особые правила торговой политики, а именно: меры нетарифного регулирования. Так, например, проблемным вопросом в двусторонних отношениях стало исключение в 1998 году Казахстана из списка стран - экспортеров икры и рыбной продукции в страны ЕС. В апреле этого года в Казахстане прошла повторная миссия экспертов Европейской комиссии. Представители ЕС изучили законодательство и проверили компетентные органы и предприятия Республики Казахстан по производству икры и рыбной продукции. Есть надежда, что в скором времени будет принято окончательное решение о включении Казахстана в список стран - экспортеров рыбной продукции в страны ЕС.
Актуальность темы. Переживаемый в настоящее время этап развития мирового хозяйства вновь актуализировал вопрос об экономической интеграции. В последние годы активизировался процесс формирования интеграционных группировок, в том числе и таких, которые включают в себя страны, находящиеся на различных стадиях социально-экономического развития Примеры таких процессов можно наблюдать сейчас в бассейне Тихого океана, Юго-Восточной Азии, Северной Америке и других регионах. Однако наиболее известной организацией, преследующей цели прежде всего экономической интеграции, безусловно, является Европейский Союз (ЕС).
В этой связи особый интерес представляет изучение вопросов интеграционного сближения Казахстана и ЕС, взаимоотношения Республики Казахстан с Евро¬пейским Союзом, или конкретнее, какое место Европейский Союз занимает во внешней политике Республики Казахстан. Почему соответственно Казахстан интересуется событиями, происходящими в Европе? На этот вопрос дал ответ Прези¬дент Н.А.Назарбаев в сентябре 1992 г. во время своего первого визита в Германию и Францию. Отвечая на вопрос одного из журналистов во время пресс-конференции, спросившего его об этом, Президент Н.А.Назарбаев сказал, что некоторая часть территории Казахстана находится в Европе и, следова¬тельно, Казахстану небезразлично то, что происходит в Европе .
Объектом исследования работы является развитие отношений Казахстана с Европейским Союзом, формирование между ними интеграционных взаимосвязей. В работе рассмотрены предпосылки и причины выбора Астаной ориентации на европейскую перспективу в качестве стратегического направления экономического и, в целом, общественного развития Казахстана; этапы развития отношений экономической интеграции ЕС и Казахстана, причины и условия, предопределившие их характер; нынешнее состояние связей и достигнутый уровень интеграции.
Хронологические рамки работы охватывают период с 1991 года по настоящее времени. Периодизация работы связана с основными этапами развития интеграционных связей Казахстана и ЕС.
Целью работы является изучение взаимосвязей и перспектив сотрудничества Казахстана с Европейским Союзом.
Исходя из целей работы, были поставлены следующие задачи :
1) Рассмотреть что из себя представляет Европейский Союз, ис¬тория его создания и деятельности, какое место он занимает в меняющемся мире.
2) Определить, какую работу Европейский Союз проделал в Казахстане с момента подписания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Казахстаном и Европейским Союзом за последние пять-шесть лет.
3) Были ли трудности при установлении отношений между РК и ЕС
4) Гладко ли проходило утверждение Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) в национальных парламентах стран-членов ЕС
5) Каковы результаты политического сотрудничества между РК и ЕС
6) Функционирование ЕВРО.
Научная новизна исследования определяется тем, что, несмотря на наличие ряда публикаций, в отечественной экономической литературе вопрос отношений экономической интеграции Казахстана и ЕС освещен недостаточно. Особенно это касается событий и тенденций, имевших место в последние 3-4 года.
Методологической и теоретической основой при написании данной работы стали работы общетеоретического и экономического характера, коллективные монографии, другие издания.В качестве основных источников статистического и фактического материала, использовались издания международных организаций. Например, в книге Ибрашева Ж., Енсебаева Э. Европейский Союз во внешней политике Казахстана , описывается процесс установления дипломатиче¬ских отношений между Республикой Казахстан и Европей¬ским Союзом, дается анализ Соглашению о партнерстве и со¬трудничестве между этими сторонами и осуществлению по¬ложений этого Соглашения.
Практическая значимость работы. Изучение и понимание ситуации в процессе движения Казахстана к интеграции с Европейским Союзом, являющимся одним из основных факторов, определяющих общественное развитие страны. Исследование уникального опыта интеграционного взаимодействия организации, состоящей в основном из промышленно развитых стран (ЕС), и развивающейся страны Казахстан на пути социально-экономической модернизации, может представлять не только теоретический, но и научно-прикладной интерес, особенно в связи с развертыванием региональных интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Структура работы, состоит из вступления, двух глав, заключения, и списка использованной литературы.
Список литературы Заключение

Какие бы процессы в мире не происходили, Европа была, есть и будет центром мирового развития. Поэтому Республи¬ке Казахстан следует активизировать свои партнерские отно¬шения с Европой, брать все положительное из процесса евро¬пейской интеграции. Это, прежде всего, касается заинтересо¬ванных министерств Республики.
Население Республики Казахстан имеет скудное пред¬ставление о Европейском Союзе, в особенности о процессе европейской интеграции.
Между тем, если руководители центрально-азиатских го¬сударств хотят начать процесс интеграции в этом регионе по примеру Европы, они должны содействовать созданию усло¬вий для того, чтобы народы Центральной Азии более подроб¬но знали, что из себя представляет европейская интеграция. В этих целях речь может идти о создании института Европей¬ского Союза в Центральной Азии, который имел бы научно-исследовательский характер и содействовал бы сближению Центральной Азии и Европы.
После распада СССР Европейский Союз заявил о своей твердой решимости поддерживать связи с Казахстаном и раз¬работал программу по оказанию содействия Казахстану в по¬строении демократического общества и рыночной экономики.
Дипломатические отношения между Республикой Казах¬стан и Европейским Союзом установлены в 1992 г .
В январе 1994 г. Посол РК в Королевстве Бельгия Кырбасов A.M. вручил Председателю Европейского Совета верительные грамоты в качестве Главы Представительства РК при ЕС.
В ноябре 1994 г. в Алматы открыто Представительство Ев¬ропейской Комиссии (ЕК). Первым главой Представительства ЕК в Казахстане стал господин Р.Кремер.
Главной целью установления этих отношений Казахстана с ЕС является развитие политического и экономического со¬трудничества со странами Западной Европы, установление равноправного партнерства с европейским сообществом и ин¬теграция Казахстана в европейское экономическое сообщество.
Кроме того, преследовались следующие цели:
- Расширение торговли со странами ЕС на равной и взаимо¬выгодной основе, предоставление режима наибольшего благо¬приятствования в торговле, доступ к мировому рынку. Следу¬ет отметить, что в последние годы удельный вес ЕС в общем объеме товарооборота Казахстана составил около 27 %.
- Привлечение инвестиций стран ЕС. В настоящее время доля прямых инвестиций стран ЕС составляет примерно 23 % от общего объема инвестиций в казахстанскую экономику. Основными инвесторами среди стран ЕС являются Велико¬британия (12,6%), Нидерланды (2,6%), Германия (2%), Ита¬лия (1,7%).
- Наконец, наличие в Казахстане богатых разведанных и потенциальных запасов углеводородов, а также его стратеги¬ческая роль в регионе определяют всевозрастающую роль Ка¬захстана в качестве поставщика энергетических ресурсов для стран ЕС, что требует создания условий, при которых освое¬ние этих месторождений отвечало бы интересам Казахстана и способствовало развитию других отраслей экономики Рес¬публики. Сотрудничество со странами ЕС также способствует развитию в Республике мощностей по переработке сырья, сельскохозяйственного производства, созданию общих кре¬дитных рынков.
В настоящее время Правительством РК осуществляется ряд инициатив по переводу двусторонних отношений со странами ЕС в плоскость стратегического партнерства с учетом лидер¬ства Казахстана в центрально-азиатском регионе и его места в мировой геополитике и экономике.
Основными целями Европейского Союза при установлении дипломатических отношений с РК являются оказание содейст¬вия в процессе перехода от тоталитарной политической систе¬мы к построению демократического, открытого общества, а также сохранение стабильности в регионе. Также важным яв¬ляется оказание содействия в переходе от командной эконо¬мики, основанной на государственной собственности, к ры¬ночной экономике и оказание помощи в налаживании более тесного сотрудничества со странами Европы в политической, экономической, гражданской, правовой и других сферах.
Большое значение имеет стратегическая роль Казахстана в регионе как поставщика углеводородов на европейский ры¬нок, а также региональный фактор, значение региона и Казах¬стана как обширного рынка для стран-производителей ЕС. Все это создает предпосылки для реализации в Республике различных программ ЕС.
Важным для ЕС является свободный доступ европейского бизнеса, а также товаров и капитала на казахстанский рынок, предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле, обеспечение свободного перемещения капитала, связанного с прямыми инвестициями, репатриация этих инве¬стиций и прибылей.
В настоящее время создана солидная база для сотрудниче¬ства между РК и ЕС, основными из которых являются:
1) Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписан¬ное 23 января 1995 г. и вступившее в силу в 1999 г., является основным инструментом политического и экономического сотрудничества, поддерживает консолидацию демократических институтов в Казахстане и интеграцию в мировое со¬общество. СПС включает Протокол о сотрудничестве и та¬моженных делах, который в будущем послужит основой для подписания Соглашения о свободной торговле. Данное Со-глашение имеет огромное политическое и юридическое зна¬чение для развития экономического сотрудничества и рас¬ширения деятельности европейских компаний в Казахстане;
2) Соглашение между правительством Республики Казах¬стан и Европейским объединением угля и стали (ЕОУС) о торговле определенными изделиями из стали от 15.12.1999 г., которое определяет квоты, установленные Европейской Ко¬миссией в отношении казахстанской стали. По истечении срока действия указанного Соглашения казахстанская сторо¬на планирует поднять вопрос о возможном снятии квот и раз-решении доступа казахстанской продукции на европейский рынок сбыта;
3) Соглашение о торговле текстильными материалами с Ев-ропейским экономическим сообществом (ЕЭС). Соглашение подписано в форме обмена письма между Республикой Ка¬захстан и Европейским сообществом о внесении изменений в Соглашение между Республикой Казахстан и Европейским Экономическим Сообществом по торговле текстильными из¬делиями;
4) Договор о торговле ядерными материалами и по ядер¬ной безопасности с Евроатомом. Соглашение парафировано между правительством Республики Казахстан и Европейским Сообществом по атомной энергии о сотрудничестве в области управляемого ядерного синтеза ;
5) В ходе официального визита Президента РК Н.А.Назар¬баева, в Европейскую Комиссию в Брюссель 27 июня 2000 г. Президент ЕК Р.Проди заявил о необходимости выработки единой доктрины ЕС-РК по развитию центрально-азиатского региона, а также комплексной программы по сотрудничеству РК-ЕС в региональном контексте;
6) Сотрудничество по оказанию технической помощи
В конце 1992 г. в Алматы было открыто Бюро ЕС по оказа¬нию технической помощи Республике Казахстан в рамках программ ЕС: ТАСИС (программа предоставления техниче¬ской помощи странам СНГ, действует с 1991 г.) и ТЕМПУ С (программа предоставления помощи со стороны ЕС в области образования, действует с 1994 г.)
17-18 июля 1998 г. в Астане побывала делегация ЕК с це¬лью обсуждения политических и организационных аспектов реализации Программ ТАСИС в Казахстане.
5-7 ноября 1998 г. Казахстан посетила делегация ЕК во главе с начальником отдела Генерального Директората ЕК по внешним связям К.Виттебродом.
7) Сотрудничество по оказанию технической помощи Казах¬стану осуществляется также и в рамках ряда других про¬грамм: ИНТАС (Международной Ассоциации по поддержке ученых стран СГН), КОПЕРНИКУС, Европартенариат и т.д.
В целом по программе ТАСИС за 1991-1998 гг. на осуществление проектов поддержки развития малого и среднего бизнеса, приватизации и структурной перестройки, инвестиций в люд¬ские ресурсы Казахстаном было получено 130 млн. долл. без¬возмездной помощи (больше половины всей технической по¬мощи РК со стороны Запада). На период 2000-2002 гг. намеча¬ется выделение дополнительно 24 млн. евро.
Сотрудничество в нефтегазовом секторе
Взаимоотношения Европейского Союза с Казахстаном во многом определяются взаимными интересами в нефтегазовом секторе в рамках межгосударственного проекта ЕС ИНОГЕЙТ.
8) Сотрудничество в области транспорта определяются стратегической важностью транспортно-коммуникационных путей в центрально-азиатском регионе, связывающих Европу и Азию (проект ТРАСЕКА).
9) Сотрудничество между парламентом РК и Европейским парламентом.
В марте 1995 г. в Алматы с визитом побывала группа де¬путатов Европарламента во главе с главой делегации Евро-парламента по связям со странами Центральной Азии и Мон¬голией К.Р.Пике.
9-10 октября 1996 г. состоялся визит делегации Сената парламента РК в Брюссель и проведение первой межпарла¬ментской встречи с Европарламентом.
23 мая 2000 г. Казахстан посетила делегация Европейского парламента во главе с Первым заместителем председателя делегации Европейского парламента по связям со странами Центральной Азии и Монголией И.Кукиадисом. Члены деле¬гации приняли участие в работе первого заседания Комитета парламентского сотрудничества "РК-ЕС", встретились с ру¬ководством парламента и правительства РК.
10) Сотрудничество в рамках Совместного комитета "Европейский Союз-Казахстан"
Первое заседание СК проведено в июне 1996 г. в Брюсселе.
В апреле, августе 1996 г. Казахстан посетил Комиссар Ев¬ропейской комиссии Х.Ван ден Брук. Достигнута договорен¬ность образовать рабочую группу для решения торговых и инвестиционных вопросов и оказания финансовых и консал¬тинговых услуг в сфере транспортировки нефти и газа в стра¬ны Евросоюза.
20 июля 1999 г. Брюссель посетила делегация РК во главе с заместителем премьер-министра - министром финансов У.Джандосовым для участия в первом заседании Совета со¬трудничества "РК-ЕС".
22 ноября 1999 г. состоялся визит в Астану делегации во главе с Директором генерального директората внешних свя¬зей ЕК Т. Сумма, принявшей участие в работе первого засе¬дания Комитета сотрудничества "РК-ЕС".
11 июля 2000 г. Брюссель посетила делегация РК во главе с первым заместителем премьер-министра РК А.Павловым, принявшая участие в работе второго заседания Совета со¬трудничества "РК - ЕС".
26514 декабря 2000 г. состоялся визит делегации РК во главе с первым вице-министром иностранных дел РК Н.А.Абыкае-вым, принявшей участие во 2-ом заседании Комитета сотруд¬ничества "РК-ЕС".
11) В 1997 г. вступил Базисный договор по Европейской энергетической хартии, подписанный в 1994 г. Договор га¬рантирует недопущение дискриминации РК на рынке энерго¬носителей, способствует интеграции страны в мировое эко¬номическое сообщество, защите ее торговых интересов и по¬вышению экономической безопасности РК.
12) Особое значение сотрудничества с ЕС связано также с высоким уровнем интеграции Европейского Союза с различ¬ными структурами и группировками в Европе (в области безопасности, охраны окружающей среды, космоса и др.) Так, в мае 1997 г. состоялся визит в Казахстан миссии ЕС по во¬просам юстиции и внутренних дел.
13) Сотрудничество в рамках Плана взаимодействия между ЕС и государствами Центральной Азии по контролю за нар¬котиками, реальным механизмом реализации которого может стать развертывание в Республике национальной программы - Мастер плана по контролю незаконного оборота наркотиков и организованной преступности с участием ЕС. В Алматы планируется открыть офис по проблеме наркотиков.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписанное между Республикой Казахстан и Европейским Союзом, должно носить нестандартный характер. А именно, оно должно иметь специфику, отражающую особенности цен¬трально-азиатской страны, лежащей между Европой и Азией, региона, богатого природными ископаемыми, в частности, энергетическим сырьем, емким рынком потребления и, сле-довательно, выгодным для инвестиций капитала.
Со временем программы ТАСИС и ТЕМПУС исчерпают себя. Поэтому уже сейчас следует рассматривать вопрос: "Что придет на смену этим двум программам"? Будущие програм¬мы такого рода должны касаться технического и научного со¬трудничества на более высоком и более качественном уровне, быть менее обременительными в оформлении и разнообраз¬ными по характеру.
В настоящее время в Казахстане действует европейская инициатива в области демократии и защиты прав человека. В будущем необходимо и далее развивать демократические по¬ложения между Республикой Казахстан и Европейским Сою¬зом в соответствии с СПС.
Новым направлением двустороннего сотрудничества мо¬жет стать развитие отношений в области космоса, а именно партнерских связей с предприятиями Европейского космиче¬ского агентства.
С января 2002 г. единая европейская валюта "евро" вошла в полный оборот. В связи с этим уже сейчас финансовые институты Казахстана должны подумать о соотношении тенге и евро.
Следует подумать об открытии высшего учебного заведе¬ния под эгидой Европейского Союза, который охватывал бы весь центрально-азиатский регион, готовил кадры, которые будут работать в новых условиях, а именно в условиях инте¬грации и глобализации.
Встречи между РК и ЕС должны проходить не только на уровне правительств, но и на уровне ученых и студентов для обмена мнениями в научных и образовательных областях.



1. Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. - Алма-Ата: Дayиp, 1992.
2. Новые приоритеты и задачи внешней политики Казахстана // Актуальные проблемы внешней политики Казахстана. Сборник статей. - Астана, 1998.
3. Выступление Президента Н.А.Назарбаева на совещании по вопросам внешней политики // Внешняя политика Казахстана. Сборник статей. - Алматы-Москва, 1995.
4. Назарбаев Н.А. Программа 2030.- Алматы, 1998.
5. Выступление Президента Н. Назарбаева на расширенном заседании Коллегии МИД РК. 14 сентября 1998 г. //Дипломатия жаршысы. Спецвыпуск. 1998. - октябрь. 5-7.
6. Назарбаев Н. А.. В потоке истории.- Алматы: Атамура, 1999. - 296с.
7. Назарбаев Н.А. Пять лет независимости. - Алматы: Казахстан, 1996.-624 с.
8. Назарбаев Н. А.. На пороге XXI века. -Алматы: Онер, 1996. - 288с.
9. Назарбаев Н. А.. Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана // Вечерний Алматы. - 1997. – 13 окт.
10. Нурсултан Назарбаев: Моя цель - построить нормальное демократическое общество //Казахстанская правда. – 2002. - 7 февраля.
11. Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год. Послание Президента народу Казахстана Астана, апрель, 2002 г.// Казахстанская правда. – 2002. - 2 мая.
12. Токаев К. Внешняя политика: Время размышлений, время действий. // Казахстан и мировое сообщество. - 1995, №2
13. Токаев К. Под стягом независимости: Очерки о внешней политике Казахстана. - Алматы: Б1л1м, 1997. – 736 с.
14. Токаев К. К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. – Алматы, АО "САК", 2000. – 584 с.
15. Токаев К. Дипломатия Республики Казахстан. Астана: "Елорда", 2001. - 552 с.
16. Токаев К.К. Казахстан - Европейский Союз: отношения делового сотрудничества // Казахстан и Европейский Союз. Сборник документов и материалов. - Алматы, 1997.
17. Идрисов Е.А. Об основных направлениях внешней политики Республики Казахстан в новом международном контексте // Дипломатический курьер. - Астана, 2000. - №3.
18. Идрисов Е. МИД - не торговый дом (О новом качестве казахстанской дипломатии) статья Министра иностранных дел РК Е. Идрисова. // "Республика", 26 апреля 2001 г.
19. История Казахстана в лицах: Политические портреты / под ред В. К. Григорьева и А. К. Кусаинова. – Акмола, 1999. –128 с
20. Хамфриз М. Европейский Союз и Казахстан / Казахстан и мировое сообщество. Сборник статей. Под ред. М.Жолдасбекова. - Алматы, 2000.
21. Закон Республики Казахстан от 26 мая 1997 г. N 113-I ЗРК О ратификации соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их государствами- членами, с другой стороны
22. Итоговый документ Мадридской встречи 1980 года представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, созываемой на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшем шагам после совещания (Мадрид, 6 сентября 1983 г.)
23. Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 января 2002 года №5 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации задач, поставленных Президентом Республики Казахстан Назарбаевым Н.А. в торжественной речи 16 декабря 2001 года, посвященной празднованию 10-й годовщины независимости Республики Казахстан»
24. Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 февраля 2000 года N 274 Об утверждении Плана мероприятий по реализации договоренностей, достигнутых в ходе первого заседания Комитета сотрудничества "Республика Казахстан - Европейский Союз"
25. Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 июня 2000 года N 936 О подписании Соглашения в форме обмена письмами между Республикой Казахстан и Европейским Сообществом о внесении изменений в Соглашение между Республикой Казахстан и Европейским Экономическим Сообществом по торговле текстильными изделиями, парафированное 15 октября 1993 года в городе Брюсселе и измененное Соглашением в форме обмена письмами, парафированное 20 декабря 1995 года
26. Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 ноября 2001 года N 1437 Отдельные вопросы реализации проектов Программы Развития Организации Объединенных Наций "Развитие региона Великого Шелкового пути" и технической помощи Европейского Союза "Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия"
27. Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 сентября 1999 года N 1418 О создании казахстанской части Совета сотрудничества и Комитета сотрудничества между Республикой Казахстан, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их государствами-членами, с другой стороны.
28. Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 ноября 2001 года N 1435 О Плане мероприятий по подготовке экономики Республики Казахстан к обмену валют стран Европейского валютного союза на евро
29. Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 июля 1999 года N 987 О проекте Указа Президента Республики Казахстан "О подписании Соглашения о сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европейским Сообществом по атомной энергии в области ядерной безопасности "
30. Закон Республики Казахстан от 20 июля 1999 г. N 449-1 О ратификации Меморандума о финансировании между Республикой Казахстан и Европейским Союзом
31. О ратификации Меморандума о финансировании 1996-1997 Программа Тасис (г. Алматы, 20 сентября 1997 г.) Республикой Казахстан Закон РК от 20.07.99 г. N 449-1
32. Абыкаев Н. Казахстан - Европейский Союз: партнерство и сотрудничество // Казахстанская Правда. 2000, 24 июня, № 158-159.
33. Актуальные проблемы внешней политики Казахстана. Сборник статей / Под ред. К.К.Токаева. - Астана, 1998.
34. Байзакова К.И. Правовые аспекты сотрудничества ЕС и Казахстана // Европейская интеграция и права человека. - Алматы, 1998.
35. Байзакова К.И. Деятельность Представительства Комиссии Европейского Союза в Центральной Азии // Европейский Союз и Центральная Азия. - Алматы, 2000.
36. Борко Ю. «Европейский союз: углубление и расширение интеграции» - “МЭиМО”, №8, 2000.
37. Бурнашов И.Л. Торгово-экономические отношения Европейского Союза со странами Центральной Азии // Европейский Союз и Центральная Азия. - Алматы, 2000.
38. Губайдуллина М.Ш. Деятельность Представительства Комиссии Европейского Союза в Центральной Азии // Европейский Союз и Центральная Азия. - Алматы, 2000.
39. Губайдуллина М.Ш. Европейская интеграция в научной и общественной деятельности факультета международных отношений Каз-ГУ // Вестник КазГУ. Серия информационная. - 2000. - № 1(4).
40. Дронов В.П., Максаковский В.П., Ром В.Я. «Экономическая и социальная география» - М., 1994.
41. Европейская интеграция и права человека. Сборник статей.- Алматы, 1998.
42. «European Integration. The origins and growth of the European Union» Dr Klaus-Dieter Borchardt. - Люксембург, 1995.
43. Золотухина Т. «Интеграционные процессы в Европе: введение единой валюты» - “Вопросы экономики”, №9, 1999.
44. Ибрашев Ж.У. Европейская интеграция и коллективная дипломатия // Европейская интеграция и права человека. - Алматы, 1998. - 361 С.
45. Ибрашев Ж.У., Енсебаева Э.Т. Евро как инструмент европейской интеграции // Континент. - 2001. - №8(46).
46. Ибрашев Ж.У., Енсебаева Э.Т. Об идее Соединенных Штатов Европы // Казахстан-Спектр. - 2001. -.№ 2.
47. Ибрашев Ж., Енсебаева Э. Европейский Союз во внешней политике Казахстана. - Алматы: ПД «Домино», 2001.-370 с.
48. «История европейской интеграции (1945 – 1994)» Под ред. А.С. Намазовой, Б.Эмерсон - М., 1995.
49. Казахстан и Европейский Союз. Сборник документов и материалов.-Алматы, 1997.
50. Кукеева Ф.Т. Программа ТЕМПУ С в Казахстане // Европейская интеграция и права человека. - Алматы, 1998.
51. Кукеева Ф.Т. ТАСИС в Центральной Азии // Европейский Союз и Центральная Азия. - Алматы, 2000.
52. Кунаков В. В. Турция и ЕС: проблемы экономической интеграции. Автореферат Диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Москва: Дипломатическая академия МИД России, 1998. – 23 С.
53. Лаумулин М.Т. Казахстан в современных международных отношениях: безопасность, геополитика, политология. - Алматы, 2000.
54. Лаумулин М.Т. Казахстан и Европейский Союз // Центральная Азия и Кавказ. - 2000. - № 2(8).
55. Макашева К.Н. Интеграционные процессы в Центральной Азии и Европейский Союз // Европейская интеграция и права человека. -Алматы, 1998.
56. Макашева К.Н. Европейская программа содействия развитию демократии и демократических институтов в Центральной Азии // Европейский Союз и Центральная Азия. - Алматы, 2000.
57. Мельянцев В.А. Крупные державы Востока, Запада и Россия: важнейшие тенденции развития на рубеже тысячелетий.//Восток. - 1999, №5.
58. Нигматуллин М. Привлекая западные капиталы. // Финансы Казахстана. 1997. №8, стр. 63
59. Новости. - Алма-Ата: Интерфакс-Казахстан/ДН - 28 ноября. 2001
60. Нуракымов Р. Каков лик нашей экономики? // Мысль, 1998, №8, стр.68
61. Перейдём на ЕВРО без потерь. - Кокшетауская газета "Степной маяк", №52, 27.12.2001
62. Социально-экономическое развитие. – Агентство Республики Казахстан по статистике, 2001, июль, с. 70-71.
63. The TACIS Programme. Annual report 1995,1996,1997,1998 - Brussels, European Commission, 1996,1997,1998, 1999.
64. Шенаев В.Н. «Особенности экономического развития Западной Европы» - М., 1993.
Ресурсы в Интернете.
1. http://www.evro.ru/ – «Единая Европа - Единая валюта».
2. http://europa.eu.int/ – «Europa – The European Union On-Line».
3. http://www.eur.ru/ – Представительства ЕвроКомиссии в России.
4. http://www.eur.ru/neweur/emag – Журнал «Европа».
5. http://members.fortunecity.com/podgol/index.htm – Европейская интеграция
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
2500





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.