Художественный текст как эмотивный тип текста
В последнее десятилетие интенсивно развивается коммуникативный подход к тексту, базирующийся на известной схеме “автор текст адресат”. В предложенной А.М.Шахнаровичем концепции текста выделяется, по меньшей мере, два плана текста: коммуникативный и когнитивный. “Первый составляет прагматический компонент текста, второй - его семантический компонент” (Шахнарович, 1990:30). Текст представляет собой отражение какого-либо фрагмента языковой личности автора, который имеет субъективный характер. Выделение прагматического компонента текста также является обязательным, ибо это означает учет намерения автора воздействовать на адресата в процессе прочтения текста. Работая в рамках коммуникативного подхода и принимая во внимание эстралингвистическую ориентацию текста, мы вслед за Н.С.Болотновой рассматриваем текст как “коммуникативно-ориентированный, концептуально обусловленный продукт реализации языковой системы в рамках определенной сферы общения, имеющий информационно-смысловую и прагматическую сущности” (Болотнова, 1992:21).
Художественный текст как объект лингвистического исследования всегда привлекал внимание ученых (Барт, 1989; Бахтин, 1976; Болотнова, 1992; Быдина, 1994; Воробьева, 1993; Гальперин, 1974; Задорнова, 1984; Лотман, 1992; Маслова, 1992; Степанов, 1988; Томашева, 1995, и многие другие). Художественный текст - явление полифункциональное. Одной из его специфических функцией выступает эстетическая функция, которая является средством усиления других функций текста: экспрессивной, прагматической, эмотивной, образной и др. (Маслова, 1992;224). Мы не будем останавливаться на определении эстетической функции текста, заметим лишь, что в лингвистике отсутствует ее единая трактовка, и она зачастую определяется через другие функции художественного текста, в том числе и через воздействующую (функция эстетического воздействия). Прагматика художественного текста является, таким образом, эстетически обусловленной, и познавательная, “исследовательская” деятельность реципиента также проходит с “ориентацией на художественную сферу общения” (Болотнова, 1992).
Вся работа доступна по ССЫЛКЕ