У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


ОЭЗ в России: характеристика, правовое регулирование и специфика их деятельности

Особые экономические зоны (далее - ОЭЗ) со статусом свободных таможенных зон представляют собой сравнительно новое явление для российской действительности. Деятельность по созданию таких зон на территории Российской Федерации началась в 1996 году, когда был принят Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области»[1]

На сегодняшний день практически закончено формирование законодательной базы, регулирующей порядок создания и функционирования ОЭЗ. Правовой статус данных образований регулируется в основном Федеральным законом Российской Федерации от 22.07.2005 № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также федеральными законами, посвященными непосредственно конкретных особым экономическим зонам, в частности, ОЭЗ Калининградской области и Магаданской области.

По словам руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ)  А.А. Алпатова, к сегодняшнему дню создана четкая система управления процессом создания и функционирования особых экономических зон[2].

Из всех структур, которые занимаются управлением особыми экономическими зонами (блок-схема 1), главным идеологом является Министерство экономического развития Российской Федерации, которое формирует нормативно-правовую базу и определяет стратегическое развитие особых экономических зон, проводит конкурсы по созданию ОЭЗ и определяет те регионы, где сегодня наиболее целесообразно создавать особые экономические зоны. Также существует Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами, которое является органом исполнительной власти, организующий и отвечающий за практическую работу. Еще в каждой зоне создается наблюдательный совет, куда входят представители федерального центра, региональных и муниципальных органов власти, а также представители бизнеса, бизнес-объединений и непосредственно резидентов. Это очень важный орган управления, который в регионе определяет правильно или неправильно создается и развивается особая экономическая зона. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 22.07.2005 № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" РосОЭЗ является государственным заказчиком по проектированию и строительству инфраструктуры ОЭЗ за счет бюджетов всех уровней. Для непосредственного строительства объектов инфраструктуры создано открытое акционерное общество "Особые экономические зоны", 100% акций которого принадлежит Российской Федерации. Генеральным директором ОАО «ОЭЗ» является Левкин С.И.

Основными видами деятельности ОАО «ОЭЗ» являются[3]:

- строительство и создание объектов ОЭЗ иных объектов, а также материально-техническое, финансово-экономическое, организационное и иное обеспечение строительства и создание указанных объектов;

- управление и эксплуатация объектов ОЭЗ;

- строительство, управление, обслуживание, эксплуатация и управление эксплуатацией всех видов инженерных и коммунальных сетей;

-  подготовка строительных участков, строительство зданий и сооружений;

- архитектурно-строительные и проектно-изыскательные работы;

- проведение научных исследований и разработок, в том числе связанных с использованием вычислительной техники, информационных и иных современных технологий;

- деятельность в сфере транспорта и связи;

- содействие в привлечении квалифицированной рабочей силы, в том числе для работы на территории ОЭЗ;

- деятельность в качестве управляющей компании.

Блок-схема № 1

Система управления ОЭЗ в России

 

                        

Источник: Успенский М.А. Особые экономические зоны как способ инвестирования в промышленные и инновационные проекты в России//май, 2008г. 

 

Также, на территории каждого региона имеется территориальное управление агентства РосОЭЗ, филиал или дочернее общество головного акционерного общества, а также создается штаб строительства, куда входят как начальники штаба, как правило, заместитель губернатора и глава местного управления[4].

Итак, понятие особой экономической зоны дается в статье 2 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Под ОЭЗ, как говорилось в главе 1,  следует понимать определенную часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Полномочиями по присвоению территории статуса ОЭЗ обладает Правительство Российской Федерации. Также Правительство Российской Федерации определяет те виды деятельности, которые будут осуществляться в рамках конкретной ОЭЗ.                                                                                                                           Первоначально Законом предусматривались два типа особых зон: промышленно-производственные, технико-внедренческие, далее в 2006 году появился третий тип зон – туристско-рекреационные. Позднее на основании поправок 2007 года к ним добавился четвертый тип — портовые зоны. Предполагается, что промышленно-производственные зоны (ППЗ) должны стать очагами промышленного роста, технико-внедренческие (ТВЗ) — интеллектуальными лабораториями, а туристско-рекреационные зоны (ТРЗ) выведут Россию на мировой туристический рынок. Портовые же зоны призваны «стимулировать развитие портового хозяйства и развитие портовых услуг, конкурентоспособных по отношению к зарубежным аналогам». Срок жизни зон— 20 лет, кроме технико-внедренческих, для них — 15 лет[5], а для портовых 49[6].

Создание ОЭЗ происходит на основе конкурсного отбора. Минэкономразвития России объявляется конкурс на создание особой экономической зоны. На этот конкурс субъекты РФ и органы местного самоуправления совместно готовят заявки и подают в Министерство экономического развития РФ. Создается специальная конкурсная комиссия, и при ней, если необходимо, экспертные советы. Проводится конкурс и определяется победитель. Затем выходит Постановление Правительства о создании особой экономической зоны того или иного типа на определенной территории. После этого подписывается соглашение между Правительством РФ, органами исполнительной власти субъекта РФ и муниципального образования о создании особой экономической зоны, в котором детально регламентируются вопросы финансирования, собственности и т.д. Это соглашение становится главным документом при создании и развитии особой экономической зоны. Затем разрабатывается концепция создания и развития особой экономической зоны, формируется система управления в рамках этой концепции, перечень объектов инфраструктуры, которые необходимо построить для развития ОЭЗ. Дальше разрабатывается проект планировки территории, как главный градостроительный документ. И после этого начинается строительство объектов инфраструктуры. Параллельно начинается строительство объектов резидентов. С этого момента зона начинает жить своей жизнью[7].

Нужно иметь в виду, что Закон предъявляет различные требования к организации ОЭЗ того или иного типа, в частности, это касается площади территории, используемой под ОЭЗ, правового режима используемых земельных участков и имущества, порядка заключения соглашения и подачи специальной документации для осуществления деятельности на территории ОЭЗ.

Пункты 4 и 5 статьи 5 Закона предусматривают перечень видов деятельности, которые запрещено осуществлять на территории ОЭЗ, в частности, это жилищное строительство, переработка полезных ископаемых, переработка лома черных и цветных металлов, производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легких автомобилей и мотоциклов. Более того, как уже было отмечено выше, Правительство определяет список разрешенных видов деятельности для каждой конкретной ОЭЗ.

Деятельность на территории ОЭЗ осуществляется на основании соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой. Данные соглашения заключаются с резидентами ОЭЗ. Понятие резидента промышленно-производственной ОЭЗ дается в статье 9 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»: им является коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории соответствующего муниципального образования и заключившая с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности. 

Что же касается понятия резидента технико-внедренческой, то отличие состоит лишь в том, что им может быть как коммерческая организация, так и индивидуальный предприниматель, и в данном случае с лицом заключается соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности. При этом следует отметить, что индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, не являющиеся резидентами ОЭЗ, также вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на территории ОЭЗ, однако их деятельность не будет регламентироваться нормами законодательства об особых экономических зонах[8].

Статус резидента лицо приобретает с момента внесения соответствующей записи в реестр резидентов ОЭЗ. Лишение статуса производится в судебном порядке на основаниях, предусмотренных Законом; в частности, это может иметь место при неоднократном существенном нарушении резидентом ОЭЗ налогового и/или таможенного законодательства[9].

Резидент ОЭЗ вправе осуществлять промышленно-производственную, технико-внедренческую или туристско-рекреационную деятельность на территории ОЭЗ, а если быть точнее – только те виды деятельности, которые разрешены на территории конкретной ОЭЗ и предусмотрены соглашением. Как правило, запрет на осуществление конкретных видов деятельности может устанавливаться Правительством Российской Федерации при создании конкретной ОЭЗ[10]. В качестве примера можно привести положение, содержащееся в пункте 10 статьи 4 Федерального закона «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», которое устанавливает целевые ограничения для инвестиционных проектов резидентов. Согласно этой статье, инвестиционный проект не может быть направлен, в частности, на добычу нефти, газа, оказания услуг в этих областях; на производство алкогольной продукции, табачных изделий и иных подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Как уже отмечалось, одной из задач создания ОЭЗ на территории Российской Федерации является привлечение инвестиционных средств. В связи с этим ОЭЗ характеризуются льготным режимом налогообложения (таблица 4) для резидентов этих зон. В соответствии со статьей 36 Закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» налогообложение резидентов ОЭЗ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в статьи Налогового Кодекса были внесены существенные изменения и дополнения, затрагивающие условия налогообложения резидентов ОЭЗ. В частности, эти изменения касаются следующих налогов – НДС, акцизов, единого социального налога, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и земельного налога. Ниже рассмотрен ряд таких изменений. 

Таблица № 4

Налогообложение в ОЭЗ.

 

 

НАЛОГ

 

Общий режим

            Резидент ОЭЗ          

ППЗ

ТВЗ

 

Налог на прибыль

 

24 %

20 % + ускоренное списание средств на НИОКР

+ ускоренная амортизация

-

ЕСН

26 %

26 %

14 % + специальная регрессивная шкала

Налог на имущество

max 2,2 %

 

Освобождение на первые 5 лет

(в некоторых ОЭЗ на 10)

Земельный налог

max 1,5 %

Транспортный налог

В зависимости от мощности двигателя

           

Источник: Налоговый кодекс Российской Федерации.

 

Одно из новшеств касается особенностей налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу РФ. В соответствии с внесенными изменениями НДС не уплачивается при помещении товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны в целях последующего вывоза этих товаров и продуктов их переработки в соответствии с таможенным режимом экспорта либо в иных целях. При последующем же вывозе указанных товаров за пределы территории ОЭЗ либо при передаче или продаже этих товаров на территории ОЭЗ лицам-нерезидентам такой зоны НДС исчисляется и уплачивается в общем порядке, установленном Налоговым Кодексом РФ.

НДС исчисляется в соответствии с налоговой ставкой 0 % при реализации товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных подпунктом 5 пункта 1 статьи 165 Налогового Кодекса РФ, а именно:

             - контракта с резидентом ОЭЗ (или копии контракта);
             - платежных документов об оплате товаров;

             - копии свидетельства о регистрации лица в качестве резидента ОЭЗ;

            - таможенной декларации с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны.

Также налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации работ и услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны. Это положение распространяется на работы и услуги по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории РФ товаров и импортируемых в РФ, выполняемые российскими перевозчиками, а также работы и услуги по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки товаров на таможенной территории[11].

Что касается налога на имущество организаций, которому посвящена глава 30 Налогового Кодекса РФ, то в соответствии с пунктом 17 статьи 381 от обложения налогом на имущество организаций освобождаются организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации-резидента ОЭЗ, в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет. Это дополнение улучшает положение налогоплательщиков-резидентов ОЭЗ, имеющих имущество на балансе в качестве основных средств, причем в данном случае льгота распространяется и на имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление или внесенное в совместную деятельность. Однако данное положение распространяется лишь на коммерческие организации. Аналогичная льгота не предоставлена индивидуальным предпринимателям, являющимся резидентами ОЭЗ, в отношении налога на имущество физических лиц[12].

В отношении уплаты земельного налога, которому посвящена глава 31 Налогового Кодекса РФ, имеется следующее существенное дополнение: организации-резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты земельного налога сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на предоставленный им земельный участок. Это правило опять-таки распространяется лишь на коммерческие организации. Однако освобождение от уплаты земельного налога для индивидуальных предпринимателей-резидентов ОЭЗ может быть установлено нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований[13].

Возвращаясь к таможенному режиму, действующему на территории ОЭЗ, следует отметить, что в данном случае идет речь о таможенном режиме свободной таможенной зоны. До 1 января 2006 года таможенный режим свободной таможенной зоны определялся положениями четырех федеральных законов, центральное место среди которых занимал Таможенный Кодекс 1993 года, а именно – глава 12 Кодекса.

Однако с 1 января 2006 года глава 12 Таможенного Кодекса РФ в части данного таможенного режима прекратила своё действие. На данный момент указанный таможенный режим регламентируется статьей 37 ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также главой 3 ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и статьей 6 Федерального закона «Об особой экономической зоне в Магаданской области».

В соответствии с ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», где содержатся наиболее общие положения, на территории ОЭЗ действует таможенный режим свободной таможенной зоны. Согласно требованиям этого режима иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера. Российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Под таможенный режим свободной таможенной зоны могут быть помещены следующие категории товаров[14]:

- товары, ввозимые на таможенную территорию РФ с территорий иностранных государств;

- товары, ввозимые на территорию ОЭЗ с остальной части таможенной территории РФ;

- товары, находящиеся на территории ОЭЗ и приобретаемые у лиц, не являющихся резидентами ОЭЗ.

С такими товарами допускается совершение любых операций, если такие операции соответствуют условиям соглашений о ведении той или иной деятельности и не запрещены Правительством Российской Федерации.

Что касается современных тенденций развития ОЭЗ, то на сегодняшний день имеет место активная деятельность уполномоченных государственных органов в сфере создания ОЭЗ. 28 ноября 2005 года состоялось заседание конкурсных комиссий по отбору заявок на ОЭЗ технико-внедренческого и промышленно-производственного типов. По результатам конкурса в Российской Федерации было создано шесть новых особых экономических зон – четыре ОЭЗ технико-внедренческого типа (в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Томской области) и две ОЭЗ промышленно-производственного типа (в Липецкой области и Татарстане).

Сегодня в отношении этих зон работают территориальные Управления Федерального агентства по управлению ОЭЗ, Экспертный совет по технико-внедренческим ОЭЗ и Наблюдательные советы по шести вышеуказанным зонам. Более того, в Липецкой, Томской, Московской областях и республике Татарстан приняты законы, закрепляющие льготы по налогообложению резидентов ОЭЗ.

В Санкт-Петербурге предполагается проводить научные исследова­ния и производить продукцию в сфере информационных техноло­гий и аналитического приборостроения, в Дубне будут развиваться информационные и ядерно-физические технологии, в Зеленогра­де – микро и наноэлектроника, оптоэлектроника, информацион­но-коммуникационные системы, биоинформационные и биосен­сорные технологии, нанотехнологии и наноматериалы, в Томске - иформационно-коммуникационные и электронные технологии, но­вые материалы, нанотехнологии и биотехнологии[15].

 В Липецкой области, где уже начат совместный проект с Италией и предполагается производство бытовых приборов, бы­товой электротехники и мебели;

В             Елабуге (Татария), где предполагается производство автокомплектующих, а также высокотехнологичной продукции нефте­химии. Там будут работать компании General Motors, Toyota, Cater­pillar, KFZ, George Fisher, RBL, Mando и Nicolson[16].

По расчетам Минэкономразвития России, создание зоны даст возможность привлечь инвестиции на сумму не менее 9 млрд. руб., а издержки инвесторов снизятся на 5-7%. Предполагается, что в среднем в каждой особой экономической зоне будет ежегодно производиться продукции на 6 млрд. руб.

Другим важным событием в сфере организации и деятельности ОЭЗ стало принятие Государственной Думой Российской Федерации 17 марта 2006 года в первом чтении законопроекта о создании нового типа ОЭЗ – туристско-рекреационных зон. На указанных территориях предположительно будет осуществляться деятельность по созданию, реконструкции, развитию объектов инфраструктуры туризма и отдыха, а также по оказанию услуг в этой сфере.

Следует отметить, что туристско-рекреационные зоны имеют ряд особенностей, среди которых можно выделить, например, то, что они, в отличие от промышленно-производственных и технико-внедренческих ОЭЗ, могут создаваться на территориях сразу нескольких муниципальных образований. Резидентам таких ОЭЗ будут предоставлены различные налоговые льготы, в частности, планируется освобождение резидентов туристско-рекреационных зон в течение первых пяти лет от уплаты налога на имущество и земельного налога. 

Считается, что за счет привлеченных инвестиционных средств этот новый тип ОЭЗ даст возможность поднять внутренний туризм на такой уровень, что в будущем он сможет конкурировать с международным.

Также на сегодняшний день строятся 3 портовые особые экономические зоны в Ульяновской области, Хабаровском крае и Красноярском крае. Они призваны способствовать комплексному экономическому развитию регионов, созданию новых рабочих мест, совершенствованию социальной инфраструктуры. В них будут созданы условия для привлечения иностранных и российских инвестиций для строительства и реконструкции портовой инфраструктуры, стимулирования развития портового хозяйства и портовых услуг, конкурентоспособных к зарубежным аналогам. Портовые ОЭЗ могут создаваться как на новом месте, так и в рамках существующих морских, речных портов и грузовых терминалов международных аэропортов.



[1] Панова Е.В. Правовое регулирование ОЭЗ в России./ Панова Е.В.//Таможня.ru, аналитические статьи. Март 2008 г.

[2] Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosoez.ru/, свободный.

[3] Справочные материалы ОАО «ОЭЗ» [Электронный ресурс]. 2008 г. Режим доступа: http://www.oao-oez.ru, свободный.

[4] Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosoez.ru/, свободный.

[5] Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2005 № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".

[7] Интернет-конференция руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами  Алпатова Андрея Алексеевича [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.garant.ru/iconf/report/88.htm, свободный, 23 июня 2008 г.

[8] Справочные материалы ОАО «ОЭЗ» [Электронный ресурс]. 2008 г. Режим доступа: http://www.oao-oez.ru, свободный.

[9] Особые экономические зоны/ С.В. Приходько, Н.П. Воловик; Консорциум по эк. исслед.– М.: ИЭПП, 2007.– 268 с.

[10] Панова Е.В. Правовое регулирование ОЭЗ в России./ Панова Е.В.//Таможня.ru, аналитические статьи. Март 2008 г.

[11] Налоговый Кодекс Российской Федерации

[12] Налоговый Кодекс Российской Федерации.

[13]   Таможенный Кодекс Российской Федерации

[14] Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2005 № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".

[15] Особые экономические зоны/ С.В. Приходько, Н.П. Воловик; Консорциум по эк. исслед.– М.: ИЭПП, 2007 – 268 с.

[16] Справочные материалы ОАО «ОЭЗ» [Электронный ресурс]. 2008 г. Режим доступа: http://www.oao-oez.ru, свободный.

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.