Сравнение как средство описания агрессивных состояний
Сущность сравнения состоит в уподоблении двух, принадлежащих к разным классам, объектов одного другому ради более наглядной характеристики одного их них (Galperin, 1981: 167). Сравнение широко используется для описания эмоций в художественных текстах. “… Все эти описания основаны на сравнениях… Эмоции как таковые не могут быть описаны, могут быть описаны только ситуации. Эмоции могут быть описаны только по отношению к стандартным ситуациям” (Wierzbicka, 1972: 58-60). Сравнение может описывать различные характерные ситуации, в которых переживаемая эмоция соотносится с действительностью. Сравнение может использоваться как для описания обобщенных эмоциональных состояний, так и для описания конкретных невербальных компонентов, отражающих эти эмоциональные состояния.
Основной моделью развернутого сравнения в описаниях агрессивной эмоциональной кинесики и фонации является такая, в которой описывается ситуация с обобщенным субъектом, обладающая устойчивыми стереотипными характеристиками в сознании носителей данного языка. Подобная ситуация может быть сформулирована так: “субъект ведет себя (выглядит) так, как некто другой мог бы вести себя (выглядеть) в подобной эмоциональной ситуации”. Приведем пример из романа С.Моэма “Пироги и пиво”:
“You must know that she was deceiving you with all friends. Her behaviour was a public scandal. My dear Edward, let us face the fact: your wife was nothing but a common strumpet”. He snatched his arm away from me and gave a sort of a low row, like an orang-utang in the forests of Borneo forcibly deprived of coconut, and before I could stop him he broke away and fled.