У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Философская пропедевтика в средней школе, история становления и современные концепции
Количество страниц 94
ВУЗ ГОУ СПО Тольяттинский социально-экономический колледж
Год сдачи 2010
Содержание Введение 3
ГЛАВА I. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ПЕДАГОГИКЕ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 7
1.1 Зарождение гуманистической традиции в образовательной практике философско-педагогической мысли Древней Греции 7
1.2 Пропедевтика средневековья 18
1.3 Гуманистическая традиция в ее основных исследовательских направлениях и ведущих научных проблемах 30
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИ-ГУМАНИСТЫ XX в 46
ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ТЕНДЕНЦИИ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА 61
3.1 Школьные реформы 61
3.2 Педагогическая деятельность и взгляды В.А. Сухомлинского 70
Заключение 86
Список используемой литературы 90


Введение

Актуальность темы исследования. Фундаментальная философская идея современности состоит в том, что система образования не только отражает социальную жизнь общества, но представляет собой важнейшее и решающее явление изменения к устойчивому развитию социума.
Последнее десятилетие в Российской Федерации проходит в обстановке политических реформ, изменяющих основания общества. Образование в таких социальных условиях играет особую роль, формируя образ мира и образ жизни людей, транслируя инновационные и традиционные социальные ценности. Образование является мощным фактором преобразования России и потому требует объективного научного и философского анализа.
От решения проблем образования зависит понимание сущности ценностей и целей образования, тенденций развития той социальной и природной среды, в которой предстоит функционировать образованию в будущем, раскрытие реальных возможностей влияния образования на духовные и нравственные приоритеты личности, на ментальное и культурное пространство социума. Решение проблем образования влияет на полноценное обоснование стратегии и тактики в образовательной политике, на продуктивный творческий поиск эффективных подходов и методов организации многоплановой образовательной деятельности.
Актуальность комплексного философского исследования состояния современного образования и роли философии образования в осмыслении тенденций его развития обусловлена не только причинами социального характера, но и запросами развития самой философии. Философия образования позволяет выделить законы обучения и сообщения знания человеку; развивая теорию личности, она аргументирует целесообразность перестройки сознания человека в процессе его образования. Очевидно, что сегодня необходимы философские исследования теории личности, носящие характер гуманистической направленности, определяющие путь перехода от «экономического человека» к гуманистическому, новые теоретические подходы к осмыслению взаимосвязи культуры и образования, где образование (обучение, воспитание) является способом трансляции культурных ценностей, социальных норм и жизненных смыслов.
В последнее десятилетие наша страна переживает социальный кризис. Страна стоит перед выбором: либо гармоничная целостная модернизация либо переход в разряд стран «третьего мира». Образование России (при всех противоречиях существовавшей ранее социально-политической системы) оказалось развитым значительно выше, чем многие другие сферы. Оно сохранило конкурентоспособность в мировом масштабе.
Образование сводит в целостность все явления действительности, определяющие человеческое восприятие мира. Оно является способом аккультурации и инкультурации личности, поскольку определяет механизмы социализации личности и способы ее бытия. Философское осмысление образования важно уже потому, что оно дает обобщенную картину настоящего, а также определяет стратегическую модель будущего в социуме.
Философия образования — это различные стороны и аспекты образования, рассматриваемые как система, как процесс, как деятельность, как ценность, как социальный институт. В связи с этим особенно актуально сегодня определение предмета, задач и статуса философии образования как области, обобщающей главные знания об образовании.
Актуальность темы исследования связана с тем, что в настоящее время необходимо обосновать плодотворность собственно философского подхода к предмету. Практическая значимость философско-методологических исследований образования связана с поиском адекватных путей его выхода из создавшейся кризисной ситуации, которая проявляется: в несоответствии содержания образования современному уровню развития знаний и особенностям социальной жизни; в разрыве между содержанием образования, реальными образовательными запросами учащихся и развивающимися потребностями общества; в не разработанности целостной концепции современного образования, включающей экологическую, правовую и другие составляющие, адекватные потребностям развития общества; в непризнании философии образования самостоятельным фундаментальным учением, теорией и направлением развития знания; в отсутствии теоретико-методологического обоснования технологий образования, системы научной экспертизы и осмысления спектра возникающих новых образовательных технологий, столь необходимых современной практике образования, с позиций их оптимальности или не оптимальности.
Вместе с тем, многообразные аспекты развития современного образования разрабатываются различными науками, поэтому исследование тенденций развития современного образования должно носить комплексный характер, учитывать не только философские, но и социальные, экономические, педагогические, психологические, политические и другие аспекты. Такая многоплановость требует решения множества взаимосвязанных и часто разнохарактерных задач, решаемых философами, науковедами, специалистами в области теории педагогики, психологами, социологами и т.д. Задача же философии состоит в концептуальном воссоединении всего массива накопленных знаний.
Объект исследования: философская пропедевтика в средней школе, история становления и современные концепции.
Предметом исследования является комплексный анализ философии образования в ее онтологическом, гносеологическом, аксиологическом и праксеологическом аспектах.
Цели исследования настоящей работы заключаются в определении системно-философского подхода к образованию, философском осмыслении основных тенденций развития философской пропедевтики в средней школе, обосновании основных идей концепции философии образования.
Для реализации поставленной цели и обоснования выдвигаемой концепции в дипломной работы решаются следующие взаимосвязанные между собой задачи:
- рассмотрение истории становления философской пропедевтики;
- анализ форм взаимодействия философии и философии образования, в особенности методологической функции философии как важного условия исследования теории и практики современного образования;
- рассмотрение философии образования в контексте системно-философского подхода: в онтологическом, гносеологическом, аксиологическом и праксеологическом аспектах;
- анализ понятия «образовательное пространство» и философско-методологическое осмысление изменения роли образования в цивилизационном процессе;
- философско-методологический анализ проблем кризиса современного отечественного образования, выявление путей выхода из кризиса и повышения его эффективности и оптимизации;
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды классиков мировой и отечественной философии, работы современных русских и зарубежных философов, в которых философия представлена учением о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, об общих принципах бытия и познания; учением об отношении человека к миру.
Структура дипломной работы. Дипломная состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка. Объем диссертации включает 90 страниц текста и список литературы в количестве 40 наименований работ.

Список литературы Заключение

Итак, философская пропедевтика как образовательный предмет имеет длительную историю развития. В ходе этой истории сформировались определенные ориентиры, приоритетные направления и некоторые стойкие тенденции, многие из которых выдержали испытание временем и не потеряли актуальность для современного анализа. Философское образование издавна было связано также с умственным развитием. Интересно и то, что само понятие школы как особой организации обучения появилось с возникновением философии и фактически связано с философским образованием. Беседы философов со своими последователями и учениками требовали досуга, определенных организационных форм по времени и месту общения, систематичности. В результате постепенно складывались контуры структуры школы как воспитательно-образовательного учреждения. При этом специфика философского общения (беседы, где главным средством диалога выступало слово), значение философии в образовании человека, а также ее исторически обусловленный отрыв от материальной деятельности оказали в дальнейшем влияние и на то, что "в практике европейской школы общее образование (не только классическое, но и в значительной мере и реальное) приобретало чисто словесный характер, а так называемое профессионально-техническое образование - характер ремесленничества.
Философское образование, возникло вначале в рамках философских школ (пифагорейский союз, сократические школы). Для античности характерно противоборство двух программ Философское образование, одна из которых выражена софистами, отвергавшими необходимость постоянной организации Философское образование, и делавшими акцент на устное обучение и самообразование, а другая нашла свою реализацию в создании постоянных школ. В 90-х гг. 4 в. до н. э. ритор сократ создал в Афинах первую постоянную школу с трёхгодичным обучением философии, которая понималась тогда как совокупность всех знаний. В эпоху эллинизма в Афинах сложилась система Философское образование, на основе четырёх философских школ – Академии платоновской, Ликея Аристотеля, эпикурейской и стоической школ. Новыми центрами Философское образование, в эллинистическом мире были Пергамская библиотека и Мусейон в Александрии.
В Риме Философское образование, осуществляли странствующие философы, домашние учителя, приглашаемые в семейства знати, и риторические школы. В риторических школах Рима, Кремоны, Афин, Антиохии, Александрии философия толковалась как исходный пункт всего воспитания. Среди философских школ Рима наибольшей известностью и даже правительственной поддержкой пользовались стоики и эпикурейцы. Переход от республики к империи привёл к централизации Философское образование, в Риме, выразившейся в слиянии в 176 философских школ в одно учебное заведение и в закрытии частных риторических школ, к резкому усилению государственной регламентации Философское образование, (создание государственной системы оплаты преподавателям школ, специального ведомства по надзору за Философское образование,, системы экзаменов для кандидатов на места преподавателей). Особой императорской поддержкой пользовались римская школа Атенеум и константинопольская высшая школа. Афинская философская школа была закрыта императором Юстинианом в 529. Характерные черты Философское образование, в Византии, осуществлявшегося в высшей школе в Константинополе, патриаршей школе и частных школах, – комментирование античных философов, подчинение философии христианской теологии, сочетавшейся с неоплатонизмом, ограничение философии книжной мудростью.
В средние века философия изучалась в школах различных монастырей, церковных капитулов, аббатств; философское обучение было связано с собиранием и перепиской рукописей древних философов и переводческой деятельностью. Для развития Философское образование, важное значение имели высшие философские школы на араб. Востоке (первая основана в 832 в Багдаде). В эпоху «Каролингского возрождения» (8–9 вв.) философия преподавалась в монастырских школах – Реймсской, Утрехтской, Шартрской, Парижской. В 12–14 вв. монастырские школы преобразуются в университеты (в Болонье, Париже, Неаполе,. Падуе, Оксфорде, Кембридже, Праге). Среди университетов Европы в 13–14 вв. ведущее место занимал Парижский университет, ставший центром изучения богословия и философии (факультет свободных искусств). Для всего Философское образование, средневековья характерно, что «... церковная догма явилась исходным пунктом и основой всякого мышления. Юриспруденция, естествознание, философия – все содержание этих наук приводилось в соответствие с учением церкви». При этом Философское образование, испытывало большое влияние различных церковных орденов, руководивших университетами. В раннем средневековье Философское образование, в университетах почти целиком ограничивалось интерпретацией текстов отцов церкви; в позднем средневековье оно носило преимущественно характер диспутов относительно правильности истолкования аристотелизма. На философских факультетах средневековых университетов была разработана система присвоения учёных степеней (бакалавр, лиценциат и магистр, или доктор).
В эпоху Возрождения Философское образование, развивалось вне традиционных центров культурной жизни (университетов и монастырей); все значительные философы Возрождения порывают с университетскими корпорациями, рассматривая философское знание (прежде всего этическое и эстетическое) как личное достояние мыслителя, обретаемое собственным исканием. Отказ от авторитарных форм Философское образование,, связанных с церковными организациями, обусловил создание новых форм Философское образование, – кружков гуманистов и академий. В новое время развитие этих форм Философское образование, привело к созданию национальных академий. В эпоху Великой французской революции были осуществлены реформы университетского образования, оказавшие влияние на развитие Философское образование, (провозглашение принципа свободы научного исследования, преподавания и учёбы, чтение лекций на родном языке, разделение философских факультетов на различные отделения). Наряду с преподаванием философии в университетах получила развитие такая форма Философское образование, вне учебных заведений, как философские школы (среди которых следует отметить картезианскую, вольфианскую, гегельянскую школы).
Во 2-й половине 18 – начале 19 вв. сложилось понимание Философское образование, как общего духовного процесса формирования и саморазвития личности (И. Кант, И. Г. Фихте, Г. Гегель). Эта трактовка целей Философское образование, как целостного образования, синтезирующего все отдельные отрасли научного знания, нашла своё отражение в лекциях Ф. В. Шеллинга о философии как системе наук и методе академических знаний и в статье Гегеля «О преподавании философии в университетах» (1816), где предлагалась перестройка Философское образование, как универсального образования.
В 20 в. университеты сохранили ведущее место в системе Философское образование, Наряду с философскими факультетами университетов появились новые формы подготовки научных и преподавательских кадров (государственные институты, договорные и частные организации), значительно усилилась зависимость Философское образование, от государственного финансирования, контроля и руководства. Характерные черты организации современного Философское образование, в капиталистических странах – обострение конкуренции между различными организациями, готовящими философские кадры, отсутствие планирования, диспропорции в финансировании Философское образование,, территориальная и кадровая концентрация лучших вузов – свидетельствуют о кризисе всей системы образования.



1. Арриан. Походы Александра. М., 1993.
2. Блонский П.П. Курс педагогики (Введение в воспитание ребенка). М., 1918.
3. В.Г. Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. М., 1995.
4. Вилльман О. Дидактика как теория образования в ее отношении к социологии и истории образования. Т. 1., М., 1904.
5. Вопросы философии. 1995., № 5.
6. Горбачев Н.А., Кобзев М.С. Философия и педагогика. Саратов, 1974.
7. Гершунский Б.С. "Философия образования для ХХ века", М. Педагогическое общество России, 2002
8. Дьюи Дж. и Дьюи Э. Школы будущего. Берлин, 1922.
9. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. Берлин, 1922.
10. Дьюи Дж. Школа и общество. М., 1925.
11. Дьюи Дж. Школа и ребенок. М., 1923.
12. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики.М., 1988.
13. Запесоцкий А.С. "Образование: философия, культурология, политика". М.: Наука, 2002.
14. Ильин. История Философии.-М., 2006.
15. Ильинский, И. М. Образовательная революция. - М. : Изд-во Моск. гуманит.-соц. акад., 2002.
16. История зарубежной педагогики и философия образования . Духавнева А. В., Столяренко Л. Д., Столяренко Л Д Духавнева А В."Учебник".-М.: Изд.: Феникс, 2000.
17. Йерби Френк. Изгнанник из Спарты. Минск, 1993.
18. Корчак Я. Как любить детей. М., 1968.
19. Культурология. Ростов-на-Дону, 1995.
20. Материалисты древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М., 1955.
21. Мейман Э. Очерк экспериментальной педагогики. М., 1914.
22. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы.Сборник документов и материалов, М., 1984.
23. Очерки истории педагогической науки в СССР (1917—1980).М., 1986.
24. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч. I., М., 1988.
25. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР /1941-1961/. М., 1988.
26. Педагогика. 1992. № 9-10.
27. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. М., 1987.
28. Сидоров Н.Р. Философия образования. Питер, 2007.
29. Степашко Л.А. Философия и история образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений.-2-е изд., доп. И перераб.-М.: Флинта, 2003.
30. Сухомлинский В. А. Избранные произведения: в 5 томах. Киев, 1979-1980.
31. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973.
32. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М., 1981.
33. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1973.
34. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1971.
35. Философия образования: связь науки и практики: Сб. науч. ст. / Ин-т теории образования и педагогики Рос. акад. образования, Твер. обл. ин-т усовершенствования учителей; Науч. ред. Я.С. Турбовской. - М.; Тверь, 2002.
36. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1989. Т. 3.
37. Френе С. Избранные педагогические сочинения. М., 1990.
38. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971.
39. Шубинский В.С. Философское образование в средней школе: Диалектико-материалистический подход. М., 1991.
40. Яворский М. Януш Корчак. Варшава, 1984.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
3000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.