У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


О лингвистической концепции эмоций

     

      Эмоции и проблема их отражения в языке довольно долго игнорировались традиционной лингвистикой, хотя такие классики языковедения, как К.Бюлер, Л.Вайсгербер и др., так или иначе затрагивали вопросы, связанные с эмоциями, в своих работах. Так Ш.Балли уже в начале ХХ века, связав выражение эмоций со стилистикой, провозгласил приоритет аффективного в языке; К.Бюлер выделял экспрессивную функцию в качестве одной из основных функций языка. Однако, как верно заметила Джин Эйчисон, лингвисты до сих пор “боятся темы эмоций”, или, точнее, боялись, ибо только последнее время наблюдается бурное развитие эмотиологии, то есть лингвистики эмоций. Функция выражения эмоций - эмотивная - по праву считается одной из основных функций языка (Шаховский, 1987, 1995, 1997; Бабенко,1990; Волек, 1987; Маслова, 1990; Пиотровская, 1995 и др.).

      В своей работе мы опираемся на положение о том, что эмоции есть особая форма отражения действительности (Рубинштейн, 1984; Симонов,1962,1966,1981; Шингаров, 1971; Рейковский, 1979; Изард, 1980 и др), или другими словами, особая форма интерпретации действительности, так как эмоции отражают отношение человека к ней, восприятие человеком окружающего мира, а само восприятие является интерпретирующим. Известно, что существует два входа в сознание: один через восприятие, а другой через извлечение из памяти; в большинстве случаев люди говорят о вещах и событиях, извлеченных из памяти (Чейф, 1983:37-38). Существование эмоциональной памяти и эмоционального следа в памяти человека доказывается не только практическим опытом (Станиславский), но и рядом исследований (Леонтьев, Рубинштейн, Ортони, Изард и др.). В когнитивной теории эмоций выдвигается тезис о том, что фундаментальные эмоции (в нашей работе мы используем вывод П.Экмана и В.Фризена о том, что существует шесть фундаментальных эмоций: гнев, удивление, страх, отвращение, печаль, счастье; cf. Изард, 1980) образуют основные структуры сознания.

      Наша работа базируется на принципе, сущность которого заключается в том, что на языковом уровне эмоциональность как психологическая категория трансформируется в эмотивность. Хотя существует различие в подходах к пониманию эмотивности, мы придерживаемся определения, данного профессором В.И.Шаховским: Эмотивность - “имманентно присущее языку семантическое свойство выражать системой своих средств эмоциональность как факт психики, отраженные в семантике языковых единиц социальные и индивидуальные эмоции” (Шаховский,1987:24). В.И.Шаховским впервые была предложена и лингвистическая концепция эмоций, которая включает в себя следующие основные положения:

      - Эмоции регулируют процесс восприятия и интерпретации действительности языковой личностью, воспроизводя в сознании человека его эмоциональное отношение к ней. - Эмоции - феномен социальный, следовательно, эмоциональное отношение человека к действительности также является социально осознанным, а значит, в какой-то мере типизированным.

      - Эти типизированные эмоциональные отношения, проходя через особый психический механизм отображения, закрепляются в семантике слов в виде семантических компонентов, которые и формируют эмотивность слова. Таким образом, эмотивность слова есть “его семантическая способность репродуцировать в соответствующих типизированных условиях видовой опыт вербального выражения определенных эмоциональных отношений субъектов к тому, что несет данное слово-образ” (Шаховский, 1995:13).

      Вся работа доступна по ССЫЛКЕ

     

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.