Быстрый переход к готовым работам
|
Реструктуризация и ее роль в системе антикризисного управления и регулирования банковским секторомОдной из задач развития банковской системы после достижения макроэкономической стабилизации является ее адаптация к рыночным условиям хозяйствования, сопровождающаяся, как правило, процессом реструктуризации, означающим приспособление структуры ресурсов к новым ценам и условиям ограниченности, а также изменение структуры активов в соответствии с конкурентными преимуществами и спросом на банковские продукты. Она может включать организационные изменения, выражающиеся в разделении, слиянии, поглощении или присоединении банков. Реструктуризация не является самоцелью, а становится для многих субъектов основополагающим условием выхода из кризисного состояния. Необходимость ее проведения вызвана тяжелым финансовым положением ряда кредитных организаций, невозможностью обеспечить рентабельное функционирование при соблюдении нормативных требований ЦБРФ и сохранении оптимального соотношения риск - доходность - ликвидность. Исследователи трактуют реструктуризацию как комплекс мероприятий по преодолению неустойчивости отдельного банка или банковского сектора в целом и восстановление его способности выполнять базовые банковские функции. На наш взгляд, подобная трактовка процесса реструктуризации банковской системы носит упрощенный характер. Реструктуризации должны быть подвержены не только финансово неустойчивые кредитные организации. Целесообразно осуществлять динамично положительные изменения в стратегии и тактике финансово устойчивых банковских структур. Методологический подход основан на идее реструктуризации банковского бизнеса с целью формирования оптимальной российской системы, оптимального и высокоэффективного пакета банковских продуктов и технологий, которые каждый конкретный банк реализует на конкурентной основе.
142 В законе «О реструктуризации кредитных организаций» [5] реструктуризация трактуется как комплекс мероприятий, применяемых к кредитным организациям и направленных на преодоление их финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации кредитных организаций в соответствии с законодательством. Исследователи рассматривают различные типы процесса реструктуризации. Так, в частности, Э.Х. Лойт [79] выделяет два типа: инициативную реструктуризацию, предпосылки которой лежат в стратегии развития отдельных кредитных организаций, и инициированную (принудительную) реструктуризацию, ориентированную на преодоление последствий кризисов, повышение качественного уровня финансового посредничества, распространяющегося на всю банковскую систему. На наш взгляд, также следует выделять реструктуризацию банковской системы на региональном уровне, так как формирование национальной банковской системы невозможно без ее структурирования в регионах. Процесс реструктуризации первого этапа характеризуется совокупностью взаимосвязанных изменений организационной, юридической, управленческой, технологической базы банковского дела. Решающая роль в реструктуризации принадлежит государству, в то время как компетенция Центрального банка ограничивается задачами регулирования и контроля деятельности кредитных организаций. Реструктуризация банковского сектора со стороны государства, чаще в мировой практике, выражается в оказании финансовой помощи субъектам кризисных отношений как банковского, так и небанковкого сектора, а помощь ЦБ ограничивается исключительно кредитной формой, в России эту роль выполнял ЦБ через Агентство по реструктуризации кредитных организаций, где он имел контрольный пакет. В зависимости от глубины и конкретной направленности изменений в банковской сфере выделяют четыре уровня реструктуризации банковско-
143 го сектора с учетом компетенции и меры ответственности ЦБ:
Следует отметить, что меры по реструктуризации банковской системы на государственном уровне должны предполагать обеспечение фундаментальных основ, таких как: приоритетность защиты интересов частных вкладчиков; равное отношение со стороны государства к защите интересов всех кредиторов и клиентов банка; прозрачность и открытость процесса реструктуризации; экономическую ответственность собственников банков, не способных платить по обязательствам, выраженную в сокращении доли и объемов принадлежащего им банковского капитала, привлечение их к реструктуризации путем осуществления дополнительных взносов в капитал банков; участие кредиторов в конкретных процедурах реструктуризации; оказание государственной поддержки только тем банкам, которые успешно реализуют программы финансового оздоровления и самостоятельно решают возникшие проблемы. Осуществление непосредственной реструктуризации коммерческих банков и управление реструктуризацией системы кредитных организаций настолько взаимосвязаны и взаимообусловлены, что, с точки зрения дос-
144 тижения поставленных целей, не могут существовать друг без друга [117, с. 156]. Реструктурирование отдельных банков не может быть эффективным без изменения системы в целом. Оно относится к регулирующим функциям ЦБ РФ. Такая работа подразумевает проведение мероприятий по восстановлению платежеспособности банка или его ликвидацию как проблемного. Реструктуризация предполагала самостоятельное выполнение мероприятий по предписанию ЦБ РФ либо проведение мероприятий на договорной основе с АРКО. К сожалению, Закон «О реструктуризации кредитных организаций» сводит реструктуризацию банковской системы к реструктуризации отдельных банков, не затрагивает верхнего уровня и не предусматривает создание самостоятельно действующих организаций по управлению активами,- гарантированию вкладов. АРКО действовало для определенного круга банков и выполняло свои функции как некоммерческая государственная корпорация, подчиненная Центральному Банку. На наш взгляд, реструктуризация банковской системы должна учитывать ряд моментов: правительству, в виде институционального образования, следует выкупать просроченную задолженность проблемных банков; процесс наполнения капиталом банков должен быть непрерывным; целесообразно участие субъектов хозяйствования в капитале банков только после того, как они станут функционировать эффективно; ежегодное выделение бюджетных средств для реструктуризации банковской системы в целом и на разных уровнях с целью предупреждения системного банковского кризиса; реализация проектов возврата кредитных ресурсов, выданных под гарантии местных органов власти. Реструктуризация банковской системы предполагает поэтапное решение конкретных задач [79, с. 200-201]: создание макроэкономических предпосылок развития банков путем
145 качественного улучшения управления экономикой, поиска стимулов экономического роста, совершенствования законодательной, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, инвестиционной политики, укрепления общегосударственных, региональных финансов; разработка комплексной программы совершенствования денежных и кредитных отношений системы, определяющих взаимоотношения Центрального Банка и коммерческих банков; на основе создания общенациональной системы определение взаимосвязи между материальными и денежными потоками; повышение роли государства в формировании банковского сектора рыночной модели при эффективной межбанковской конкуренции; формирование эффективно функционирующего рынка ценных бумаг, представляющего источник инвестирования в реальный сектор; преодоление неравномерности в распределении финансовых ресурсов, финансовой зависимости отдельных регионов от внешнего финансирования; формирование банка нового типа через создание банковских холдингов, групп, транснациональных банков с участием российского и зарубежного капитала.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/457592.html |
|